Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Цветаевой "Маленькая история большой любви"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Данная литературно-музыкальная композицияявляется итоговым уроком по творчеству М.Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter-muz_komp_po_cvet.docx | 33.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Цветаевой «Маленькая история большой любви»
Ведущий 1: Любовь! Любовь! И в судорогах, в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.
О, милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.
Имя автора этих строчек сегодня известно всем: в школе мы штудируем ее биографию, дома – заучиваем стихи… А чем она жила, чем дышала, что питало ее вдохновенное творчество? Как много мы знаем о ней – о поэте! И как мало о женщине…
Ведущий 2: «Маленькая история большой любви» – так можно назвать нашу сегодняшнюю встречу. Тема тонкая, деликатная. Давайте не будем вдаваться в подробности, не будем называть имен и фамилий, высказывать свое мнение… Пусть говорит Цветаева – своими стихами, песнями и письмами. Пусть она сама поведает нам о глубине, величии и красоте своих чувств. Ибо, будучи натурой романтичной и неординарной, она делала таковым всё, к чему прикасалась ее душа, что любило и наполняло ее сердце.
Во имя свое – любовь через жизнь,
Во имя твое – через смерть.
Чтец : «Ты проходишь на запад солнца»
Ты проходишь на запад Солнца
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад Солнца
И метель заметает след.
Мимо окон моих, бесстрастный,
Ты пройдешь в гробовой тиши.
Божий праведник мой прекрасный.
Свете тихий моей души.
Я на душу твою - не зарюсь.
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну..
И руками не потянусь..
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь..
И под медленным снегом стоя
Опущусь на колени в снег.
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег.
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши.
Свете тихий, святыя славы,
Вседержитель моей души...
Ведущий: Каждая женщина в тайниках своего воображения носит образ своей единственной роковой встречи, этот образ рождается в детстве и нежно проносится через всю жизнь.
Чтец: «Я помню ночь на склоне ноября…»
Я помню ночь на склоне ноября.
Туман и дождь. При свете фонаря
Ваш нежный лик - сомнительный и странный,
По-диккенсовски - тусклый и туманный,
Знобящий грудь, как зимние моря:
-Ваш нежный лик при свете фонаря.
И ветер дул, и лестница вилась:
От Ваших губ не отрывая глаз,
Полусмеясь, свивая пальцы в узел,
Стояла я, как маленькая Муза,
Невинная - как самый поздний час:
И ветер дул и лестница вилась.
А на меня из-под усталых вежд
Струился сонм сомнительных надежд.
- Затронув губы, взор змеился мимо:-
Так серафим, томимый и хранимый
Таинственною святостью одежд,
Прельщает Мир - из-под усталых вежд.
Сегодня снова диккенсова ночь.
И тоже дождь, и так же не помочь
Ни мне, ни Вам, - и так же хлещут трубы,
И лестница летит: И те же губы:
И тот же шаг, уже спешащий прочь -
Туда - куда-то - в диккенсову ночь.
Ведущий: Источником таких мечтаний у Марины Цветаевой были книги.
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте
Неизменившие друзья
В потертом красном переплете.
…….
О, золотые времена!
Где взор смелей и сердце чище.
О, золотые имена!
Марк Твен, Том Сойер, Принц и Нищий.
Твен, Стивенсон, Верн, Диккенс… А до того, как Марина стала читать, был театр.
Началось все это одним рождественским вечером. В музыкальной школе давали сцену из «Онегина» и, шести лет отроду, Марина влюбилась в этот роман.
Ведущая:
Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух, не в них двух, а в их любовь. В любовь.
Чтец: «Пригвождена» .
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!
И это все, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Пригвождена к позорному столбу,
Я все ж скажу, что я тебя люблю.
Что ни одна до самых недр - мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь, - малы мои слова! -
Как мало мне позорного столба!
Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы ты предстал перед глазами -
С другим в руке - окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя...
И эту честь последнюю поправ,
Прениже ног твоих, прениже трав.
Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена - березкой на лугу
Сей столб встает мне, и не рокот толп -
То голуби воркуют утром рано...
И все уже отдав, сей черный столб
Я не отдам - за красный нимб Руана!
Ты этого хотел. - Так. - Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.
В грудь оттолкнувшую - к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал - тишину.
И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
- Мое дитя становится послушным!
Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука
Монашеская - хладная до жара! -
Рука - о Элоиза! - Абеляра.
В гром кафедральный - дабы насмерть бить! -
Ты, белой молнией взлетевший бич!
Пригвождена к позорному столбу,
Я все ж скажу, что я тебя люблю.
Ведущий: Вся жизнь делится на три периода:- говорит Марина Цветаева,- предчувствие любви, действие любви и воспоминание о любви. Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать,- когда я пытаюсь жить,- говорит она,- я чувствую себя бедной маленькой швейкой, которая никогда не сможет сделать красивую вещь, которая только и делает, что портит и ранит себя и которая, отбросив все: ножницы, материю, нитки,- принимается петь. У окна, за которым бесконечно идёт дождь.
Певец 4: «Я могу тебя очень ждать».
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
Ведущая:
Моя любовь не соответствует никакому времени, никакому месту. Эта любовь никогда не будет вхождением в такую-то комнату в такой-то час. Это будет выхождением из всего, начиная с моей собственной кожи! Когда все кончится, это будет великое возвращение меня самое. Пока я Вас люблю, вы всегда найдете меня между собой и мною; никогда в Вас или во мне. В пути, как струя фонтана или как поезд. Какое время когда-либо удерживало любовь, ведь душа сама изливает ее целыми волнами, ведь ее первое слово – «всегда», ее последнее слово – «никогда».
Чтец: «Осыпались листья над вашей могилой»
Осыпались листья над Вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.
Смеетесь! — В блаженной крылатке дорожной!
Луна высока.
Мой — так несомненно и так непреложно,
Как эта рука.
Опять с узелком подойду утром рано
К больничным дверям.
Вы просто уехали в жаркие страны,
К великим морям.
Я Вас целовала! Я Вам колдовала!
Смеюсь над загробною тьмой!
Я смерти не верю! Я жду Вас с вокзала —
Домой!
Пусть листья осыпались, смыты и стерты
На траурных лентах слова.
И, если для целого мира Вы мертвы,
Я тоже мертва.
Я вижу, я чувствую, — чую Вас всюду,
— Что ленты от Ваших венков! —
Я Вас не забыла и Вас не забуду
Во веки веков!
Таких обещаний я знаю бесцельность,
Я знаю тщету.
— Письмо в бесконечность. — Письмо в беспредельность. —
Письмо в пустоту.
Ведущий: Как все обретается, когда расстаются. Как все соединяет даль. «Будь» – единственное слово любви человеческой и божеской, остальное – частности.
Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Певец :Я тебя отвоюю
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие! — у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!
Ведущий:
Если бы Вы сейчас вошли и сказали: «Я уезжаю надолго, навсегда»,- или: «Мне кажется, Я вас больше не люблю»,- я бы не почувствовала ничего нового: каждый раз, когда Вы уезжаете, каждый час, когда Вас больше нет – Вас нет навсегда, и Вы меня не любите.
Чтец: «Вчера ещё в глаза глядел»
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,—
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,—
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать», — ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое...
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!
Ведущая:
Небо светло. Налево, над молодой колокольней – заря. Это невинно и вечно… Рассвет. Я спокойна, словно умерла, и в этой абсолютной ясности неба и головы говорю тебе: Милый! В сторону всякие ласковости, любезности, нежности, уменьшительности, уничижительности,- Вы дороги мне. Но – мне просто нечем больше дышать с Вами. Знаю, что будет час Вашей жизни,- когда, презрев все мужские дружбы, женские любови, семейные святыни,- Вы придёте ко мне – за своей бессмертной душой.
Певец : «Мне нравится».
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, —
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.
Ведущий:
Красною нитью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась…
Вот такую великую женщину и поэтессу, с такой глубокой, мятежной и крылатой душёй, подарила нам осень 1892 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (Тема любви в жизни известных людей).
Литературно-музыкальная композиция помогает показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь на примере историй жизни известных истрических личностей; развивает творческие...
Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"
Проводится в форме вечера для старшеклассников....
Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"
Проводится в форме вечера для старшеклассников....
Литературно-музыкальный час «Жизнь и творчество Бориса Вахнюка» для учащихся 13 – 18 лет
Музыкальная гостиная студии "Гитара и Мы" по жизни и творчеству российских бардов....
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...
Литературно - музыкальная композиция "Свеча горела на столе..." (тема любви в творчестве А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина)
Любовь – часть жизни каждого из нас.Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь в кам...