рабочая программа курса внеурочной деятельности "школа китайской каллиграфии
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лебедева Анна Витальевна
          Программа образовательно-развивающего кружка «Школа китайской каллиграфии» для углубленного овладения китайским языком, расширения кругозора и развития творческих способностей учащихся составлена в соответствии с Учебным планом для федеральных государственных общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью данного курса является формирование у обучающихся системы знаний, навыков и умений межкультурной коммуникации. Он призван обеспечить интеграцию личности в системы мировой и национальных культур, создавать условия для свободного всестороннего развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Данная программа рассчитана на учащихся 5-11 классов. Занятия в кружке способствуют развитию у учащихся познавательного интереса к истории китайского языка, а через язык к истории и культуре сопредельного государства. Реализация данной программы базируется на глубоком знании русского языка, истории, географии, на активном использовании способностей и умений каждого учащегося. В курс «Школы китайской каллиграфия» включены следующие темы: происхождение и эволюция китайской письменности, основные черты и правила каллиграфии, основные ключи китайского языка и их классификация, графемы, пиктограммы, идеограммы и фонограммы в китайском языке, реформа китайской письменности, сложные и упрощенные иероглифы, иероглифика на компьютере, основные приемы и правила написания иероглифов кистью, основные приемы и правила написания скорописью графических элементов, соединение черт и элементов в скорописи, многовариативность скорописных знаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shkola_kitayskoy_kalligrafii.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г.Охи им. А.В. Беляева

Рабочая программа

Творческого образовательного кружка «Школа китайской каллиграфии»

Учитель: Лебедева Анна Витальевна

2020-2021 учебный год

Методическое обоснование.

        Каллиграфия (греч. καλλιγραφία - красивый почерк, от κάλλος - красота и γράφω - писать), искусство красивого и чёткого письма. "История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов ср.-век. Востока; птичье перо в Европе до 1-й пол. 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности. В Китае и других дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко, как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.

    Каллиграфия — искусство, к которому в Китае человек приобщается раньше, чем к любому другому. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией не только, чтобы облегчить процесс запоминания трудных и многочисленных иероглифов, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса, пробудить способность к восприятию искусства и самостоятельному творчеству.

     “Каллиграфия – это музыка для глаз”,– утверждали китайские мудрецы, также каллиграфию называют беспредметной живописью и беззвучной музыкой. А еще говорят, что каллиграфия — это танец без исполнителя, архитектура без конструкций и стройматериалов. Такие восхищенные эпитеты — дань преклонения перед Искусством с большой буквы.  Действительно, движение руки с кистью, насыщенной тушью, похожее на своеобразный танец, подвластное внутренней творческой сосредоточенности мастера, способно создавать на белом листе особую ритмическую гармонию черных линий, штрихов, точек – гармонию, передающую бесконечную гамму человеческих мыслей, чувств, настроений. Потому-то каллиграфия является ключом ко многим другим родственным видам искусства, которые,  черпают в ней свое вдохновение.

     Писать иероглифы красиво и изящно считалось большим искусством. Выработка каллиграфического почерка зависела и от гибкости  пальцев, поэтому каллиграф и писец постоянно держали в правой руке два шарика, которые перебирали, не давая пальцам “застыть”. Каллиграфия приравнивалась к таким видам искусства, как поэзия и живопись. Народ издревле питал уважение к тем, кто знал классические книги и умел красиво писать иероглифы. Крупно и красиво написанные плакаты вывешивались на улице, во дворах и в помещениях. Бумага, на которой писали иероглифы, высоко ценилась, к написанному листку относились с уважением и не выбрасывали куда попало.

     В каллиграфии нашли отражение и основные философско-эстетические принципы, связанные с представлениями о силах и законах всеобщего развития. Так, в одном из классических трактатов говорится, что “скрытая в кисти, затаившаяся в её кончике сила (энергия инь – ян ) находит завершение в иероглифе. Вложенная в кисть энергия-сила отливается в изящное, красивое ...”. Искусство каллиграфии, являет собой воплощение высшей гармонии и уже в древности считалось “первым среди художеств”.

Программа образовательно-развивающего кружка «Школа китайской каллиграфии» для углубленного овладения китайским языком, расширения кругозора и развития творческих способностей учащихся составлена в соответствии с Учебным планом для федеральных государственных общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

В настоящее время, когда Китай бурно развивается, соприкасается и взаимодействует с Россией во многих сферах политики, экономики, культуры, спорта, бизнеса и в военно-технической области, возникает потребность в специалистах, знающих особенности уклада жизни, культуру, традиции и привычки, умеющих общаться на китайском языке, решать задачи устного и письменного перевода в различных сферах жизнедеятельности.  

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в школе создают ситуацию, в которой обучение китайскому языку необходимо рассматривать в контексте общих проблем, стоящих перед обществом и школьным образованием, с учетом решения задач комплексного подхода к реализации целей обучения – образовательных, развивающих и воспитательных.

Основной целью данного курса является формирование у обучающихся системы знаний, навыков и умений межкультурной коммуникации. Он призван обеспечить интеграцию личности в системы мировой и национальных культур, создавать условия для свободного всестороннего развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

   Данная программа  рассчитана на учащихся 5-11 классов. Занятия в кружке способствуют развитию у учащихся познавательного интереса к истории китайского языка,  а через язык к истории и культуре сопредельного государства. Реализация данной программы базируется на глубоком знании русского языка, истории, географии, на активном использовании способностей и умений каждого учащегося.

             В курс «Школы китайской каллиграфия» включены следующие темы: происхождение и эволюция китайской письменности, основные черты и правила каллиграфии, основные ключи китайского языка и их классификация, графемы, пиктограммы, идеограммы и фонограммы в китайском языке, реформа китайской письменности, сложные и упрощенные иероглифы, иероглифика на компьютере, основные приемы и правила написания иероглифов кистью, основные приемы и правила написания скорописью графических элементов, соединение черт и элементов в скорописи, многовариативность скорописных знаков.

Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени сложности иероглифических знаков и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для обучаемых всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.

По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Отличительные особенности образовательной программы работы кружка:  

  • Тематический принцип планирования учебного материала

В соответствии с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий которые варьируются в зависимости от особенности того или иного письменного прибора (карандаш, ручка, кисть).

  • Дифференциация процесса обучения

При организации учебного процесса учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых).

  • Комплексный подход к содержанию

Одновременное формирование навыка письма как простыми письменными приборами (шариковая ручка, карандаш), так и более сложными (чернильная ручка, кисточка).

         В работе кружка используются теоретические, практические и комбинированные виды занятий.  Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы, В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате, проводится рефлексия.

        Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на училищных выставках и конкурсах. Критериями успешности является результативность участия в городских, и краевых конкурсах по каллиграфии.

Цели и задачи.

Цели работы кружка:

  1. Личностная.

Выявление и укрепление природных качеств личности: восприятия (целостности и структурности образа); внимания (концентрации и устойчивости); памяти (зрительной и кинетической); мышления (пространственного, креативного, наглядно-образного).

2. Профессиональная.

Освоение различных приемов иероглифического письма, формирование и развитие лингвастрановедческих знаний .

  1. Общекультурная.

Предметное обсуждение понятия гармонии и красоты, симметрии и пропорциональности.

Задачи работы кружка:

1.Обучающие задачи:

  • Формировать устойчивый интерес к изучению китайского языка и культуры.
  • Знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приемами работы с ними.
  • Учить проявлять творческий подход к работе.
  • Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • Учить индивидуальной работе.
  • Формировать готовность к практическому использованию китайского языка и участию в различных языковых мероприятиях.

2.Развивающие задачи:

  • Расширять кругозор учащихся.
  • Развивать эмоциональные способности учащихся.
  • Развивать  интеллект и творческие способности учащихся.
  • Развивать способность к социальному взаимодействию.
  • Развивать способность понимать иной способ поведения, отличный от присущего представителям нашего общества.
  • Активизировать мыслительные процессы.
  • Развивать память, логику, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.
  • Развивать глазомер.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
  • Воспитывать умение видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.
  • Обобщать визуальный опыт детей через посещение выставок, участие в конкурсах и мастер-классах.

