Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией".
рабочая программа на тему

Лизунова Светлана Сергеевна

Данная рабочая прграмма составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО, на основе примерной программы Балабановой А.Н., Лапочкина Е.В., Солодиловой Т.А. в 2011-2012 учебном году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 13

       

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           ОП.01 «Основы латинского языка

с медицинской терминологией»

                                                  (наименование дисциплины)

                                       «Сестринское дело» (060501)

        (код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)

              базового уровня среднего профессионального образования

                               (уровень среднего профессионального образования)    

                                     

                                                Москва, 2011 год

Одобрена

цикловой комиссией

Протокол № ______________

от «____»________________2011 г.

Председатель _________________

Составлена

в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности  060501 ФГОС СПО,

на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией», авторы: Балабанова А.Н., заслуженный учитель РФ, Лапочкин Е.В., кандидат педагогических наук, Солодилова Т.А., заслуженный учитель РФ (Тамбовский областной базовый медицинский колледж) и проекта программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 060501 «Сестринское дело» базового уровня СПО, авторы: Рыжова О.В., Александрова Г.Н,, преподаватели высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК №8

   

    Заместитель директора по учебно –      

     методической работе  ___________

                                         Н.А. Чугунова

  М.П.

Составитель:

Лизунова С.С.

- преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории ГОУ СПО Медицинское училище № 13 Департамента здравоохранения г. Москвы

Рецензенты:

Рыжова О.В.

                                         

Новикова Н.Г.

-  преподаватель латинского языка ГБОУ СПО МК № 8 высшей квалификационной категории, председатель ГМК

-  преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории ГОУ СПО Медицинское училище № 13 Департамента здравоохранения г. Москвы



Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

          Данная программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело, примерной программы, разработанной коллективом авторов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»: Балабановой Алевтиной Николаевной, заслуженным учителем РФ, заместителем директора по учебной работе ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»; Лапочкиным Евгением Владимировичем, кандидатом педагогических наук, директором ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»; Солодиловой Таисией Александровной, заслуженным учителем РФ, преподавателем латинского языка ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж» и проекта программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией», разработанного коллективом авторов-составителей: Рыжова Ольга Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории   ГОУ СПО Департамента здравоохранения г. Москва МК № 8, председатель ГМК преподавателей латинского языка; Александрова Галина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории  ГОУ СПО Департамента здравоохранения г. Москва МК № 8.

           Программа адаптирована к количеству часов, предусмотренных в учебном плане, к условиям реализации в ГОУ СПО Департамента здравоохранения г. Москва Медицинское училище № 13 по специальности 060501 Сестринское дело. Корректировала программу Лизунова Светлана Сергеевна, преподаватель иностранных языков высшей квалификационной категории ГОУ СПО МУ № 13.

          При корректировке программы тема «Химическая номенклатура» была поставлена перед темой «III склонение существительных», так как основная доля существительных этой темы является существительными II склонения, а меньшая часть слов входит в тему «III склонение имен существительных» и добавляется во время ее изучения.

          Учебная дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» изучается студентами дневной (очной) формы обучения на 1 курсе в 1 и 2 семестрах.

         На изучение дисциплины отводится 81 час учебного времени, из них 54 часа аудиторных занятий (практические занятия – 26 часов, теоретические занятия – 28 часов), внеаудиторная самостоятельная работа – 27 часов.

        Основная цель обучения дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» - заложить основы терминологической компетентности специалиста-медика: способность и готовность к использованию медицинской терминологии (анатомической, клинической, фармацевтической) и реализации этико-деонтологических принципов в профессиональной деятельности, при изучении профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин. Выпускник медицинского училища должен: 1) знать элементы латинской грамматики и способы словообразования, 500 лексических единиц, глоссарий по специальности; 2) уметь правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические, фармацевтические) термины, объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам, переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу.

         Программа учебной дисциплины «основы латинского языка с медицинской терминологией» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело. Программа содержит пояснительную записку, паспорт программы учебной дисциплины, объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины. Перечень и тематику практических работ и заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, перечень рекомендуемой литературы и условий реализации программы учебной дисциплины.

          Программа включает в себя следующие разделы:

          фонетика: латинский алфавит, произношение звуков, правила чтения букв и буквосочетаний, ударение, долгота и краткость слога;

         морфология: глагол (4 спряжения), имя существительное (5 склонений, словарная форма), анатомическая номенклатура, фармацевтические термины, химическая номенклатура (химические элементы, оксиды, кислоты, соли), имя прилагательное (2 группы, определение, согласование с существительными);

         клиническая терминология: словообразование, важнейшие латинские и греческие приставки, терминоэлементы, греческие корни (греко-латинские дублеты), названия патологических процессов.

