Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией
рабочая программа на тему

Миненкова Светлана Николаевна

Рабочая программа дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело, входящую в укрупненную группу специальностей 34.00.00 «Сестринское дело».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.01_osnovy_latinskogo_yazyka_18-19_sd.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ 

по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

квалификация выпускника медицинская сестра/медицинский брат

 

Москва

2017


РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК ОПД

Протокол № 5 от «30» июня 2017 г.

Председатель ЦМК
_________/ Е.В. Рамирес Обрегон

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Протокол № 7

от «05» июля 2017 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502) и примерной программы учебной дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией (рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ФИРО Заключение Экспертного совета № 4 от «22»июня 2012 г. Регистрационный номер рецензии № 269 от 22 июня 2012 г. ФГОУ «ФИРО»)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_________/Г.Г. Галкина/

«05» июля 2017 г.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы»

Разработчик:

Чичварина Елена Ивановна, преподаватель высшей категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы»

Составители:

Мецих А.В. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Миненкова С.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №3

Рецензент:

Буцхрикидзе Л.Д.-преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4

5

11

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело, входящую в укрупненную группу специальностей 34.00.00 «Сестринское дело».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2.        Место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина входит в «Профессиональный учебный цикл» ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело, является общепрофессиональной дисциплиной, направленной на формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.3

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- элементы латинской грамматики и способы словообразования;

- 500 лексических единиц;

- глоссарий по специальности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  81 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  54 часов;

самостоятельной работы обучающегося  27 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

выписывание терминов из аннотаций лекарственных средств

индивидуальное проектное задание (лингвистический проект)

работа со словарем

выполнение упражнений по образцу

составление таблиц

Перевод рецептов и оформление их  по заданному нормативному образцу

Выписывание рецептов с использованием справочной

литературы

подготовка презентаций

выполнение заданий по контрольным вопросам

Итоговая аттестация в форме  комплексного экзамена


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Фонетика

6

Тема 1.1.

Фонетика. Значение латинского языка, его роль в медицине

Содержание учебного материала

Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология.

2

1

Тема 1.2. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний

Тема 1.2.1.

Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний

Содержание учебного материала

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога

2

1

Тема 1.2.2.

Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога

2

2

Самостоятельная  работа:

  • работа с учебником и конспектом
  • подготовка презентации
  • выполнение упражнений

3

Раздел 2. Анатомическая терминология

18

Тема 2.1.

Имя существительное.

Существительные  1-го и  2-го склонения

Содержание учебного материала

Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.

Определение склонения. Существительные  1-го и  2-го склонения.

2

1

Тема 2.1.1.

Несогласованное определение

Содержание учебного материала

Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на  –on.Склонение существительных греческого происхождения на-е

2

1

Тема 2.1.2.

Латинизированные греческие существительные на  –on.Склонение существительных греческого происхождения на – е

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.

Определение склонения. Существительные  1-го и  2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на  –on.Склонение существительных греческого происхождения на-е

2

2

Тема 2.2.

Имя прилагательное.

Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж.

Содержание учебного материала

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма.

2

2

Тема 2.2.1.

Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение.

Содержание учебного материала

Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение.

2

2

Тема 2.2.2.

Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

2

2

Тема 2.3.

Склонение имен существительных.

Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения.

Содержание учебного материала

Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.  

2

1

Тема 2.3.1

4-ое и 5ое склонение существительных.

Содержание учебного материала

4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

2

2

Тема 2.3.2

Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.  4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

2

2

Самостоятельная работа:

  • работа с учебником и конспектом
  • составление алгоритмов согласования прилагательных с существительными
  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»
  • выполнение упражнений
  • подготовка презентации
  • работа со словарем

9

Раздел 3. Фармацевтическая терминология

12

Тема 3.1.

Глагол.

Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов.

Содержание учебного материала

Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов.

2

1

Тема 3.1.1.

Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.

Содержание учебного материала

Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов

2

1

Тема 3.1.2.

Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов

2

2

Тема 3.2.

Оформление латинской части рецепта. Рецептурные сокращения.

Содержание учебного материала

Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения.

2

1

Самостоятельная  работа:

  • работа с учебником и конспектом
  • выписывание рецептов с использованием справочной литературы
  • перевод рецептов и оформление их по заданному нормативному образцу
  • подготовка презентации
  • выполнение упражнений

4

4 семестр

Тема 3.2.1.

Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

Содержание учебного материала

Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.

2

1

Тема 3.2.2

Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей)

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах.  Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей)

2

2

Самостоятельная  работа:

  • работа с учебником и конспектом
  • выписывание рецептов с использованием справочной литературы
  • подготовка презентации

2

Раздел 4.Клиническая терминология

18

Тема 4.1.

Терминологическое словообразование

Содержание учебного материала

Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки.  

2

1

Тема 4.1.1.

Греческие клинические ТЭ.

Содержание учебного материала

Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты

2

1

Тема 4.1.2.

Греко-латинские дублеты

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки.  Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты

2

2

Тема 4.2.

Структура клинических терминов.

Содержание учебного материала

Структура клинических терминов. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов.

2

1

Тема 4.2.1.

Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии.

Содержание учебного материала.

Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении

2

1

Тема 4.2.2.

Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани.

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении

2

2

Тема 4.3.

Профессиональные медицинские выражения на латинском языке.

Содержание учебного материала

Профессиональные медицинские выражения на латинском языке.

2

1

Тема 4.3.1

Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии

Содержание учебного материала

Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии

2

1

Тема 4.3.2

Терминологическое словообразование.

Практическое занятие

Содержание учебного материала

Терминологическое словообразование.

2

2

Самостоятельная  работа:

  • работа с учебником и конспектом
  • подготовка презентации
  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»
  • выписывание терминов из аннотаций лекарственных средств
  • выполнение заданий по контрольным вопросам
  • выполнение упражнений
  • выписывание рецептов с использованием справочной литературы

9

Максимальной учебной нагрузки обучающегося всего:

81(54/27)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ латинского языка с медицинской терминологией».

           

Оборудование учебного кабинета

1. Доска классная                                                                  

2. Стол преподавателя                                                          

3. Стул для преподавателя                                                    

4. Столы для студентов                                                        

5. Стулья для студентов                                                        

6. Книжные шкафы                                                                

Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.

Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие  программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.

Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.

 

3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – М.: КНОРУС, 2016. – 256 с.
  2. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
  3. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. –  ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.

Дополнительные источники:

  1. Лекарственные средства: 5 000 наименований лекарственных препаратов и их форм / Под ред. М.А.Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2008.
  2. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2005.
  3. Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2002.

Интернет – ресурсы:

www.yandex.ru/lingua Latina

www.google.ru/медицинский латинский

www.linguaeterna.com

www.recipe.ru - Нормативные документы

www.rosmedlib.ru - Студенческая библиотека

www.book.ru – Электронная библиотека


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки  докладов, эссе,  лингвистического проекта.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 - правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины

ОК 1, 2, 4, 8,

ПК 1.1, 1.3, 2.1. 2.6.

- контроль умений чтения и письма, тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам

- тестирование лексики и грамматики, контроль навыков словообразования, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, выполнение  проектных заданий

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу      

- тестирование, выполнение контрольных заданий/  упражнений по  чтению, переводу и оформлению рецептов

- элементы латинской грамматики и способы словообразования

- тестирование, контроль лексического минимума, контроль  выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;

- 500 лексических единиц

- тестирование, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы (презентации проектов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией".

Данная рабочая прграмма составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО, на основе примерной программы...

Технологические карты занятий по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 1 курс (после 11 класса)

Данные технокарты написаны к Рабочей программе по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией" для специальности 060501 ФГОС СПО "Сестринское дело"....

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 "Основы латинского языка и медицинской терминологии" (очно-заочная форма обучения).

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины "Основы латинского языка и медицинской терминологии" Волосова О.В. для специальности 060109 Сестринское дело и пред...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией". (очно-заочная форма обучения)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО Сестринское дело и адаптирова...

Сборник рецептов к теме «Оформление латинской части рецепта» для специальности 34.02.01 Сестринское дело дисциплины ОП. 01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Сборник предназначается для изучения фармацевтической терминологии и рецептурной лексики по курсу латинского языка. Целью сборника является формирование навыков сознательного использования фармацевтич...

Календарно-тематический план по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

Календарно-тематический план по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией...

Рабочая программы дисциплины ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2022-2023

Рабочая программы дисциплины ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией  для специальности 34.02.01 Сестринское дело...