14 декабря "День башкирского языка".
презентация к уроку (5 класс)

Аюпова Лилия Азатовна

Развитие интереса детей к изучению и сохранению башкирского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_bashkirskogo_yazyka.docx24.41 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_1.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования "Спутник" с. Чесноковка

Конспект

 единого урок башкирского языка

«14 декабря- День БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА»

                                                         Подготовила

учитель башкирского языка:

                                                           Аюпова Л.А.

                                                       

Уфа, 2022

Цель: развитие интереса детей к изучению и сохранению башкирского языка.

Обучающие 

-дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным воспитание уважения к культуре и традициям своего народа, сохранение историко-культурных традиций башкирского народа, повышение интереса родительской общественности к изучению башкирского языка;

Развивающие

- развивать у детей любознательность и интерес к языкам,

 создание условий для раскрытия творческих способностей детей

Воспитывающие

- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам

Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Учитель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

— Что это? (Глобус)

А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)

— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

(голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.)

Учитель: На глобусе мы можем увидеть все страны. Сейчас в мире насчитывается 251 страна. На земле живут разных национальности у них свои обычаи, традиции, национальные костюмы и свой родной язык. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Учитель: Ребята, в какой стране мы живём? (Российская Федерация) Столица нашей Родины? (Москва) РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, РФ) – самая большая по площади страна мира.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации. 

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 85 равноправных субъектов, 22 из которых являются республиками.

Страна делится на территориальные единицы (части) называются субъектами РФ.

Наша республика Башкортостан. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык, как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации.

14 декабря- День БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА, приурочен ко дню рождения М. Акмуллы.

-Что такое родной язык.

Язык –самое большое сокровище. Сокровище- это значит самая дорогая вещь. Он собирается постепенно по крупицам. Например, золото, серебро – богатство недр земли. А язык – народное богатство. Он создавался народом долгие века, объединяя народ в единое целое, создавая отдельную нацию.

Язык башкирского народа – никогда неувядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Башкортостану невозможно представить без родного башкирского языка.

Изучение и знание своего родного языка, языка своих родителей, дедов, прадедов обязательно для цивилизованного человека. Во-первых, это обогащает духовный мир человека, во-вторых, хорошие знания своего родного языка облегчают изучение других языков.

Кто же он Мифтахетди́н Акмулла.

Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдин, впоследствии прозванный народом Акмуллой (чистым, правдивым учителем), родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево Башкирия. В семье муллы Камалетдина Ишкужина (ныне деревня Туксанбаево Миякинского района Башкортостана).

Учитель: Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии 19 века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую.

Своим Акмуллу считают и татары, и казаки, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюркские народы. Он не только в совершенстве владел старотюркским языком, на котором тогда и писали, и говорили, но и создал новые формы и образцы «восточной» поэзии, отличающиеся гибкостью языка, глубиной мысли, музыкальностью и легкостью чтения.

Башҡорттарым, уҡыу кәрәк!

Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!

Арабыҙҙа наҙандар күп, уҡыу һирәк.

Аңғыра айыуҙан Уралдағы ҡурҡҡандай,

Эй, туғандар, наҙанлыҡтан ҡурҡыу кәрәк!

Башкиры мои, нужно учение, нужно учение!

Меж нами много невежд, учение редко,

Как боятся глупого медведя на Урале

Эй, братья, так надо бояться невежества!

Учитель: Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет, сквер имени Акмуллы перед зданием БГПУ, культурный комплекс в селе Туксанбаево, улицы Акмуллы вУфе и Туксанбаеве.

Памятник Мифтахетдину Акмулле был установлен 8 октября 2008 г. Для создания памятника в 2006 г. был объявлен конкурс, приуроченный к 175-летию поэта-гуманиста. Всего на конкурс было подано 16 работ. В результате лучшим эскизом был признан проект архитектора Дамира Магафурова и скульптора Владимира Дворника.

Учитель: В башкирском алфавите 42 буквы. 33 буквы в нем соответствуют буквам русского алфавита и 9 букв для обозначения специфических башкирских звуков.

Учитель: Мы с вами расскажет на родном башкирском языке стихи и споем песни.

Башҡортостан һинең гүзәллеккә

Тиң булырлыҡ ерҙәр бар микән?

Аҡҡош кеүек ап-аҡ Ағиҙелкәй

Ҡайһы илдә генә бар икән?

Башҡортостан-алһыу таң иле,

Гөлбаҡсалар иле, дан иле.

