Организация парной и групповой работы учащихся при обучении иноязычному общению
статья по французскому языку ( класс) по теме

В последние годы в современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Учитель, работающий в личностно-ориентированной школе, вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом. Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  парной и групповой работы учащихся 6-7 классов при обучении иноязычному общению

В последние годы в современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Учитель, работающий в личностно-ориентированной школе, вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом. Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий.

Если говорить о специфике преподавания моего предмета (французский язык), то в последние десятилетия в стандартах обучения иностранному языку всё больше внимания уделяется обучению общению. Достижение этой цели требует максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения и взаимодействия, в котором каждый ученик будет активно действующим субъектом. Сделать это можно во многом благодаря использованию интерактивных форм работы, а именно парной и групповой.

Организация групповой работы довольно сложна, она требует от учителя большой подготовки: необходимо организовать учебное пространство,  подготовить дополнительный дидактический материал. Нужно продумать, по какому принципу наиболее целесообразно объединить детей в группы и по каким критериям оценивать их работу. Есть и другие опасности. Например, нарушение привычного порядка, сопровождающее такую форму проведения урока. Нередко «рабочий» шум перерастает в «нерабочий».

Для успешной работы в группах необходимо помнить о следующих моментах:

I. Как показывает практика, оптимальная величина группы – 2-5 учащихся. Для формирования «настоящей» группы, полной адаптации всех учащихся друг к другу, нужны минимум 3-5 занятий, поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп на четверть тоже не рекомендуется: ученики должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.

II. Объединять детей в группы можно разными способами. Каждый из них хорош для решения той или иной учебной или педагогической задачи. Так, можно объединить детей:

- По желанию (характеру межличностных отношений). Этот способ можно успешно применять в том случае, если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а процесс.

- Случайным образом. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить (тем, кто привык быть исполнителем), продуцировать идеи (тем, кто привык действовать по шаблону) и т. д. В таких ситуациях далеко не всегда все проходит гладко. Возможны конфликты, решать которые участникам должен помогать учитель, обладающий достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

- По выбору «лидера». Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

- И наконец по выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды в зависимости от цели обучения.

Во всяком случае важно помнить, для того, чтобы учебные группы успешно функционировали, в составе каждой из них должно быть не менее половины учащихся, способных успешно заниматься самостоятельной работой. В этом случае слабые ученики постепенно овладевают навыками работы над материалом, включаются в общую работу, тянутся за сильными товарищами.

III. Если говорить о выборе заданий для групповой работы, то они должны соответствовать следующим критериям:

1) задания должны иметь проблемный характер, создавать определённое познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний, навыков и умений. В этом случае дети спорят, доказывают своё мнение, ищут разные способы выполнения учебной задачи;

2) задания должны быть такими, чтобы работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

При этом целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объёма работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

IV. При оценивании работы в группах можно использовать несколько способов оценки:

1. Это может происходить путем суммирования оценок работы каждого. Лучшей группой будет та, в которой суммарная оценка работы всех членов группы выше;

2. Также учитель может произвольно спросить любого члена группы и по его ответу оценить работу всей группы;

3. Возможен также вариант, при котором оценку группе ставят другие группы.

V. Организуя работу в группах, не следует занимать детей совместной деятельностью более 15-20 минут, это может привести к повышению утомляемости и снижению работоспособности.

VI. Не стоит также требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Для этой цели в классе полезно иметь «шумомер» – звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума, например, простой колокольчик.

Далее я хотела бы остановиться на приёмах организации парной и групповой форм обучения, которые я стараюсь активно использовать при подготовке дидактического материала на своих уроках  в 6-7 классах.

  1. Первый приём – это приём информационного неравновесия:

К нему относятся разного рода упражнения с карточками, на которых информация частично не совпадает. Цель учеников – восполнить пробелы в информации, задавая друг другу вопросы. (пример упражнения в презентации).

Также к этому приёму относятся разнообразные кроссворды, которые могут использоваться как для парной, так и для групповой формы работы (пример упражнения в презентации).

  1. приёмы вопросно-ответной работы:

К ним относятся:

  1. различные опросники (пример упражнения в презентации).
  2. различные игры, построенные на вопросно-ответной основе (пример упражнения в презентации).
  1. приёмы восстановления:

Приёмы восстановления предполагают, что учащиеся выполняют учебно-речевые действия реконструкции отдельных неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста (пример упражнения в презентации).

  1. приёмы игрового моделирования и драматизации:

Формы игр чрезвычайно разнообразны. Это приспособленные к учебным задачам настольные игры, шарады, загадки, конкурсы (пример упражнения в презентации).

Приёмы драматизации строятся на основе игр и реализуются в ролевых играх, воображаемых ситуациях, сценариях, при постановках сказок, скетчей, коротких пьес (пример упражнения в презентации).

  1. приёмы, используемые учителем с целью стимулирования речемыслительной деятельности:

К этим приёмам относятся:

  1. групповое составление так называемых «семантических карт»;
  2. учебные дискуссии и дебаты;
  3. проекты, веб-квесты.

В заключение я хотела бы сказать, что использование парных и групповых форм работы в моей практике даёт стабильные результаты, позволяя повысить эффективность и результативность обучения, снять тревожность некоторых детей, активизировать познавательную творческую активность. Групповая работа создаёт эмоциональную атмосферу, способствующую повышению мотивации за счёт необычности формы занятия, возможности проявить себя и повысить свой статус в группе. Групповая работа позволяет осуществлять активный обмен знаниями, навыками и умениями между учениками; также повышает чувство ответственности и самостоятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку:" Организация индивидуальной и групповой работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола"

Презентация к уроку английского языка в 5 классе. На уроке систематизируются и обобщаются изученные времена английского гланола....

Современные методы и технологии обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования

Презентация представляет собой обобщение теоретических знаний о Современных методах и технологиях обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования в схемах и...

Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению

Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общениюВ настоящее время изучению английского языка отводится очень большое значение, и для школьников на сегодняшний ...

Статья на тему: Организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся над иноязычной лексикой

В последнее время много внимания уделяется организации и содержанию обучения на младшей ступени. Знакомство с опытом работы школ показывает, что большинство учителей успешно овладевает методикой обуче...

ОРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМА ПАРНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС

парная и групповая работы способствуют вовлечению учащихся  в творческую работу, умению работать в команде....

Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»

В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....