Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией".
рабочая программа на тему
Данная рабочая прграмма составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО, на основе примерной программы Балабановой А.Н., Лапочкина Е.В., Солодиловой Т.А. в 2011-2012 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list_programmy.doc | 60.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 61.5 КБ |
soderzhanie_programmy.doc | 206 КБ |
tematicheskiy_plan.doc | 75.5 КБ |
tp_sokrashchennyy.docx | 16.52 КБ |
samostoyatelnaya_rabota.doc | 71 КБ |
titulnyy_list_ktp.doc | 32.5 КБ |
ktp_latinskiy_novyy_fgos.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 13
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Основы латинского языка
с медицинской терминологией»
(наименование дисциплины)
«Сестринское дело» (060501)
(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)
базового уровня среднего профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
Москва, 2011 год
Одобрена цикловой комиссией Протокол № ______________ от «____»________________2011 г. Председатель _________________ | Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО, на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией», авторы: Балабанова А.Н., заслуженный учитель РФ, Лапочкин Е.В., кандидат педагогических наук, Солодилова Т.А., заслуженный учитель РФ (Тамбовский областной базовый медицинский колледж) и проекта программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 060501 «Сестринское дело» базового уровня СПО, авторы: Рыжова О.В., Александрова Г.Н,, преподаватели высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК №8 |
| Заместитель директора по учебно – методической работе ___________ Н.А. Чугунова М.П. |
Составитель: | Лизунова С.С. | - преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории ГОУ СПО Медицинское училище № 13 Департамента здравоохранения г. Москвы |
Рецензенты: | Рыжова О.В.
Новикова Н.Г. | - преподаватель латинского языка ГБОУ СПО МК № 8 высшей квалификационной категории, председатель ГМК - преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории ГОУ СПО Медицинское училище № 13 Департамента здравоохранения г. Москвы |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело, примерной программы, разработанной коллективом авторов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»: Балабановой Алевтиной Николаевной, заслуженным учителем РФ, заместителем директора по учебной работе ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»; Лапочкиным Евгением Владимировичем, кандидатом педагогических наук, директором ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»; Солодиловой Таисией Александровной, заслуженным учителем РФ, преподавателем латинского языка ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж» и проекта программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией», разработанного коллективом авторов-составителей: Рыжова Ольга Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Департамента здравоохранения г. Москва МК № 8, председатель ГМК преподавателей латинского языка; Александрова Галина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Департамента здравоохранения г. Москва МК № 8.
Программа адаптирована к количеству часов, предусмотренных в учебном плане, к условиям реализации в ГОУ СПО Департамента здравоохранения г. Москва Медицинское училище № 13 по специальности 060501 Сестринское дело. Корректировала программу Лизунова Светлана Сергеевна, преподаватель иностранных языков высшей квалификационной категории ГОУ СПО МУ № 13.
При корректировке программы тема «Химическая номенклатура» была поставлена перед темой «III склонение существительных», так как основная доля существительных этой темы является существительными II склонения, а меньшая часть слов входит в тему «III склонение имен существительных» и добавляется во время ее изучения.
Учебная дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» изучается студентами дневной (очной) формы обучения на 1 курсе в 1 и 2 семестрах.
На изучение дисциплины отводится 81 час учебного времени, из них 54 часа аудиторных занятий (практические занятия – 26 часов, теоретические занятия – 28 часов), внеаудиторная самостоятельная работа – 27 часов.
Основная цель обучения дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» - заложить основы терминологической компетентности специалиста-медика: способность и готовность к использованию медицинской терминологии (анатомической, клинической, фармацевтической) и реализации этико-деонтологических принципов в профессиональной деятельности, при изучении профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин. Выпускник медицинского училища должен: 1) знать элементы латинской грамматики и способы словообразования, 500 лексических единиц, глоссарий по специальности; 2) уметь правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические, фармацевтические) термины, объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам, переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу.
Программа учебной дисциплины «основы латинского языка с медицинской терминологией» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело. Программа содержит пояснительную записку, паспорт программы учебной дисциплины, объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины. Перечень и тематику практических работ и заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, перечень рекомендуемой литературы и условий реализации программы учебной дисциплины.
