Пояснительная записка и рабочая программа по физкультуре для 1-3 классов
календарно-тематическое планирование по физкультуре по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа по физкультуре 2014 - 2015 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1-3_klass_2014-2015.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для учащихся 1 – 3 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Учитель высшей
квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 1 – 3 классов разработана на основе:
- «Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2010г.
Программа рассчитана на 99 часов в 1 классе и 105 часов во 2 – 3 классах из расчета 3 часа в неделю.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часа в год, (3 часа в неделю).
Для реализации образовательной программы 1 – 3 классов по физической культуре используется УМК:
№ п/п | Наименование учебного пособия | Автор | Год издания |
1 | Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы | В.И.Лях, А.А.Зданевич | Москва: «Просвещение»,2010 |
2 | Справочник учителя физической культуры | П.А.Киселев, С.Б.Киселева | Волгоград: «Учитель»,2008 |
3 | Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы | Н.И.Дереклеева | Москва: «ВАКО»,2007 |
4 | Подвижные игры 1-4 классы | А.Ю.Патрикеев | Москва: «ВАКО»,2007 |
5 | Зимние подвижные игры 1-4 классы | А.Ю.Патрикеев | Москва: «ВАКО»,2009 |
6 | Дружить со спортом и игрой | Г.П.Попова | Волгоград: «Учитель»,2008 |
7 | Физкультура в начальной школе | Г.П.Болонов | Москва: «ТЦ Сфера»,2005 |
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональным компонентом. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается с первого полугодия второго класса. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1–3 классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И.Лях, А.А.Зданевич).
Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня увеличено изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения».
Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |||
Класс | |||||
1 | 2 | 3 | |||
1 | Базовая часть | 80 | 84 | 68 | |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |||
1.2 | Подвижные игры | 20 | 18 | 15 | |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 17 | 24 | 16 | |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 22 | 25 | 22 | |
1.5 | Кроссовая подготовка | 21 | 17 | 15 | |
2 | Вариативная часть | 19 | 21 | 37 | |
2.1 | Подвижные игры c элементами баскетбола | 19 | 21 | 21 | |
2.2 | Лыжная подготовка | 12 | |||
2.3 | Теоретические основы | 4 | |||
ИТОГО: | 99 | 105 | 105 |
Содержание учебного предмета во 2 классе
Год/четверть | Общее количество часов | Из них зачетов | ||
По плану | Фактически | По плану | Фактически | |
Год | 105 | 29 | ||
1 четверть (9 недель) | 27 | 5 | ||
2 четверть (7 недель) | 21 | 7 | ||
3 четверть (10 недель) | 30 | 7 | ||
4 четверть (9 недель) | 27 | 10 |
Содержание учебного предмета во 3 классе
Год/четверть | Общее количество часов | Из них зачетов | ||
По плану | Фактически | По плану | Фактически | |
Год | 105 | 24 | ||
1 четверть (9 недель) | 27 | 7 | ||
2 четверть (7 недель) | 21 | 4 | ||
3 четверть (10 недель) | 30 | 5 | ||
4 четверть (9 недель) | 27 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Базовая часть:
- Основы знаний о физической культуре:
- естественные основы
- социально-психологические основы
- приёмы закаливания
- способы саморегуляции
- способы самоконтроля
- Легкоатлетические упражнения:
- бег
- прыжки
- метания
- Гимнастика с элементами акробатики:
- построения и перестроения
- общеразвивающие упражнения с предметами и без
- упражнения в лазанье и равновесии
- простейшие акробатические упражнения
- упражнения на гимнастических снарядах
- Кроссовая подготовка:
- освоение техники бега в равномерном темпе
- чередование ходьбы с бегом
- упражнения на развитие выносливости
- Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов
- система упражнений с мячом
2. Вариативная часть:
- подвижные игры с элементами баскетбола
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНО-ТЕСТОВЫХ УРОКОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
Нормативы | 2 класс | 3 класс | |||||||||||||||||||||
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | ||||||||||||||||||
1 | Бег 30 м (сек.) | м | 6,0 | 6,6 | 7,1 | 5,7 | 6,2 | 6,8 | |||||||||||||||
д | 6,3 | 6,9 | 7,4 | 5,8 | 6,3 | 7,0 | |||||||||||||||||
2 | Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" - без учета времени) | м | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
д | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
3 | Челночный бег 3х10 м (сек.) | м |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
д |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
4 | Прыжок в длину с места (см) | м | 150 | 130 | 115 | 160 | 140 | 125 | |||||||||||||||
д | 140 | 125 | 110 | 150 | 130 | 120 | |||||||||||||||||
5 | Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см) | м | 80 | 75 | 70 | 85 | 80 | 75 | |||||||||||||||
д | 70 | 65 | 60 | 75 | 70 | 65 | |||||||||||||||||
6 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | м | 70 | 60 | 50 | 80 | 70 | 60 | |||||||||||||||
д | 80 | 70 | 60 | 90 | 80 | 70 | |||||||||||||||||
7 | Отжимания (кол-во раз) | м | 10 | 8 | 6 | 13 | 10 | 7 | |||||||||||||||
д | 8 | 6 | 4 | 10 | 7 | 5 | |||||||||||||||||
8 | Подтягивания (кол-во раз) | м | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | |||||||||||||||
9 | Метание т/м (м) | м | 15 | 12 | 10 | 18 | 15 | 12 | |||||||||||||||
д | 12 | 10 | 8 | 15 | 12 | 10 | |||||||||||||||||
10 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | д | 23 | 21 | 19 | 25 | 23 | 21 | |||||||||||||||
м | 28 | 26 | 24 | 30 | 28 | 26 | |||||||||||||||||
11 | Приседания (кол-во раз/мин) | м | 40 | 38 | 36 | 42 | 40 | 38 | |||||||||||||||
д | 38 | 36 | 34 | 40 | 38 | 36 |
ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках (см. таблицу)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Учащиеся должны знать:
Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх;
О способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и выполнении;
О терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
О физических качествах и общих правилах их тестирования;
Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;
О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таблицу)
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с) | 6.5 | 7.0 |
Силовые | Прыжок в длину с места (см) Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз) | 130 5 | 125 4 |
К выносливости | Бег 1000 м Передвижение на лыжах 1.5 км | Без учета времени | |
К координации | Челночный бег 3x10 м (с) | 11.0 | 11.5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5-9 классов
Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образователь...
пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку 10-11 класс "Английский с удовольствием" Биболетова М.З.
пояснительная записка (с примерным распределнием часов по темам ) к рабочей программе по английскому языку 10-11 класс "Английский с удовольствием" Биболетова М.З. составлена для учащихся с ОЗВ ...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 6 класс.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 6 класса разработана на основе Примерной государственной программы по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физ...
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 5 класс.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 5 класса разработана на основе Примерной государственной программы по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физ...
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре. 3 класс....