«Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Технологическая карта к уроку ОДНКНР 

«Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_morozova_e.s._6_klass.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОДНКНР в 6 классе

ФИО учителя

Морозова Эльмира Самвеловна

Предмет

Основы духовно – нравственной культуры народов России

Класс

6

Тип урока

Урок изучения нового материала

Тема

«Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг»

Цель

Освоение способов группового взаимодействия по изучению истории благотворительности и меценатства

Образовательные ресурсы

Презентация «Меценаты и благотворители»

Оборудование

Доска, экран с антибликовым покрытием, компьютер, мультимедийный проектор «Beno»

Основное содержание темы, понятия и термины

Уважение к труду, обычаям предков. Без памяти нет совести. Благотворители. Благотворитель, меценат.

Исторические персоналии: С.И. Мамонтов, М.К. Тенишева, М.К. Морозова (Мамонтова), С.Т. Морозов, братья С.М. и П.М. Третьяковы, Морозов, М.А. Морозов, В.А Морозова (Хлудова), А. Шихобалов, М.Д. Челышев, супруги Курлины.

Задачи

Образовательные:

- овладение базовыми знаниями по теме урока;

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством и историческим временем, историческими источниками;

- формирование исследовательских и интеллектуальных умений.

Развивающие:

- формирование навыков саморегуляции через групповую, парную и коллективную работу;

- организация самоконтроля и взаимоконтроля;

- развитие способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- развитие умений действовать по плану и планировать свою деятельность;

- формирование рефлексивности оценки и самооценки.

Воспитывающие:

- развитие коммуникативных и речевых компетенций обучающихся;

- формирование навыков сотрудничества в поиске и сборе информации;

- развитие познавательного интереса к истории других стран;

- создание учебных ситуаций требующих оценивания поступков исторических персоналий

Планируемые результаты

Предметные:

  1. - расширение знаний о российской многонациональной культуре;
  2. - характеристика личности меценатов, оценка роли меценатства в культуре России;

- способность к работе с информацией, представленной разными средствами.

Метапредметные:

- самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе;

- слушать и слышать друг друга;

- оценивать свои учебные достижения;

- определять собственное отношение к благотворительности, формулировать свою точку зрения.

- составлять последовательность действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

- выделять существенную информацию из текстов разных видов, решать тестовые задания;

- описывать объект по алгоритму.

Личностные:

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- формирование познавательного интереса;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности меценатов, благотворителей.

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству.

Образовательная технология

Проблемный диалог, кейс – технология (работа в группах)

Источник информации

Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018., раздаточный материал – кейс – пакеты.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, включаются в деловой ритм урока.

Регулятивные:

организация учебной деятельности

Мотивация

Работа с текстом стр. 136 «Память». Продуктивное чтение.

1 абзац, 1 предложение. Почему Лихачев называет память – преодоление времени, смерти?

Прочитайте в 1 абзаце 6 предложение. Задайте вопрос, который продолжит текст.

2 абзац предложение 1-2. Что делать, чтобы мы не забывали прошлое? Как не стать «человеком беспамятным»? (дочитать текст до конца).

Проявляют интерес к учебному материалу.

Формулируют тему урока.

Предложения 2-5.

Память – это традиции народа, это – добрый опыт. Память не оставляет человека равнодушным, она – живая. Ответили ли мы на вопрос?

Важно знать историю своей семьи, своей Родины, сохранять традиции. Быть ответственным и уважать то, что нам оставили предки.

Ответили ли мы на вопрос?

Личностные:

смыслообразование

Актуализация знаний

Организует повторение учебного материала, необходимого для изучения новой темы (работа с понятиями).

Работа с понятием «благотворительность». Выделите корни. Что обозначают слова «благо», «творить». Что такое благотворительность? Кто такой благотворитель? Как можно творить благо? Знаете ли вы примеры благотворительности?

Участвуют в работе по повторению ранее пройденного материала. Отвечают на поставленные вопросы.

Благо – добро, творить – делать, человек, делающий добро другим людям.

Сверяют свои варианты ответа с текстом учебника стр. 136 – 137.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение осознанного речевого высказывания.

Регулятивные:

- осознание важности пройденного учебного материала.

Коммуникативные:

-развитие умений выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

- развитие познавательного интереса

Целеполагание

Организует деятельность обучающихся по определению темы урока:

Что вы знаете о благотворительности?

Может ли человек бедный, у которого нет денег, заниматься благотворительностью?

Куда идут средства пожертвований, сделанные людьми?

Можно ли назвать благотворительностью помощь бездомным животным, уход за больными в больнице, передачу одежды в приюты для бездомных?

Создаёт проблемную ситуацию:

Как вы объясните выражение: «Не оскудеет рука дающего»? (по материалам учебника стр. 138)

Формулируют тему и задачи урока.

Пытаются найти ответы на поставленные вопросы: Проведение различных акций. Помощь пострадавшим, помощь животным.

Пытаются объяснить: человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему.

Познавательные:

- выделение необходимой информации;

- анализ объектов.

Регулятивные:

- целеполагание

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

- смыслообразование

Открытие нового знания

Направляет деятельность обучающихся по решению поставленных проблемных вопросов через работу с материалами учебника:

- Современный мир сложен и противоречив. Сделано много открытий в области науки, техники, но по-прежнему самой большой тайной остается - человек, его душа, внутренний мир. Ученые пытаются понять, почему современный человек испытывает недостаток в духовных ценностях, таких как любовь, сострадание, отзывчивость, доброта. В последнее время восстанавливаются старые храмы и строятся новые церкви, монастыри. При церквях открываются воскресные школы. Храмы и монастыри часто строятся на пожертвования прихожан и меценатов. Какие храмы нашего района построены, в том числе, и на пожертвования прихожан?

Организует работу творческих групп. (Группы организуются согласно цветовым жетонам, полученным в начале урока). Познакомьтесь с заданиями для каждой группы в кейс - пакетах, распределите между собой задания.

Задание 1 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями братьев Третьяковых. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.

Задание 2 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями супругов Курлиных, Шихобалова, Челышева. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.

Задание 3 группе: Выяснить, можно ли считать благотворителем М.К. Тенишеву. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.

Задание 4 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителем С.И. Мамонтова. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.

Задание 5 группе: Выяснить, можно ли назвать благотворителями Морозовых. Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.

Заполняют рабочие листы.

2-3 факта благотворительности, стр. 140.

Ищут необходимую информацию в кейс – пакетах, выбирая из нескольких изображений церквей храмы Красносельского района:

Храм иконы Божией Матери "Взыскание погибших" на ул. Добровольцев в Лигово, Храм святых мучеников Адриана и Наталии в Старо - Паново.

Анализируют, делают выводы.

1-я группа: Да, можно. Третьяковы занимались меценатством – купили здание будущей Третьяковской галереи и передали в дар городу коллекцию картин.

2-я группа: Да, можно. Купцы занимались благотворительностью, на их деньги строились больницы и приюты.

3-я группа: Да, можно, княгиня основала художественные школы и создала на свои деньги Музей русской старины.

4-я группа: Да, можно. Поддерживал художников и артистов. Оплачивал выпуск журнала «Мир искусства».

5 – я группа: Да, можно, на деньги купца строили больницы и училища. Он поддерживал бедных учёных, оплачивал им учёбу.

Представляют сообщения по информационным коллажам.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

- умение планировать и оценивать учебную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Личностные:

- нравственно – этическое оценивание содержания учебного материала.

Динамическая пауза

Организует отдых учащихся через смену видов деятельности:

Долго с вами мы читали, меценатов обсуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнём.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам.

Хорошо назад прогнулись, и друг другу улыбнулись.

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Обучающиеся выполняют физические упражнения, направленные на снятие утомляемости.

Первичное осмысление и закрепление знаний

Организует работу в парах:

1-й ученик – анализирует информацию в различных источниках и составляет портретную и личностную характеристику благотворителя;

2-й ученик - изучает источники и описывает роль благотворителя в культуре России.

Работают в парах по выполнению заданий.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений, анализ и обобщение знаний полученных на уроке.

Регулятивные:

- планирование своей деятельности для решения поставленных задач.

Коммуникативные:

- развитие учебного сотрудничества.

Личностные:

- интерес к способу решения поставленной задачи и содержанию материала.

Рефлексия

Проверка усвоения материала: Интерактивная игра «Кто? Где? Когда?»

Почему люди занимаются благотворительностью?

Что необходимо человеку, для того чтобы заниматься благотворительностью?

Обязательно ли для занятий благотворительностью иметь деньги?

Назовите фамилии тех, кто принимал участие в благотворительности?

Его именем названа крупнейшая картинная галерея в Москве.

На его средства была создана частная русская опера.

Назовите фамилию княгини, на средства которой был открыт музей русской старины.

Какими качествами обладают эти люди?

Можете ли вы заниматься благотворительностью?

Даёт качественную и количественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Анализируют свою деятельность, дают самооценку.

Оценивают учебную деятельность своих сверстников.

Заполняют лист самооценки: Я знаю _____________________

Я узнал(а)___________________

Я хочу узнать________________

Я был(а) удивлен тем, что_____

Я хочу рассказать родителям__

Регулятивные:

- саморегуляция

Личностные:

- осознание своих возможностей и необходимости самосовершенствования.

Домашнее задание

(дифференцированное)

Задаёт домашнее задание в соответствии с уровнем развития, познавательных интересов и потребностей учащихся: мини – проекты «Благотворительность моей семьи», «Благотворительная акция, которую могу провести я»

Выбирают задание с учётом своих интересов.

Личностные:

- стремление к приобретению новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Выдающиеся реформаторы в истории России XIX - н. XX в."

Элективный курс «Выдающиеся реформаторы в истории России 19 - начала 20 века» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 8 часов . Курс является предметно-ориентир...

Высказывания выдающихся личностей об истории

Высказывания выдающихся личностей об истории...

доклад социального педагога на родительском собрании "Нравственный долг родителей."

Воспитание будущих поколений всегда было непростой задачей для общества. Ведь будущее-это новые условия, иная система ценностей, это трансформация традиций и устоявшихся отношений....

Урок мужества по истории на тему:«По долгу службы, по велению сердца»

Презентация  к уроку  мужества на тему:«По долгу службы, по велению сердца»...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».

Занятие направлено на развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».

Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою...