Тема урока: «Понятие о синтаксисе»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Кунгаа Долана Николаевна

ЦЕЛИ УРОКА:

деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_g_-_ponyatie_o_sintaksise.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

  Разработка открытого урока в 5 «Г» классе. Дата: 2015 год.

Тема урока: «Понятие о синтаксисе».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

по достижению метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие умений работать с алгоритмами; развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умения строить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

по достижению предметных результатов: знакомство с новым разделом лингвистики синтаксисом, его основными функциями; развитие умения орфографической грамотности; развитие умения различать части речи; формирование навыка работы с алгоритмом; формирование навыка работы с текстом.

Этапы урока.

1.Этап мотивации к учебной деятельности.                                                                                                          - Ребята! Сегодня у нас открытый урок русского языка. К нам пришли на урок гости. Это ваши родители, учителя. Мы покажем им, как мы с вами работаем на уроках. Итак, начнём.

2.Актуализация знаний, постановка учебной проблемы.

А) Словарная работа

- Смотрим на экран.

СЛАЙД № 1

- Перед вами слова с пропущенными буквами.

- Какое задание вы придумали бы к этим словам?

А) вставить пропущенные буквы (вставляем и записываем в тетрадь)

Б) придумать предложение

В) определить части речи

-Хорошо, молодцы. Какие части речи вы здесь нашли?

1 ученик называет существительные

2 ученик называет прилагательные

3 ученик называет глаголы

4 ученик называет наречия

Г)Хорошо. Мы с вами вставили пропущенные буквы. Значит, повторили орфограммы.

- Как называется раздел лингвистики, где изучаются орфограммы?

- Мы с вами определяли части речи.

- Как называется раздел лингвистики, где изучаются части речи?

- Ещё раз посмотрим на экран и вспомним, как называются эти пары слов? (словосочетания)

- Что можно сделать с этими словосочетаниями? (составить предложения)

- Используя данные словосочетания, составьте предложения. Слова можно изменять.

- Пожалуйста, озвучьте свои предложения.

-Наиболее понравившееся предложение запишем с вами в тетрадь.

Автор предложения выходит к доске,  записывает свое предложение и делает его синтаксический разбор.

-Как вы думаете, существует ли раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетания и предложения?

- Как вы думаете, как называется этот раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения?

- Если вы затрудняетесь, я вам подскажу. Орфограммы изучаются в разделе орфография, части речи и морфологический разбор частей речи мы изучали в разделе морфология.

-А синтаксический разбор, который мы сейчас с вами делали, в каком разделе лингвистики изучается?

-Правильно.

СЛАЙД № 2

-Теперь попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Записываем тему нашего урока в тетрадь.

СЛАЙД № 2

3. Открытие новых знаний.

СЛАЙД № 3

- Для чего же нужно изучать СИНТАКСИС?

- Давайте обратимся к учебнику на стр.103.

Ученик читает текст до 3-его абзаца.

- Так что же сегодня мы будем делать на уроке? ( строить словосочетания, предложения и текст)

- 3 и 4 абзац прочитайте про себя.

- Какая информация оказалась для вас новой? Что интересного вы узнали о тексте?

4. Первичное закрепление нового знания.

А)-  Начнем с вами работу с построения словосочетаний.

СЛАЙД № 4

  1. Составьте словосочетание.
  2. Проверяем

СЛАЙД № 5.

  1. Теперь составляем предложения, отступив одну строчку от предыдущей работы.
  2. Записываем предложения в тетрадь.
  3. Подчеркиваем грамматическую основу.

- Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось? (текст)

- Правильно, мы составляли предложения, а они объединились в текст.

- Ну, а если это текст, то у него должен быть заголовок.

- Как можно озаглавить этот текст? ( Перед дождем)

- Запишите заголовок текста в пропущенную строчку.

5. Этап самостоятельной работы.

Б) Работа с карточками.

Задание: перед вами текст, но он не разбит на предложения. Разделите его на предложения и запишите.  Озаглавьте текст, подчеркните грамматические основы предложений.              С каждым часом ночь холодеет к рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом трава седеет от первого утренника пора вставать на востоке уже наливается тихим светом заря уже виднеются огромные очертания ив  уже меркнут звезды

6.Рефлексия деятельности.

- Подводим итог нашему сегодняшнему уроку.

- Продолжите предложения.

СЛАЙД № 8

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился….

Какое задание вам показалось интересным?

Какое задание вам показалось скучным?

Какое задание было самым трудным?

Какое задание было самым лёгким?

- Оценки за урок получили…..

7. Обсуждение домашнего задания.

- Домашнее задание я вам даю на выбор.

  1. Прочитайте эпиграф к разделу СИНТАКСИС на стр.103 и напишите небольшое сочинение (3-5 предложений) о том, как вы понимаете высказывание Л.Ю.Максимова
  2. Составьте текст на тему «Осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «ПОНЯТИЕ ЛОГАРИФМА» Алгебра 10 класс.

Цель урока :  - ввести понятие логарифма;           - формировать умение вывода основных формул...

Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Понятие о синтаксисе"

Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Понятие о синтаксисе"...

Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Методическая разработка урока по математике для 5 класса. Тема урока "Понятие дроби"

Тип урока: изучение нового материала.Форма проведения урока: использование интерактивного оборудованияЦель: формирование понятий: «обыкновенная дробь», «числитель», «знам...