Содержание работы.

Тематический план для проведения занятий

в кружке «Школа китайской каллиграфии»

Наименование тем

Всего

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1.

Происхождение китайской письменности. Эволюция китайских иероглифов.

2

1

1

2.

Правила каллиграфии и порядок черт. Основные черты китайского языка.

2

1

1

3.

Стили китайского письма. Четыре «драгоценности» кабинета каллиграфа.

2

1

1

4.

Основные ключи китайского языка, порядок элементов в китайских иероглифах.

2

1

1

5.

Графемы, идеограммы и фоноидеограммы в китайской письменности.

2

1

1

6.

Классификационные группы иероглифических ключей (природа).

2

1

1

7.

Классификационные группы иероглифических ключей (человек).

2

1

1

8.

Классификационные группы иероглифических ключей (творения человека).

2

1

1

9.

Мастер-класс по каллиграфии. (Проводит преподаватель каллиграфии Института Конфуция ДВФУ).

1

1

10.

Творческая мастерская «Волшебная ручка». Участие работ в приморском конкурсе по каллиграфии.

1

1

11.

Реформа китайской письменности. Сложные и упрощенные иероглифы.

2

1

1

12.

Десять наиболее популярных иероглифов для занятия каллиграфией.

2

1

1

13.

Занимательные иероглифы.

2

1

1

14.

Как печатают в Китае. Иероглифика на компьютере.

2

1

1

15.

Основные приемы и правила написания иероглифов кистью, творения знаменитых каллиграфов в Китае.

2

1

1

16.

Основные приемы и правила написания скорописью графических элементов.

2

1

1

17.

Соединение черт и элементов в скорописи.

2

1

1

18.

Изменения порядка написания и другие случаи видоизменения иероглифов.  Многовариативность скорописных знаков.

2

1

1

19.

Подведение итогов. Организация выставки работ.

1

1

Всего

35

16

19

Содержание образовательного процесса

1. «Происхождение китайской письменности. Эволюция китайских иероглифов»

Что такое каллиграфия. Понимание каллиграфии в различных странах и культурах. Понимание каллиграфии в Китае. Китайская письменность и культура. Происхождение китайской письменности и иероглифов. Легенды о происхождении иероглифов. Первые образцы письменности в Китае. Эволюция китайских иероглифов от древности до наших дней. Просмотр мультфильма  «36 иероглифов».

Рефлексия.

  1. «Правила каллиграфии и порядок черт. Основные черты китайского языка»

Почему важен порядок черт китайских иероглифов. Структура иероглифа: черта-графема-сложней знак. Основные правила каллиграфии. Порядок черт в иероглифе. Основные черты китайских иероглифов. Правила написания черт. Простые черты. Черты с крюком. Углы. Сложные и ломаные черты. Тренировка в написании различных черт разными письменными приборами. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Стили китайского письма. Четыре «драгоценности» кабинета каллиграфа»

Понятие о стиле письма. Основные стили китайского письма.    Стиль «Чжуань» (печатный шрифт). Стиль «Лишу»  (официальный шрифт). Стиль «Кайшу» (уставное письмо).  Стиль «Цаошу» (скоропись), разновидности скорописи «чжанцао» и «цзиньцао». Стиль «Синшу» (ходовая скоропись). Сокращенное написание иероглифов. Четыре драгоценности кабинета ученого. Бумага «сюань» , происхождение и виды бумаги, производство бумаги для китайской каллиграфии. Кисти «ху»  происхождение и виды кистей, производство кистей для китайской каллиграфии. Тушь «хуэй» происхождение и разновидности туши, производство туши для китайской каллиграфии. Чернильница «дуань» происхождение и виды чернильниц, производство чернильниц для каллиграфии. Тренировка в написании иероглифов в различных стилях письма. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Основные приемы и правила написания иероглифов кистью, творения знаменитых каллиграфов в Китае»

