Использование CD и DVD ресурсов на уроках французского языка
методическая разработка по французскому языку по теме

Дранищева Виктория Викторовна

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся.

В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvd_i_sd_na_urokah_francuzskogo_yazyka.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование DVD и CD на уроках иностранного языка »

Содержание:

Введение

Использование DVD- и CD – ресурсов на уроках французского языка

Видеокурс «Extra» как DVD-ресурс

Заключение

Список литературы


Введение

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся.

В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.

Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков, начиная от простейших до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений.

Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках иностранного языка информационных технологий.

Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

  1. электронные учебники и пособия;
  2. интерактивные доски;
  3. электронные энциклопедии и справочники;
  4.  тренажеры и программы тестирования;
  5.  образовательные ресурсы Интернета;
  6.  видео и аудиотехника;
  7.  интерактивные карты и атласы;
  8. интерактивные конференции и конкурсы;
  9. материалы для дистанционного обучения.

Использование DVD и CD – ресурсов на уроках французского языка

Одним из самых удобных способов использования современных информационных технологий в современной школе является использование CD и  DVD – ресурсов, желательно, в сочетании с проектором.

Можно выделить следующие типы CD и  DVD – ресурсов:

  1. электронные учебники;
  2. электронные словари;
  3. интерактивные курсы;
  4. обучающие фильмы;
  5. обучающие игры;
  6. художественные фильмы.

Остановимся подробнее на каждом варианте.

Электронные учебники.

Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

В частности, на уроках в 11 классе мною активно используется электронный учебник «Alter Ego».

Электронные словари.

Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.

Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.

Чаще всего на уроках французского языка используются следующие словари:

1. Lingva Français 2010;

2. Le Petit Robert (электронная версия).

Интерактивные курсы

Подобные курсы предоставляют большие возможности учителям в составлении тестов для контроля знаний и навыков. CD-диск с дополнительными заданиями для учащихся - это важное и объемное дополнение к учебному комплекту. Такой диск предоставляет большое количество упражнений для отработки грамматики и лексики. Подобная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся.

Можно отметить следующие курсы, используемые мною (в основном, частично) на уроках французского языка:

- «Интерактивный озвученный курс французского языка». 144 разговора, 12000 слов, курс по грамматике, 100 процедур по фонетике. Есть возможность дать учащимся базисный словарный запас, помочь проанализировать грамматику и фонетику, обучить  пониманию  речи благодаря  методологии проговариваемого разговора.

- «Facettes. Курс французского языка». Полный курс предполагает 3 уровня.

Новая программа популярной серии LANGMaster основана на учебниках известного издательства Max Hueber Verlag и содержит разнообразные интерактивные упражнения. Есть и вспомогательные разделы программы, такие как словарь, грамматический справочник на русском языке, раздел для тренировки произношения, система RE-WISE для заучивания слов.

- Курс французского языка "Amis et compagnie" (1,2,3)

Пособие обладает простым интерфейсом и материалами четырех уровней, обеспечивает развитие навыков общения на французском языке и письма. Содержит тренировки по общению и устной речи; материалы четырех уровней, подобранные под уровни А1-В1 Общеобразовательных Европейских Рекомендаций. "Amis et compagnie" мотивирует обучающихся своими интерактивными упражнениями, советами по учебе, комиксами, играми, проектами, тестами по самооценке знаний, а также театрализацией и очень удобной и простой поисковой системой.

             Обучающие фильмы

Обучающие фильмы на французском  языке – это одно из средств, при помощи которых можно разнообразить уроки иностранного языка, развивать навык восприятия устной французской речи на слух, пополнять свой словарный запас новыми словами и выражениями разговорной речи. Обычно подобные фильмы посвящены определенной тематике (они короткие и снабжены с субтитрами), либо представляют собой видеокурс, как, например, «Уроки французского языка. Ускоренный курс (Обучающее видео)» - это ускоренный курс, который объясняет правила грамматики и произношения.

Художественные фильмы.

На сегодняшний день самым современным средством воспроизведения цифрового видео является DVD. Для  обучения иностранному языку наиболее существенными представляются следующие технические характеристики DVD:

- возможность использования нескольких звуковых дорожек на различных языках;

- моментальный доступ к любому из используемых языков;

- беспрепятственное переключение с одного языка на другой;

- использование субтитров на различных языках;

- моментальный доступ к любому фрагменту фильма;

- замедление темпа воспроизведения видео- и звукового ряда;

- ускорение темпа воспроизведения видео- и звукового ряда.

Развитие устной речи учащихся также может осуществляться на основе аутентичного художественного фильма. С его помощью на уроке зримо создаётся речевая ситуация, в которой обучаемые должны адекватно проявить себя в коммуникативном плане: выразить своё мнение/ отношение, высказаться по теме, сформулировать идею, вступить в дискуссию и т.д. Фильм является средством формирования умений монологической речи. Также художественный фильм представляет собой эффективное средство, обеспечивающее ту совокупность обстоятельств, которая вызывает речевое общение, благоприятствует ему, т.е. создаёт коммуникативную ситуацию, которая является основным условием для формирования умения диалогической речи. Вне естественной языковой среды примером разговорной речи могут служить диалоги и полилоги игрового кино. Использование фрагментов художественных фильмов в процессе обученияимеет ряд преимуществ по сравнению с применением аудиозаписей, потому что содержит такую важную вербальную информацию, как мимика, артикуляция, жесты и т.д.        

Сериал «Extra» как средство обучения французскому языку

Extra French  - это обучающая видеопрограмма, разработанная телеканалом Сhannel 4, представляющая собой гибрид художественного сериала с учебником французского языка.  Extra French – это не самостоятельный курс для изучения французского языка, но уникальный дополнительный материал который можно использовать в 8-11 классах.

Каждая серия Extra French  имеет определенную тематику, как урок в каком-либо другом пособии по изучению иностранного языка. В эпизоде проигрываются определенные речевые ситуации с определенными выражениями, которые повторяются несколько раз на протяжении серии. К каждому эпизоду составлен словарь незнакомых слов, упражнения на лексику эпизода, упражнения на произношение (караоке по эпизоду), упражнения на развитие письменной и устной речи.  Каждый эпизод снабжен русскими и французскими субтитрами.

Работа с видеокурсом «Extra» включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный. На преддемонстрационном этапе, снимаются языковые трудности восприятия текста к художественному фильму и трудности понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова. Возможно формирование социально-психологического фона и содержательных ориентиров для дальнейшего восприятия формы и содержания. Перед непосредственным показом видео обучаемым предлагаются ориентиры: вопросы по содержанию, вопросы и варианты ответов к ним для выбора учащимися, задания, связанные с последующим пересказом содержания. Демонстрация видео сопровождается активной учебной деятельностью учащихся. На последемонстрационном этапе осуществляется закрепление предложенного в эпизоде материала, а также контроль понимания содержания и использованных в видео языковых и речевых средств. Возможно использование вопросно-ответной работы, драматизации, ролевого воспроизведения текста, последующего озвучивания.

Можно сказать, что курс «Extra» совмещает все достоинства художественного фильма, обучающего фильма и интерактивного курса.

Заключение

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Используя информационные ресурсы, в т.ч. DVD и CD, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке французского языка:

а) формировать навыки и умения чтения, используя материалы разной степени сложности;

б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов, также соответственно подготовленных учителем;

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем;

г) обогащать словарный запас, учась использовать новые слова и выражения непосредственно в ситуациях коммуникации.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.

Список литературы

  1. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.

2) Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005.

3)  Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997.

4) Бикеева А.С., Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка, ИЯШ, №2, 2005.

5)  Новиков М.Ю., DVD как средство обучения аудированию, ИЯШ, № 1, 2007.

6) Смирнов И.Б., Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма, ИЯШ, №6, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Internet ресурсов на уроках французского языка (из опыта работы)

Выступление на секции муниципального конкурса "Цифровые горизонты"....

Педагогический проект"Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка"

в данном отчёте говорится о том, как я применяю ИКТ на уроках...

Использование песни Доротэ "La valise" на уроке французского языка

Песня является одним из сильнейших стимулов к изучению иностранного языка, песня может своим содержанием побуждать учащихся к высказыванию своих собственных мыслей, отношения, оценки чего-либо. Аутент...

«АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: все "+" и "-")

Информационное обеспечение современного образовательного пространства должно находится на таком уровне, какой бы позволял педагогу решать все стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи быстро и эф...

Обобщение опыта по теме: «Использование ИКТ и интернет - ресурсов на уроках английского языка»

Как современный учитель, я точно знаю, что ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сж...

Электронный образовательный ресурс на уроках французского языка

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении французского языка, так как применение электронных образовательных ресурсов создает уникальную ...

Использование песенного и стихотворного материала на уроках французского языка как способ повышения эффективности обучения иноязычному общению

Главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения изучаемого материала в творческий поиск. В значительной мере э...