Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"
методическая разработка на тему
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
8 вида.
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей.
«Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности»
Выступила воспитатель
1 квалификационной
категории Панкратова С. С.
Декабрь 2014г.
Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности.
Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе овладения новыми видами деятельности, социальными нормами и ценностями.
В условиях решения стратегических задач развития России важнейшими качествами личности становится инициативность, нацеленность на результат, умение сплоченно работать, способность находить нестандартные решения задач и проблем, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию. Овладение социальными ценностями – умение проявлять нравственное, патриотическое, толерантное отношение в коллективе, в незнакомом обществе. Средством достижения результатов служат учебный материал и задания учебника.
Актуальность темы обусловлена потребностью общества в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики РФ. Главной задачей обучения и воспитания детей, находящихся в специальной коррекционной школе, является развитие их потенциальных возможностей, коррекция их поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, является проблема становления личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Невозможна интеграция учащихся коррекционной школы в общество и полноценное функционирование в нем, если они находятся на низком уровне социальной адаптации. Наши воспитанники отличаются конфликтностью, кругозор ограничен, прочные эмоциональные связи с семьей на низком уровне. Особое внимание педагогу необходимо уделять работе по снятию агрессивности и коррекции девиантного поведения учащихся.
В воспитательной работе по формированию социально значимых качеств личности у учащихся применяю диагностику по критериям социального развития учащихся, разработанных Н.И. Монаховым. Данные исследования позволяют определить уровень социальной адаптации, сформированность социально значимых качеств. Таким образом, по результатам диагностики с целью формирования социально значимых качеств у учащихся работаю по направлениям: гражданское воспитание, расширение кругозора, культура общения и поведения, физкультура и здоровье.
С целью гражданского воспитания организовала мероприятия, рассказывающие о русской природе и традициях, страницах истории.
В направлении «культура общения и поведения» включила беседы и практические занятия, во время которых ребята учатся общаться друг с другом.
Значима и работа с родителями учащихся коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагог может добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.
Наши воспитанники мало знают о жизни, о различных ее проявлениях, познания их ограничиваются бытовой сферой, да и то в малом объеме. Для решения этой проблемы организуем экскурсии в экзотариум, районную библиотеку, краеведческий музей.
Значительные результаты в воспитании и развитии детей направленные на интеграцию учащихся в общество были достигнуты благодаря взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, медицинский работник).
Заметна положительная динамика в развитии и социальной адаптации.
Занятия в группе по коррекции девиантного поведения приносят положительный результат: ученики становятся более уравновешенными, спокойно относятся к критике со стороны одноклассников. Сформированы необходимые для возраста навыки самообслуживания. Появился интерес к занятиям, проводимым в игровой форме.
Направленная работа по организации социального развития учащихся специальной коррекционной школы в воспитательной работе способствует сплочению коллектива, формирует культуру общения.
Формирование социально значимых качеств личности у учащихся младших классов коррекционной школы возможно при условии: использования в работе комплексного изучения семейного и социального воспитания, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно отсталых детей (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, медицинский работник) организации общения детей посредством сюжетно-ролевых и народных игр, творческой деятельности направленной на развитие активности детей, включение в разнообразные социальные отношения.
Практическая значимость работы в том, что предложенный мною опыт воспитательной работы может являться одним из путей решения проблемы формирования социально значимых качеств личности у учащихся коррекционной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...
Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»
Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд...
Выступление на школьном методическом совете на тему: "Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности"
Среди критериев эффективности школьного образования особо выделяется обеспечение выпускникам готовности и умения активно включаться во все сферы социальной жизни. В связи с этим, как отмечает И.Л. Бим...
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей "Хорошее настроение-лучший помощник в работе воспитателя".
Ноябрь-месяц,когда люди особенно подвержены унынию и депрессии.Но даже этот мрачный осенний месяц можно сделать ярким,весёлым и запоминающимся!!! Вдыхайте любимые запахи;ухаживайте за собой;смените об...
«Профессиональный стандарт воспитателя ГПД» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»
Воспитатель группы продленного дня (или ГПД) – это человек, который занимается всесторонним развитием потенциала и возможностей реб...
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме "Бесконфликтное взаимодействие педагогов и воспитанников"
Доклад о взаимодействии и общении педагогов и учащихся...
Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла "Проблема проведения самостоятельных работ и развития самостоятельности обучающихся"
В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке обучающихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению обучающихся определённой...