Особенности письма кистью. Размер кисти и стиль письма. Нажим в чертах при письме кистью. Различные приемы удержания кисти. Правила письма кистью. Подбор размера кисти для каждого ученика. Каллиграфия и искусство. Творения лучших каллиграфов Китая (Цы Байши, Ли Сы, Чэн Мяо, Чжан Чжи, Чжан Сюй, Ван Сичжи). Тренировка в написании иероглифов кистью. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Основные ключи китайского языка, порядок элементов в китайских иероглифах»

Понятие ключа в китайском иероглифе. Графемы и ключи. Чтение ключей. Названия ключей. Графика ключей. Семантические группы ключей. 214 ключей китайских иероглифов. Порядок элементов в китайских иероглифах. Группы иероглифов с различным порядком ключей. Тренировка в написании ключей. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Графемы, идеограммы и фоноидеограммы в китайской письменности»

Понятие графема. Понятие идеограмма. Понятие фоноидеограммы.  Соотношение различных категорий знаков. Семантические группы ключей.  Тренировка в написании различных ключей. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Классификационные группы иероглифических ключей (природа)»

Группа ключей «небо». Группа ключей «земля». Группа ключей  «растительный мир». Группа ключей «животный мир». Подбор иероглифов по доминантному ключу.  Тренировка в написании различных ключей и иероглифов, содержащих ключи группы «природа». Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Классификационные группы иероглифических ключей (человек)»

Группа ключей «полные изображения человека». Группа ключей «обозначение частей тела человека». Группа ключей  «вкусовые и цветовые признаки». Подбор иероглифов по доминантному ключу.  Тренировка в написании различных ключей и иероглифов, содержащих ключи группы «человек». Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Классификационные группы иероглифических ключей (творения человека)»

Группа ключей «инструмент». Группа ключей «оружие». Группа ключей  «транспорт». Группа ключей «предметы ритуала и сосуды». Группа ключей «сооружения и их элементы». Подбор иероглифов по доминантному ключу.  Тренировка в написании различных ключей и иероглифов, содержащих ключи группы «творения человека». Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1.  «Мастер-класс по каллиграфии. (Проводит преподаватель каллиграфии Института Конфуция ДВФУ)»

Знакомство с преподавателем по каллиграфии и его работами. Написание традиционных изречений под руководством преподавателя

Рефлексия.

  1. «Творческая мастерская «Волшебная ручка». Участие работ в Приморском конкурсе по каллиграфии»

Запись иероглифов по порядку черт, запись иероглифического текста для участия в Приморском конкурсе по каллиграфии.

Рефлексия.

  1. «Реформа китайской письменности. Сложные и упрощенные иероглифы»

Сложные и упрощенные иероглифы. Трудности иероглифической письменности. Попытки реформирования иероглифической письменности. Реформа иероглифической письменности 1961 года. Видоизменение упрощенных элементов. Местоположение элементов и их видоизменение. Тренировка в написании сложных и упрощенных иероглифов. Коллективный выбор лучших работ

Рефлексия.

  1. «Десять наиболее популярных иероглифов для занятия каллиграфией»

Иероглиф «любовь», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «счастье», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «богатство», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «удача», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «долголетие», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «здоровье», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «деньги», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «благополучие», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «вечность», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Иероглиф «жизнь», смысл иероглифа, порядок черт, значение и порядок элементов, запись иероглифов в различных стилях иероглифического письма. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Занимательные иероглифы»

Причина повторения элементов в иероглифах. Смысловое наполнение повторяемых элементов. Значение иероглифов, содержащих повторяющиеся элементы. Повторение двух элементов. Повторение трех элементов. Повторение четырех элементов. Парное повторение элементов. Тренировка в написании занимательных иероглифов в различных стилях и различными письменными приборами. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Как печатают в Китае. Иероглифика на компьютере»

Почему не нужна особенная клавиатура для печатания иероглифов. Компьютерные программы для печатания иероглифов. Программа «Pinyin», особенности ввода. Программа «Quanpin», особенности ввода. Программа «Shuangpin», особенности ввода. Программа «Zhengma», особенности ввода. Программа «New Experience Input Style», особенности ввода. Программа «Classic Input Style», особенности ввода. Программа «Wen Lin», особенности ввода. Тренировка в написании иероглифов и иероглифических текстов с использованием различных программ и способов ввода.

Рефлексия.

  1. «Основные приемы и правила написания скорописью графических элементов»

Скоропись как один из стилей иероглифического письма. Происхождение скорописи. Отличия скорописи от других видах иероглифического письма. Основные приемы написания иероглифов скорописью. Максимальная степень соединения черт и элементов. Слияние черт в иероглифе. Тренировка в написании иероглифов скорописью. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Соединение черт и элементов в скорописи»

Расположение черт на расстоянии друг от друга. Примыкание черт. Пересечение черт. Пропуск составных частей иероглифов. Совпадение скорописных знаков. Тренировка в написании иероглифов скорописью. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Изменения порядка написания и другие случаи видоизменения иероглифов.  Многовариативность скорописных знаков»

Примеры изменения порядка черт в иероглифе. Нарушение пропорциональности элементов. Перестановка элементов. Перенос черт. Стеснение черт. Слияние точки и вертикальной черты. Слияние точки и горизонтальной черты. Слияние параллельных наклонных линий. Слияние двух, трех и четырех точек по вертикали в одну черту. Слияние двух, трех и четырех точек по горизонтали в одну черту. Многовариативность скорописных знаков. Почерк в Китае. Тренировка в написании иероглифов скорописью. Коллективный выбор лучших работ.

Рефлексия.

  1. «Подведение итогов. Организация выставки работ»

Организация выставки лучших работ. Награждение победителей в различных номинациях. Чаепитие.

Результаты работы кружка.

2009 год – по итогам Приморского краевого конкурса по каллиграфии, проводимым Институтом Конфуция ДВФУ работа суворовца Михеенко А. (7 класс) заняла 3 место в номинации «Каллиграфия кисточкой», работа суворовца Зенкова Д. (11 класс) заняла 3 место в номинации «Каллиграфия ручкой».

2010 год – Приморский конкурс по каллиграфии, обладатель I места в номинации «Каллиграфия кисточкой» и III места в номинации «Каллиграфия ручкой» суворовец 7–го класса МИЗЕНКО Максим. Суворовец 7 класса ТЮКАВКИН Дмитрий занял III место в номинации «Каллиграфия кисточкой».

2011год – Приморский конкурс по каллиграфии, обладатель III места в номинации «Каллиграфия кисточкой» суворовец 6–го класса МИРГОРОДСКИЙ Никита.

Критерии оценивания результатов.

За год обучения в кружке учащиеся должны:

знать:

  • историю возникновения, эволюции и развития китайской письменности
  • основные правила каллиграфии
  • названия и порядок написания основных черт китайских иероглифов
  • названия и стилистические особенности основных стилей иероглифического письма
  • основные приемы написания иероглифов различными письменными приборами
  • основные ключи китайского языка, правила построения графических элементов в иероглифах различной компоновки
  • состав квалификационных групп иероглифических ключей (природа, человек, творения человека
  • графемы, идеограммы и фоноидеограммы в китайской письменности
  • принципиальную разницу между иероглифами сложного и упрощенного написания                                                  
  • названия и особенности работы компьютерных программ для печатания иероглифов
  • основные приемы и правила написания скорописью графических элементов
  • правила соединения черт и элементов в скорописи
  • случаи изменения порядка написания и другие случаи видоизменения иероглифов

уметь:

  • обнаружить и назвать черты, из которых состоит иероглиф
  • определить и назвать доминантный ключ любого иероглифа
  • различать графемы, идеограммы и фоноидеограммы в китайской письменности
  • написать по порядку черт любой иероглиф
  • правильно компоновать любой иероглиф
  • различать сложные и упрощенные иероглифы
  • читать и писать иероглифы в скорописи
  • соединять черты и элементы в скорописи
  • печатать иероглифы на компьютере
  • писать иероглифы в различных стилях китайской письменности
  • владеть способами и приёмами написания иероглифов различными письменными приборами    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "познавательный китайский язык"

Данная программа предназначена для изучения китайского языка для учеников 5-7 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....