«14 декабря- День БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект
Цель: развитие интереса детей к изучению и сохранению башкирского языка.
Обучающие
-дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным воспитание уважения к культуре и традициям своего народа, сохранение историко-культурных традиций башкирского народа, повышение интереса родительской общественности к изучению башкирского языка;
Развивающие
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам,
создание условий для раскрытия творческих способностей детей
Воспитывающие
- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД по познавательному развитию «14 декабря- День БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА» для детей | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 «РЯБИНКА» г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«14 декабря- День БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА»
для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнил воспитатель:
Абдуллина Г.А.
Янаул 2019
Цель: развитие интереса детей к изучению и сохранению башкирского языка.
Обучающие
-дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным воспитание уважения к культуре и традициям своего народа, сохранение историко-культурных традиций башкирского народа, повышение интереса родительской общественности к изучению башкирского языка;
Развивающие
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам,
создание условий для раскрытия творческих способностей детей
Воспитывающие
- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам
Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет
— Что это? \Глобус\
А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\
— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?
\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни. \
Воспитатель: На глобусе мы можем увидеть все страны. Сейчас в мире насчитывается 251 страна. На земле живут разных национальности у них свои обычаи, традиции, национальные костюмы и свой родной язык. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? (Российская Федерация) Столица нашей Родины? (Москва) РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, РФ) – самая большая по площади страна мира.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 85 равноправных субъектов, 22 из которых являются республиками.
Страна делится на территориальные единицы (части) называются субъектами РФ.
Наша республика Башкортостан. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации.
14 декабря- День БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА, приурочен ко дню рождения М. Акмуллы.
-Что такое родной язык.
Язык –самое большое сокровище. Сокровище- это значит самая дорогая вещь. Он собирается постепенно по крупицам. Например, золото, серебро – богатство недр земли. А язык – народное богатство. Он создавался народом долгие века, объединяя народ в единое целое, создавая отдельную нацию.
Язык башкирского народа – никогда неувядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Башкортостану невозможно представить без родного башкирского языка.
Изучение и знание своего родного языка, языка своих родителей, дедов, прадедов обязательно для цивилизованного человека. Во-первых, это обогащает духовный мир человека, во-вторых, хорошие знания своего родного языка облегчают изучение других языков.
Кто же он Мифтахетди́н Акмулла.
Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдин, впоследствии прозванный народом Акмуллой (чистым, правдивым учителем), родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево Башкирия. В семье муллы Камалетдина Ишкужина (ныне деревня Туксанбаево Миякинского района Башкортостана).
-Воспитатель:Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии 19 века, оказавшим сильнейшее воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. И не только башкирскую.
Своим Акмуллу считают и татары, и казаки, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюркские народы. Он не только в совершенстве владел старотюркским языком, на котором тогда и писали, и говорили, но и создал новые формы и образцы «восточной» поэзии, отличающиеся гибкостью языка, глубиной мысли, музыкальностью и легкостью чтения.
Башҡорттарым, уҡыу кәрәк!
Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!
Арабыҙҙа наҙандар күп, уҡыу һирәк.
Аңғыра айыуҙан Уралдағы ҡурҡҡандай,
Эй, туғандар, наҙанлыҡтан ҡурҡыу кәрәк!
Башкиры мои, нужно учение, нужно учение!
Меж нами много невежд, учение редко,
Как боятся глупого медведя на Урале
Эй, братья, так надо бояться невежества!
-Воспитатель: Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет, сквер имени Акмуллы перед зданием БГПУ, культурный комплекс в селе Туксанбаево, улицы Акмуллы вУфе и Туксанбаеве.
Памятник Мифтахетдину Акмулле был установлен 8 октября 2008 г. Для создания памятника в 2006 г. был объявлен конкурс, приуроченный к 175-летию поэта-гуманиста. Всего на конкурс было подано 16 работ. В результате лучшим эскизом был признан проект архитектора Дамира Магафурова и скульптора Владимира Дворника.
-Воспитатель: В башкирском алфавите 42 буквы. 33 буквы в нем соответствуют буквам русского алфавита и 9 букв для обозначения специфических башкирских звуков.
- Воспитатель: Мы с вами расскажет на родном башкирском языке стихи и споем песни.
Башҡортостан һинең гүзәллеккә
Тиң булырлыҡ ерҙәр бар микән?
Аҡҡош кеүек ап-аҡ Ағиҙелкәй
Ҡайһы илдә генә бар икән?
Башҡортостан-алһыу таң иле,
Гөлбаҡсалар иле, дан иле.
Эй 3урайым- 3урайым
76те4 һин бейек тау2а
*айрай 8инд9 8анду1ас
Бытбылды3 та , тур1ай 2а-
Йырла 8ин , 76к9н тау2ар
Мо41а тул1ансы,
Ты4нарбы2 ирт9 –кисен
!7мер буйы , туй1ансы.
Курай - это древнейший башкирский духовой народный музыкальный инструмент, сделанный из тростника. Курай с древних времен сопровождал башкирских джигитов в сражениях, ходил с ними на охоту, вел задушевные беседы в летние вечера у костра на берегу горной реки. Из полого стебля курая вырезается тонкая трубка, на трубке просверливается 5 отверстий. Курай изготавливается также из металлической, деревянной, пластмассовой трубок.
З94г9р к7лд9р, йыл1алары4
Йырлана к7п йыр2ар2а
Тау2ары4да- бай хазина
Иген шаулай 3ыр2ар2а
Баш3ортосан –тыу1ан ерем,
Бала са3 г5рл9п 7т9
Тыу1ан илем – б9хет иле,
Шундай илг9 ни ет9?
Тыуған яҡтың гүзәллеге
Һыҙылып атҡан таңдарҙа,
Гөлдәр үҫкән болондарҙа,
Һандуғаслы талдарҙа
Тыуған яҡтың гүзәллеге
Иген уңған ҡырҙарҙа
Бар матурлыҡ, шатлыҡ булып
Тибрәлә моң-йырҙарҙа.
Мин башҡорт балаһы. йыр
Егет һүҙе бер була бит
Әйткән һүҙе атҡан уҡ.
Батыр булырға тырышам,
Бер ниндай ҙә ҡурҡыу юҡ.
Ҡушымта
Мин башҡорт балаһы
Урал затыннан булам.
Дәртле мен, рухлымын
Иҙгелектәр мин ҡылам.
Маҡсатым алға-алға
Дөрөҫ юлды ярырға.
Илем һаҡлап, телем яҡлап
Утҡа-һыуға керергә.
Ышанығыҙ туғандар
Эй, минең башҡорттарым,
Тормош үрҙәрен яулайым
Арымаһын аттарым.
Туған тел. Рәми Ғарипов.
Мин халҡымдың сәскә күңеленән
Бал ҡортондай ынйы йыямын,
Йыямын да — йәнле ынйыларҙан
Хуш еҫле бер кәрәҙ ҡоямын.
Шуға ла мин беләм тел ҡәҙерен:
Бер телдән дә телем кәм түгел —
Көслө лә ул, бай ҙа, яғымлы ла,
Кәм күрер тик уны кәм күңел
Халҡым теле — миңә хаҡлыҡ теле,
Унан башҡа минең илем юҡ;
Илен hөймәҫ кенә телен hөймәҫ,
Илe юҡтың ғына теле юҡ
Әсәм теле миңә — сәсән теле,
Унан башҡа минең халҡым юҡ,
Йөрәгендә халҡы булмағандың
Кеше булырға ла хаҡы юҡ.
Стихотворение: Ерем , илем , телем. Рәшит Шәкүр һүҙҙәре.
Башҡорт телендә һөйләшәм,
Башҡорт телендә,
Минең йәшәү тамырҙарым
Башҡорт ерендә.
Туған телем, һин халҡымдың
Былбыл тауышы,
Быуаттарҙан быуаттарға
Ҡанат ҡағышы.
Киң Уралым, йырлап аға
Һинең һыуҙарың.
Алыҫ-алыҫ яңғырайҙар
Һинең моңдарың.
Башҡорт телендә һөйләшәм,
Башҡорт телендә,
Минең йәшәү тамырҙарым
Башҡорт ерендә.
Туған тел. йыр
И туған тел, и матур тел, атам- әсәмдең теле!
Дөнъяла күп нимә белдем һин туған тел арҡылы.
Иң элек был тел менән әсәм бишектә көйләгән,
Ә уннары төннәр буйы атам хикәйәт һөйләгән.
О,язык мой мы навечно неразлучные друзья
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.
-Воспитатель: Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
Ер ҡәҙере игендә, кеше ҡәҙере белемдә.
Земля дорога посевами, а человек дорожит знаниями.
Яҡшы һүҙ балдан татлы.
Лучше меда сладкое слово.
Яман кешенең теле әсе.
Человек острый на язык.
Әлеф йотҡан хур булмаҫ. (Белеме бар хур булмаҫ.)
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Терелткән дә тел, үлтергән дә тел.
Слово лечит, слово и калечит.
Һыуҙы таяҡ менән, кешене тел менән үлсәйҙәр.
Осла знать по ушам, медведя по когтям, а человека по речам.
Һөйләгән – аҡыл сәсә, тыңлаған – аҡыл йыя.
Говорить – сеять мудрость, слушать – собирать мудрость.
Тел асҡысы – ил асҡысы.
Язык языку весть подает.
Теле юҡтың иле юҡ, иле юҡтың көнө юҡ.
Без языка нет Отчизны, без Отчизны нет жизни.
Тел өҫтөндә бал, тел аҫтында тал.
Над языке – медок, под языком – ледок.
Тел Төркөстанға илтер.
Язык до Киева доведет.
- Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый дню башкирского языка. Любите башкирский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста
Занятие построено в соответствие с требованиями программы под ред. Н.Д. Епанчинцевой и О.А. Моисеенко «Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку в детском саду и 1-...
ДЕНЬ ПОБЕДЫ /сценарий для детей старшего дошкольного возраста/
ДЕНЬ ПОБЕДЫ /сценарий для детей старшего дошкольного возраста/...
Занятие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста "Вместе со Шреком спасаем Феону"
Данная разработка предназначена для педагогов английского языка, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям, изучающим вместе с детьми английский язык самостоятельно. Занятие рассчитано на де...
Формирование первоначальных представлений о предложении, как основной единицы языка у детей старшего дошкольного возраста
Любой педагог стремится в своей деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка.Данная методическая разработка (приложение два консп...
Рабочая тетрадь «Счастливого пути» по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста Часть 1
Представляем Вашему вниманию рабочую тетрадь по английскому языку с развивающими заданиями для детей старшего дошкольного возраста, сделанную на основе материала по ознакомлению с железной дорог...
Формирование представлений о времени (утро- день- вечер- ночь) у детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о частях суток необходимы жизненный опыт ребёнка, многократное повторение данных понятий и терпение родителей. Д...
Сценарий спортивного праздника «День защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий спортивного праздника «День защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста...