Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело, входящую в укрупненную группу специальностей 34.00.00 «Сестринское дело».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.01_osnovy_latinskogo_yazyka_18-19_sd.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)
квалификация выпускника медицинская сестра/медицинский брат
Москва
2017
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК ОПД Протокол № 5 от «30» июня 2017 г. Председатель ЦМК ОДОБРЕНА Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Протокол № 7 от «05» июля 2017 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502) и примерной программы учебной дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией (рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ФИРО Заключение Экспертного совета № 4 от «22»июня 2012 г. Регистрационный номер рецензии № 269 от 22 июня 2012 г. ФГОУ «ФИРО») УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _________/Г.Г. Галкина/ «05» июля 2017 г. |
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы»
Разработчик:
Чичварина Елена Ивановна, преподаватель высшей категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы»
Составители:
Мецих А.В. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»
Миненкова С.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №3
Рецензент:
Буцхрикидзе Л.Д.-преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. |
4 5 11 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело, входящую в укрупненную группу специальностей 34.00.00 «Сестринское дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина входит в «Профессиональный учебный цикл» ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело, является общепрофессиональной дисциплиной, направленной на формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации | |
ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения | |
ПК 1.3 | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний | |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств | |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию |
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
выписывание терминов из аннотаций лекарственных средств | |
индивидуальное проектное задание (лингвистический проект) | |
работа со словарем | |
выполнение упражнений по образцу | |
составление таблиц | |
Перевод рецептов и оформление их по заданному нормативному образцу | |
Выписывание рецептов с использованием справочной литературы | |
подготовка презентаций | |
выполнение заданий по контрольным вопросам | |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Фонетика | 6 | ||
Тема 1.1. Фонетика. Значение латинского языка, его роль в медицине | Содержание учебного материала Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. | 2 | 1 |
Тема 1.2. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний | |||
Тема 1.2.1. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний | Содержание учебного материала Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога | 2 | 1 |
Тема 1.2.2. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога | Практическое занятие Содержание учебного материала Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога | 2 | 2 |
Самостоятельная работа:
| 3 | ||
Раздел 2. Анатомическая терминология | 18 | ||
Тема 2.1. Имя существительное. Существительные 1-го и 2-го склонения | Содержание учебного материала Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. | 2 | 1 |
Тема 2.1.1. Несогласованное определение | Содержание учебного материала Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on.Склонение существительных греческого происхождения на-е | 2 | 1 |
Тема 2.1.2. Латинизированные греческие существительные на –on.Склонение существительных греческого происхождения на – е | Практическое занятие Содержание учебного материала Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on.Склонение существительных греческого происхождения на-е | 2 | 2 |
Тема 2.2. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. | Содержание учебного материала Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. | 2 | 2 |
Тема 2.2.1. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. | Содержание учебного материала Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. | 2 | 2 |
Тема 2.2.2. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | Практическое занятие Содержание учебного материала Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | 2 | 2 |
Тема 2.3. Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. | Содержание учебного материала Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. | 2 | 1 |
Тема 2.3.1 4-ое и 5ое склонение существительных. | Содержание учебного материала 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | 2 | 2 |
Тема 2.3.2 Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | Практическое занятие Содержание учебного материала Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | 2 | 2 |
Самостоятельная работа:
| 9 | ||
Раздел 3. Фармацевтическая терминология | 12 | ||
Тема 3.1. Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. | Содержание учебного материала Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. | 2 | 1 |
Тема 3.1.1. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. | Содержание учебного материала Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов | 2 | 1 |
Тема 3.1.2. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов | Практическое занятие Содержание учебного материала Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов | 2 | 2 |
Тема 3.2. Оформление латинской части рецепта. Рецептурные сокращения. | Содержание учебного материала Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа:
| 4 | ||
4 семестр | |||
Тема 3.2.1. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. | Содержание учебного материала Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. | 2 | 1 |
Тема 3.2.2 Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей) | Практическое занятие Содержание учебного материала Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей) | 2 | 2 |
Самостоятельная работа:
| 2 | ||
Раздел 4.Клиническая терминология | 18 | ||
Тема 4.1. Терминологическое словообразование | Содержание учебного материала Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. | 2 | 1 |
Тема 4.1.1. Греческие клинические ТЭ. | Содержание учебного материала Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты | 2 | 1 |
Тема 4.1.2. Греко-латинские дублеты | Практическое занятие Содержание учебного материала Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты | 2 | 2 |
Тема 4.2. Структура клинических терминов. | Содержание учебного материала Структура клинических терминов. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. | 2 | 1 |
Тема 4.2.1. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. | Содержание учебного материала. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении | 2 | 1 |
Тема 4.2.2. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. | Практическое занятие Содержание учебного материала Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении | 2 | 2 |
Тема 4.3. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. | Содержание учебного материала Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. | 2 | 1 |
Тема 4.3.1 Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии | Содержание учебного материала Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии | 2 | 1 |
Тема 4.3.2 Терминологическое словообразование. | Практическое занятие Содержание учебного материала Терминологическое словообразование. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа:
| 9 | ||
Максимальной учебной нагрузки обучающегося всего: | 81(54/27) |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ латинского языка с медицинской терминологией».
Оборудование учебного кабинета
1. Доска классная
2. Стол преподавателя
3. Стул для преподавателя
4. Столы для студентов
5. Стулья для студентов
6. Книжные шкафы
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – М.: КНОРУС, 2016. – 256 с.
- Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
- Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Дополнительные источники:
- Лекарственные средства: 5 000 наименований лекарственных препаратов и их форм / Под ред. М.А.Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2008.
- Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2005.
- Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2002.
Интернет – ресурсы:
www.yandex.ru/lingua Latina
www.google.ru/медицинский латинский
www.linguaeterna.com
www.recipe.ru - Нормативные документы
www.rosmedlib.ru - Студенческая библиотека
www.book.ru – Электронная библиотека
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, эссе, лингвистического проекта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины | ОК 1, 2, 4, 8, ПК 1.1, 1.3, 2.1. 2.6. | - контроль умений чтения и письма, тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы |
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам | - тестирование лексики и грамматики, контроль навыков словообразования, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, выполнение проектных заданий | |
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу | - тестирование, выполнение контрольных заданий/ упражнений по чтению, переводу и оформлению рецептов | |
- элементы латинской грамматики и способы словообразования | - тестирование, контроль лексического минимума, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий; | |
- 500 лексических единиц | - тестирование, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы (презентации проектов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией".
Данная рабочая прграмма составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО, на основе примерной программы...
Технологические карты занятий по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 1 курс (после 11 класса)
Данные технокарты написаны к Рабочей программе по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией" для специальности 060501 ФГОС СПО "Сестринское дело"....
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 "Основы латинского языка и медицинской терминологии" (очно-заочная форма обучения).
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины "Основы латинского языка и медицинской терминологии" Волосова О.В. для специальности 060109 Сестринское дело и пред...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией". (очно-заочная форма обучения)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО Сестринское дело и адаптирова...
Сборник рецептов к теме «Оформление латинской части рецепта» для специальности 34.02.01 Сестринское дело дисциплины ОП. 01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Сборник предназначается для изучения фармацевтической терминологии и рецептурной лексики по курсу латинского языка. Целью сборника является формирование навыков сознательного использования фармацевтич...
Календарно-тематический план по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией
Календарно-тематический план по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией...
Рабочая программы дисциплины ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2022-2023
Рабочая программы дисциплины ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией для специальности 34.02.01 Сестринское дело...