«Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг»
план-конспект урока по истории (6 класс)
Технологическая карта к уроку ОДНКНР
«Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_morozova_e.s._6_klass.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОДНКНР в 6 классе
ФИО учителя | Морозова Эльмира Самвеловна | |||||
Предмет | Основы духовно – нравственной культуры народов России | |||||
Класс | 6 | |||||
Тип урока | Урок изучения нового материала | |||||
Тема | «Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг» | |||||
Цель | Освоение способов группового взаимодействия по изучению истории благотворительности и меценатства | |||||
Образовательные ресурсы | Презентация «Меценаты и благотворители» | |||||
Оборудование | Доска, экран с антибликовым покрытием, компьютер, мультимедийный проектор «Beno» | |||||
Основное содержание темы, понятия и термины | Уважение к труду, обычаям предков. Без памяти нет совести. Благотворители. Благотворитель, меценат. Исторические персоналии: С.И. Мамонтов, М.К. Тенишева, М.К. Морозова (Мамонтова), С.Т. Морозов, братья С.М. и П.М. Третьяковы, Морозов, М.А. Морозов, В.А Морозова (Хлудова), А. Шихобалов, М.Д. Челышев, супруги Курлины. | |||||
Задачи | Образовательные: - овладение базовыми знаниями по теме урока; - развитие умений и навыков работы с историческим пространством и историческим временем, историческими источниками; - формирование исследовательских и интеллектуальных умений. | Развивающие: - формирование навыков саморегуляции через групповую, парную и коллективную работу; - организация самоконтроля и взаимоконтроля; - развитие способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - развитие умений действовать по плану и планировать свою деятельность; - формирование рефлексивности оценки и самооценки. | Воспитывающие: - развитие коммуникативных и речевых компетенций обучающихся; - формирование навыков сотрудничества в поиске и сборе информации; - развитие познавательного интереса к истории других стран; - создание учебных ситуаций требующих оценивания поступков исторических персоналий | |||
Планируемые результаты | Предметные:
- способность к работе с информацией, представленной разными средствами. | Метапредметные:
- самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе; - слушать и слышать друг друга; - оценивать свои учебные достижения; - определять собственное отношение к благотворительности, формулировать свою точку зрения. - составлять последовательность действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. - выделять существенную информацию из текстов разных видов, решать тестовые задания; - описывать объект по алгоритму. | Личностные: - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; - формирование познавательного интереса; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности меценатов, благотворителей. - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству. | |||
Образовательная технология | Проблемный диалог, кейс – технология (работа в группах) | |||||
Источник информации | Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018., раздаточный материал – кейс – пакеты. | |||||
ХОД УРОКА | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, включаются в деловой ритм урока. | Регулятивные: организация учебной деятельности | |||
Мотивация | Работа с текстом стр. 136 «Память». Продуктивное чтение. 1 абзац, 1 предложение. Почему Лихачев называет память – преодоление времени, смерти? Прочитайте в 1 абзаце 6 предложение. Задайте вопрос, который продолжит текст. 2 абзац предложение 1-2. Что делать, чтобы мы не забывали прошлое? Как не стать «человеком беспамятным»? (дочитать текст до конца). | Проявляют интерес к учебному материалу. Формулируют тему урока. Предложения 2-5. Память – это традиции народа, это – добрый опыт. Память не оставляет человека равнодушным, она – живая. Ответили ли мы на вопрос? Важно знать историю своей семьи, своей Родины, сохранять традиции. Быть ответственным и уважать то, что нам оставили предки. Ответили ли мы на вопрос? | Личностные: смыслообразование | |||
Актуализация знаний | Организует повторение учебного материала, необходимого для изучения новой темы (работа с понятиями). Работа с понятием «благотворительность». Выделите корни. Что обозначают слова «благо», «творить». Что такое благотворительность? Кто такой благотворитель? Как можно творить благо? Знаете ли вы примеры благотворительности? | Участвуют в работе по повторению ранее пройденного материала. Отвечают на поставленные вопросы. Благо – добро, творить – делать, человек, делающий добро другим людям. Сверяют свои варианты ответа с текстом учебника стр. 136 – 137. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - построение осознанного речевого высказывания. Регулятивные: - осознание важности пройденного учебного материала. Коммуникативные: -развитие умений выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: - развитие познавательного интереса | |||
Целеполагание | Организует деятельность обучающихся по определению темы урока:
Что вы знаете о благотворительности? Может ли человек бедный, у которого нет денег, заниматься благотворительностью? Куда идут средства пожертвований, сделанные людьми? Можно ли назвать благотворительностью помощь бездомным животным, уход за больными в больнице, передачу одежды в приюты для бездомных? Создаёт проблемную ситуацию: Как вы объясните выражение: «Не оскудеет рука дающего»? (по материалам учебника стр. 138) | Формулируют тему и задачи урока. Пытаются найти ответы на поставленные вопросы: Проведение различных акций. Помощь пострадавшим, помощь животным. Пытаются объяснить: человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему. | Познавательные: - выделение необходимой информации; - анализ объектов. Регулятивные: - целеполагание Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог. Личностные: - смыслообразование | |||
Открытие нового знания | Направляет деятельность обучающихся по решению поставленных проблемных вопросов через работу с материалами учебника: - Современный мир сложен и противоречив. Сделано много открытий в области науки, техники, но по-прежнему самой большой тайной остается - человек, его душа, внутренний мир. Ученые пытаются понять, почему современный человек испытывает недостаток в духовных ценностях, таких как любовь, сострадание, отзывчивость, доброта. В последнее время восстанавливаются старые храмы и строятся новые церкви, монастыри. При церквях открываются воскресные школы. Храмы и монастыри часто строятся на пожертвования прихожан и меценатов. Какие храмы нашего района построены, в том числе, и на пожертвования прихожан? Организует работу творческих групп. (Группы организуются согласно цветовым жетонам, полученным в начале урока). Познакомьтесь с заданиями для каждой группы в кейс - пакетах, распределите между собой задания. Задание 1 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями братьев Третьяковых. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж. Задание 2 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями супругов Курлиных, Шихобалова, Челышева. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж. Задание 3 группе: Выяснить, можно ли считать благотворителем М.К. Тенишеву. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж. Задание 4 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителем С.И. Мамонтова. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж. Задание 5 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями Морозовых. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж. | Заполняют рабочие листы. 2-3 факта благотворительности, стр. 140. Ищут необходимую информацию в кейс – пакетах, выбирая из нескольких изображений церквей храмы Красносельского района: Храм иконы Божией Матери "Взыскание погибших" на ул. Добровольцев в Лигово, Храм святых мучеников Адриана и Наталии в Старо - Паново. Анализируют, делают выводы. 1-я группа: Да, можно. Третьяковы занимались меценатством – купили здание будущей Третьяковской галереи и передали в дар городу коллекцию картин. 2-я группа: Да, можно. Купцы занимались благотворительностью, на их деньги строились больницы и приюты. 3-я группа: Да, можно, княгиня основала художественные школы и создала на свои деньги Музей русской старины. 4-я группа: Да, можно. Поддерживал художников и артистов. Оплачивал выпуск журнала «Мир искусства». 5 – я группа: Да, можно, на деньги купца строили больницы и училища. Он поддерживал бедных учёных, оплачивал им учёбу. Представляют сообщения по информационным коллажам. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: - умение планировать и оценивать учебную деятельность. Коммуникативные: - формирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Личностные: - нравственно – этическое оценивание содержания учебного материала. | |||
Динамическая пауза | Организует отдых учащихся через смену видов деятельности: Долго с вами мы читали, меценатов обсуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнём. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам. Хорошо назад прогнулись, и друг другу улыбнулись. Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. | Обучающиеся выполняют физические упражнения, направленные на снятие утомляемости. | ||||
Первичное осмысление и закрепление знаний | Организует работу в парах: 1-й ученик – анализирует информацию в различных источниках и составляет портретную и личностную характеристику благотворителя; 2-й ученик - изучает источники и описывает роль благотворителя в культуре России. | Работают в парах по выполнению заданий. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений, анализ и обобщение знаний полученных на уроке. Регулятивные: - планирование своей деятельности для решения поставленных задач. Коммуникативные: - развитие учебного сотрудничества. Личностные: - интерес к способу решения поставленной задачи и содержанию материала. | |||
Рефлексия | Проверка усвоения материала: Интерактивная игра «Кто? Где? Когда?» Почему люди занимаются благотворительностью? Что необходимо человеку, для того чтобы заниматься благотворительностью? Обязательно ли для занятий благотворительностью иметь деньги? Назовите фамилии тех, кто принимал участие в благотворительности? Его именем названа крупнейшая картинная галерея в Москве. На его средства была создана частная русская опера. Назовите фамилию княгини, на средства которой был открыт музей русской старины. Какими качествами обладают эти люди? Можете ли вы заниматься благотворительностью? Даёт качественную и количественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Анализируют свою деятельность, дают самооценку. Оценивают учебную деятельность своих сверстников. Заполняют лист самооценки: Я знаю _____________________ Я узнал(а)___________________ Я хочу узнать________________ Я был(а) удивлен тем, что_____ Я хочу рассказать родителям__ | Регулятивные: - саморегуляция Личностные: - осознание своих возможностей и необходимости самосовершенствования. | |||
Домашнее задание (дифференцированное) | Задаёт домашнее задание в соответствии с уровнем развития, познавательных интересов и потребностей учащихся: мини – проекты «Благотворительность моей семьи», «Благотворительная акция, которую могу провести я» | Выбирают задание с учётом своих интересов. | Личностные: - стремление к приобретению новых знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Выдающиеся реформаторы в истории России XIX - н. XX в."
Элективный курс «Выдающиеся реформаторы в истории России 19 - начала 20 века» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 8 часов . Курс является предметно-ориентир...
Методическая разработка урока «Урок истории - урок любви, нравственности и долга»
"Урок истории - урок любви, нравственности и долга"...
Высказывания выдающихся личностей об истории
Высказывания выдающихся личностей об истории...
доклад социального педагога на родительском собрании "Нравственный долг родителей."
Воспитание будущих поколений всегда было непростой задачей для общества. Ведь будущее-это новые условия, иная система ценностей, это трансформация традиций и устоявшихся отношений....
Урок мужества по истории на тему:«По долгу службы, по велению сердца»
Презентация к уроку мужества на тему:«По долгу службы, по велению сердца»...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».
Занятие направлено на развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».
Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою...