Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис. Пунктуация»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шуина Елена Олеговна

 

В игре на уроке у учащихся развивается целый ряд познавательных процессов, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Активизируется память, логика, мышление. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

Позвольте представить урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherez_ternii_k_zvezdam.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе          по теме: «Синтаксис. Пунктуация».

учитель: Шуина Е.О.

Урок «Через тернии к звездам».

Цель урока: 1) повторить сведения об основных синтаксических единицах;

                       2) закрепить умения отличать изученные языковые понятия по теме «Синтаксис. Пунктуация», отличать их друг от друга, давать определения, перечислять признаки;

Задачи:         1) воспитывать интерес к предмету;  

                       2) развивать логическое мышление, речь, память;

                       3) формировать умение самостоятельно работать с языковым материалом.

Ход урока:

Слово учителя:

 Ребята, случилась беда: на далекую и прекрасную планету «Синтаксис» напали злобные пираты. Они стали на ней хозяйничать, и жители этой планеты просят у нас помощи. Наша с вами задача: преодолевая трудности пути, решая сложные задачи, добраться до этой планеты и помочь жителям справиться с пиратами и освободить планету.

 (Показывается карта путешествия к планете «Синтаксис». Каждому этапу урока соответствует препятствие, которое должны преодолеть спасатели).

 Задание 1. Разделим вас на три условные команды: 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд.

 Итак, мы с вами отправляемся. Чтобы завелись моторы ваших звездолетов, вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое словосочетание?
  2. Как связано зависимое слово с главным?
  3. Какие виды словосочетаний вы знаете?

 Задание 2. Составьте предложение из отдельных слов, изменяя их форму, выпишите из него все словосочетания, определив их вид:

 Неярко, светить, в, небо, осенний, солнце.

 ( Неярко светит в небе осеннее солнце. К доске вызываются 3 ученика, которые выполняют задание).

 Неярко светит (нар.+глаг. – глагольное);

 светит в небе (глаг.+сущ. – глагольное);

 осеннее солнце (прил.+сущ. – именное).

Итак, моторы заведены, вперед!

 Задание 3. Впереди метеоритный дождь. Нужно уметь маневрировать. Кто из ваших команд считается лучшим пилотом?

 (К доске выходят трое учащихся для выполнения орфографического диктанта).

  Багровый лист, исчезать с горизонта, видно издалека, ракета завелась, удивительная картина, оранжевый цвет, аромат цветов, багровый закат, прославлять героев.

Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему? (ракета завелась – это грамматическая основа). Задаем по два вопроса ребятам у доски.

Задание 4. Справились с заданием. Летим дальше. Посмотрите, впереди туманность. Чтобы ее пролететь и не застрять, как в паутине, вы должны ответить на следующие вопросы:

  1. Какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные).
  2. Что такое грамматическая основа предложения? (Это подлежащее и сказуемое).
  3. Что такое дополнение? (Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей).
  4. Что такое определение? (Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей?).
  5. Что такое обстоятельство? (Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?).

(На данном этапе урока проводится физкультминутка).

 Задание 5. Смотрите, впереди какая-то странная планетарная система. Все планеты одинаковые, и названия похожи, и подчеркнуты одним членом предложения, и к одному слову, их связывающему все вместе, относятся. Что это за планета, как вы думаете?

 (Однородные члены предложения, связанные обобщающим словом. К доске идет один учащийся, записывает предложение,  составляет его схему и дает характеристику простого предложения, осложненного однородными членами).

Ракета завелась, набрала скорость и исчезла вдали.

 (Схема:                                                     . Характеристика: по цели высказывания - это предложение повествовательное, по интонации –это предложение невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое, по количеству главных членов предложения – двусоставное, по наличию второстепенных членов – распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

 Задание 6. Звездолеты, внимание, впереди загадочно улыбающаяся планета. Мимо нее можно пролететь, если вы правильно расставите знаки препинания в следующих предложениях (Предложения записаны на плакате):

 Не трещите морозы в заповедном лесу! Ты знаешь правила пользования учебником? Вылезайте муравьи после зимней стужи! Люди берегите нашу чудесную планету! Вы помните о своих клятвенных обещаниях? Получай свою одежду товарищ по несчастью.

  1. Итак, какая же это была планета? ( Планета «Обращение»).

 Задание 7. Отлично, вот вы и добрались до планеты «Синтаксис».

  А вот и пираты, они дают свои советы, и ваша задача определить необходимо следовать этим советам или нет.

(Ребята читают наизусть стихотворения, как не надо поступать)

 1 пират:

 Получайте, дети, двойки,

 Не мечтайте вы про то,

 Чтоб учиться хорошо.

 Ведь безграмотным чтоб быть,

 Уроки проще не учить:

 С буквой Я пиши ЧА, ЩА,

 С буквой Ы пиши ЖИ, ШИ,

 И все знают, что ЧУ, ЩУ

 Пишется лишь с буквой Ю.

2 пират:

 Чтобы правильно писать,

 Книг не надо вам читать.

 Надо утром из рогатки

 Птичьи гнезда разорять.

 Чтобы правильно писать,

 Рано вам нельзя вставать:

 Ты в постели поваляйся,

 Чтобы в школу опоздать.

3 пират:

 Чтоб неправильно писать,

 Язык не нужно уважать.

 Чтобы правильно писать,

 Правила не надо знать:

 Надо сто ошибок сделать,

 Вот тогда вам будет «пять».

Задание 8. Как вы считаете, необходимо следовать этим советам? Видите, ребята, пираты давали жителям планеты вредные советы, но теперь помощь близка, и вы сможете  помочь преодолеть зло, если справитесь с заданием: вам необходимо на слух определить тип предложения по количеству грамматических основ. Если это окажется сложное предложение, вы должны определить его тип. (Задание выполняется устно).

 Гроза прошла, и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом. (ССП)

 Зима будет холодной, если белка делает большие запасы. (СПП)

 Море утихло и только изредка глухо вздыхало. (Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми).

 Целый день трудится и поет жаворонок, чтобы люди работали веселей. (СПП)

Задание 9. Чтобы вам вернуться домой, необходимо выполнить следующее задание. Составить предложение, поэтапно выполняя ряд задач:

  1. из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа (осень);
  2. из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребив его без приставки в третьем лице единственного числа настоящего времени (румянит);
  3. из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, являющееся подлежащим, употребить его как дополнение (кисти);
  4. из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже (рябин);
  5. полученное предложение Осень румянит кисти рябин сделать сложным, добавив к нему вторую часть. 1 вариант запишет сложносочиненное предложение; 2 вариант – сложноподчиненное предложение, составьте его схему.

 Подведение итогов урока и запись домашнего задания.

Самоанализ урока:

Дата проведения 12.11.2008 г.

Урок проводился в 5 «Б» классе, где всего 16 человек, из них 6 девочек и 10 мальчиков. Класс представляет собой достаточно сплоченный коллектив. Ребята любят самостоятельно работать с языковым материалом, выполнять творческие задания. Умеют прийти на помощь товарищу в трудную минуту, но при этом дают возможность ответить на поставленный вопрос. Учащиеся класса ответственны, всегда выполняют поставленные задачи.

 Урок повторения по теме «Синтаксис и пунктуация» является заключительным этапом довольно трудного для пятиклассников раздела. Для проведения такого урока необходима достаточно длительная подготовка учащихся. На тему «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» в 5 классе отводится 32 часа, таким образом, выстраивается определенная система изучения синтаксиса: от более простого (словосочетания) к более сложному (простое и сложное предложение). А данный урок позволяет подвести итог изучения темы, выстроить знания в систему, повторить основные языковые единицы.

 Несмотря на трудность изучаемой темы, класс с предложенными заданиями справился, о чем говорят положительные оценки, выставленные за урок.

 Так как это урок повторения изученного материала по теме «Синтаксис», ставятся следующие цели и задачи:

  1. повторить сведения об основных синтаксических единицах;
  2. закрепить умение отличать изученные языковые понятия «Синтаксис и пунктуация», отличать их друг от друга, давать их определения; перечислять признаки;
  3. воспитывать интерес к предмету;
  4. развивать логическое мышление, речь, память;
  5. формировать умение самостоятельно работать с языковым материалом.

 Поставленная цель была достигнута, задачи выполнены. На данном уроке каждый этап обусловлен определенным заданием. Этапы урока отражены на карте рисованного звездного неба, к которой постоянно обращается учитель.

 Первый этап – организационный момент и слово учителя. На данном этапе сообщается цель урока. Учащимся было дано творческое задание, требующее сплоченности детей, фантазии, умения распределять задания.

Второй этап – фронтальный опрос учащихся по теме «Словосочетание и его строение». И сразу же дается задание, предполагающее проверку теоретических знаний. Задание предполагает проверку умения выделять словосочетания из предложения; определять синтаксическую зависимость слов в словосочетании и предложении; устанавливать связи между главным и зависимым словами.

Третий этап – орфографическая пятиминутка. Идет овладение умением верного выбора орфограмм в корне, приставке и окончании. Учащиеся должны «видеть» структуру слова, определять значение морфем в первую очередь корня, т. к. это во многом способствует успешности в работе по предупреждению и устранению одной из самых распространенных ошибок – написание слов с безударной гласной в корне, проверяемых ударением. Всем стоящим у доски учащимся задаются вопросы ребятами своей команды по теме «Орфография», что развивает у детей умение переключаться с практического материала на теоретический; формирует коммуникабельность; дети не стесняются отвечать на вопросы в присутствии других.

 Четвертый этап – фронтальный опрос по теме «Члены предложения». Идет закрепление умения отличать синтаксические единицы, давать их определения, перечислять их признаки.

 (После этого этапа проводится физкультминутка, так как после этого этапа проводятся нелегкие задания, учащимся необходимо передохнуть).

 Пятый этап – эвристическая беседа, в ходе которой, следуя индуктивному методу, учитель подводит учащихся к выводу об однородных членах и обобщающем слове при них. Сразу же после беседы идет практическое задание по этой теме. Помимо записи предложения, предлагается учащимся начертить схему и дать характеристику предложения. Таким образом, у учащихся формируется умение правильно выстраивать свои рассуждения, следуя заранее предложенному плану; научным языком объяснять языковые явления.

 Шестой этап – учащимся предлагается вначале выполнить практическое задание, а затем сделать вывод о каком языковом явлении идет речь. Задание не представляет для детей сложности, поэтому в целях экономии времени задание выполняет один ученик на заранее подготовленном плакате красным фломастером. Он должен выделить обращения и объяснить постановку знаков препинания, остальные проверяют и корректируют ответ ученика у доски.

 Седьмой этап – выступление пиратов. Детям этого возраста еще достаточно интересно и выступать, и наблюдать за выступлением. Игра в данный момент дает психологическую разрядку. Но при этом формируется умение выступать перед другими учениками в образе отрицательного персонажа.

Восьмой этап – практическое задание. Данный этап урока является кульминационным моментом, т.к. учащиеся в течение всего времени шаг за шагом приближались к завершающей теме «Синтаксиса» «Сложное предложение». Даются задания, которые способствуют активизации всех мыслительных процессов учащихся. Типичные задания неоднократно давались учащимся на предыдущих уроках, они успешно справились с обоими заданиями. Идет отработка умений находить грамматическую основу предложения, определять количество простых предложений в составе сложного, связанных союзами и, а, но, и сложноподчиненного со словами когда, который, чтобы, потому что при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения. Успешному решению этих вопросов помогает как использование традиционных видов и форм работы по синтаксису и пунктуации (например, назвать грамматическую основу предложения), так и таких, как, например, «Составь предложение, предварительно выполнив ряд действий». Этот вид работы включает в себя задания, связанные с умением различать части речи и члены предложения, определять синтаксическую функцию различных частей речи, находить слово по его морфологическим признакам, строить предложение заданной структуры и т.д.

 Девятый этап – в качестве домашнего задания предлагается повторение  материала по теме по вопросам и заданиям в учебнике.

 На уроке предлагается необычная форма обучения – урок-игра. Эта форма привлекательна тем, что перед учениками ставится простая, понятная и интересная цель: преодолевая трудности, добраться до планеты «Синтаксис» и помочь жителям избавиться от злобных пиратов, где оружием против злодеев будут знания. Таким образом, учащиеся овладевают содержанием образования.

 На уроке использованы активные методы и формы обучения, как-то: индивидуальный опрос и фронтальный, эвристическая беседа, игровые задания, упражнения, связанные с графическим и устным объяснением написанного и т.д. Все это способствует достижению поставленной цели и выполнения задач.

Список литературы для подготовки к уроку.

  1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996 г. – 304 с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в пятом классе: Кн. для учителя / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002 г. – 206 с.
  3. Курбатова Л. Мозг, творчество, обучение, здоровье. // Лучшие педагогические страницы. -  №4, 2003 г. – 112 с.
  4. Программно-методические материалы: Русский язык. 5- 9 классы / Сост.: Л.М. Рыбченкова.- 3-е изд.- М.: Дрофа, 2000.- 192 с.
  5. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др.- 22-е изд.- М.: Просвещение, 1996.- 319 с.
  6. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый  день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников: В 2 тетрадях. Тетрадь 2. М.: ВЛАДОС, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...