         На каждом занятии вводится не более 25 лексических единиц. Общий объем активно усваиваемого лексического минимума курса латинского языка составляет 500 слов и словообразовательных единиц. Обязательным элементом процесса обучения являются самостоятельные письменные работы, тестовые задания, устные опросы.

         По окончании изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие знания и умения:

        ‪›   бегло читать по  латыни;

        ›   правильно писать знаковую латинскую лексику;

        ›   владеть лексическим минимумом в 500 единиц;

        ›  уметь переводить рецепт с русского на латинский и оформлять его по заданному образцу;

        ›  знать словообразовательные элементы и ориентироваться в значении клинических терминов.

        Для контроля знаний используются:

        ›   ситуационные задачи;

        ›   тестовые задания;

        ›   задания с ключом;

        ›   терминологические диктанты;

        ›   устный опрос;

В конце 1-го семестра выполняется контрольная работа. В конце 2-го семестра проводится итоговая аттестация в форме комплексного экзамена с дисциплиной «Фармакология».

     

 



Предварительный просмотр:

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 060501 Сестринское дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общим профессиональным дисциплинам (ОП 01).

                                                                           

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические,

  клинические и фармацевтические) термины;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 - элементы латинской грамматики и способы словообразования;

 - 500 лексических единиц;

 - глоссарий по специальности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час,                                  

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     практические занятия

26

     теоретические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

выполнение упражнений    

подготовка презентаций

подготовка докладов (сообщений)

подготовка заданий ВСРС

заучивание слов лексического минимума

27

14

2

2

4

5

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы.

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена.    


       2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины                                                                       

       ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

                                                                                      наименование                

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,                                  самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.               Фонетика

Тема 1.1

Введение в дисциплину.

Алфавит. Гласные буквы и звуки.

Содержание учебного материала:                                                                                                                             1. краткая история латинского языка и его значение в профессиональной деятельности медицинского работника;                                                                                                                                                                           2. латинский алфавит;

3. гласные буквы и звуки;

4. гласные дифтонги и диграфы;                                                                                                                                       5. согласные буквы, имеющие аналоги в русском языке; 

6. выписывание слов лексического минимума № 1                                                                                     

Самостоятельная работа обучающихся:

1. работа над сообщением на тему «История латинского языка»;

2. чтение тренировочных упражнений;

3. заучивание латинского алфавита.

2

2

1

Тема 1.2

Согласные буквы и звуки.

Содержание учебного материала:

1. согласные буквы, не имеющие аналогов в русском; 

2. буквосочетания с согласными;                                                                   

3. греческие диграфы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

4. выписывание слов лексического минимума № 2                                                                                                                                                                                                                                                                      

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                              1. чтение тренировочных упражнений;                                                                                                                     2. заучивание слов лексического минимума № 1;  

3. подбор материала к работе «Фонетика»

2

1

1

Тема 1.2

Согласные буквы и звуки. Ударение.

Содержание учебного материала:

1. согласные буквы, не имеющие аналогов в русском и буквосочетания;                                                                    2. греческие диграфы;  

3. правила слогораздела;                                                                                                                                                     4. правила постановки ударения;                                                                                                                                                 5. правила определения долготы и краткости;

6. лексический минимум № 3                                                                                                                                                                                                                                                                      

Практическое занятие:

1. чтение тренировочных упражнений из учебника раздаточного материала;

2. последовательное знакомство с правилами постановки ударения и закрепление в тренировочных упражнениях;

3. работа со словами лексического минимума № 2;

4. выписывание слов лексического минимума № 3

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                              1. чтение тренировочных упражнений;                                                                                                                     2. заучивание слов лексического минимума № 2;

3. работа ВСРС «Фонетика»

2

1

2

Тема 1.3

Ударение.

Содержание учебного материала:                                                                                                                                  1. правила слогораздела;                                                                                                                                                     2. правила постановки ударения;                                                                                                                                                 3. правила определения долготы и краткости                                                                                                                  

Практическое занятие:                                                                                                                                                           1. изучение правил слогораздела, определения долготы и краткости гласной второго слога, правила постановки ударения;                                                                                                                                                      2. комментированное чтение;                                                                                                                                               3. чтение упражнений из учебника и раздаточного материала

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                   1.чтение тренировочных упражнений;                                                                                                  2.заучивание слов лексического минимума № 3;

2

1

3

Раздел 2.                                     Морфология

           

Тема 2.1

Глагол.

Содержание учебного материала:                                                                                                                         1. словарная форма глагола;                                                                                                                                         2. грамматические категории глагола;                                                                                                                              3. повелительное наклонение и сослагательное наклонения;                                                                                          4. стандартные рецептурные выражения

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                  1. выполнение упражнения по теме «Глагол»;                                                                                                        

2

1

1

Тема 2.1

Глагол.  

Содержание учебного материала:                                                                                                                         1. словарная форма глагола;                                                                                                                                         2. грамматические категории глагола;                                                                                                                              3. повелительное наклонение и сослагательное наклонения;                                                                                          4. стандартные рецептурные выражения

Практическое занятие:                                                                                                                                            1. работа с латинско-русским словарем: определение спряжения глаголов;                                                                    2. образование повелительного и сослагательного наклонений от глаголов из лексического минимума;       3. анализ и заучивание рецептурных формулировок

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                  1. выполнение упражнения по теме «Глагол»;                                                                                                        2. заучивание лексического минимума к теме «Глагол»

2

1

2

Тема 2.2

Имя существительное.

Обзор системы.

I склонение имен существительных.

Содержание учебного материала:                                                                                                                         1. грамматические категории имени существительного;                                                                                                  2. словарная форма латинского существительного;                                                                                                      3. 5 склонений латинских существительных (флексии)

4. словарная форма существительных I склонения;

5. флексии и образец склонения;

6. несогласованное определение;

7. латинизированные греческие существительные на – е;

8. предлоги, управляющие винительным и творительным падежами

Самостоятельная работа обучающихся:

1. работа над лексическими минимумами № 2, 3, 4: определение принадлежности слов к склонениям;                                                                                                                   2. выполнение упражнений;           

2

1

2

           

                Тема 2.3

II склонение имен существительных.

Содержание учебного материала:

1. словарная форма существительных II склонения;

2. флексии и образец склонения;

3. названия лекарственных препаратов

4. латинизированные греческие существительные на – on;

5. названия болезней и патологических состояний

Практическое занятие: 

1. последовательное изучение правил и закрепление материала в упражнениях;

2. работа с латинско-русским словарем, составление словосочетаний с несогласованным определением;

3. перевод терминов с латинского на русский и с русского на латинский язык

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума;

2. выполнение упражнений;

2

1

1

Тема 2.3

II склонение имен существительных.

Частотные отрезки.

Содержание учебного материала:

1. словарная форма существительных II склонения;

2. флексии и образец склонения;

3. названия лекарственных препаратов

4. латинизированные греческие существительные на – on;

5. названия болезней и патологических состояний

6. частотные отрезки

Практическое занятие: 

1. выполнение упражнений;

2. анализ названий лекарственных препаратов по частотным отрезкам

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «II склонение имен существительных»;

2. выполнение упражнений;

2

1

2

Тема 2.4

Рецепт.

Содержание учебного материала:

1. структура рецепта;

2. латинская часть рецепта;

3. рецептурная строка, схемы грамматической зависимости для различных лекарственных форм;

4. рецептурные выражения;

5. рецептурные сокращения

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «Рецепт»;

2. выполнение упражнений

2

1

2

Тема 2.4

Рецепт.

Содержание учебного материала:

1. структура рецепта;

2. латинская часть рецепта;

3. рецептурная строка, схемы грамматической зависимости для различных лекарственных форм;

4. рецептурные выражения;

5. рецептурные сокращения

Практическое занятие:

1. выписывание рецептов

Самостоятельная работа обучающихся:

1. работа «Крылатые выражения»  ВСРС;

2. выполнение упражнений

2

1

           

3

Тема 2.5

Имя прилагательное.

I группа.

Содержание учебного материала:

1. грамматические категории  прилагательных;

2. группы прилагательных;

3. словарная форма;

4. согласование прилагательных I группы с существительными;

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «Имя прилагательное. I группа»;

2. выполнение упражнений

2

1

2

Тема 2.6

Химическая номенклатура.

Содержание учебного материала:

1. названия химических элементов и их соединений;

2. модели образования названий кислот;

3. частотные отрезки, содержащие химическую информацию                                                                                                      Практическое занятие:

1. выполнение упражнений

2. выписывание рецептов

Самостоятельная работа обучающихся:

1. презентация

2. заучивание лексического минимума к теме «Химическая номенклатура»;

3. выполнение упражнений

2

1

2

Тема 2.7

III склонение имен существительных.

Содержание учебного материала:

1. словарная форма существительных III склонения;

2. флексии и образцы склонения;

3. исключения из правила о роде;

4. особенности склонения некоторых групп существительных III склонения

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «III склонение имен существительных»;

2. выполнение упражнений;

3. Повторение пройденного к контрольной работе.

4

2

2

                 Тема 2.7

III склонение имен существительных.

Содержание учебного материала:

1. словарная форма существительных III склонения;

2. флексии и образцы склонения;

3. исключения из правила о роде;

4. особенности склонения некоторых групп существительных III склонения

Практическое занятие: 

1. анализ теоретической информации и закрепление на практике;

2. работа с латинско-русским словарем, образование формы родительного падежа единственного числа существительных 3-го склонения;

3. выполнение упражнений из раздаточного материала;

4. работа со словами лексического минимума урока

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «III склонение имен существительных»;

2. выполнение упражнений;

3.выполнение ВСРС «Лекарственные растения».

2

1

2

Контрольная работа

Содержание учебного материала:

варианты контрольной работы за семестр по пройденному материалу по разделам:

1. Фонетика;

2. Морфология.

2

Тема 2.8

Имя прилагательное.

II группа.

Содержание учебного материала:

1. словарная форма;

2. подгруппы прилагательных;

3. согласование прилагательных II группы с существительными;

4. степени сравнения

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума;

2. выполнение упражнений

2

1

1

Тема 2.8

Имя прилагательное.

II группа.

Содержание учебного материала:

1. словарная форма;

2. подгруппы прилагательных;

3. согласование прилагательных II группы с существительными;

4. степени сравнения

Практическое занятие: 

1. работа со словами лексического минимума;

2. чтение прилагательных в словарной форме;

3. перевод словосочетаний с согласованным определением;

4. образование степеней сравнения прилагательных

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «Имя прилагательное. II группа»;

2. выполнение упражнений

2

1

2

Тема 2.9

IV и V склонения имен существительных.

Содержание учебного материала:

1. словарная форма существительных IV и V склонений;

2. флексии и образец склонения;

3. согласование существительных IV и V склонений с прилагательными I и II групп;

Самостоятельная работа обучающихся:

1. выполнение упражнений

2. составление кроссвордов по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное» (ВСРС)

2

1

1

Тема 2.9

IV и V склонения имен существительных.

Содержание учебного материала:

1. словарная форма существительных IV и V склонений;

2. флексии и образец склонения;

3. согласование существительных IV и V склонений с прилагательными I и II групп;

4. Обобщение по разделу «Морфология»

Практическое занятие: 

1. работа с латинско-русским словарем, анализ существительных латинского языка;

2. перевод словосочетаний с согласованным определением;  

3. выполнение упражнений из учебника и раздаточного материала

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «IV и V склонения имен существительных»;

2. выполнение упражнений

2

1

2

Раздел 3.  

Клиническая терминология

Тема 3.1

Словообразование. Греческие и латинские аффиксы.

Содержание учебного материала:

1. особенности клинических терминов и их структуры;

2. греческие и латинские аффиксы;

3. числительные-приставки

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Аффиксы»;

2. выполнение упражнений

2

1

1

Тема 3.1

Словообразование. Греческие и латинские аффиксы.

Содержание учебного материала:

1. особенности клинических терминов и их структуры;

2. греческие и латинские аффиксы;

3. числительные-приставки

Практическое занятие:

1. анализ терминов по составу;

2. определение значения терминоэлементов;

3. составление дефиниций терминов

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Аффиксы»;

2. выполнение упражнений

2

1

2

Тема 3.2

Греко – латинские дублеты.

Содержание учебного материала:

1. греко – латинские дублеты существительных  I, II, III склонений.

2. термины-транслитераты, ТЭ или производящие основы, их латинские или греческие дублетные соответствия;

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                                1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Греко-латинские дублеты»;

2.выполнение упражнений

2

1

1

Тема 3.2

Греко – латинские дублеты.

Содержание учебного материала:

1. греко – латинские дублеты существительных  I, II, III склонений.

Практическое занятие:

1. анализ терминов-транслитератов: объяснение значений ТЭ или производящих основ, определение их латинских или греческих дублетных соответствий;

2. конструирование терминов с заданным значением

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                                1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Греко-латинские дублеты»;

2.выполнение упражнений;

3. подготовка презентации

2

2

2

Тема 3.3

Терминоэлементы.

Содержание учебного материала:

1. начальные и конечные терминоэлементы;

2. термины, ТЭ или производящие основы, латинские или греческие дублетные соответствия;

Самостоятельная работа обучающихся:

1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Терминоэлементы»;

2. выполнение упражнений;

3.выполнение ВСРС «Терминоэлементы»

2

1

2

Тема 3.3

Терминоэлементы.

Содержание учебного материала:

1. начальные и конечные терминоэлементы;

2. материал раздела «Клиническая терминология»

Практическое занятие:

1. анализ терминов-транслитератов: объяснение значений ТЭ или производящих основ, определение их латинских или греческих дублетных соответствий;

2. конструирование терминов с заданным значением;

3. обобщение терминоэлементов раздела

Самостоятельная работа обучающихся:

1. повторение пройденного материала

2

3

                                                                                                                                                                                                         Всего часов:

81

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Кабинет основ латинского языка с медицинской терминологией

указывается наименование         

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочее место преподавателя
  2. Рабочие места студентов
  3. Экспозиционная зона
  4. Демонстрационная зона
  5. Зона хранения средств обучения

Средства обучения:

1. Методические материалы:

  • учебно-методический комплекс;
  • методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы;
  • контрольно-оценочные средства

2. Наглядные пособия:

  • таблицы;
  • компакт-диски с учебным материалом;
  • карты

Технические средства обучения:

  1. Телевизор
  2. Видеомагнитофон
  3. Магнитофон

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники: 

1. Городкова Ю.И.  Латинский язык: учебник. – Изд. 19-е, стер.– Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 315 с. (СПО)

Дополнительные источники:

1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии:  

    М. «Медицина» 2004.

     2. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией:      

         ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.

3.  Цисык А.З. Латинский язык: Минск «ТетраСистемс» 2009.

Информационные электронные ресурсы:

интернет,  контролирующие программы

yandex.ru/lingua Latina

www.google.ru/медицинский латинский 

linguaeterna.com

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- правильно читать и писать на латинском  языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 - элементы латинской грамматики и способы словообразования;

 - 500 лексических единиц;

 - глоссарий по специальности.

- тестирование, терминологические диктанты, контроль выполнения упражнений, контрольное чтение

- контроль выполнения упражнений,

тестирование, создание презентаций

- контроль выполнения упражнений, проверочная работа

- контроль выполнения упражнений, тестирование

- устный опрос, контроль выполнения упражнений, тестирование

- устный опрос

Комплексный экзамен.

[Введите текст]        Страница



Предварительный просмотр:

                                                  Тематический план

учебной дисциплины  ОП. 01

«ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ»

   

                     НАИМЕНОВАНИЕ

                     РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Макси-

мальная

учебная

нагрузка

            Количество

            аудиторных

Внеауди-

торная

самостоя-тельная

работа

студента

                 часов

Все-го

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие

занятия

               1-й  курс,  1-й  семестр

1.

Раздел 1.

Фонетика.

   

13

   8

      4

 

      4

5

1.1

Введение в дисциплину. Алфавит. Гласные буквы и звуки.

4

   2

      2

2

1.2

Согласные буквы и звуки. Ударение.

6

   4

      2

      2

2

1.3

Ударение.

3

   2

      2

1

2.

Раздел 2.

Морфология.

 

38

  26

 

     14

 

     12

 

12

2.1

Глагол.

6

   4

      2

      2

       2

2.2

Имя существительное. Обзор системы.

 I склонение имен существительных.

3

   2

      2

       1

2.3

II склонение имен существительных. Частотные отрезки.

6

   4

     

      4

2

2.4

Рецепт.

6

   4

      2

      2

2

2.5

Имя прилагательное. I группа.

3

   2

      2

     

1

2.6

Химическая номенклатура.

3

   2

      2

1

2.7

III склонение имен существительных.

9

   6

      4

      2

3

Контрольная работа

2

   2

      2

                               Всего за 1-й семестр:

51

  34

     18

     16

17

               1-й курс, 2-й семестр

Раздел 2.

Морфология.

12

   8

      4

      4

4

2.8

Имя прилагательное.  II группа.      

6

   4

      2

      2

2

2.9

IV и V склонения имен существительных.

6

   4

      2

      2

2

3.

Раздел 3.  

Клиническая терминология.

 

18

 

   12

      6

      6

 

6

3.1

Словообразование. Греческие и латинские аффиксы.

6

   4

      2

      2

2

3.2

Греко-латинские дублеты.

7

   4

      2

      2

3

3.3

Терминоэлементы.

5

   4

      2

      2

1

                               Всего за 2-й семестр:

30

  20

     10

     10

10

                                                                ВСЕГО:

     81

  54

     28

     26

   

      27



Предварительный просмотр:

Тематический план

учебной дисциплины ОП. 01

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»

НАИМЕНОВАНИЕ

  РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Макси-

мальная

учебная

нагрузка

     Количество

     аудиторных

Внеауди-

торная

самостоя-тельная

работа

студента

          часов

Всего

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие

занятия

       1-й  курс,  1-й  семестр

1.

Раздел 1.  Фонетика.

13

    8

      4

4

5

2.

Раздел 2.  Морфология.

38

   26

     14

12

12

                Всего за 1-й семестр:

51

34

18

16

17

       1-й курс, 2-й семестр

3.

Раздел 2.  Морфология.

12

8

4

4

4

4.

Раздел 3.  Клиническая

                  Терминология.

18

   12

      6

6

6

                Всего за 2-й семестр:

30

20

10

10

10

ВСЕГО:

81

   54

    28

    26

27



Предварительный просмотр:

                                            Задания для самостоятельной работы студента

             Дисциплина ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

                                                           очная (дневная) форма обучения

 

 № п/п

               

                  Тема

       Содержание самостоятельной

             внеаудиторной работы

Время выпол-нения

СР № 1

Тема 1.1

Введение в дисциплину. Алфавит. Гласные буквы и звуки.

1. Работа над сообщением на тему: «История латинского языка»;

2. Чтение тренировочных упражнений § 2, 3 из учебника И.Ю. Городковой «Латинский язык»;

3. Заучивание латинского алфавита.

 

    2 часа  

СР № 2

Тема 1.2

Согласные буквы и звуки.

1. Чтение тренировочных упражнений § 4, 5;

2. Заучивание слов лексического минимума № 1;

3. Подбор материала для работы «Фонетика».

 

   1 час

СР № 3

Тема 1.2

Согласные буквы и звуки. Ударение.

1. Чтение тренировочных упражнений § 6, 7;

2. Заучивание слов лексического минимума № 2;

3. Оформление работы «Фонетика»

    (см. инструкцию по выполнению работы).

   1 час

СР № 4

Тема 1.3

Ударение.

1. Чтение тренировочных упражнений § 8, 9;

2. Заучивание слов лексического минимума № 3;

   1 час

СР № 5

Тема 2.1

Глагол.

1. Выполнение упражнений по теме «Глагол»: § 15

   1 час

СР № 6

Тема 2.1

Глагол.

1. Выполнение упражнений по теме «Глагол»:  § 19;

2. Заучивание слов лексического минимума к теме «Глагол» и рецептурных формулировок.

   1 час

СР № 7

Тема 2.2

Имя существительное.

Обзор системы.

I склонение имен существительных.

1. Работа над существительными лексических минимумов № 1, 2, 3: определение принадлежно-сти слов к склонениям;

2. Выполнение упражнений: §29, 30;

   1 час

СР № 8

Тема 2.3

II склонение имен существительных.

Частотные отрезки.

1. Выполнение упражнений: : § 44-I, II;

2. Заучивание слов лексического минимума.

   1 час

СР № 9

Тема 2.3

II склонение имен существительных.

Частотные отрезки.

1. Выполнение упражнений: § 49 (I, II);

2. Заучивание слов лексического минимума.

   1 час

СР № 10

Тема 2.4

Рецепт.

1. Выполнение упражнений: § 32, § 34;

2. Заучивание слов лексического минимума.

   1 час

СР № 11

Тема 2.4

Рецепт.

1. Выполнение упражнений: § 103, § 44-III; § 49-III;

2. Выполнение работы «Крылатые выражения».

   1 час

СР № 12

Тема 2.5

Имя прилагательное.

I группа.

1. Выполнение упражнений: § 52, § 55;

2. Заучивание слов лексического минимума к теме «Имя прилагательное I группа».

   1 час

СР № 13

Тема 2.6

Химическая

номенклатура.

1. Выполнение упражнений: § 58;

2. Заучивание слов лексического минимума;

3. Подготовка презентации.

   1 час

СР № 14

Тема 2.7

III склонение имен существительных.

1. Выполнение упражнений: § 63;

2. Заучивание лексического минимума.

   1 час

СР № 15

Тема 2.7

III склонение имен существительных.

1. Выполнение упражнений: § 67;

2. Заучивание лексического минимума;

3. Выполнение работы «Лекарственные растения».

 

   1 час

СР № 16

Тема 2.7

III склонение имен существительных.

1. Выполнение упражнений: § 70;

2. Заучивание лексического минимума;

3. Повторение к контрольной работе.

   1  час

СР № 17

Тема 2.8

Имя прилагательное.

II группа.

1. Выполнение упражнений: § 81- I, II;  

2. Заучивание слов лексического минимума.

   1 час

СР № 18

Тема 2.8

Имя прилагательное.

II группа.

1. Выполнение упражнений: § 81- III ;  

2. Заучивание слов лексического минимума.

   1 час

СР № 19

Тема 2.9

IV и V склонения

имен существительных.

1. Выполнение упражнений: § 86;    

2. Составление кроссворда по темам: «Имя существительное»; «Имя прилагательное».

   1 час

СР № 20

Тема 2.9

IV и V склонения

имен существительных.

1. Выполнение упражнений: § 89;  

2. Заучивание слов лексического минимума.

   1 час

СР № 21

Тема 3.1

Словообразование. Греческие и латинские аффиксы.

1. Выполнение упражнений: § 39;  

2. Заучивание лексического минимума.

   1 час

СР № 22

Тема 3.1

Словообразование. Греческие и латинские аффиксы.

1. Выполнение упражнений: §95 – I, III;  

2. Заучивание лексического минимума.

   1 час

СР № 23

Тема 3.2

Греко-латинские дублеты.

1. Выполнение упражнений: § 47;  

2. Заучивание лексического минимума.

   1 час

СР № 24

Тема 3.2

Греко-латинские дублеты.

1. Выполнение упражнений: § 78;  

2. Заучивание лексического минимума;  

3. Подготовка презентации.

   2 часа

СР № 25

Тема 3.3

Терминоэлементы.

1. Выполнение упражнений: § 84;  

2. Заучивание лексического минимума;  

3. Работа «Терминоэлементы»

   1 час

                                                                                                                Всего часов:

 27 часов



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №13

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

По учебной работе

«___»____________ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   по дисциплине (предмету) «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

        на  2011 - 2012 г.                       ________________ г.                     _______________ г.

Составлен на основании  программы, созданной на основе проекта программы, разработанной в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» 2011 г. и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело.

Специальность (профессия)    Сестринское дело 060501__________________________

Курс ______________ I ____________________   Семестр __________1-2____________

Преподаватель ___________Лизунова  Светлана  Сергеевна_______________________

                                                          (фамилия, имя, отчество)

Всего часов

Теоретические

 Лабораторно-

практические

Внеаудиторная самостоятельная работа

          Обязательные    

    контрольные работы

 

  81

   28

  26

 

 

  27

 

1 семестр - контрольная работа

2 семестр - экзамен

Председатель предметной (цикловой) комиссии:  _________________          _____________

Примечание: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

№ заня-тий

Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий

Коли-чество часов

2

  Материальное обеспечение занятий

Задания для студентов (учащихся)

1

2

     3

4

5

6

                            1 семестр

   

  1. Фонетика.

 № 1

Введение в дисциплину. Алфавит. Гласные буквы и звуки.

     2

теорети-ческое

Карта Римской империи, латинский алфавит, раздаточный материал:

 « Папка для студентов № 1 », таблицы с правилами чтения.

Учебник - Ю.И. Городкова

 « Латинский язык » :

 §  1-3;

алфавит, сообщение.

 № 2

Согласные буквы и звуки.

     2

теорети-ческое

Таблицы с правилами чтения букв и буквосочетаний, Раздаточный материал к уроку:  « Папка для студентов № 2 ».

Учебник:  §  4-5;

Слова лексического минимума.

 № 3

Согласные буквы и звуки. Ударение.

     2

практи-ческое

Таблицы с правилами чтения, Раздаточный материал:  « Папка № 2 »; пособие Н.А. Шлапакова.

Учебник:  §  6-7;

Слова лексич. минимума;

работа  « Фонетика ».

 № 4

Ударение.

     2

практи-ческое

Таблицы с правилами долготы и краткости слога, раздаточный мате-риал:  « Папка для студента № 3 ».

Учебник: §  8-10;

Слова лексического минимума.

  1. Морфология.

 № 5

Глагол.

     2

теорети-

ческое

Таблицы по теме: « Глагол »,

тест по разделу «Фонетика».

Учебник: §  11-18

 № 6

Глагол.

     2

практи-ческое

Таблицы по теме: « Глагол » ; раздаточный материал по теме:

 « Глагол » .

Учебник: §  19-24;

слова.

 № 7

Имя существительное. Обзор системы. 1 склонение имен существительных.

    2

теорети-ческое

Таблицы: « 5 склонений существи-тельных » , « Существительные 1-го склонения » .

Учебник: §  25-30;

работа со словами лексиче-ских минимумов  №  1, 2, 3

 № 8

II склонение имен существительных. Частотные отрезки.

     2

практи-ческое

Таблица « Существительные 2-го склонения », раздаточный материал

Учебник: §  40-45 ;

 слова.

 № 9

II склонение имен существительных. Частотные отрезки.

     2

практи-ческое

Таблица « Существительные 2-го склонения », раздаточный материал

Учебник: §  48-49 (I, II) ;

слова.

 № 10

Рецепт.

     2

теорети-ческое

Таблицы: « Модель грамматической зависимости в 6-й части рецепта » ,

 « Предлоги » .

Учебник: §  30-34, 100 ; слова.

 № 11

Рецепт.

     2

практи-ческое

Таблицы: « Модель грамматической зависимости в 6-й части рецепта » ,

 « Предлоги » .

Учебник: § 103, 44 (III);

49 (III);  работа « Крылатые выражения » .

 № 12

Имя прилагательное. 1 группа.

     2

теорети-ческое

Таблицы 1-го и 2-го склонений существительных; алгоритм согласования – « ООД » .

Учебник: §  50-56 .

 № 13

Химическая номенклатура.

     2

практи-ческое

Раздаточный материал с названиями химических элементов.

Учебник: § 57-58 ; слова; презентация.

 № 14

III склонение имен существительных.

     2

теорети-ческое

Таблица: « Существительные 3-го склонения, падежные окончания ».

Учебник: §  59-64,

слова;

 № 15

III склонение имен существительных.

     2

практи-ческое

Таблица: « Существительные 3-го склонения, падежные окончания »; пособие Н.А. Суходоловой

Учебник: § 65-68; слова ; работа  « Лекарственные растения » .

 № 16

III склонение имен существительных.              

     2

     

теорети-ческое

Таблица: « Существительные 3-го склонения, падежные окончания »

1.Учебник: § 69-71;

слова. 2. Повторить к К.Р.

 № 17

Контрольная работа.

     2

теорети-ческое

Варианты контрольной работы.

             

                           2 семестр

№ 1

(№ 18)

Имя прилагательное.  II группа.

     2

теорети-ческое

Таблицы: « Прилагательные 2-й группы »,  « Сущ. 3-го склонения » .

Учебник: §  79-82, 81 (I, II); слова

№ 2

(№ 19)

Имя прилагательное.  II группа.

     2

практи-ческое

Таблицы: « Прилагательные 2-й группы »,  « Сущ. 3-го склонения », пособие Н.А. Суходоловой .

Учебник: §  81 (III);  

слова.

№ 3 (№ 20)

IV и V склонения имен существительных.

     2

теорети-ческое

Таблицы с падежными окончани-ями существительных, пособие Н.А. Суходоловой.

Учебник: §  85-87;

кроссворд.

№ 4

(№ 21)

IV и V склонения имен существительных.

     2

практи-ческое

Таблицы с падежными окончани-ями;  Раздаточный материал к уроку:  « Папка для студента ».

Учебник: §  88-90;

слова;

  1. Клиническая терминология.

   

№ 5

(№ 22)

Словообразование. Греческие и латинские аффиксы.

     2

теорети-ческое

Таблица:  « Состав слова » , раздаточный материал для студентов.

Учебник: §  35-39; слова .

   № 6

(№ 23)

Словообразование. Греческие и латинские аффиксы.

     2

практи-ческое

Пособие Н.А. Суходоловой

Учебник: §  94-95; слова .

№ 7

(№ 24)

Греко-латинские дублеты.

     2

теорети-ческое

Раздаточный материал.

Учебник: §  38, 46-47 ;  

слова.

№ 8

(№ 25)

Греко-латинские дублеты.

     2

практи-ческое

Пособие Н.А. Суходоловой

Учебник: § 75-78 ;  

слова; презентация.

№ 9

(№ 26)

Терминоэлементы.

     2

теорети-ческое

Таблица: « Клинические термины »;  раздаточный материал с заданиями для студентов.

Учебник: §  83-84;

слова ;  работа

« Терминоэлементы ».

№ 10

(№ 27)

Терминоэлементы.                             

     2

     

практи-ческое

Пособие Н.А. Суходоловой

Подготовка к экзамену.

                                                          ИТОГО :    

   54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 Иностранный язык (немецкий язык)

Рабочая программа по немецкому языку по программе подготовки квалифицированных рабочих  и служащих для профессии естественнонаучного профиля 43.01.09. «По...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Иностранный язык разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для специаль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования09.02.07...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования09.02.07...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК(АНГЛИЙСКИЙ) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего звена для профессии 23.01.17 .Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Смоленское областное государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»   РЕКОМЕНДОВАНО к утвержд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (на базе основного общего образования)

Учебная дисциплина ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский язык)» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной...