Современный процесс сохранения культурного нематериального наследия ингерманландцев в рамках общеобразовательной школы
статья

Майорко Мария Игоревна

В данной работе рассматривается процесс сохранения культурного нематериального наследия ингерманландских финнов за счет изучения финского языка, истории и культуры финнов в общеобразовательной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Современный процесс сохранения культурного нематериального наследия ингерманландцев в рамках общеобразовательной школы

Майорко Мария Игоревна,

Учитель финского языка
ГБОУ школа №23 с углубленным изучением финского языка

На данный момент в Санкт-Петербурге действуют десять общеобразовательных школ, в которых изучается финский язык. Финский язык стал появляться в общеобразовательных учреждениях в конце 1980-х годов, как раз в период возрождения культуры ингерманландских финнов. Когда период гонений советского времени, выселения из родных деревень ингерманландцев  был позади, возникла острая потребность в восстановлении утерянных традиций и языка. Если раньше на финском языке боялись говорить даже в семьях, то теперь перед ингерманландцами и всеми заинтересованными появилась возможность изучения финского языка, культуры и истории финнов в рамках среднего образования.

Особую актуальность изучение финского языка, истории и культуры финнов в общеобразовательных школах приобрело в последние годы, когда проблема сохранения нематериального культурного наследия зазвучала по-особому в связи с процессами глобализации, унифицирующими и стирающими самобытную культуру народов.

Согласно Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие включает в себя обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. [2]

Вместе с этим государственная политика по развитию сферы культуры провозглашает важность развития поли- и этнокультурного образования, которое ставит перед собой следующие цели:

  • этническая идентификация обучающегося
  • формирование национального самосознания личности
  • формирование у обучающихся умений и навыков  межнационального общения
  • социализации и социокультурной  адаптации школьников к условиям жизни в нашем  многонациональном государстве. [4]

Преподаваемый в общеобразовательных школах Петербурга учебный предмет «Финский язык» включает в себя изучение финского языка, истории финско-русских отношений и культуры финнов. Школьники знакомятся с финно-угорскими этносами, в том числе с ингерманландскими финнами, происхождение и история которых связаны неразрывно с пограничными северо-западными землями России. Благодаря поликультурному образованию происходит активизация творческого потенциала личности, педагоги получают дополнительные условия для вовлечения школьников в различные формы деятельности по изучению и сохранению традиций разных культур. [1]

Так в школах с изучением финского языка ежегодно проходят мероприятия ко дню национального эпоса «Калевала» (Kalevalan päivä, 28 февраля) с участием представителей Общества ингерманландских финнов (Inkerin Liitto). Школьники знакомятся с сюжетами этого древнего эпоса, отражением мотивов в художественном творчестве, маршрутами собирателя рун Элиаса Леннрота. На мероприятиях ко дню Калевалы обучающиеся создают собственные иллюстрации к эпосу, исполняют калевальские руны и участвуют в викторинах по истории и содержанию финско-карельского эпоса. «Калевала» - великое произведение, являющееся опорным фундаментом финно-угорской культуры и объединяющее все прибалтийско-финские народы, поэтому в общеобразовательных школах с изучением финского языка данному эпосу придается особое значение.

В рамках предмета «Финский язык» обучающиеся знакомятся с еще одним значимый для прибалтийско-финских народов праздником – ласкиайнен (laskiainen), или финской Масленицей. С этим праздником связаны различные обычаи, которые разнились как на территории Финляндии, так и в самой Ингерманландии. Там соединились все традиции: и поверья для богатого урожая, и «культ высокого льна», и катание на санях. Последняя традиция оказала влияние и на православную Масленицу, когда до первой мировой войны на финских санях «вейках» можно было промчаться по петербургским улицам и по льду Невы.

Знакомство с вышеупомянутыми и другими праздниками как частью культуры финнов, изучение финского языка и истории финско-русских отношений направленны на приобщение учащихся к многообразному национально- культурному наследию, формирование связи с историческим прошлым, принятие многообразных отношений и связи малых народов с окружающим миром. Для самих ингерманландских финнов такое участие образовательной среды в сохранении культурного материального наследия не менее важно. Этносоциологическое исследование, проведенное в 2007 году в Петербурге и Ленинградской области, показало, что современное этническое самоопределение ингерманландских финнов строится на основе таких признаков как: язык, историческая память, религия и культура. [3]

Таким образом, изучение финского языка, истории и культуры финнов в общеобразовательной школе способствуют современному процессу сохранения культурного нематериального наследия ингерманландских финнов. Учащиеся, среди которых есть дети как с ингерманладскими корнями, так и просто интересующиеся финской культурой и языком, получают помимо основ финского языка и базовых знаний о таком этносе как «ингермаландцы», также возможности расширения кругозора, глубокое понимание той или иной народности, наполняются уважением к малым народам, их истории  и традициям.



Литература:

  1. Каргин А. С., Костина А. В. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке / [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rf-kak-prioritet-kulturnoy-politiki-rossii-v-xxi-veke
  2. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. / ЮНЕСКО [Электронный ресурс] //  www. unesco. org/ bpi/ rus/ pdf/03-82-Russe.pdf
  3. Конькова О. И., Кокко В. А. Ингерманландские финны. Очерки истории и культуры / Резван Е. А.. — СПб: МАЭ РАН, 2009. — 39 с. — ISBN 978-5-88431-143-5.
  4. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации, [Электронный ресурс] // https://culture.gov.ru/documents/osnovnye-napravleniya-gosudarstvennoy-politiki-po-razvitiyu-sfery-kultury-i-massovykh-kommunikatsiy-44-2462/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Роль музейной экспозиции в сохранении культурно-исторического наследия татарского народа

Из опыта создания школьной экспозиции, посвященной  татарскому просветителю Х.Фаизханову....

Обучение бегу с барьерами в легкой атлетике в рамках общеобразовательной школы.

Обучение бегу с барьерами в легкой атлетике в рамках общеобразовательной школы....