Рабочая программа по церковнославянскому языку 5-7 классы
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Рабочая программа составлена на основании «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Российской Федерации», Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» АНОО «Православная гимназия», типовых программ по церковнославянскому языку, программы по церковнославянскому языку ПСТБИ и авторских разработок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tserkovnoslavyanskomu_yazyku_5-7_klass.docx | 648.03 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Российской Федерации», Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» АНОО «Православная гимназия», типовых программ по церковнославянскому языку, программы по церковнославянскому языку ПСТБИ и авторских разработок.
Цели.
Изучение церковнославянского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представления о церковнославянском языке как величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов, раскрытие его социокультурного и исторического значения для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, его величия и богатства как языка богослужения Русской Православной Церкви;
- духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование у них национального самосознания и гражданской идентичности;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих овладение церковнославянским языком, осмысленное участие в богослужении;
- освоение знаний об особенностях функционирования церковнославянского языка как языка богослужения; об основных традициях церковнославянского языка, динамике его развития; исторической перспективе русского языка, взаимодействии церковнославянского и русского языка;
- обогащение представлений о разнообразии стилей русского языка через знакомство с новыми жанрами, такими, как проповедь, житие, молитва и др.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение навыками чтения и понимания церковнославянского текста, основами культуры письменной речи, базовыми умениями и навыками использования церковнославянского языка.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о фонетике, грамматике, лексике, синтаксисе ЦСЯ, основных исторических процессах языка, о церковнославянском языке как общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-славистах; развитие умения пользоваться этимологическими, толковыми словарями, словарями церковнославянского языка.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание церковнославянского языка как формы выражения национальной культуры, и национальных культур славянских народов, взаимосвязи церковнославянского языка и истории народа, национально-культурной специфики церковнославянского языка, осознание роли древнецерковнославянского языка как общего литературного языка всех славянских народов.
Учебно-познавательная компетенция – развитие общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению церковнославянским языком.
Задачи:
1. Дать представление о церковнославянском языке, раскрыть его величие и богатство как языка Богослужения Русской Православной Церкви.
2. Дать представления о церковнославянской азбуке, надстрочных знаках, буквенной цифири, имя слове, звуковых особенностях церковнославянских слов.
3. Рассмотреть орфографическую систему церковнославянского языка, познакомить учащихся с лексическим минимумом, необходимым для адекватного понимания церковнославянских текстов.
4. Помочь овладеть орфографическими и лексическими традициями церковнославянского языка.
5. Дать знания о местоимении, существительном, имени прилагательном и особенностях морфологии церковнославянского языка.
6. Дать знания о глаголе, причастии, предложении, особенностях синтаксиса в церковнославянском языке.
7. Воспитать отношение к церковнославянскому языку как к величайшей ценности, достоянию общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов.
8. Приобщать к истокам христианской письменности, к основам славянской литературы и культуры.
9. Воспитание духовности через осмысленное и глубокое постижение текстов духовного содержания, осознанное участие в литургической жизни Церкви.
10. Развивать у учащихся умения и навыки правильного и полного понимания церковнославянских текстов при чтении и восприятии текста на слух.
11. Развивать навык активного владения церковнославянским языком в области орфографии, морфологии, навыки редактирования церковнославянских текстов.
12. Формировать мотивацию к воцерковлению и духовнонравственному совершенствованию воспитанников через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях на клиросе (чтение молитв, псалмов, тропарей)
13. Формировать общеучебные навыки и умения: чтения на церковнославянском языке, перевод слов
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
УМК.
- Архипова И.Г. Церковнославянский язык. 5 класс: М. ОПС, 2016.
- Миронова Т.Л. Церковнославянский язык. 6 класс: М. Издательский Совет РПЦ, 2007г.
- Плетнёва А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. 7 класс: Москва, 2006
Учебный план образовательного учреждения АНОО «Православная гимназия» на этапе основного общего образования включает 170 часов для обязательного изучения образовательной области «Церковнославянский язык». Срок реализации программы 1 год.
