Формирование первоначальных представлений о предложении, как основной единицы языка у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по русскому языку на тему
Любой педагог стремится в своей деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Данная методическая разработка (приложение два конспекта) может быть использована педагогами, работающими по программам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy.doc | 1.92 МБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «ЦДТ «ЮЖНЫЙ»
Методическая разработка
«Формирование первоначальных представлений о предложении, как основной единицы языка у детей старшего дошкольного возраста»
Педагог дополнительного образования
Прудникова Екатерина Валерьевна
Рязань, 2014 г.
Любой педагог стремится в своей деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, что позволяет добиться запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами, работающими по программам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (6 – 7 лет).
Надеюсь, что конспекты и приложения, предложенные в методической разработке, помогут педагогам сделать занятия не только познавательными, но и увлекательными, что в свою очередь поможет детям дошкольного возраста незаметно для себя освоить такой раздел, как «Предложение».
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………4
Основная часть………………………………………………………………5 -9
Конспекты………………………………………………………………… 10-31
Заключение…………………………………………………………………… 32
Приложение…………………………………………………………………33-36
Список литературы……………………………………………………………37
Введение
На занятиях по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) традиционно большое внимание уделяется звуко-буквенному и слоговому анализу слов. При этом часто упускается из вида формирование представлений о предложении. Между тем именно предложение стало основной единицей анализа в современной лингвистике. Формирование первоначальных представлений о нём должно помочь будущим ученикам в овладении грамматикой и синтаксисом. На занятиях обучающиеся должны получить первоначальные представления о частях речи и научиться навыкам анализа предложений, усвоить грамматические законы языка, нормы словоизменения и согласования слов в предложении, расширить словарь и развить связную речь.
За время работы в детском учреждении я успела заметить, что работа со всевозможными схемами очень нравится детям старшего дошкольного возраста, ведь для них это что-то новое, из взрослой, школьной жизни, в которую они так стремятся поскорее попасть. Поэтому на занятиях по обучению грамоте я стараюсь активно использовать схемы.
Работу по формированию представлений о предложении можно вести параллельно с овладением навыками звуко-буквенного и слогового анализа и чтения. Необходимо провести предварительную работу: дети должны хорошо усвоить понятия “звук”, “слог”, “слово”.
Только после того, как дети усвоили основные понятия и свободно в них ориентируются, вводится понятие “предложение”. Научное объяснение этого понятия слишком сложно, для нас предложение – это несколько слов, которые связаны друг с другом и несут какой-то смысл. Например, “дождь, улица, шел” - это не предложение, а просто слова, которые не имеют никакого смысла, а вот “На улице шел дождь” - это предложение, потому что из него мы узнали о чем-то, что-то поняли. Итак, мы движемся от простого к сложному, от самой маленькой части нашей речи – звука – к сравнительно большой ее части – предложению.
Предложение
Предложение - единица человеческой речи, которая выражает законченную речь.
Когда понятие “предложение” усвоено детьми и они могут отличить его от простого набора слов, можно переходить к представлениям о частях речи. Понятия “существительное”, “прилагательное” и “глагол” мы оставим школьным учителям. Для нас существуют такие понятия: “слово-предмет”, которое можно нарисовать и “слово-действие”, которое можно показать. Для обозначения этих слов мы используем схемы. В литературе встречаются различные схематические изображения для синтаксического анализа, некоторые из них очень нагромождены, а нам необходимо дать детям первоначальные представления о слове так, чтобы это помогло им в дальнейшем школьном обучении, а не мешало, создавая путаницу. Я рекомендую слова изображать простой белой полоской без каких-либо изображений или линией ( ______ ) – это самый простой вариант.
Знакомство с частями речи, овладение первичными навыками анализа предложений и умение работать со схемой не являются единственной целью занятий. На них решаются очень важные и нужные для детей с общим недоразвитием речи задачи, такие как усвоение грамматических законов языка, норм словоизменения и согласования слов в предложении, расширение словарного запаса, особенно глагольного словаря и словаря признаков, развитие связной речи.
Последовательность работы:
Тема | Задачи | Содержание работы |
Предложение | Дать детям понятие о предложении. Учить детей различать понятия "Слово" и "Предложение"; правильно согласовывать в числе глагол с существительным, прилагательное с существительным. Формировать навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие. Закрепить понятие об интонационной законченности предложения. Учить составлять простое нераспространенное предложение с использованием графического изображения слов. Определять количество слов, последовательность слов. Учить составлять предложение о действиях, называть 1-ое, 2-е слово. | Предложение состоит из слов. Предложение мы читаем, будто что-то сообщаем. Слова живут в предложении в согласии. Разбираются предложения (2 - 3) из 2 слов. Графическое изображение предложения. Корова мычит. (I____ ______ .) Назови 1-ое, 2-е слово. Сколько слов в предложении? Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь. |
Учить составлять предложение из 3-х слов: делить на слух простое предложение на слова, называть их по порядку. Учить составлять предложение по "живой модели". | Игра "Живое предложение". | |
Учить придумывать предложение, придерживаясь единого сюжета. Учить распространять основу предложения до 5 - 6 слов, используя карточки- символы, грамотно его оформлять. | Использование карточек-символов. |
Конструирование предложений
В традиционной методике принято составлять предложения, опираясь на речевую компетентность детей: им предъявляется набор слов, картинка и т. п. и даётся соответствующее задание, которое каждый ребёнок выполняет на доступном ему речевом уровне. В основе данного приёма лежит простое описание ситуации.
Конструирование предложений включает в себя два блока работы:
- распространение предложений;
- составление предложений.
Распространение наглядно показывает детям, что предложение может быть коротким, а может быть большим, содержащим не только основную информацию, но и смысловые оттенки. Осваивая его, дети будут учиться самостоятельному составлению фраз, наиболее точному выражению своих мыслей.
Непременными и обязательным требованием является подбор только тех слов, которые наиболее точны по смыслу и соответствуют описываемой ситуации. Так, например, если говорится о потерявшемся щенке, то здесь не так важно, какой он породы, какого окраса, какой длины его шерсть. Важно его беспокойство, несчастный взгляд, что он голодный и замёрзший, испуганный и т. п.
Возможны два варианта работы над распространением предложений:
1. В предложение добавляется такое количество слов, какое дети способны удержать в памяти, при этом используется известный набор полосок для составления схемы предложения.
2. Предложение распространяется максимально возможным количеством слов, но это уже применяют в школьной программе.
Распространение предложения по вопросам. Обучающиеся составляют сами или педагог даёт простое предложение из двух слов, например, «гудит пчела». Составляется его схема. Затем педагог задаёт вопрос: "Где гудит?" Это важный вопрос, создающий ситуацию.
Распространение предложения по схеме. Педагог называет исходное предложение, обучающиеся определяют в нём количество слов. На доске выстраивается соответствующая схема.
Cоставление предложений развивает уточняющую и коммуникативную функции речи. Осмысление сюжета будущего предложения учит детей сначала осмысливать содержание будущего высказывания, потом подбирать наиболее точные слова для выражения именно той мысли, которую ты хочешь передать собеседнику.
Составление предложения по вопросам и опорным словам.
Проведение этой работы может иметь два варианта.
Первый. Даётся набор слов. Дети читают их и находят названия действия и предмета, который это действие выполняет. Ставят их рядом. Затем педагог по одному задаёт вопросы: какие? куда? кому? с чем? и т. д. Обучающиеся находят в наборе слово (или сочетание "предлог + сущ."), отвечающее на поставленный вопрос, и добавляют в предложение. После добавления каждого нового слова предложение произносится целиком.
Второй. Детям даётся набор слов, стоящих в начальной форме, например, синица, птенцы, червячок и вопросы, записанные на доске в порядке будущего предложения: кто? что сделал? кому? кого?
Составление предложения по предметным картинкам.
Педагог ставит на доску несколько картинок, изображающих предметы, которые можно объединить в одном предложении, например: лес, медведь, лапа, веточка. Картинки желательно ставить вразброс, чтобы дети не восприняли их порядок как последовательность слов в будущем предложении. Обучающиеся составляют предложение, причём педагог поощряет разнообразие вариантов. Например: Шёл медведь по лесу и наступил лапой на веточку. Медведь шёл по лесу, и острая веточка уколола его лапу. Медведь лапами наломал веток и построил себе в лесу берлогу.
Составление предложения с заданным количеством слов. Педагог предлагает сюжетную картинку или задаёт тему, например, цветущий луг, и называет количество слов, которое должно быть в предложении.
Составление предложений по опорным словам. Педагог называет, например, три существительных и один глагол (цветы, садике, волшебница, выращивала), или два последовательных действия и одно имя существительное с предлогом (подошёл и понюхал, к Павлику) и т. п. Они даются в той форме, в какой должны стоять в будущем предложении. Дети
составляют предложение, используя все названные слова. Можно дать более сложный вариант задания, в котором все предъявленные слова стоят в начальной форме.
Составление предложений из данных слов (например, небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое) проходит в определенной последовательности. Подобные упражнения не только учат детей выстраивать слова в нужной последовательности, но и помогают осваивать учебную деятельность, сутью которой является планирование своих действий и контроль за их пошаговым выполнением.
Заключение
В предложенном плане представлено поэтапное обучения детей составлению разных типов предложений, и каждый этап представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании педагога, воспитателя дополнен.
При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения ("Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину"). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.
Список литературы
- Самые веселые сценарии для детских праздников. М.: Эксмо, 2009. – 224 с.
- Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Слова и предложения. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте. Ярославль, 2002. – 32 с.
- Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту. Часть 2. Киров.
- http://festival.1september.ru/articles/101052/
- Яндекс картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста
Занятие построено в соответствие с требованиями программы под ред. Н.Д. Епанчинцевой и О.А. Моисеенко «Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку в детском саду и 1-...
Занятие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста "Вместе со Шреком спасаем Феону"
Данная разработка предназначена для педагогов английского языка, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям, изучающим вместе с детьми английский язык самостоятельно. Занятие рассчитано на де...
Рабочая тетрадь «Счастливого пути» по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста Часть 1
Представляем Вашему вниманию рабочую тетрадь по английскому языку с развивающими заданиями для детей старшего дошкольного возраста, сделанную на основе материала по ознакомлению с железной дорог...
Рабочая тетрадь «Счастливого пути» по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста Часть 2
Представляем Вашему вниманию рабочую тетрадь по английскому языку с развивающими заданиями для детей старшего дошкольного возраста, сделанную на основе материала по ознакомлению с ...
Формирование представлений о времени (утро- день- вечер- ночь) у детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о частях суток необходимы жизненный опыт ребёнка, многократное повторение данных понятий и терпение родителей. Д...
Формирование лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Представлены инновационные подходы к организации деятельности воспитателя по коррекции словаря детей по заданию учителя-логопеда...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Формирование элементарных математических представлений») на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности...