Методические приемы использования раздаточного материала на уроках иностранного языка.
статья
Применение раздаточного материала и опорных конспектов на уроке иностранного языка позволяет существенно экономить время урока, поддерживать познавательный интерес обучаемых на занятии, стимулировать умственную деятельность обучаемых, передать материал учебника в доступной и понятной для слабоуспевающих обучаемых форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические приемы использования раздаточного материала на уроках иностранного языка.
В методической литературе отмечается, что для активизации мыслительного процесса обучаемых и экономии времени урока широкое применение находит раздаточный материал. Применение раздаточного материала и опорных конспектов на уроке иностранного языка позволяет существенно экономить время урока, поддерживать познавательный интерес обучаемых на занятии, стимулировать умственную деятельность обучаемых, передать материал учебника в доступной и понятной для слабоуспевающих обучаемых форме. Облегчение работы обучаемых на самостоятельной подготовке.
Раздаточный материал содержит задания и упражнения, выполнение которых учащимися способствует:
- Более прочному усвоению лексики и грамматики.
- Умению употреблять лексику и грамматику в речи по темам, определенным для изучения программ.
- Пониманию грамматических явлений и умению употреблять разнообразные грамматические формы в речи.
- Ликвидации пробелов в знаниях отдельных учеников по различным аспектам изучаемого языка.
При составлении и использовании раздаточного материала преподаватель должен руководствоваться следующими положениями:
- Лексическими и грамматическими явлениями которые употребляются в предлагаемых заданиях и упражнениях.
- Соответствие содержания раздаточного материала необходимому минимуму определённому учебной программой.
- Упражнения и задания составленные по какой либо теме, выполняются на уроках, посвященных изучению данной темы.
- Выполнение предложенных заданий и упражнений должно способствовать достижению поставленной на данном уроке цели.
- Подлежащий усвоению лексический и грамматический материал многократно повторяется.
При составлении раздаточного материала учитываются следующие дидактические принципы:
- Принцип посильности.
- Принцип последовательности.
- Принцип новизны.
При составлении раздаточного материала принимаются также но внимание:
- Цель его использования (так, например, тексы, предназначенные для чтения и аудирования, отличаются от тех, которые предлагаются для применении в устной речи);
- Характер умении и навыков, формированию которых он способствует
Частота использования на уроке раздаточного материала зависит и от этапа обучения. На начальном этапе обучения в основном используются простейшие тестовые задания и опорные конспекты, на старшем и продвинутом этапе содержание заданий усложняется и использование раздаточного материала может сводиться к минимуму.
Использование раздаточного материала в виде опорных конспектов зависит:
- От этапа обучения. (Широко применяется на начальном этапе, постепенно применение опорных конспектов сужается).
- От степени обученности. (Особо нуждаются в них слабо обученные ученики).
- От цели их применения.
Применение опорных конспектов и раздаточного материала преследует следующие цели:
- Развитие зрительной памяти.
- Активизация внимания.
- Повышение степени восприятия нового материала.
- Конкретизация форм.
- Закрепления.
- Активизация мыслительных процессов.
- Развитие пространственного мышления.
- Развитие познавательного интереса.
При разработке раздаточного материала следует обратить внимание на следующие вопросы:
- Соответствие раздаточного материала методической системе и материалу учебника.
- Характер раздаточного материала и объем заданий, которые в нем содержутся.
- Виды заданий и их формулировка.
- Способ подачи материала, характер зрительной опоры.
- Способ контроля.
- Место раздаточного материала на уроке и в системе уроков.
- Соотношение раздаточного материала с другими видами учебно-наглядных пособий.
Необходимо отметить, что раздаточный материал, содержащий в себе задания и упражнения, опорные конспекты и т. д., не должны существовать отдельно от учебника. Они должны вписываться в общую систему работы по изучению иностранного языка на том или ином этапе обучения. Раздаточный материал должен строго следовать методической системе учебно-методического комплекса. Упражнения представленные в учебнике могут быть интерпретированы, изменены или просто перенесены на карточки. Задания и упражнения предлагаемые в дополнение к учебнику дают дополнительную возможность для использования грамматических конструкций в речи, прочнее усваивать языковой материал, и тем самым экономить время урока. В случае с опорными конспектами способ подачи материала может быть со зрительной опорой на плакаты или слайды и печатный текст так и без неё. При отсутствии зрительной опоры информация воспринимается на слух. Учитывая различные типы памяти учащихся (зрительный, слуховой, моторный) можно индивидуализировать работу учащихся, предлагая одним из них задания со зрительной так и без неё.
При составлении раздаточного материала необходимо учитывать способы графического выделения различных элементов к таким заданиям. Так, например, основная тема опорного конспекта или установка к заданиям, должна быть выделена крупным шрифтом или цветом. Использование графических средств помогает учащимся сосредоточить внимание на главном при выполнении заданий. Особое значение при разработке раздаточного материала имеет формулировка инструкции-задания. Инструкция выполняет двоякую роль: одного обучаемого она ориентирует на выполнение заданий, другого – на осуществление контроля. Формулировки должны быть понятными, лаконичными, четкими, не требующими дополнительных разъяснений в ходе работы. Очень важно по мере возможности единообразие в формулировках так как новая инструкция затрудняет выполнение задания. Целесообразно по мере возможности давать установки на изучаемом иностранном языке.
Раздаточный материал помогает решить проблему обратной связи и управлять процессом овладения знаний. Время работы с раздаточным материалом не должно превышать 10-15 минут урока, после чего необходимо сменить вид работы, переведя обучаемых на фронтальную работу под руководством преподавателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-81325-1587642900.jpg)
"Использование наглядного и раздаточного материала на уроках иностранного языка".
Для Для доступности и посильности изучения иностранного языка учителю помогают наглядность, различный дидактический материал, карточки разного типа.Учитывая большую роль принц...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-157877-1579869027.jpg)
Использование регионального материала на уроках иностранного языка
Статья аспиранта кафедры «Методика обучения иностранным языкам» РГПУ им. А.И.Герцена Куртямовой Татьяны Васильевны ...
Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»
Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392598-1390897195.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка
Изучение краеведческого материала является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам и культуре, так как является ключом к пониманию иностранной культуры. Изучение чужой культуры посред...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/09/picture-416809-1394369815.jpg)
Использование аутентичного материала на уроках иностранного языка
Преимущества использования аутентичного материала на уроках иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/06/picture-732208-1452063488.jpg)
Выступление на РМО "Использование песенного материала на уроках иностранного языка"
Выступление на РМО...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/15/picture-776597-1692085988.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
На современном этапе обучения иностранному языку школьников уже не подвергается сомнению необходимость иноязычного обучения в сопоставлении родной и иноязычной ...