Программа включает в себя следующие разделы:
фонетика: латинский алфавит, произношение звуков, правила чтения букв и буквосочетаний, ударение, долгота и краткость слога;
морфология: глагол (4 спряжения), имя существительное (5 склонений, словарная форма), анатомическая номенклатура, фармацевтические термины, химическая номенклатура (химические элементы, оксиды, кислоты, соли), имя прилагательное (2 группы, определение, согласование с существительными);
клиническая терминология: словообразование, важнейшие латинские и греческие приставки, терминоэлементы, греческие корни (греко-латинские дублеты), названия патологических процессов.
На каждом занятии вводится не более 25 лексических единиц. Общий объем активно усваиваемого лексического минимума курса латинского языка составляет 500 слов и словообразовательных единиц. Обязательным элементом процесса обучения являются самостоятельные письменные работы, тестовые задания, устные опросы.
По окончании изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие знания и умения:
› бегло читать по латыни;
› правильно писать знаковую латинскую лексику;
› владеть лексическим минимумом в 500 единиц;
› уметь переводить рецепт с русского на латинский и оформлять его по заданному образцу;
› знать словообразовательные элементы и ориентироваться в значении клинических терминов.
Для контроля знаний используются:
› ситуационные задачи;
› тестовые задания;
› задания с ключом;
› терминологические диктанты;
› устный опрос;
В конце 1-го семестра выполняется контрольная работа. В конце 2-го семестра проводится итоговая аттестация в форме комплексного экзамена с дисциплиной «Фармакология».
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 2 |
| 3 |
| 11 |
| 12 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 060501 Сестринское дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общим профессиональным дисциплинам (ОП 01).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические,
клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
теоретические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: выполнение упражнений подготовка презентаций подготовка докладов (сообщений) подготовка заданий ВСРС заучивание слов лексического минимума | 27 14 2 2 4 5 |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы. Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Фонетика | |||
Тема 1.1 Введение в дисциплину. Алфавит. Гласные буквы и звуки. | Содержание учебного материала: 1. краткая история латинского языка и его значение в профессиональной деятельности медицинского работника; 2. латинский алфавит; 3. гласные буквы и звуки; 4. гласные дифтонги и диграфы; 5. согласные буквы, имеющие аналоги в русском языке; 6. выписывание слов лексического минимума № 1 Самостоятельная работа обучающихся: 1. работа над сообщением на тему «История латинского языка»; 2. чтение тренировочных упражнений; 3. заучивание латинского алфавита. | 2 2 | 1 |
Тема 1.2 Согласные буквы и звуки. | Содержание учебного материала: 1. согласные буквы, не имеющие аналогов в русском; 2. буквосочетания с согласными; 3. греческие диграфы; 4. выписывание слов лексического минимума № 2 Самостоятельная работа обучающихся: 1. чтение тренировочных упражнений; 2. заучивание слов лексического минимума № 1; 3. подбор материала к работе «Фонетика» | 2 1 | 1 |
Тема 1.2 Согласные буквы и звуки. Ударение. | Содержание учебного материала: 1. согласные буквы, не имеющие аналогов в русском и буквосочетания; 2. греческие диграфы; 3. правила слогораздела; 4. правила постановки ударения; 5. правила определения долготы и краткости; 6. лексический минимум № 3 Практическое занятие: 1. чтение тренировочных упражнений из учебника раздаточного материала; 2. последовательное знакомство с правилами постановки ударения и закрепление в тренировочных упражнениях; 3. работа со словами лексического минимума № 2; 4. выписывание слов лексического минимума № 3 Самостоятельная работа обучающихся: 1. чтение тренировочных упражнений; 2. заучивание слов лексического минимума № 2; 3. работа ВСРС «Фонетика» | 2 1 | 2 |
Тема 1.3 Ударение. | Содержание учебного материала: 1. правила слогораздела; 2. правила постановки ударения; 3. правила определения долготы и краткости Практическое занятие: 1. изучение правил слогораздела, определения долготы и краткости гласной второго слога, правила постановки ударения; 2. комментированное чтение; 3. чтение упражнений из учебника и раздаточного материала Самостоятельная работа обучающихся: 1.чтение тренировочных упражнений; 2.заучивание слов лексического минимума № 3; | 2 1 | 3 |
Раздел 2. Морфология |
| ||
Тема 2.1 Глагол. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма глагола; 2. грамматические категории глагола; 3. повелительное наклонение и сослагательное наклонения; 4. стандартные рецептурные выражения Самостоятельная работа обучающихся: 1. выполнение упражнения по теме «Глагол»; | 2 1 | 1 |
Тема 2.1 Глагол. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма глагола; 2. грамматические категории глагола; 3. повелительное наклонение и сослагательное наклонения; 4. стандартные рецептурные выражения Практическое занятие: 1. работа с латинско-русским словарем: определение спряжения глаголов; 2. образование повелительного и сослагательного наклонений от глаголов из лексического минимума; 3. анализ и заучивание рецептурных формулировок Самостоятельная работа обучающихся: 1. выполнение упражнения по теме «Глагол»; 2. заучивание лексического минимума к теме «Глагол» | 2 1 | 2 |
