Тема урока: «ПОНЯТИЕ ЛОГАРИФМА» Алгебра 10 класс.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Цель урока : - ввести понятие логарифма;
- формировать умение вывода основных формул;
- развитие вычислительных навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_ponyatie_logarifma.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Кувшиновская общеобразовательная средняя школа №1,г.Кувшиново Тверской области. Учитель математики Фролкова Галина Ивановна.
Тема урока: «ПОНЯТИЕ ЛОГАРИФМА»
Алгебра 10 класс.
Цель урока : - ввести понятие логарифма;
- формировать умение вывода основных формул;
- развитие вычислительных навыков учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент. Настрой на урок.
- Объяснение нового материала.
а) Историческая справка о логарифме (подготовлена учеником).
б) С помощью показательной функции познакомиться с понятием Логарифма.
Задание:
Решить графически в одной системе координат уравнения: 2ˆх = 4; 2ˆх = 8; 2ˆх = 6.
Первые два случая легко решаются.
По третьему примеру можно задать вопросы:
- Сколько корней имеет уравнение?
- Что можно сказать об этом корне? Положительное или отрицательное число? Между какими числами расположено?
- Как его записать?
Думая над этой ситуацией, математики ввели символ log (в нашем случае это log2 ) . И с его помощью записали корень уравнения 2ˆх =6. Это было в 1624 году, ввел его немецкий математик Иоганн Кеплер, астроном, который открыл закон движения планет. Выступление ученика.
Запишем и мы: х = log2 6 (читают: «логарифм 6-ти по основанию 2»).
Задать вопрос: при каких значениях числа Y уравнение х = log2 Y будет иметь решение? В случае затруднения сформулировать вопрос другими словами: может ли число Y = 0, Y < 0?. Вернемся к графическому решению. Существуют ли точки пересечения? Ответ: нет. Значит Y>0.
Сделать вывод: Так можно рассуждать о любом уравнении вида А *х = В, где А и В – положительные числа, А не равно 1.
Запись: Единственный корень записывается так: х = logа В.
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение логарифма. (1-2 ученика выслушать).
При неточной формулировке определения, открыть учебники и прочитать, разобрать его в случае, если не все поняли.
3. На доске примеры:
1 Log 6 36 =
2 Log 8 82 =
3 Log 11 (1/121) =
4 Log 2 log 4 16 =
5 Log 1/5 125 =
6 Log 2 log 2 256 =
7 Log 0,5 1/5 =
8 Log 333 1 =
9 Log 169 13 =
10 Log √7 49 =
11 Log 7 7 =
12 Log √2 2√8 =
13 Log 4 1 =
Если при решении 12 и 13 примеры вызвали трудности, то ввести переменную х.
Как это сделать? (показать запись на доске)
Учитель: перед нами стоит задача – решить несколько примеров. Как можно сформулировать задание?
Ученики отвечают.
Проанализируем задания: можно ли некоторые примеры сгруппировать?
4) и 6) – Log a a = 1
7) и 11) – Log a 1 = 0
1) и 8) – Log a a c = C
Это и есть основные формулы Логарифма. Запоминаем!
Вернёмся к уравнению вида a x = b, знаем х = log а b, подставим вместо х. Прочитайте про себя определение в учебнике, а log a b = b – это есть определение на языке символов.
Примеры: log 2 8 = 3 и др.
В записи log a b число « а» называют основанием логарифма, а число « в» выражением, стоящим под знаком логарифма.
Логарифм по основанию 10 принято называть десятичным логарифмом. Привести пример. Показать таблицу логарифмов.
- Закрепление материала. Взять примеры из учебника. Несколько на доске, остальные – самостоятельно (кому непонятно – к учителю)
- Рефлексию провести.
- А что нам предлагает ЕГЭ. Сделать подбор заданий из вариантов ЕГЭ.
- Продолжим урок остроумной алгебраической головоломкой. Предлагается задача: Любое данное число, целое и положительное, изобразить с помощью трёх двоек и математических символов, например, пусть данное число 3. Представить его в виде трёх двоек. В случае затруднения, дать подсказку:
А) 3 = - log 2 log 2 √√√2.
Б) 5 = - log 2 log 2 √√√√√2
Общее решение задачи записывается так: N = - log 2 log 2 √√√···√2 N-раз.
- Домашнее задание подобрать из учебника.
- Итог урока.
Знакомство с логарифмом – не заканчивается, на следующих уроках мы познакомимся с графиком логарифмической функции, свойствами, будем решать уравнения и неравенства. В завершении озвучить фразу французского учёного Лапласа: «Логарифмы сократили вычисления, удлиняя нам жизнь».
Чего и вам желаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по теме "Свойства логарифмов" алгебра 10 класс
Данную работу можно использовать для обобщения материала темы "Свойства логарифмов" в 10 классе либо на уроке, либо дома (12 вариантов)....
Тема урока Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация
Понятие разницы между "изделием" и "деталью"...
Презентация на тему "История возникновения логарифмов" алгебра 10 класс
Презентация на тему "История возникновения логарифмов" алгебра 10 класс...
Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".
Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».
Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...
Методическая разработка урока по математике для 5 класса. Тема урока "Понятие дроби"
Тип урока: изучение нового материала.Форма проведения урока: использование интерактивного оборудованияЦель: формирование понятий: «обыкновенная дробь», «числитель», «знам...