• в 5-м классе – 34 ч. из расчета 1 час в неделю
• в 6-м классе – 68ч. из расчета 2 часа в неделю
- в 7-м классе – 68ч. из расчета 2 часа в неделю
2.Результаты изучения предмета «Церковнославянский язык»
Личностные результаты:
1) осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения, ключа к невещественным сокровищам нашей духовности, хранителя исторической памяти, духовности и самосознания поколений соотечественников;
2) осознание духовной ценности церковнославянского языка; уважительное отношение к языку православного богослужения; потребность сохранить церковнославянский язык как богодухновенный; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результататы :
1) развитие логики исторического языкового развития русского и индоевропейских языков, умение оперировать семиотической информацией, высокая языковая культура и информационная поисковая активность, навыки чтения и понимания текста, формирование знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий, формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности и исторической памяти народа;
2) чтение и понимание церковнославянского текста, осознанное участие в православном богослужении.
Аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации церковнославянского текста (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) церковнославянских текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух церковнославянских текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая учебные книги и таблицы, схемы, диаграммы, электронные учебные пособия, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать церковнославянские тексты разных жанров с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- способность прочитать церковнославянский текст с соблюдением правил чтения и верной интонации;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать филологическую грамотность как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами изучения церковнославянского языка в основной школе являются:
- знания об истории возникновения славянской письменности и роли свв. равноап. Кирилла и Мефодия в просвещении славян,
- понятие ЦСЯ, церковнославянской азбуки и нумерации, основных особенностей церковнославянского языкового строя,
- умения читать и писать церковнославянский текст;
- представление о роли церковнославянского языка как первого литературного языка славян, языка восточнохристианского богослужения, средстве сохранения православной духовности и преемственности поколений, сокровищнице исторической памяти российского народа, средстве связи, консолидации и единения с родственными славянскими народами;
- понимание места церковнославянского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о церковнославянском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- представление о жанрах церковнославянского языка;
- овладение основными лексическими ресурсами церковнославянского языка;
- овладение основными нормами чтения церковнославянского текста, нормами речевого этикета и использование их в своей церковной и повседневной практике;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным жанрам, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции церковнославянского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Надпредметными результатами изучения церковнославянского языка в основной школе является осмысленное участие школьников в православном богослужении.
3. Содержание предмета.
5 класс (1час в неделю, 34ч. в год)
Тема 1. История (6 часов)
Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем. Значение церковнославянского языка для церковного Православного богослужения. Возникновение письменности у славян. Церковнославянский язык и история её создания. Краткий очерк деятельности святых Кирилла и Мефодия. Церковнославянский алфавит. Первые книги на Руси. История развития письменности на Руси.
Тема 2. Церковнославянский алфавит. Фонетика, графика, орфография церковнославянского языка. (20 час)
Азбука церковнославянского языка. Гласные звуки и их буквенное обозначение. Согласные звуки и их буквенное обозначение.
Надстрочные знаки. Ударение, виды ударений: острое (оксия), тупое (вария), облеченное (камора). Знак придыхания – звательцо. Титло. Правило постановки титла над словом. Список слов, пишущихся под титлом. Другие надстрочные знаки: исо, апостроф, паерок (ерок).
Строчные знаки. Знаки препинания: точка, малая точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, восклицательный знак.
Церковнославянское чтение его правила и особенности (оканье, отсутствие о после мягкого согласного, т.е. «ё», псалмодии)
Синтаксис (2 часа)
Употребление знаков препинания церковнославянского языка. Сходство и различие знаков препинания в русском и церковнославянском языках.
Тема 4. Обозначение чисел в церковнославянском языке (3 часа)
Буквенная цифирь. Церковнославянские цифры. Славянская нумерация. Обозначение чисел первого и второго десятка. Правила построения составных чисел, числа от 20 до 99. Обозначение сотен и тысяч.
Тема 5. Закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков техники чтения по-церковнославянски и перевода текстов, предложенных в разделе «Церковнославянское чтение» (3 ч.)
6 класс (2 часа в неделю–68 часов в год)
Тема 1. Повторение за 5 класс (14 часов)
Тема 2. Морфология
Имя существительное (14 часов)
Знакомство с частями речи церковнославянского языка. Особенности церковнославянских частей речи, изучаемых в 6 классе (существительное, прилагательное, глагол) в сравнении с частями речи русского языка.
Имя существительное как знаменательная часть речи. Четыре типа склонения имени существительного. Особенности в определении рода имени существительного. Наличие звательного падежа в системе падежей имени существительного церковнославянского языка.
Местоимение (11 часов)
Местоимение как знаменательная часть речи. Разряды местоимений. Особенности склонений личных местоимений АЗЪ, ТЫ и возвратного местоимения СЕБЄ. Образцы склонений местоимений. Склонение местоимений КТО, ЧТО.
Имя прилагательное (8 часов)
Имя прилагательное как знаменательная как часть речи. Краткие имена прилагательные. Механизм образования полных имён прилагательных. Склонение кратких и полных имён прилагательных. Образование степеней сравнения имени прилагательного.
Имя числительное (4 часа)
Имя числительное как знаменательная часть речи. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные, кратные. Особенности имени числительного.
Неизменяемые части речи (4 часа)
Наречие как знаменательная часть речи. Разряды наречий по значению. Способы образования наречий .
Тема 7. Закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков техники чтения по-церковнославянски и перевода текстов, предложенных в разделе «Церковнославянское чтение» (13 ч.)
7 класс (2 часа в неделю– 68 часов в год)
Тема 1. Морфология церковнославянского языка (4 часа)
Повторение пройденного по морфологии церковнославянского языка в 6 классе с частями речи церковнославянского языка. Особенности церковнославянских частей речи, изучаемых в 7 классе (причастие, местоимение, числительное, неизменяемые части речи) в сравнении с частями речи русского языка.
Неизменяемые части речи (3 часа)
Наречие как знаменательная часть речи. Разряды наречий по значению. Способы образования наречий.
Глагол (19 часов)
Глагол как знаменательная часть речи. Особенности спряжения и временной системы глагола церковнославянского языка. Спряжение глаголов в будущем и настоящем времени. Глаголы архаического спряжения . Настоящее время глагола БЫТИ .
Спряжение глагола БЫТИ в аористе и имперфекте . Аорист . Имперфект . Перфект. Плюсквамперфект. Повелительное наклонение . Условное наклонение . Сослагательное наклонение .
Причастие (8 часов)
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного у причастия. Причастия действительные и страдательные. Причастия настоящего и прошедшего времён. Механизм образования причастий.
Особенности склонения причастия.
Неизменяемые части речи (2 часа)
Служебные части речи. Предлог. Значения предлогов. Союз. Разряды союзов. Употребление союзов в предложении . Частица. Виды частиц .
Междометие .
Тема 2. Синтаксис (18 часов)
Словосочетание, способы связи слов в словосочетании .
Предложение. Порядок слов в предложении. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Оборот «дательный самостоятельный». Сложное предложение. Виды сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое. Виды придаточных предложений. Двойной винительный оборот. Двойной именительный. Инфинитивная конструкция со значением цели
Тема 7. Закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков техники чтения по-церковнославянски и перевода текстов, предложенных в разделе «Церковнославянское чтение» (14 ч.)
4.Тематическое планирование с определением основных видов УУД ЦСЯ 5 класс 2019г.
м№ | Тема раздела | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД) | Органи-зация самост. работы учащих-ся | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
1. | Тема 1. История (6 ч.) | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | Знания об истории возникновения славянской письменности и роли свв. равноап. Кирилла и Мефодия в просвещении славян | Развитие логики исторического языкового развития русского и индоевропейских языков., | Осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения. | Регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов. Коммуникативные: адекватное восприятие церковнославянского текста в печатной форме и на слух Познавательные: осознавать роль и значение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитии славянской письменности, знать о жизни этих святых, о первых духовных школах на Руси, о реформах церковнославянского языка, их причины и итоги. | Рабочая тетрадь. Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения, сказки. |
2. | Тема 2. Церковнославянский алфавит. Фонетика, графика, орфография церковнославянского языка. Надстрочные знаки. Придыхание, ударение. Титла. Простое, буквенное титло. (20 часов) Синтаксис (2 часа) | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | Понятие ЦСЯ, умения читать и писать церковнославянские буквы и текст; усвоение основ научных знаний о церковнославянском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; | Высокая языковая культура и информационная поисковая активность. | Осознание церковнославянского языка как ключа к невещественным сокровищам нашей духовности. | Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Коммуникативные: овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы со словарем, учебной книгой, церковнославянским текстом о началах славянского письма. Познавательные: Различать надстрочные знаки. Объяснять правила их употребления. Правильно писать в прописях надстрочные знаки. Различать знаки титла по начертанию, знать их названия. Находить знаки титла в церковнославянском тексте. Писать знаки титла в прописях. Уметь читать слова под титлами. | Рабочая тетрадь. Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения, сказки. |
3. | Тема 3. Обозначение чисел в церковнославянском языке (3 ч.) | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | понятие ЦСЯ, церковнославянской азбуки и нумерации, основных особенностей церковнославянского языкового строя, | Овладение навыками чтения и понимания текста. | Осознание церковнославянского языка как хранителя исторической памяти. | Регулятивные: умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно ее оценивать. Коммуникативные: применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. Познавательные: Определять церковнославянизмы в русском языке. Приводить примеры на исторические чередования. | Рабочая тетрадь. Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения, сказки. |
4. | Тема 4. Закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков техники чтения по-церковнославянски и перевода текстов, предложенных в разделе «Церковнославянское чтение» (3 ч.) | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | Умения читать и писать церковнославянский текст; представление о роли церковнославянского языка как первого литературного языка славян, языка восточнохристианского богослужения. | Формирование знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий. | Осознание духовной ценности церковнославянского языка. | Регулятивные: умение оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения. Коммуникативные: умение встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни. Познавательные: правила церковнославянской орфографии и уметь их применять | Рабочая тетрадь. Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения, сказки. |
4.Тематическое планирование с определением основных видов УУД ЦСЯ 6 класс 2019г.
м№ | Тема раздела | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД) | Органи-зация самост. работы учащих-ся | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
1. | Тема 1. Повторение изученного в 5 классе (14 часов) . | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | Знание азбуки, надстрочных знаков, слов под знаком титла, правила орфографии и пунктуации и умение их применять. | Развитие логики исторического языкового развития русского и индоевропейских языков. | Осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения. | Регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов. Коммуникативные: адекватное восприятие церковнославянского текста в печатной форме и на слух Познавательные: осознавать роль и значение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитии славянской письменности, знать о жизни этих святых, о первых духовных школах на Руси, о реформах церковнославянского языка, их причины и итоги. | Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения. |
2. | Тема 2. Морфология церковнославянского языка (41ч.) Существительное-14ч, Местоимение -11ч., Имя прилагательное -8 ч., Имя числительное -4ч. Неизменяемые части речи – 4ч. | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | Знание морфологической системы ЦСЯ, особенностей церковнославянских частей речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие. | Высокая языковая культура и информационная поисковая активность. | Осознание церковнославянского языка как ключа к невещественным сокровищам нашей духовности. | Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Коммуникативные: овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы со словарем, учебной книгой, церковнославянским текстом о началах славянского письма. Познавательные: Знать особенности частей речи в церковнославянском языке, сопоставляя с русским языком | Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения. |
3. | Тема 3. Церковнославянское чтение. Практические занятия по чтению молитв и Псалтири. (13 часов) | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | Умение ориентироваться в нумерации псалмов, страниц (по Псалтири), правильно читать церковнославянский текст, воспринимать текст на слух, исправлять свои и чужие ошибки. | Овладение навыками чтения и понимания текста. | Осознание церковнославянского языка как хранителя исторической памяти. | Регулятивные: умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно ее оценивать. Коммуникативные: применять полученные знания и приобретённый опыт во внеурочной и внешкольной деятельности. Познавательные: Определять церковнославянизмы в русском языке. | Рабочая тетрадь. Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения, сказки. |
4.Тематическое планирование с определением основных видов УУД ЦСЯ 7 класс 2019г.
м№ | Тема раздела | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД) | Органи-зация самост. работы учащих-ся | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
1. | Тема 1. Морфология церковнославянского языка. 36 ч. Повторение -4ч. Неизменяемые части речи -3 ч. Глагол -19 ч. Причастие -8 ч. Служебные части речи -2ч. | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | Знание морфологической системы ЦСЯ, особенностей церковнославянских частей речи: причастие, местоимение, числительное, неизменяемые части речи; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; | Развитие логики исторического языкового развития русского и индоевропейских языков. | Осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения. | Регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов. Коммуникативные: адекватное восприятие церковнославянского текста в печатной форме и на слух Познавательные: осознавать роль и значение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитии славянской письменности, знать о жизни этих святых, | Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения. |
2. | Тема 2. Синтаксис (18 часов) | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; | чтение и понимание церковнославянского текста, осознанное участие в православном богослужении. | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений Коммуникативные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; Познавательные: Приводить примеры на исторические чередования. Уметь различать церковнославянизмы в русском языке. Уметь видеть паронимические особенности слов русского и церковнославянского языка. | Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения |
3. | Тема 3. Церковнославянское чтение. Практические занятия по чтению молитв и Псалтири. (14часов) | Урок открытия нового знания. Урок общеметодологической направленности. Урок рефлексии Урок развивающего контроля. | Умение ориентироваться в нумерации псалмов, страниц (по Псалтири), правильно читать церковнославянский текст, воспринимать текст на слух, исправлять свои и чужие ошибки; овладение основными нормами чтения церковнославянского текста, нормами речевого этикета и использование их в своей церковной и повседневной практике; | Высокая языковая культура и информационная поисковая активность. | Осознание церковнославянского языка как ключа к невещественным сокровищам нашей духовности. | Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Коммуникативные: овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), Познавательные: Различать надстрочные знаки. Объяснять правила их употребления. Уметь читать слова под титлами. | Сообщения, творческие работы: рисунки, сочинения |
4. Материально-техническое обеспечение
Основная
- Архипова И.Г. Церковнославянский язык.: М. ОПС, 2007.
- Миронова Т.Л. Церковнославянский язык.: М. Издательский Совет РПЦ, 2007г.
- Плетнёва А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык.: Москва, 2006.
- Супрун В.И. Учебник церковнославянского языка.: Волгоград, 1998.
Дополнительная
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами.: М., 1993.
- (Гаманович) Алипий. Грамматика церковнославянского языка.: Киев, 2005.
- Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь.: Москва, 1990.
- Саблина Н.П. Буквица славянская.: СПб., 2000.
- Саблина Н.П. Слова под титлами.: СПб., 2001.
- Иеромонах Андрей (Эрастов) Грамматика Церковнославянского языка.: СПб., «Библиополис», 2007.
- А.-Э. Н. Тахиаос Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. М: Сергиев Посад, 2005.
Словари
1. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь
2. Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь (репринтные издания).
3.Фасмер М. Этимологический словарь
4. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка
5. Седакова О. Словарь паронимов
Методическое обеспечение дисциплины
1. И.В. Бугаева, Т.А. Левшенко. Церковнославянский язык. Учебные грамматические таблицы.: М: Издательский Совет РПЦ, 2009г.
2. П.И. Чобитько. Азбука древнерусского письма. : СПб – М, Гимназия Св. Василия Великого, 2008г.
3. Таблицы по церковнославянскому языку.
4. Прописи по буквице церковнославянского языка.
5. Раздаточный материал для закрепления грамматики и лексики.
Оборудование:
1. Ноутбук.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.
4. Звуковоспроизводящая аппаратура.
5.Календарно-тематическое планирование ЦСЯ 5 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Факт |
I четверть – 8 часов | 9ч | |||
1. | Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем? | 1 | ||
2. | Для чего создавалась славянская азбука? История создания церковнославянской азбуки. | 1 | ||
3. | Письмена черноризца Храбра | 1 | ||
4. | .Первые книги на Руси. | 1 | ||
5. | Реформы языка. | 1 | ||
6. | Проверочная работа по теме «История создания азбуки» | 1 | ||
7. | Буквы ъ, ы и ь | 1 | ||
8. | Буквы а, б и в | 1 | ||
9. | Буквы г, д и е | 1 | ||
II четверть – 9 часов | 8ч | |||
10. | Буквы ж, з и зело | 1 | ||
11. | Буквы и, i и v | 1 | ||
12. | Буквы к, л. м и н | 1 | ||
13. | Буквы о, w q t | 1 | ||
14. | Буквы э, z, я | 1 | ||
15. | Буквы у, u, ю Проверочная работа по итогам четверти | 1 | ||
16-17 | Резерв | |||
III четверть – 9 часов | 10ч | |||
18. | Буквы ф, f и ц. Буквы ч, ш и щ, х | 1 | ||
19. | Буквы п, р, с, т | 1 | ||
20. | Буквы x, p | 1 | ||
21. | Контрольная работа по теме «Церковнославянская азбука» | 1 | ||
22. 23. | Придыхание, ударение | 2 | ||
24. | Титла. Простое, буквенное титло. | 1 | ||
25. | Употребление заглавных букв. | 1 | ||
26. | Проверочная работа по теме «Надстрочные знаки» | 1 | ||
27 | Правила чтения по-церковнославянски. | 1 | ||
IV четверть – 7 часов | 7ч | |||
28 | Знаки препинания в церковнославянском языке | 1 | ||
29 30 | Цифирь. | 4 | ||
31. | Церковнославянское чтение | 1 | ||
32. | Молитвы Притчи | 1 | ||
33. | Псалтирь | 1 | ||
34 | Резерв | |||
ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование ЦСЯ 6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Факт |
I четверть – 14 часов | ||||
1. | Церковнославянский язык: история создания. Кирилл и Мефодий. | 1 | ||
2. | Повторение: трудности церковнославянской азбуки, правила употребления «двойных» букв | 2 | ||
3. | Повторение: правила чтения, надстрочные знаки, титла, паерок, цифирь. | 4 | ||
4. | Повторение: особенности церковнославянских слов | 4 | ||
5. | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 | ||
6. | Имя существительное (четыре типа склонения. Звательный падеж. Особенности рода имени существительного. Двойственное число,) | 2 | ||
II четверть – 18 часов | ||||
7. | Имя существительное (1 склонение, 2 склонение, чередования согласных при склонении имен существительных, 3 и 4 склонение) | 8 | ||
8. | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | ||
9. | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 | ||
10. | Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное» | 1 | ||
11. | Местоимение (значение, разряды, личные местоимения, краткие формы, местоимения иже, еже, яже) | 4 | ||
12. | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | ||
13. | Повторение за первое полугодие | 1 | ||
14. | Контрольная работа по итогам первого полугодия | 1 | ||
III четверть – 17 часов | ||||
15. | Имя прилагательное (грамматические свойства, краткие и полные формы, склонение кратких прилагательных склонение полных прил., чередования в прил.) | 4 | ||
16. | Имя прилагательное (степени сравнения) | 2 | ||
17. | Проверочная работа по теме «Прилагательное» | 1 | ||
18. | Имя числительное (значение, склонение) | 3 | ||
19. | Наречие | 1 | ||
20. | Повторение по теме «Имя числительное» и «Наречие» | 1 | ||
21. | Проверочная работа по теме «Имя числительное» и «Наречие» | 1-13 | ||
22. | Глагол (значение, грамматические свойства, настоящее и простое будущее время, глаголы архаического спряжения, сложное будущее время) | 4 | ||
IV четверть – 14 часов | ||||
23. | Глагол (глагол в прошедшем времени, глагол в аористе, трудные случаи аориста) | 3 | ||
24. | Глагол в имперфекте | 3 | ||
25. | Глагол (глагол в перфекте, в плюсквамперфекте, в повелительном наклонении, в желательном наклонении, в сослагательном наклонении) | 5 | ||
26. | Итоговое повторение за год | 1 | ||
27. | Годовая контрольная работа | 1 | ||
28. | Анализ контрольной работы, итоги года | 1 |
Календарно-тематическое планирование ЦСЯ 7 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Факт |
I четверть – 8 часов | ||||
1. | Церковнославянский язык: история создания. Кирилл и Мефодий. | 1 | ||
2. | Повторение: трудности церковнославянской азбуки, правила употребления «двойных» букв | 2 | ||
3. | Повторение: правила чтения, надстрочные знаки, титла, паерок, цифирь. | 4 | ||
4. | Повторение: особенности церковнославянских слов | 4 | ||
5. | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 | ||
6. | Имя существительное (четыре типа склонения. Звательный падеж. Особенности рода имени существительного. Двойственное число,) | 2 | ||
II четверть – 18 часов | ||||
7. | Имя существительное (1 склонение, 2 склонение, чередования согласных при склонении имен существительных, 3 и 4 склонение) | 8 | ||
8. | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | ||
9. | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 | ||
10. | Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное» | 1 | ||
11. | Местоимение (значение, разряды, личные местоимения, краткие формы, местоимения иже, еже, яже) | 4 | ||
12. | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | ||
13. | Повторение за первое полугодие | 1 | ||
14. | Контрольная работа по итогам первого полугодия | 1 | ||
III четверть – 17 часов | ||||
15. | Имя прилагательное (грамматические свойства, краткие и полные формы, склонение кратких прилагательных склонение полных прил., чередования в прил.) | 4 | ||
16. | Имя прилагательное (степени сравнения) | 2 | ||
17. | Проверочная работа по теме «Прилагательное» | 1 | ||
18. | Имя числительное (значение, склонение) | 3 | ||
19. | Наречие | 1 | ||
20. | Повторение по теме «Имя числительное» и «Наречие» | 1 | ||
21. | Проверочная работа по теме «Имя числительное» и «Наречие» | 1-13 | ||
22. | Глагол (значение, грамматические свойства, настоящее и простое будущее время, глаголы архаического спряжения, сложное будущее время) | 4 | ||
IV четверть – 14 часов | ||||
23. | Глагол (глагол в прошедшем времени, глагол в аористе, трудные случаи аориста) | 3 | ||
24. | Глагол в имперфекте | 3 | ||
25. | Глагол (глагол в перфекте, в плюсквамперфекте, в повелительном наклонении, в желательном наклонении, в сослагательном наклонении) | 5 | ||
26. | Итоговое повторение за год | 1 | ||
27. | Годовая контрольная работа | 1 | ||
28. | Анализ контрольной работы, итоги года | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по церковнославянскому языку для 5 класса
Авторская рабочая программа по церковнославянскому языку для 5 класса....
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений
Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...