Тема 2.2 Имя существительное. Обзор системы. I склонение имен существительных. | Содержание учебного материала: 1. грамматические категории имени существительного; 2. словарная форма латинского существительного; 3. 5 склонений латинских существительных (флексии) 4. словарная форма существительных I склонения; 5. флексии и образец склонения; 6. несогласованное определение; 7. латинизированные греческие существительные на – е; 8. предлоги, управляющие винительным и творительным падежами Самостоятельная работа обучающихся: 1. работа над лексическими минимумами № 2, 3, 4: определение принадлежности слов к склонениям; 2. выполнение упражнений; | 2 1 | 2 |
Тема 2.3 II склонение имен существительных. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма существительных II склонения; 2. флексии и образец склонения; 3. названия лекарственных препаратов 4. латинизированные греческие существительные на – on; 5. названия болезней и патологических состояний Практическое занятие: 1. последовательное изучение правил и закрепление материала в упражнениях; 2. работа с латинско-русским словарем, составление словосочетаний с несогласованным определением; 3. перевод терминов с латинского на русский и с русского на латинский язык Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума; 2. выполнение упражнений; | 2 1 | 1 |
Тема 2.3 II склонение имен существительных. Частотные отрезки. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма существительных II склонения; 2. флексии и образец склонения; 3. названия лекарственных препаратов 4. латинизированные греческие существительные на – on; 5. названия болезней и патологических состояний 6. частотные отрезки Практическое занятие: 1. выполнение упражнений; 2. анализ названий лекарственных препаратов по частотным отрезкам Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «II склонение имен существительных»; 2. выполнение упражнений; | 2 1 | 2 |
Тема 2.4 Рецепт. | Содержание учебного материала: 1. структура рецепта; 2. латинская часть рецепта; 3. рецептурная строка, схемы грамматической зависимости для различных лекарственных форм; 4. рецептурные выражения; 5. рецептурные сокращения Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «Рецепт»; 2. выполнение упражнений | 2 1 | 2 |
Тема 2.4 Рецепт. | Содержание учебного материала: 1. структура рецепта; 2. латинская часть рецепта; 3. рецептурная строка, схемы грамматической зависимости для различных лекарственных форм; 4. рецептурные выражения; 5. рецептурные сокращения Практическое занятие: 1. выписывание рецептов Самостоятельная работа обучающихся: 1. работа «Крылатые выражения» ВСРС; 2. выполнение упражнений | 2 1
| 3 |
Тема 2.5 Имя прилагательное. I группа. | Содержание учебного материала: 1. грамматические категории прилагательных; 2. группы прилагательных; 3. словарная форма; 4. согласование прилагательных I группы с существительными; Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «Имя прилагательное. I группа»; 2. выполнение упражнений | 2 1 | 2 |
Тема 2.6 Химическая номенклатура. | Содержание учебного материала: 1. названия химических элементов и их соединений; 2. модели образования названий кислот; 3. частотные отрезки, содержащие химическую информацию Практическое занятие: 1. выполнение упражнений 2. выписывание рецептов Самостоятельная работа обучающихся: 1. презентация 2. заучивание лексического минимума к теме «Химическая номенклатура»; 3. выполнение упражнений | 2 1 | 2 |
Тема 2.7 III склонение имен существительных. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма существительных III склонения; 2. флексии и образцы склонения; 3. исключения из правила о роде; 4. особенности склонения некоторых групп существительных III склонения Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «III склонение имен существительных»; 2. выполнение упражнений; 3. Повторение пройденного к контрольной работе. | 4 2 | 2 |
Тема 2.7 III склонение имен существительных. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма существительных III склонения; 2. флексии и образцы склонения; 3. исключения из правила о роде; 4. особенности склонения некоторых групп существительных III склонения Практическое занятие: 1. анализ теоретической информации и закрепление на практике; 2. работа с латинско-русским словарем, образование формы родительного падежа единственного числа существительных 3-го склонения; 3. выполнение упражнений из раздаточного материала; 4. работа со словами лексического минимума урока Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «III склонение имен существительных»; 2. выполнение упражнений; 3.выполнение ВСРС «Лекарственные растения». | 2 1 | 2 |
Контрольная работа | Содержание учебного материала: варианты контрольной работы за семестр по пройденному материалу по разделам: 1. Фонетика; 2. Морфология. | 2 | |
Тема 2.8 Имя прилагательное. II группа. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма; 2. подгруппы прилагательных; 3. согласование прилагательных II группы с существительными; 4. степени сравнения Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума; 2. выполнение упражнений | 2 1 | 1 |
Тема 2.8 Имя прилагательное. II группа. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма; 2. подгруппы прилагательных; 3. согласование прилагательных II группы с существительными; 4. степени сравнения Практическое занятие: 1. работа со словами лексического минимума; 2. чтение прилагательных в словарной форме; 3. перевод словосочетаний с согласованным определением; 4. образование степеней сравнения прилагательных Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «Имя прилагательное. II группа»; 2. выполнение упражнений | 2 1 | 2 |
Тема 2.9 IV и V склонения имен существительных. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма существительных IV и V склонений; 2. флексии и образец склонения; 3. согласование существительных IV и V склонений с прилагательными I и II групп; Самостоятельная работа обучающихся: 1. выполнение упражнений 2. составление кроссвордов по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное» (ВСРС) | 2 1 | 1 |
Тема 2.9 IV и V склонения имен существительных. | Содержание учебного материала: 1. словарная форма существительных IV и V склонений; 2. флексии и образец склонения; 3. согласование существительных IV и V склонений с прилагательными I и II групп; 4. Обобщение по разделу «Морфология» Практическое занятие: 1. работа с латинско-русским словарем, анализ существительных латинского языка; 2. перевод словосочетаний с согласованным определением; 3. выполнение упражнений из учебника и раздаточного материала Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «IV и V склонения имен существительных»; 2. выполнение упражнений | 2 1 | 2 |
Раздел 3. Клиническая терминология | |||
Тема 3.1 Словообразование. Греческие и латинские аффиксы. | Содержание учебного материала: 1. особенности клинических терминов и их структуры; 2. греческие и латинские аффиксы; 3. числительные-приставки Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Аффиксы»; 2. выполнение упражнений | 2 1 | 1 |
Тема 3.1 Словообразование. Греческие и латинские аффиксы. | Содержание учебного материала: 1. особенности клинических терминов и их структуры; 2. греческие и латинские аффиксы; 3. числительные-приставки Практическое занятие: 1. анализ терминов по составу; 2. определение значения терминоэлементов; 3. составление дефиниций терминов Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Аффиксы»; 2. выполнение упражнений | 2 1 | 2 |
Тема 3.2 Греко – латинские дублеты. | Содержание учебного материала: 1. греко – латинские дублеты существительных I, II, III склонений. 2. термины-транслитераты, ТЭ или производящие основы, их латинские или греческие дублетные соответствия; Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Греко-латинские дублеты»; 2.выполнение упражнений | 2 1 | 1 |
Тема 3.2 Греко – латинские дублеты. | Содержание учебного материала: 1. греко – латинские дублеты существительных I, II, III склонений. Практическое занятие: 1. анализ терминов-транслитератов: объяснение значений ТЭ или производящих основ, определение их латинских или греческих дублетных соответствий; 2. конструирование терминов с заданным значением Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Греко-латинские дублеты»; 2.выполнение упражнений; 3. подготовка презентации | 2 2 | 2 |
Тема 3.3 Терминоэлементы. | Содержание учебного материала: 1. начальные и конечные терминоэлементы; 2. термины, ТЭ или производящие основы, латинские или греческие дублетные соответствия; Самостоятельная работа обучающихся: 1. заучивание лексического минимума к теме «Клиническая терминология. Терминоэлементы»; 2. выполнение упражнений; 3.выполнение ВСРС «Терминоэлементы» | 2 1 | 2 |
Тема 3.3 Терминоэлементы. | Содержание учебного материала: 1. начальные и конечные терминоэлементы; 2. материал раздела «Клиническая терминология» Практическое занятие: 1. анализ терминов-транслитератов: объяснение значений ТЭ или производящих основ, определение их латинских или греческих дублетных соответствий; 2. конструирование терминов с заданным значением; 3. обобщение терминоэлементов раздела Самостоятельная работа обучающихся: 1. повторение пройденного материала | 2 | 3 |
Всего часов: | 81 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Кабинет основ латинского языка с медицинской терминологией
указывается наименование
Оборудование учебного кабинета:
- Рабочее место преподавателя
- Рабочие места студентов
- Экспозиционная зона
- Демонстрационная зона
- Зона хранения средств обучения
Средства обучения:
1. Методические материалы:
- учебно-методический комплекс;
- методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы;
- контрольно-оценочные средства
2. Наглядные пособия:
- таблицы;
- компакт-диски с учебным материалом;
- карты
Технические средства обучения:
- Телевизор
- Видеомагнитофон
- Магнитофон
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Городкова Ю.И. Латинский язык: учебник. – Изд. 19-е, стер.– Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 315 с. (СПО)
Дополнительные источники:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии:
М. «Медицина» 2004.
2. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией:
ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
3. Цисык А.З. Латинский язык: Минск «ТетраСистемс» 2009.
Информационные электронные ресурсы:
интернет, контролирующие программы
yandex.ru/lingua Latina
www.google.ru/медицинский латинский
linguaeterna.com
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины; - объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам; - переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - элементы латинской грамматики и способы словообразования; - 500 лексических единиц; - глоссарий по специальности. | - тестирование, терминологические диктанты, контроль выполнения упражнений, контрольное чтение - контроль выполнения упражнений, тестирование, создание презентаций - контроль выполнения упражнений, проверочная работа - контроль выполнения упражнений, тестирование - устный опрос, контроль выполнения упражнений, тестирование - устный опрос Комплексный экзамен. |
[Введите текст] Страница
Предварительный просмотр:
Тематический план
учебной дисциплины ОП. 01
«ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ»
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Макси- мальная учебная нагрузка | Количество аудиторных | Внеауди- торная самостоя-тельная работа студента | ||
часов | ||||||
Все-го | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия | ||||
1-й курс, 1-й семестр | ||||||
1. | Раздел 1. Фонетика. |
13 | 8 | 4 |
4 | 5 |
1.1 | Введение в дисциплину. Алфавит. Гласные буквы и звуки. | 4 | 2 | 2 | 2 | |
1.2 | Согласные буквы и звуки. Ударение. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
1.3 | Ударение. | 3 | 2 | 2 | 1 | |
2. | Раздел 2. Морфология. |
38 | 26 |
14 |
12 |
12 |
2.1 | Глагол. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
2.2 | Имя существительное. Обзор системы. I склонение имен существительных. | 3 | 2 | 2 | 1 | |
2.3 | II склонение имен существительных. Частотные отрезки. | 6 | 4 |
| 4 | 2 |
2.4 | Рецепт. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
2.5 | Имя прилагательное. I группа. | 3 | 2 | 2 |
| 1 |
2.6 | Химическая номенклатура. | 3 | 2 | 2 | 1 | |
2.7 | III склонение имен существительных. | 9 | 6 | 4 | 2 | 3 |
Контрольная работа | 2 | 2 | 2 | |||
Всего за 1-й семестр: | 51 | 34 | 18 | 16 | 17 | |
1-й курс, 2-й семестр | ||||||
Раздел 2. Морфология. | 12 | 8 | 4 | 4 | 4 | |
2.8 | Имя прилагательное. II группа. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
2.9 | IV и V склонения имен существительных. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
3. | Раздел 3. Клиническая терминология. |
18 |
12 | 6 | 6 |
6 |
3.1 | Словообразование. Греческие и латинские аффиксы. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
3.2 | Греко-латинские дублеты. | 7 | 4 | 2 | 2 | 3 |
3.3 | Терминоэлементы. | 5 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Всего за 2-й семестр: | 30 | 20 | 10 | 10 | 10 | |
ВСЕГО: | 81 | 54 | 28 | 26
| 27 |
Предварительный просмотр:
Тематический план
учебной дисциплины ОП. 01
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Макси- мальная учебная нагрузка | Количество аудиторных | Внеауди- торная самостоя-тельная работа студента | |||
часов | |||||||
Всего | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия | |||||
1-й курс, 1-й семестр | |||||||
1. | Раздел 1. Фонетика. | 13 | 8 | 4 | 4 | 5 | |
2. | Раздел 2. Морфология. | 38 | 26 | 14 | 12 | 12 | |
Всего за 1-й семестр: | 51 | 34 | 18 | 16 | 17 | ||
1-й курс, 2-й семестр | |||||||
3. | Раздел 2. Морфология. | 12 | 8 | 4 | 4 | 4 | |
4. | Раздел 3. Клиническая Терминология. | 18 | 12 | 6 | 6 | ||
Всего за 2-й семестр: | 30 | 20 | 10 | 10 | 10 | ||
ВСЕГО: | 81 | 54 | 28 | 26 | 27 |
Предварительный просмотр:
Задания для самостоятельной работы студента
Дисциплина ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
очная (дневная) форма обучения
№ п/п |
Тема | Содержание самостоятельной внеаудиторной работы | Время выпол-нения |
СР № 1 | Тема 1.1 Введение в дисциплину. Алфавит. Гласные буквы и звуки. | 1. Работа над сообщением на тему: «История латинского языка»; 2. Чтение тренировочных упражнений § 2, 3 из учебника И.Ю. Городковой «Латинский язык»; 3. Заучивание латинского алфавита. |
2 часа |
СР № 2 | Тема 1.2 Согласные буквы и звуки. | 1. Чтение тренировочных упражнений § 4, 5; 2. Заучивание слов лексического минимума № 1; 3. Подбор материала для работы «Фонетика». |
1 час |
СР № 3 | Тема 1.2 Согласные буквы и звуки. Ударение. | 1. Чтение тренировочных упражнений § 6, 7; 2. Заучивание слов лексического минимума № 2; 3. Оформление работы «Фонетика» (см. инструкцию по выполнению работы). | 1 час |
СР № 4 | Тема 1.3 Ударение. | 1. Чтение тренировочных упражнений § 8, 9; 2. Заучивание слов лексического минимума № 3; | 1 час |
СР № 5 | Тема 2.1 Глагол. | 1. Выполнение упражнений по теме «Глагол»: § 15 | 1 час |
СР № 6 | Тема 2.1 Глагол. | 1. Выполнение упражнений по теме «Глагол»: § 19; 2. Заучивание слов лексического минимума к теме «Глагол» и рецептурных формулировок. | 1 час |
СР № 7 | Тема 2.2 Имя существительное. Обзор системы. I склонение имен существительных. | 1. Работа над существительными лексических минимумов № 1, 2, 3: определение принадлежно-сти слов к склонениям; 2. Выполнение упражнений: §29, 30; | 1 час |
СР № 8 | Тема 2.3 II склонение имен существительных. Частотные отрезки. | 1. Выполнение упражнений: : § 44-I, II; 2. Заучивание слов лексического минимума. | 1 час |
СР № 9 | Тема 2.3 II склонение имен существительных. Частотные отрезки. | 1. Выполнение упражнений: § 49 (I, II); 2. Заучивание слов лексического минимума. | 1 час |
СР № 10 | Тема 2.4 Рецепт. | 1. Выполнение упражнений: § 32, § 34; 2. Заучивание слов лексического минимума. | 1 час |
СР № 11 | Тема 2.4 Рецепт. | 1. Выполнение упражнений: § 103, § 44-III; § 49-III; 2. Выполнение работы «Крылатые выражения». | 1 час |
СР № 12 | Тема 2.5 Имя прилагательное. I группа. | 1. Выполнение упражнений: § 52, § 55; 2. Заучивание слов лексического минимума к теме «Имя прилагательное I группа». | 1 час |
СР № 13 | Тема 2.6 Химическая номенклатура. | 1. Выполнение упражнений: § 58; 2. Заучивание слов лексического минимума; 3. Подготовка презентации. | 1 час |
СР № 14 | Тема 2.7 III склонение имен существительных. | 1. Выполнение упражнений: § 63; 2. Заучивание лексического минимума. | 1 час |
СР № 15 | Тема 2.7 III склонение имен существительных. | 1. Выполнение упражнений: § 67; 2. Заучивание лексического минимума; 3. Выполнение работы «Лекарственные растения». |
1 час |
СР № 16 | Тема 2.7 III склонение имен существительных. | 1. Выполнение упражнений: § 70; 2. Заучивание лексического минимума; 3. Повторение к контрольной работе. | 1 час |
СР № 17 | Тема 2.8 Имя прилагательное. II группа. | 1. Выполнение упражнений: § 81- I, II; 2. Заучивание слов лексического минимума. | 1 час |
СР № 18 | Тема 2.8 Имя прилагательное. II группа. | 1. Выполнение упражнений: § 81- III ; 2. Заучивание слов лексического минимума. | 1 час |
СР № 19 | Тема 2.9 IV и V склонения имен существительных. | 1. Выполнение упражнений: § 86; 2. Составление кроссворда по темам: «Имя существительное»; «Имя прилагательное». | 1 час |
СР № 20 | Тема 2.9 IV и V склонения имен существительных. | 1. Выполнение упражнений: § 89; 2. Заучивание слов лексического минимума. | 1 час |
СР № 21 | Тема 3.1 Словообразование. Греческие и латинские аффиксы. | 1. Выполнение упражнений: § 39; 2. Заучивание лексического минимума. | 1 час |
СР № 22 | Тема 3.1 Словообразование. Греческие и латинские аффиксы. | 1. Выполнение упражнений: §95 – I, III; 2. Заучивание лексического минимума. | 1 час |
СР № 23 | Тема 3.2 Греко-латинские дублеты. | 1. Выполнение упражнений: § 47; 2. Заучивание лексического минимума. | 1 час |
СР № 24 | Тема 3.2 Греко-латинские дублеты. | 1. Выполнение упражнений: § 78; 2. Заучивание лексического минимума; 3. Подготовка презентации. | 2 часа |
СР № 25 | Тема 3.3 Терминоэлементы. | 1. Выполнение упражнений: § 84; 2. Заучивание лексического минимума; 3. Работа «Терминоэлементы» | 1 час |
Всего часов: | 27 часов |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №13
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора По учебной работе «___»____________ г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине (предмету) «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
на 2011 - 2012 г. ________________ г. _______________ г.
Составлен на основании программы, созданной на основе проекта программы, разработанной в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» 2011 г. и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело.
Специальность (профессия) Сестринское дело 060501__________________________
Курс ______________ I ____________________ Семестр __________1-2____________
Преподаватель ___________Лизунова Светлана Сергеевна_______________________
(фамилия, имя, отчество)
Всего часов | Теоретические | Лабораторно- практические | Внеаудиторная самостоятельная работа | Обязательные контрольные работы | |||||||
81 | 28 | 26 |
|
27 |
| 1 семестр - контрольная работа | 2 семестр - экзамен | ||||
Председатель предметной (цикловой) комиссии: _________________ _____________
Примечание: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
№ заня-тий | Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий | Коли-чество часов | 2 | Материальное обеспечение занятий | Задания для студентов (учащихся) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 семестр |
| |||||
| ||||||
№ 1 | Введение в дисциплину. Алфавит. Гласные буквы и звуки. | 2 | теорети-ческое | Карта Римской империи, латинский алфавит, раздаточный материал: « Папка для студентов № 1 », таблицы с правилами чтения. | Учебник - Ю.И. Городкова « Латинский язык » : § 1-3; алфавит, сообщение. | |
№ 2 | Согласные буквы и звуки. | 2 | теорети-ческое | Таблицы с правилами чтения букв и буквосочетаний, Раздаточный материал к уроку: « Папка для студентов № 2 ». | Учебник: § 4-5; Слова лексического минимума. | |
№ 3 | Согласные буквы и звуки. Ударение. | 2 | практи-ческое | Таблицы с правилами чтения, Раздаточный материал: « Папка № 2 »; пособие Н.А. Шлапакова. | Учебник: § 6-7; Слова лексич. минимума; работа « Фонетика ». | |
№ 4 | Ударение. | 2 | практи-ческое | Таблицы с правилами долготы и краткости слога, раздаточный мате-риал: « Папка для студента № 3 ». | Учебник: § 8-10; Слова лексического минимума. | |
| ||||||
№ 5 | Глагол. | 2 | теорети- ческое | Таблицы по теме: « Глагол », тест по разделу «Фонетика». | Учебник: § 11-18 | |
№ 6 | Глагол. | 2 | практи-ческое | Таблицы по теме: « Глагол » ; раздаточный материал по теме: « Глагол » . | Учебник: § 19-24; слова. | |
№ 7 | Имя существительное. Обзор системы. 1 склонение имен существительных. | 2 | теорети-ческое | Таблицы: « 5 склонений существи-тельных » , « Существительные 1-го склонения » . | Учебник: § 25-30; работа со словами лексиче-ских минимумов № 1, 2, 3 | |
№ 8 | II склонение имен существительных. Частотные отрезки. | 2 | практи-ческое | Таблица « Существительные 2-го склонения », раздаточный материал | Учебник: § 40-45 ; слова. | |
№ 9 | II склонение имен существительных. Частотные отрезки. | 2 | практи-ческое | Таблица « Существительные 2-го склонения », раздаточный материал | Учебник: § 48-49 (I, II) ; слова. | |
№ 10 | Рецепт. | 2 | теорети-ческое | Таблицы: « Модель грамматической зависимости в 6-й части рецепта » , « Предлоги » . | Учебник: § 30-34, 100 ; слова. | |
№ 11 | Рецепт. | 2 | практи-ческое | Таблицы: « Модель грамматической зависимости в 6-й части рецепта » , « Предлоги » . | Учебник: § 103, 44 (III); 49 (III); работа « Крылатые выражения » . | |
№ 12 | Имя прилагательное. 1 группа. | 2 | теорети-ческое | Таблицы 1-го и 2-го склонений существительных; алгоритм согласования – « ООД » . | Учебник: § 50-56 . | |
№ 13 | Химическая номенклатура. | 2 | практи-ческое | Раздаточный материал с названиями химических элементов. | Учебник: § 57-58 ; слова; презентация. | |
№ 14 | III склонение имен существительных. | 2 | теорети-ческое | Таблица: « Существительные 3-го склонения, падежные окончания ». | Учебник: § 59-64, слова; | |
№ 15 | III склонение имен существительных. | 2 | практи-ческое | Таблица: « Существительные 3-го склонения, падежные окончания »; пособие Н.А. Суходоловой | Учебник: § 65-68; слова ; работа « Лекарственные растения » . | |
№ 16 | III склонение имен существительных. | 2
| теорети-ческое | Таблица: « Существительные 3-го склонения, падежные окончания » | 1.Учебник: § 69-71; слова. 2. Повторить к К.Р. | |
№ 17 | Контрольная работа. | 2 | теорети-ческое | Варианты контрольной работы. | ||
2 семестр | ||||||
№ 1 (№ 18) | Имя прилагательное. II группа. | 2 | теорети-ческое | Таблицы: « Прилагательные 2-й группы », « Сущ. 3-го склонения » . | Учебник: § 79-82, 81 (I, II); слова | |
№ 2 (№ 19) | Имя прилагательное. II группа. | 2 | практи-ческое | Таблицы: « Прилагательные 2-й группы », « Сущ. 3-го склонения », пособие Н.А. Суходоловой . | Учебник: § 81 (III); слова. | |
№ 3 (№ 20) | IV и V склонения имен существительных. | 2 | теорети-ческое | Таблицы с падежными окончани-ями существительных, пособие Н.А. Суходоловой. | Учебник: § 85-87; кроссворд. | |
№ 4 (№ 21) | IV и V склонения имен существительных. | 2 | практи-ческое | Таблицы с падежными окончани-ями; Раздаточный материал к уроку: « Папка для студента ». | Учебник: § 88-90; слова; | |
|
| |||||
№ 5 (№ 22) | Словообразование. Греческие и латинские аффиксы. | 2 | теорети-ческое | Таблица: « Состав слова » , раздаточный материал для студентов. | Учебник: § 35-39; слова . | |
№ 6 (№ 23) | Словообразование. Греческие и латинские аффиксы. | 2 | практи-ческое | Пособие Н.А. Суходоловой | Учебник: § 94-95; слова . | |
№ 7 (№ 24) | Греко-латинские дублеты. | 2 | теорети-ческое | Раздаточный материал. | Учебник: § 38, 46-47 ; слова. | |
№ 8 (№ 25) | Греко-латинские дублеты. | 2 | практи-ческое | Пособие Н.А. Суходоловой | Учебник: § 75-78 ; слова; презентация. | |
№ 9 (№ 26) | Терминоэлементы. | 2 | теорети-ческое | Таблица: « Клинические термины »; раздаточный материал с заданиями для студентов. | Учебник: § 83-84; слова ; работа « Терминоэлементы ». | |
№ 10 (№ 27) | Терминоэлементы. | 2
| практи-ческое | Пособие Н.А. Суходоловой | Подготовка к экзамену. | |
ИТОГО : | 54 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 Иностранный язык (немецкий язык)
Рабочая программа по немецкому языку по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих для профессии естественнонаучного профиля 43.01.09. «По...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Иностранный язык разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для специаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования09.02.07...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования09.02.07...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК(АНГЛИЙСКИЙ) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего звена для профессии 23.01.17 .Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утвержд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (на базе основного общего образования)
Учебная дисциплина ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский язык)» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной...