Тема урока: «ПОНЯТИЕ ЛОГАРИФМА» Алгебра 10 класс.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Цель урока :  - ввести понятие логарифма;

           - формировать умение вывода основных формул;

           - развитие вычислительных навыков учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_ponyatie_logarifma.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Кувшиновская общеобразовательная средняя школа №1,г.Кувшиново Тверской области. Учитель математики Фролкова Галина Ивановна.    

Тема урока:  «ПОНЯТИЕ ЛОГАРИФМА»

 Алгебра 10 класс.

Цель урока :  - ввести понятие логарифма;

           - формировать умение вывода основных формул;

           - развитие вычислительных навыков учащихся.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Настрой на урок.
  2. Объяснение нового материала.

а) Историческая справка о логарифме (подготовлена учеником).

б) С помощью показательной функции познакомиться с понятием Логарифма.

Задание:

Решить графически в одной системе координат уравнения: 2ˆх = 4; 2ˆх = 8; 2ˆх = 6.

Первые два случая легко решаются.

По третьему примеру можно задать вопросы:

- Сколько корней имеет уравнение?

- Что можно сказать об этом корне? Положительное или отрицательное  число? Между какими числами расположено?

- Как его записать?

 

Думая над этой ситуацией, математики ввели символ    log  (в нашем случае это log2 ) . И с его помощью записали корень уравнения 2ˆх =6. Это было в 1624 году, ввел его немецкий математик Иоганн Кеплер, астроном, который  открыл закон движения планет. Выступление ученика.

 Запишем и мы: х  = log2 6 (читают: «логарифм 6-ти по основанию 2»).

 Задать вопрос:  при каких значениях числа  Y  уравнение  х =  log2 Y будет иметь решение? В случае затруднения сформулировать вопрос другими словами: может ли число Y = 0, Y < 0?. Вернемся к графическому решению. Существуют ли точки пересечения? Ответ: нет. Значит  Y>0.

 

Сделать вывод: Так можно рассуждать о любом уравнении вида А *х = В, где А и В – положительные числа, А не равно 1.

 

Запись: Единственный корень записывается так:  х = logа В.

Попробуйте самостоятельно сформулировать определение логарифма. (1-2 ученика выслушать).

При неточной формулировке определения, открыть учебники и прочитать, разобрать его в случае, если не все поняли.

 

3. На доске примеры:

 

 

1  Log 6  36 =

2  Log 8  82  =

3  Log 11  (1/121) =

4  Log 2  log 4 16 =

5  Log 1/5  125 =

6 Log 2  log 2  256 =

7  Log  0,5  1/5 =

8 Log 333  1 =

9  Log 169  13 =

10 Log √7  49 =

11  Log 7  7 =

12 Log √2  2√8 =

13  Log 4  1 =

Если при решении 12 и 13 примеры вызвали трудности, то ввести переменную х.

 Как это сделать? (показать запись на доске)

Учитель: перед нами стоит задача – решить несколько примеров. Как можно сформулировать задание?

Ученики отвечают.

 Проанализируем задания: можно ли некоторые примеры сгруппировать?

4) и 6) – Log a  a = 1

7) и 11) –  Log a  1 = 0

1) и 8) –  Log a  a c = C

Это и есть основные формулы Логарифма. Запоминаем!

 

Вернёмся к уравнению вида  a x = b, знаем  х =  log а  b, подставим вместо х. Прочитайте про себя определение  в учебнике,   а  log a  b = b – это есть определение на языке символов.

 

Примеры:  log 2  8    = 3   и др.

 

В записи    log a  b  число « а» называют основанием  логарифма, а число « в»  выражением, стоящим под знаком логарифма.

 

Логарифм по основанию 10  принято называть десятичным логарифмом. Привести пример. Показать таблицу  логарифмов.

 

  1. Закрепление материала. Взять примеры из учебника. Несколько на доске, остальные – самостоятельно (кому непонятно – к учителю)
  2. Рефлексию провести.
  3. А что нам предлагает ЕГЭ. Сделать подбор заданий из вариантов ЕГЭ.
  4. Продолжим урок остроумной алгебраической головоломкой.  Предлагается задача: Любое данное число, целое и положительное, изобразить с помощью трёх двоек и математических символов, например, пусть данное число 3. Представить его в виде трёх двоек. В случае затруднения, дать подсказку:

 

А) 3 = - log 2  log 2 √√√2.

Б)  5 = - log 2  log 2 √√√√√2

Общее решение задачи записывается так: N = - log 2  log 2 √√√···√2   N-раз.

 

  1. Домашнее задание подобрать из учебника.
  2. Итог урока.

Знакомство с логарифмом – не заканчивается, на следующих уроках мы познакомимся с графиком логарифмической функции, свойствами, будем решать уравнения и неравенства. В завершении озвучить фразу французского учёного Лапласа: «Логарифмы сократили вычисления, удлиняя нам жизнь».

Чего и вам желаю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по теме "Свойства логарифмов" алгебра 10 класс

Данную работу можно использовать для обобщения материала темы "Свойства логарифмов" в 10 классе либо на уроке, либо дома (12 вариантов)....

Презентация на тему "История возникновения логарифмов" алгебра 10 класс

Презентация на тему "История возникновения логарифмов" алгебра 10 класс...

Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Методическая разработка урока по математике для 5 класса. Тема урока "Понятие дроби"

Тип урока: изучение нового материала.Форма проведения урока: использование интерактивного оборудованияЦель: формирование понятий: «обыкновенная дробь», «числитель», «знам...