Курай - это древнейший башкирский духовой народный музыкальный инструмент, сделанный из тростника.  Курай с древних времен сопровождал башкирских джигитов в сражениях, ходил с ними на охоту, вел задушевные беседы в летние вечера у костра на берегу горной реки. Из полого стебля курая  вырезается  тонкая трубка, на трубке просверливается 5 отверстий. Курай изготавливается также из металлической, деревянной, пластмассовой трубок.

Туған тел. Рәми Ғарипов.

Мин халҡымдың сәскә күңеленән

Бал ҡортондай ынйы йыямын,

Йыямын да — йәнле ынйыларҙан

Хуш еҫле бер кәрәҙ ҡоямын.

Шуға ла мин беләм тел ҡәҙерен:

Бер телдән дә телем кәм түгел —

Көслө лә ул, бай ҙа, яғымлы ла,

Кәм күрер тик уны кәм күңел

Халҡым теле — миңә хаҡлыҡ теле,

Унан башҡа минең илем юҡ;

Илен hөймәҫ кенә телен hөймәҫ,

Илe юҡтың ғына теле юҡ

Әсәм теле миңә — сәсән теле,

Унан башҡа минең халҡым юҡ,

Йөрәгендә халҡы булмағандың

Кеше булырға ла хаҡы юҡ.

Стихотворение: Ерем, илем, телем.          Рәшит Шәкүр   һүҙҙәре.

Башҡорт телендә һөйләшәм,

Башҡорт телендә,

Минең йәшәү тамырҙарым

Башҡорт ерендә.

Туған телем, һин халҡымдың

Былбыл тауышы,

Быуаттарҙан быуаттарға

Ҡанат ҡағышы.

Киң Уралым, йырлап аға
Һинең һыуҙарың.
Алыҫ-алыҫ яңғырайҙар
Һинең моңдарың.

Башҡорт телендә һөйләшәм,

Башҡорт телендә,

Минең йәшәү тамырҙарым

Башҡорт ерендә.

                                   

Туған тел.   йыр

И туған тел, и матур тел, атам- әсәмдең теле!

Дөнъяла күп нимә белдем һин туған тел арҡылы.

Иң элек был тел менән әсәм бишектә көйләгән,

Ә уннары төннәр буйы атам хикәйәт һөйләгән.

О,язык мой мы навечно неразлучные друзья

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

-Воспитатель: Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Ер ҡәҙере игендә, кеше ҡәҙере белемдә.

Земля дорога посевами, а человек дорожит знаниями.

 

Яҡшы һүҙ балдан татлы.

Лучше меда сладкое слово.

 

Яман кешенең теле әсе.

Человек острый на язык.

 

Әлеф йотҡан хур булмаҫ. (Белеме бар хур булмаҫ.)
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

 

Терелткән дә тел, үлтергән дә тел.
Слово лечит, слово и калечит.

 

Һыуҙы таяҡ менән, кешене тел менән үлсәйҙәр.
Осла знать по ушам, медведя по когтям, а человека по речам.

Һөйләгән – аҡыл сәсә, тыңлаған – аҡыл йыя.
Говорить – сеять мудрость, слушать – собирать мудрость.

 

Тел асҡысы – ил асҡысы.
Язык языку весть подает.

Теле юҡтың иле юҡ, иле юҡтың көнө юҡ.
Без языка нет Отчизны, без Отчизны нет жизни.

Тел өҫтөндә бал, тел аҫтында тал.
Над языке – медок, под языком – ледок.

Тел Төркөстанға илтер.
Язык до Киева доведет.

Учитель: Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый дню башкирского языка. Любите башкирский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

14 декабря – День башкирского языка

Слайд 2

Первый куплет: Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер, Халҡыбыҙҙың изге Ватаны. Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа Тыуған илдең тыныс ал таңы Припев: Дан hиңә, Башҡортостан! Илен hөйгән азат халҡыңа дан! Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә Сәскә ат, Башҡортостан! Второй куплет: Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил, Еңеү яулап алға бараһың. Киләсәккә яҡты нур-моң сәсә Һинең ғорур рухлы байағың. Припев: Третий куплет: Республикам, йондоҙ булып балҡы hин, Күҡрәп йәшә, гүзәл илебеҙ. Тыуған ерҙә hүнмәҫ усағыбыҙ, Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ Припев:

Слайд 3

14 декабря Республика Башкортостан отмечает День башкирского языка. Праздник учрежден Указом Главы РБ Радия Фаритовича Хабирова в 2019 году с целью сохранения и развитие башкирского языка, как поддержание языкового многообразия народов Российской Федерации.

Слайд 4

Праздник приурочен ко дню рождения башкирского поэта, мыслителя и просветителя башкирского народа Мифтахетдина Акмуллы. Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов родился 14 декабря 1831 году в Оренбургской губернии. (деревня Туксанбаево Миякинского района)

Слайд 5

В своём творчестве он многократно обращался к своему народу с призывом к просвещению, без которого невозможно увидеть будущее. Вклад его в национальную поэзию и литературу очень высок. - Вот одно из его высказываний:

Слайд 6

Ребята, скажите, в какой республике мы живём? Государственными языками, согласно Конституции Республики Башкортостан, являются башкирский и русский языки . - Люди каких национальности живут в РБ? Башкортостан - многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. Народы живут в мире и согласии.

Слайд 7

Ребята, а вы знаете сколько букв в алфавите башкирского языка? 42 буквы, 33 буквы общие с русским алфавитом. (9 специфических звуков)

Слайд 8

В честь Мифтахетдина Акмуллы назван Башкирский педагогический университет

Слайд 9

Памятник М.Акмулле находится перед Башкирским педагогическим университетом.

Слайд 11

Послушайте песню, которая называется «Родной язык» Автором песни является выдающийся поэт Республики Башкортостан Рами Гарипов. Песню исполняют современные певцы башкирской эстрады. Туған тел. Рәми Ғарипов. Мин халҡымдың сәскә күңеленән Бал ҡортондай ынйы йыямын, Йыямын да — йәнле ынйыларҙан Хуш еҫле бер кәрәҙ ҡоямын. Шуға ла мин беләм тел ҡәҙерен: Бер телдән дә телем кәм түгел — Көслө лә ул, бай ҙа, яғымлы ла, Кәм күрер тик уны кәм күңел Халҡым теле — миңә хаҡлыҡ теле, Унан башҡа минең илем юҡ; Илен hөймәҫ кенә телен hөймәҫ, Илe юҡтың ғына теле юҡ Әсәм теле миңә — сәсән теле, Унан башҡа минең халҡым юҡ, Йөрәгендә халҡы булмағандың Кеше булырға ла хаҡы юҡ .

Слайд 12

Викторина «Я знаю Башкортостан» 1. Какого цвета нет на флаге республики Башкортостан? а) Красный б) Зеленый в) Белый г) Синий 2. Что находится в середине флага республики Башкортостан? а) Звезда б) Цветок курая в) Ничего 3. Что изображено в центре герба республики Башкортостан? а) Двуглавый Орел б) Салават Юлаев на коне в) Медведь

Слайд 13

4. Какое блюдо не относится к национальным башкирским блюдам? а) Чак-чак б) Учпочмак в) Блины 5. Где находится озеро Кандрыкуль? а) в Альшеевском районе б) в Туймазинском районе в) в Уфимском районе.

Слайд 14

6. Какое блюдо не относится к национальным башкирским блюдам? а) Бишбармак б) Плов в) Казылык 7. Где находится озеро Асылыкуль? а) в Давлекановском районе б) в Туймазинском районе в) в Уфимском районе. 8. Сколько букв в башкирском алфавите? А) 33 Б) 53 В) 42

Слайд 15

9. Сколько лет исполняется столице нашей Республике город Уфа? А) 235 лет Б) 450 лет В) 750 лет. 10. Как называется добыча мёда диким или старинным способом? А) Бортничество Б) Медосбор В) Пасека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разрабока урока родного (башкирского) языка по теме "Сәләмәт тәндә-сәләмәт рух" на башкирском языке.

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий, на башкирском языке, для обучающихся русскоязычных школ....

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс

Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс

Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс

Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С БАШКИРСКИМ ЯЗЫКОМ

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С БАШКИРСКИМ ЯЗЫКОМ...

План работы ШМО учителей родного (чувашского) языка и литературы, родного (башкирского) языка, башкирского языка (государственного), истории и культуры Башкортостана МОБУ СОШ с.Ефремкино

Задачи ШМО:1. Повышения качества знаний по родному языку и литературе (чувашскому), башкирскому языку и истории и культуре Башкортостана.2.      Выработать орфоэпические, инто...

Интегрированный урок на тему "English and Bashkir cuisine" ( английский язык + башкирский язык)

Тема урока:  English and Bashkir cuisineКласс: 6Цели: создать условия для активного и творческого развития личности и повышать мотивацию к изучению английского языка; расширить знания учащихся о ...