Методические рекомендации НЕДЕЛЯ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
учебно-методический материал (10 класс)
Данная методическая разработка содержит описание технологии проведения недели башкирского языка, где рассматриваются особенности организации как коллективных, так и индивидуальных конкурсов. Работа предназначена для преподавателей башкирского языка и имеет своей целью ознакомить их с методикой проведения недели башкиркого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomen._nedelya_bash_yaz.docx | 67.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С.И. КУВЫКИНА
Методические рекомендации
НЕДЕЛЯ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
Октябрьский, 2022
РАССМОТРЕНО на заседании П(Ц)К Общих гуманитарных социально-экономических дисциплин (наименование ПЦК____________________________ Председатель П(Ц)К Халтобина С.В. ________________________________ (ФИО председателя) " " 20 | "УТВЕРЖДАЮ" Зам. директора по УР _______________Хайдарова Т. Н "___"___________ 20____ г. |
Данная методическая разработка содержит описание технологии проведения недели башкирского языка, где рассматриваются особенности организации как коллективных, так и индивидуальных конкурсов.
Работа предназначена для преподавателей башкирского языка и имеет своей целью ознакомить их с методикой проведения недели башкирского языка.
Выполнила : Харрасова Гузель Тимергалиевна – преподаватель башкирского языка ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина
Рецензент: преподаватель башкирского языка ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина Шакирова Румия Ахметзакиевна
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….5
- Организация подготовки недели башкирского языка……………………………………………………………….............6
- Порядок проведения недели башкирского языка………………………………………………………………............. 6
- Методика проведения конкурса стенгазет ………….6
- Методика проведения викторины………………........7
- Методика проведения олимпиады по башкирскому языку…………………………………………………………………7
- Методика проведения конкурса чтецов……………...7
- Просмотр фильма о Башкортостане……………...…..8
3. Подведение итогов ………………………………………………........8
4. Заключение………………………..……………………….....................8
5. Приложение………………………………………….…..................…..9
5.1 Положение по проведению недели башкирского языка…..................9
5.2 Программа проведения недели башкирского языка………...............12
5.3 Задания на викторину………………………………...................…..13
5.4 Задания для проведения олимпиады по башкирскому языку..........20
6. Литература…………………………………………………..................26
В В Е Д Е Н И Е
Неделя башкирского языка проводится с целью выявления одаренных и талантливых студентов, развития творческих способностей студентов, активизации внеклассной работы, развития интеллектуального и творческого потенциала студентов.
Задачами Недели являются: воспитание чувства уважения и интерес к башкирскому языку; ознакомление с традициями и национальными особенностями башкирского языка, усиление патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов.
В Неделе башкирского языка принимают участие студенты 1и 2 курсов.
Проводят Неделю преподаватели башкирского языка и литературы.
В ходе проведения Недели контролируются знания, умения и навыки студентов по башкирскому языку, выявляются их способности работать самостоятельно и в группе.
Проведение Недели повышает интерес к изучению башкирского языка, развивает творческую активность студентов, содействует сплочению коллектива.
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
За месяц до проведения данного мероприятия определяется его программа, намечаются сроки проведения, назначаются преподаватели, ответственные за организацию, подготовку, разработку заданий, проведение отдельных этапов мероприятия.
За три недели до намеченного срока студентов знакомят с положением проведения Недели, ставится цель предстоящих мероприятий, доводят перечень умений и навыков, которыми они должны овладеть, чтобы справиться с выполнением заданий. (Приложение 1)
На стенде помещаются объявление и программа мероприятий. Преподаватели, ответственные за отдельные этапы мероприятия, разрабатывают необходимые задания и материалы, по мере необходимости проводят консультации.
На время проведения недели составляется план проведения Недели башкирского языка и в фойе колледжа вывешивается красочная вывеска «Неделя башкирского языка». (Приложение 2)
Для оценки каждого вида соревнований формируется состав жюри из числа преподавателей башкирского языка и литературы.
2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Методика проведения конкурса стенгазеты, посвященного 190-летию со дня рождения М. Акмуллы
Целью данного конкурса является расширение кругозора и развитие познавательного интереса, воспитание патриотизма, совестливости, порядочности, честности на примере жизни Акмуллы, воспитание внимания и уважения к людям.
Сам конкурс представляет собой выставку стенгазет. Он проводится среди студентов первых и вторых курсов, где каждая группа создает стенгазету. В этом конкурсе оценивается оригинальность, информативность, эстетическое оформление и иллюстративность. Работы оцениваются по 5-ти бальной системе.
2.2 Методика проведения викторины «Путешествие по Башкортостану»
Основной целью викторины является обобщение и систематизация знаний студентов о родном крае, в котором они живут, приобщение к истории и культуре родного края, его местных достопримечательностях.
Викторина является командным соревнованием и проводится среди студентов второго курса. Командам предлагаются вопросы, на которые они должны дать ответ без предварительного обсуждения . Жюри оценивает скорость, языковую корректность и точность передачи информации. За каждый показатель начисляется по 5 баллов. Конкурс оценивают преподаватели башкирского языка. (Приложение 3 )
2.3 Методика проведения олимпиады по башкирскому языку
Олимпиада проводится среди студентов первых и вторых курсов с целью выявления уровня усвоения и оценка качества знаний студентов по предмету.
Этот конкурс индивидуальный – принимают участие по два студента от группы. Преподаватели готовят материалы для олимпиады. Студентам предлагается 18 заданий. Время для работы 60 минут. Максимальное количество баллов – 18. (Приложение 4)
2.4 Методика проведения конкурса чтецов
Самым популярным и увлекательным направлением является Конкурс чтецов. Это отличная возможность проявить свою творческую активность, развиваться эстетически, приобщаться к лучшим отечественным образцам художественной литературы и поэзии.
Для подготовки и проведения конкурса создается рабочая группа, составляется план подготовки конкурсной программы.
Конкурсная документация: сценарий конкурсной программы; образцы заявок для конкурсантов, оценочные листы , протокол заседания жюри. (Приложение 5)
2.5 Просмотр фильма о Башкортостане
Цель данного мероприятия - развитие у студентов умения понимать аутентичную речь в нормальном темпе и общий смысл просмотренного фильма; эстетическое и духовное развитие личности; развитие чувства языка, языковой догадки с использованием визуального контекста.
Фильмы подбираются с русскими субтитрами, интересные для возраста студенческой аудитории. Для просмотра можно задействовать несколько аудиторий, актовый зал, чтобы у студентов была возможность выбрать фильм по интересу. На уроках башкирского языка организуется обсуждение фильма. Данное мероприятие является массовым, что позволяет всем студентам почувствовать причастность к проводимой неделе, окунуться в ее атмосферу.
- Подведение итогов
Закрытие и подведение итогов Недели башкирского языка проходит в актовом зале. Группы – победители, занявшие призовые места, награждаются грамотами и подарками. Студенты, победившие в отдельных номинациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По завершению Недели башкирского языка проводится заседание цикловой комиссии с обсуждением итогов проведенного мероприятия, анализируется эффективность его проведения с обобщением опыта, выявляются недоработки, для последующего их устранения, определяются направления, по которым следует совершенствовать подготовку по дисциплине башкирский язык.
Приложение 1
Рассмотрено и одобрено Утверждаю
на заседании предметной Зам.директора по УР
цикловой комиссии ОГСЭ ________Хайдарова Т.Н.
протокол № «__ » 2021 г.
«___»_________2021 г
Председатель ПЦК
__________ С.В. Халтобина
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА среди студентов
Октябрьского нефтяного колледжа им. С.И.Кувыкина
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее положение определяет порядок организации и проведения внутриколледжной НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА среди студентов ОНК, порядок участия в НЕДЕЛЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА и определение призеров.
1.2.НЕДЕЛЯ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА проводится с 6 декабря по12 декабря 2021 года в Октябрьском нефтяном колледже.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
2.1.НЕДЕЛЯ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА проводится с целью выявления одаренных и талантливых студентов, развития творческих способностей студентов, активизации внеклассной работы, развития интеллектуального и творческого потенциала студентов.
2.2.Задачами Недели являются: воспитание чувства уважения и интерес к башкирскому языку; ознакомление с традициями и национальными особенностями башкирского языка, усиление патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов.
3.УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
3.1.Участники НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА формируются из представителей групп студентов 1и 2 курсов.
3.2. Состав жюри:
Председатель: председатель ПЦК – Халтобина С.В.
Члены жюри: преподаватели башкирского языка:
Ахмадеева З.С
Шакирова Р.З.
Мухаметова З.Н.
Харрасова Г.Т.
4.ПРОГРАММА НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
4.1. I этап – открытие недели (объявление по радиовещанию,
конкурс стенгазет, посвященный 190-летию со дня рождения М. Акмуллы - 6 декабря)
4.2. II этап – проведение Олимпиады 7 декабря 2021 года в 13:00 кабинете 210 и 313 учебного корпуса.
4.3. III этап - проведение викторины на тему «Путешествие по Башкортостану» актовый зал лабораторного корпуса, 2 пара 8 декабря
4.4. IV этап – конкурс чтецов, посвященный дню рождения народного поэта Республики Башкортостан Рами Гарипова 9 декабря в 15: 50 актовый зал
4.5.V этап – подведение итогов НЕДЕЛИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА. Награждение победителей. 10 декабря в 15:50 актовый зал.
В течение недели организуются показ фильмов на башкирском языке “Һеңлекәш”, “Оҙон-оҙаҡ бала саҡ”, “Беренсе Республика”, проводятся тематические классные часы.
5.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
5.1. Конкурс стенгазеты, посвященный 190-летию со дня рождения М. Акмуллы
-композиционная структура;
-четкое соответствие работы заданной теме;
-оригинальность, креативность;
-уровень раскрытия темы.
Работы сдать до 2 декабря.
5.2 . Олимпиада по башкирскому языку
-качество выполнения;
-соответствие содержания предложенной теме;
-работы оцениваются по 5-ти бальной системе.
5.3. Викторина на тему «Путешествие по Башкортостану»
В викторине могут принять участие студенты 1-2 курсов. Состав команды 6 человек. Игра состоит из пяти этапов. Этапы содержат вопросы и задания на общую эрудицию, творческие способности, внимательность, логику, сообразительность.
За каждый правильный ответ викторины присуждается от 0 до 3 баллов:
0 баллов - ответ неправильный;
1 балл - ответ неточный;
2 балла - ответ правильный, но не развернутый,
3 балла - правильный развернутый ответ
5.4. Конкурс чтецов, посвященный дню рождения народного поэта Республики Башкортостан Рами Гарипова .
Уровень исполнения поэтического произведения по следующим критериям:
- Знание текста произведения.
- Интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер);
- Правильное литературное произношение;
- Использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений);
- Внешний вид участника (подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения).
- Музыкальное сопровождение (живой звук, фонограмма)
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
6.1 Результаты проверки с указанием количества баллов по каждому этапу предметной недели и итоговых баллов оформляются в итоговый протокол.
6.2 Победителями признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов.
6.3 Результаты с указанием количества баллов по каждому этапу оформляются в итоговый протокол 9 декабря.
6.4 Итоги предметной недели подводит оргкомитет и жюри. По результатам заседания оргкомитета и жюри составляется Протокол итогов предметной недели.
6.5 Победители награждаются грамотами.
Приложение 2
Утверждаю
Зам.директора по УР
____________Хайдарова Т.Н.
« » 2021 г.
План подготовки и проведения недели башкирского языка среди студентов Октябрьского нефтяного колледжа им. С.И.Кувыкина
Дата 2021 Время
Место проведения:
№ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ | ОТВЕТСВЕННЫЙ |
1 | Открытие Недели башкирского языка. Конкурс стенгазет, посвященный 190-летию со дня рождения М. Акмуллы - | 6.12 | Ахмадеева З.С. |
2 | Олимпиада по башкирскому языку . разработка заданий для олимпиады . проведение мероприятия | 7.12 | Харрасова Г.Т. |
3 | Викторина на тему «Путешествие по Башкортостану» . разработка сценария . проведение мероприятия | 8.12 | Шакирова Р.З. |
4 | Конкурс чтецов, посвященный дню рождения народного поэта Республики Башкортостан Рами Гарипова | 9.12 | Мухаметова З.Н. |
5 | Подведение итогов . разработка сценария . награждение . концертные номера | 10.12 | Преподаватели башкирского языка |
Приложение 3
Задания на викторину
Тема: «Мой край – моё Отечество»
Цели:
1. Формирование интереса у детей к изучению родного края;
2. Развитие творческих способностей учащихся;
3. Воспитание любви и уважения к истории родного края.
Задачи:
1. Расширять представление о многообразии природы родного края;
2. Развитие познавательного интереса к своей «малой родине»
3. Воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Участники: студенты группы 2 Гд9, 2 Пл
Ход мероприятия
1. Вступительное слово ведущего.
2. Представление команд.
3. Викторина.
Ведущий: Добрый день, дорогие участники! Я рада приветствовать вас на игре – викторине.
"Откуда родом ты?” –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
"Из России,
А если говорить точней –
С Урала я.
Там родина – Башкирия моя”
Пришло время представить вам многоуважаемое жюри.
Первый этап
Ответы на вопросы.
1.Какая самая знаменитая пещера в Башкортостане и в каком районе находится?
2.Какой башкирский национальный музыкальный инструмент считался женским.
3.Как называется башкирский национальный праздник, который проводится в начале весны, где собирались только женщины, девушки и мальчики до 13 лет.
4.Что является символом Башкортостана?
5.Площадь территории Башкортостана.
6.В каком материке находится РБ?
7.Сколько городов в Республике Башкортостан?
8.Кто автор памятника Салавату Юлаеву в Уфе?
9.Где и когда родился башкирский народный поэт Рами Гарипов?
10.Авторы гимна РБ.
Второй этап
Задача команды – записать как можно больше городов за определенное время. (21 город)
Агидель (основан в 1980, город с 1991);
Баймак (основан в 1913, город с 1938);
Белебей (основан в 1715, город 1781);
Белорецк (основан в 1762, город с 1923);
Бирск (основан в 1663, город с 1781);
Благовещенск (основан в 1756, город с 1941);
Давлеканово (основан в XVIII век, город с 1942);
Дюртюли (основан в 1795, город с 1989);
Ишимбай (основан в 1932, город с 1940);
Кумертау (основан в 1948, город с 1953);
Межгорье (основан в 1979, город с 1995);
Мелеуз (основан в XVIII век, город с 1958);
Нефтекамск (основан в 1957, город с 1963);
Октябрьский (основан в 1946);
Салават (основан в 1948, город с 1954);
Сибай (основан в 1913, город с 1955);
Стерлитамак (основан в 1766, город с 1781);
Туймазы (основан в 1912, город с 1960);
Уфа (основан в 1574, город с 1586);
Учалы (основан в 1963, город с 1963);
Янаул (основан в 1914, город с 1991)
Третий этап
Каждая команда исполняет башкирскую песню . (Домашняя работа)
Четвертый этап
Кроссворд
Пятый этап
Из слова БАШКОРТОСТАН составить башкирские слова за определенное время (существительные)
Слово предоставляется членам жюри.
Приложение 4
Задания для проведения олимпиады по башкирскому языку
Башҡорт теле дәүләт теле итеп уҡытылған башланғыс һәм урта профессиональ белем биреү учреждениелары өсөн
I вариант
1. Әйтелештәре һәм яҙылыштары бер төрлө булып та, төрлө мәғәнә аңлатҡан һүҙҙәр нисек атала?
1. Омонидар 4. Диалектизмдар
2.Антонимдар 5. Синонимдар
3. Фразеологизмдар
2. Ҡаты һүҙе ҡайһы осраҡта тура мәғәнәлә ҡулланылған?
1. Ҡаты тауыш 4. Ҡаты тәртип
2. Ҡаты тупраҡ 5. Ҡаты сәй
3. Ҡаты күңел
3. Синоним һүҙҙәр бирелгән юлды күрһәтегеҙ:
1. Шатлыҡ, ҡыуаныс, һөйөнөс
2. Йәш кеше, йәш түгеү, биш йәш
3. Шат – бойоҡ, дөрөҫ – ялған
4. Ҡысҡырыу, аҡырыу, һөрән һалыу
5. Ауылдаш, яҡташ, юлдаш
4. Мәҡәлдәрҙең ҡайһыһында исем төшөм килештә килгән?
1. Икмәкте хурлама, ҙурла.
2. Изгелектең иртәһе-кисе юҡ.
3. Ат туйған ерендә, егет тыуған ерендә.
4. Булыр бала биләүҙән.
5. Буйына ҡарама, уйына ҡара.
5. Һүҙҙәр тик тартынҡы өндән башланған юлды күрһәтегеҙ:
1. Ялан, егет, ел, юл
2. Ил, ант, уң, өй, уй
3. Юрға, яңы, оя, эшмәкәр
4. Матур, йәш, урау, күркәм
5. Дөрөҫ яуап юҡ
6. Типһә тимер өҙөрҙәй фразеологизмына тап килгән яуапты күрһәтегеҙ:
1. Ғәйрәтле 4. Ҡара эсле
2. Уҫал 5. Дөрөҫ яуап юҡ
3. Мәкерле
7. Һандуғас һүҙендә ниндәй ялғау бар?
1. Һан ялғауы
2. Зат ялғауы
3. Килеш ялғауы
4. Хәбәрлек ялғауы
5. Был һүҙҙә ялғау юҡ
8. Дөрөҫ яҙылған вариантлы юлды табығыҙ:
1. Шаршамбы
2. Шәршәмбе
3. Шаршәмбе
4. Чәршәмбе
5. Дөрөҫ яуап юҡ
9. Алтын һүҙе ҡайһы осраҡта тура мәғәнәлә ҡулланылған?
1. Алтын ҡул 4. Алтын һүҙ
2. Алтын көҙ 5. Дөрөҫ яуап юҡ
3. Алтын сәғәт
10. Зат алмаштарын күрһәтегеҙ:
1. Нисә, ҡасан, ниндәй, ҡайҙа
2. Ҡайҙалыр, кемдер, нимәлер
3. Һис кем, бер нәмә, бер ни
4. Үҙем, үҙең, үҙе, үҙебеҙ
5. Мин, һин, улар, беҙ
11. Башҡорт теленең алфавиты нисә хәрефтән тора?
1. 33 4. 42
2. 36 5. 45
3. 39
12. Предметтың билдәһен белдергән һүҙҙәр ниндәй һүҙ төркөмө тип атала?
1. Сифат 4. Ҡылым
2. Исем 5. Һан
3. Алмаш
13. Тел фәненең ниндәй бүлеге һүҙҙәрҙең дөрөҫ яҙылышын өйрәнә?
1. Морфология 4. Орфоэпия
2. Фонетика 5. Орфография
3. Синтаксис
14. Ямғыр төндә туҡтаған һөйләмендә аҫтына һыҙылған һүҙ ниндәй һөйләм киҫәге булып килгән?
1. Эйә
2. Хәбәр
3. Тултырыусы
4. Аныҡлаусы
5. Хәл
15. Ул марттың биштәрендә ҡайтҡан. Был ниндәй һөйләм?
1. Ябай һөйләм
2. Бер составлы һөйләм
3. Эйәртеүле ҡушма һөйләм
4. Теркәүесле теҙмә ҡушма һөйләм
5. Теркәүесһеҙ теҙмә ҡушма һөйләм
16. Йәмил, Оксана, Мансур бабай һ.б. геройҙары булған әҫәрҙе күрһәтегеҙ:
1. К.Мәргәндең “Ҡариҙел” повесы
2. М.Кәримдең “Беҙҙең өйҙөң йәме” повесы
3. Ә.Бикчәнтәевтың “Ҙур оркестр” повесы
4. Х.Мохтарҙың “Урманда” повесы
5. Дөрөҫ яуап юҡ
17. Үҙегеҙ менән таныштырып китегеҙ (бер нисә һөйләм яҙығыҙ).
18. “Башҡортостан – бай ил” темаһы буйынса бер нисә һөйләм яҙып үтегеҙ.
Башҡорт теле дәүләт теле итеп уҡытылған башланғыс һәм урта профессиональ белем биреү учреждениелары өсөн
II вариант
1. Аңлау – төшөнөү, үткер – сая һүҙҙәрен мәғәнәләре буйынса нисек атап була?
1. Омонидар 4. Диалектизмдар
2. Антонимдар 5. Синонимдар
3. Фразеологизмдар
2. Аҡ һүҙе ҡайһы осраҡта күсмә мәғәнәлә ҡулланылған?
1. Аҡ күлдәк 4. Аҡ яға
2. Аҡ күңел 5. Аҡ ҡағыҙ
3. Аҡ таҫма
3. Омоним һүҙҙәр бирелгән юлды күрһәтегеҙ:
1. Шатлыҡ, ҡыуаныс, һөйөнөс
2. Йәш кеше, йәш түгеү, биш йәш
3. Шат – бойоҡ, дөрөҫ – ялған
4. Ҡысҡырыу, аҡырыу, һөрән һалыу
5. Ауылдаш, яҡташ, юлдаш
4. Мәҡәлдәрҙең ҡайһыһында исем сығанаҡ килештә килгән?
1. Икмәкте хурлама, ҙурла.
2. Изгелектең иртәһе-кисе юҡ.
3. Ат туйған ерендә, егет тыуған ерендә.
4. Булыр бала биләүҙән.
5. Буйына ҡарама, уйына ҡара.
5. Һуҙынҡы өндән башланған һүҙҙәр генә булған юлды табығыҙ:
1. Алтын, илсе, оло, Урал
2. Ялан, егет, ел, юл
3. Матур, был, ҡарт
4. Төн, көн, ҡаш, баш
5. Дөрөҫ яуап юҡ
6. Ҡуш йөрәкле фразеологизмы аңлатҡан мәғәнәне табырға:
1. Ҡурҡаҡ 4. Алдаҡсы
2. Батыр 5. Дөрөҫ яуап юҡ
3. Мөһабәт
7. Кешеләр һүҙендә ниндәй ялғау бар?
1. Һан ялғауы
2. Зат ялғауы
3. Килеш ялғауы
4. Хәбәрлек ялғауы
5. Был һүҙҙә ялғау юҡ
8. Дөрөҫ яҙылған вариантлы юлды табығыҙ:
1. Хәерле көн
2. Хәйерле көн
3. Хаерле көн
4. Һәйерле көн
5. Дөрөҫ яуап юҡ
9. Һалҡын һүҙе ҡайһы осраҡта күсмә мәғәнәлә ҡулланылған?
1. Һалҡын һыу 4. Һалҡын өй
2. Һалҡын ҡараш 5. Дөрөҫ яуап юҡ
3. Һалҡын көҙ
10. Һорау алмаштарын күрһәтегеҙ:
1. Нисә, ҡасан, ниндәй, ҡайҙа
2. Ҡайҙалыр, кемдер, нимәлер
3. Һис кем, бер нәмә, бер ни
4. Үҙем, үҙең, үҙе, үҙебеҙ
5. Мин, һин, улар, беҙ
11. Башҡорт алфавитында махсус өндәр өсөн алынған нисә хәреф бар?
1. 3: ә, ү, ө
2. 5: ә, ү, ө, ҡ, ғ
3. 7: ә, ү, ө, ҡ, ғ, ҙ, һ
4. 9: ә, ү, ө, ҡ, ғ, ҙ, һ, ң, ҫ
5. Дөрөҫ яуап юҡ
12. Предметтың иҫәбен белдергән һүҙҙәр ниндәй һүҙ төркөмө тип атала?
1. Сифат 4. Ҡылым
2. Исем 5. Һан
3. Алмаш
13. Тел фәненең ниндәй бүлеге һүҙбәйләнештәрҙе, һөйләмдәрҙе һәм һөйләм төҙөлөшөн өйрәнә?
1. Морфология
2. Фонетика
3. Синтаксис
4. Лексикология
5. Лексикография
14. Бөгөн көн ҡояшлы һөйләмендә аҫтына һыҙылған һүҙ ниндәй һөйләм киҫәге булып килгән?
1. Эйә
2. Хәбәр
3. Тултырыусы
4. Аныҡлаусы
5. Хәл
15. Бәхеткә ҡаршы, көндәр йылы торҙо. Был ниндәй һөйләм?
1. Ябай һөйләм
2. Ҡушма һөйләм
3. Эйәртеүле ҡушма һөйләм
4. Теркәүесле теҙмә ҡушма һөйләм
5. Теркәүесһеҙ теҙмә ҡушма һөйләм
16. Кендек, Әсхәт, Ибрай һ.б. геройҙары булған әҫәрҙе күрһәтегеҙ:
1. З. Биишеваның “Дуҫ булайыҡ” повесы
2. М. Кәримдең “Беҙҙең өйҙөң йәме” повесы
3. Ә.Бикчәнтәевтың “Ҙур оркестр” повесы
4. М.Кәримдең “Оҙон- оҙаҡ бала саҡ” повесы
5. Дөрөҫ яуап юҡ
17. Үҙегеҙ менән таныштырып китегеҙ (бер нисә һөйләм яҙығыҙ).
18. “Өфө – Башҡортостандың баш ҡалаһы” темаһы буйынса бер нисә һөйләм яҙып үтегеҙ.
Приложение 5
Сценарий конкурса чтецов.
Рәми Ғарипов ижадына арналған шиғырҙар конкурсына сценарий.
Сәхнәлә ҡурай моңо уйнай. Талғын көй. Алып барыусылар сәхнәгә сығып Рәми Ғариповтың шиғырын уҡый ( русса-башҡортса).
Ведущий 1:
РОДНОЙ ЯЗЫК
Из цветочного сердца народа
Собираю слова, как нектар,
В золотые поэзии соты
Их кладу, как божественный дар.
Мой язык не бедней, чем другие,
Не устану я им дорожить.
Нежен он, как цветы полевые,
Он - богатство народной души.
Мой язык - это Родины голос.
Без него жить стране не дано.
В ком достоинство живо и совесть,
Тот язык не забудет родной.
Он - язык и певцов, и поэтов,
Он бессмертен, богат и велик,
Добродушный, красивый и светлый
Материнский исконный язык.
Ведущий 2:
Туған тел
Мин халҡымдың сәскә күңеленән
Бал ҡортондай ынйы йыямын,
Йыямын да - йәнле ынйыларҙан
Хуш еҫле бер кәрәҙ ҡоямын.
Шуға ла мин беләм тел ҡәҙерен:
Бер телдән дә телем кәм түгел-
Көслө лә ул, бай ҙа, яғымлы ла,
Кәм күрер уны тик кәм күңел.
Халҡым теле миңә-хаҡлыҡ теле,
Унан башҡа минең илем юҡ;
Илен hөймәҫ кенә телен hөймәҫ,
Иле юҡтың ғына теле юҡ!
Әсәм теле миңә - сәсән теле,
Унан башҡа минең халҡым юҡ,
Йөрәгендә халҡы булмағандың
Кеше булырға ла хаҡы юҡ!
Ведущий 2: Хәйерле көн хөрмәтле уҡытыусылар, студенттар!
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты! Мы рады приветствовать вас на этом конкурсе, посвящённом 90-летию со дня рождения поистине великого человека Рами Гарипова, личности, который навсегда оставил добрый след в истории, творческое наследие которого неподвластно времени.
Ведущий 2: Рәми Йәғәфәр улы Ғарипов 1932 йылдың 12 февралендә Башҡорт АССР-ының (хәҙер Башҡортостан Республикаһы) Салауат районы Арҡауыл ауылында тыуған.
Ведущий 1: Народный поэт Башкортостана Рами Ягафарович Гарипов родился 12 февраля 1932 года в селе Аркаул Салаватского района Башкирской АССР в семье колхозника.
Семилетнюю школу окончил в родной деревне, затем учился в Уфимской средней школе № 9.
В 1950—1955 годах — студент Литературного института им. А. М. Горького. По окончании института работал в редакциях газеты «Совет Башкортостаны», журнала «Агидель» и редактором художественной литературы Башкирского книжного издательства.
В 1959—1964 гг. Рами Гарипов жил в родных краях, работал секретарем комсомольской организации колхоза «Юрюзань» и совхоза «Саргамыш» Салаватского района, завотделом Салаватской районной газеты.
В 1964—1966 годах — литературный сотрудник газеты «Совет Башкортостаны», а в 1968—1972 гг. ответственный секретарь журнала «Башкортостан кызы».
Ведущий 2 :
Р.Гарипов был увлечен поэзией еще в школе. Литературный кружок, литературные вечера, встречи с писателями в школе активизировали и формировали его поэтическое мастерство. Литературный институт в Москве, творческие семинары под руководством таких известных поэтов и писателей, как В. Луговской, П. Анкольский, С. Маршак, Паустовский вывели его на широкую дорогу поэзии и воспитали в нем требовательное отношение к творчеству.
Р. Гарипов от всей души любил поэзию и посвятил ей всю свою жизнь. Поэт, который писал: «Чувство Родины – вся моя жизнь, мое дыхание, биение моего сердца» — никогда в своем творчестве не забывал, что он сын своей земли, что он несет ответственность за прошлое, сегодняшнее и будущее страны. И поэтому, он не был равнодушен к судьбе страны, народа. Он видел не только успехи, победы, но и противоречие – трагедии своего времени, пропускал через свое сердце и спешил сказать обо всем этом правдивое слово.
Он любил свои края, восхищался красотой гор, лесов, красавицей рекой – Юрюзань. Свою любовь к родной земле, каждой ее травинке, каждому цветочку поэт выражает такими словами:
Я слышу их, я их понимаю
Они говорят на моем языке.
Не могу наглядеться на тебя, родная земля
Живи ты вечно, родная моя.
Ведущий 1: — Тема родной земли раскрывается в творчестве поэта в неразрывном единстве с темой родного языка. Сегодня, когда вопрос о повышении роли родного языка в центре внимания литературно-педагогической общественности, написанные более 20 лет назад стихи Р. Гарипова «Родной язык» и «Аманат» звучат очень своевременно и актуально.
Стихотворение «Родной язык». (Чтец 1)
Ведущий 2: Один поэт высказался по поводу этого стихотворения: «От кого защищает свой язык Гарипов, кто угрожает башкирскому языку?» Р.Гарипов видел, как мало уделяется внимания башкирскому языку в школах, как закрываются национальные школы, как многие учителя оставались без работы, и предвидел молодое поколение, забывшее свой родной язык.
Стихотворение «Аманат» на башкирском языке. (Чтец 2)
Ведущий 1: — В это время можно было привязать ему любой ярлык и такие люди находились. Эти люди не интересовались и не знали каким он был интернационалистом. Он любил и интересовался творчеством и языком других народов.
Личная библиотека свидетельствовала – там были произведения известных писателей мира. Он всегда стремился поделиться своим восхищением красотой родного языка, музыкой, богатством оттенков поэзии братских народов. Гарипов блестяще перевел на башкирский язык Рудаки, Омара Хаяма, Байрона, Шелли, Гейне, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Гамзатова и др. Когда работал над рубаи О. Хаяма, ему пришлось поехать на родину Хаяма, чтобы подробно узнать о древнем поэте, его окружении, почувствовать атмосферу. Так, что он рассматривал любовь к родному языку в неразрывном единстве с любовью к родной стране, поэт не отделяет это чувство от уважительного отношения к языку и обычаям других народов.
«Аманат» на русском языке. (Чтец 3)
Ведущий 2: — Гарипов в своих стихах освещал современность в связи с прошлым, с историей. Он думал, размышлял о будущем и призывал людей к борьбе за справедливость, справедливое будущее.
«Был я прошлым, был и будущим
Сегодняшним я тоже был» — писал он в «Салавате Батыре».
Ради сегодняшнего и будущего общества нужно учиться у истории, брать у нее уроки, для воспитания людей необходимо опираться на традиции, переходящие из поколения в поколение. Вершиной творчества явилась поэма «Поколение».
Чтец 4 читает отрывок из поэмы.
Ведущий 1: — Из пометки автора в конце поэмы «Поколение» узнаем, что она была написана в 1964 году 43 года назад. Если бы она была опубликована тогда, явилась бы, несомненно, новым словом в башкирской поэзии. И не только новым – пронзительно честным и сильным. Поэма как нельзя более полно отражает его натуру, чуждую фальши и суеты. Натуру бескомпромиссную, открытую всем ветрам, мужественную по своей сути. Между его мыслями и идеалами, с одной стороны, и делами и поступками с другой не было противоречия.
Поэт поступал и говорил, как думал. Поэтому ему так нелегко было жить среди тех, кто привык думать одно, а делать совершенно другое. Вполне возможно, что содержание поэмы «Поколение» сегодня покажется не таким уж смелым. Время гласности подняло на поверхность такие глубокие и открытые пласты жизни, истории, что теперь мало кого, чем можно удивить.
И все же накал и четко выраженная авторская поэзия, делает поэму необходимой сегодняшнему читателю. Она волнует, берет за живое.
Чтец 5 читает отрывок из поэмы.
Ведущий 2: — Трагические события, о которых говорит автор, не ограничиваются только 1937 годом. Рами предупреждает об опасности слепого поколения во все времена.
Чтец 6
Ведущий 1: — К сожалению, смелое гражданское слово Гарипова в эти годы не всегда встречало понимание. Многие его стихи и поэмы были напечатаны лишь после смерти.
В 45 лет разорвалось горячее сердце поэта, который сумел даже в застойные годы смело говорить о правде жизни. Говоря о настоящем поэте, нельзя не сказать о его новаторстве.
Рами Гарипов – неповторимый поэт, яркий талант. Размышление о судьбе народа, забота о родном языке, многообразие мыслей и чувств, тонкий лиризм, главное – тесная связь с жизнью – вот некоторые грани поэзии Гарипова. Каждый из этих аспектов требует специального исследования. Подробности его жизни – в его стихах. Например, домик, где вырос поэт, стоял напротив школы. Когда Рами уезжал учиться в город, то возле дома посадил дерево, и сказал матери: «Если меня долго не будет, обними эту березу, как будто это я!»
Стихотворение «О березка». (Чтец 7)
Ведущий 2: — А еще он оставил нам много песен. Так уж часто бывает, мы не знаем авторов полюбившихся песен, и в данном случае для нас было откровением, что эти песни написаны Р. Гариповым.
/Звучит несколько песен/.
Чтец 8.
Ведущий 1: — В 1988 году посмертно, за сборник «Песни горицвета» и поэму «Поколение» Р. Гарипов был удостоен звания Лауреата Премии им. С. Юлаева.
Республиканские газеты получили поток писем благодарности от читателей, что наконец-то творчество поэта получило достойное призвание.
Ведущий 2: — Сегодня творчество Р.Гарипова получает призвание у нового поколения читателей. Влияние его поэзии на творчество молодых – это тема особого разговора.
О многих проблемах, которые волнуют, нашу литературу Гарипов сказал свое правдивое смелое слово еще в 60-70 годы.
Поэтому с каждым годом растет популярность поэта. Раскрываются новые качества его творчества.
Ведущий 1: Дорогие друзья, на этом наше мероприятие посвященное к 90-летию со дня рождения поистине великого человека Рами Гарипова подощло к концу. Хочется поблагодарить всех студентов, которые участвовали в мероприятиях, преподавателей и членов жюри. Спасибо вам! И до новых встречь!
Ведущий 2: Киләһе осрашҡанға тиклем һау булығыҙ!
Литература:
2. Габитова З.М., Тагирова С.А. Башкирский язык: для учреждений начального и среднего профессионального образования с изучением башкирского языка как государственного. –Уфа: Китап, 2015. – 160 с.
3.Ғәләүетдинов И.Ғ., Мәмбәтов М., Ураҡсина Р.Б. Балалар фольклоры: Бала саҡ — уйнап-көлөп үҫер саҡ. – Өфө: Башҡортостан «Китап» нәшриәте, 1994. – 160 б.
4. Рундквист Н.А., Задорина О.В. Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия.
РЕЦЕНЗИЯ
на методические рекомендации по проведению Недели башкирского языка, преподавателя башкирского языка ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж им. С. И. Кувыкина Харрасовой Г.Т.
В современных условиях обучения башкирскому языку все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, расширить общеобразовательный кругозор студентов, привить им стремление овладевать знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является внеурочная деятельность по башкирскому языку, в данном случае проведение Недели башкирского языка.
Следует отметить, что данная Неделя башкирского языка направлена на комплексную реализацию целей практического, образовательно-воспитательного и развивающего характера.
Программа проведения недели довольно насыщена разнообразными мероприятиями, в которые вовлекаются студенты первых и вторых курсов. Бесспорно, очень важная роль в проведении недели отводится преподавателям башкирского языка, в задачу которых входит разработка программы проведения данной недели, подготовка материалов, организация и проведение всех мероприятий. От их слаженности, мобильности и профессионализма зависит успех проведения недели.
В методических рекомендациях кратко и прозрачно описываются все этапы подготовки и проведения недели, а также методики проведения отдельно каждого мероприятия, и что является ценным, - это наличие приложений.
В заключение, хочется отметить, что подобная Неделя башкирского языка повышает мотивацию изучения башкирского языка, способствует развитию познавательной активности студентов, пробуждает интерес и к другим областям знаний, непосредственно связанным с языком.
В дальнейшем данные методические рекомендации могут быть рекомендованы преподавателям башкирского языка с целью применения их при проведении внеклассных мероприятий.
Рецензент: преподаватель башкирского языка ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина Шакирова Румия Ахметзакиевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка недели английского языка
В данной разработке дано содержание мероприятий, проводимых в рамках недели английского языка в ГБОУ СПО КАТТ КК в апреле 2012 года. А также прилагаются разработки отдельных мероприятий....
Методическая разработка "Неделя английского языка 2016/2017"
Неделя английского языка для 5-9 классов. Разработка состоит из 5 конкурсов. 1. Song Listening. Fill in the missing words while listening to the song.2. Лексика. Wordsearch.3...
Методическая разработка "Неделя русского языка в начальной школе" ноябрь 2019г.
Задания для учащихся начальных классов МОУ С(К)ОШ в рамках "Недели русского языка в начальной школе."...
Методическая разработка недели иностранных языков
Представлен примерный материал для проведения недели иностранных языков в школе...
неделя башкирского языка и литературы
неделя башкирского языка и литературы...
Методическая разработка Неделя иностранных языков
В работе рассматриваются методические рекомендации по проведению недели иностранных языков, основанные на практическом опыте....
Методическая разработка Неделя английского языка
quot;Традиции и культура англоговорящих стран" ...