Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Абдураманова Сусанна Эшреповна

Тема "Синонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy.otkrytyy_urok_5_klass.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Синонимы.

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: поисковая; индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование:учебник,ученические тетради,словари синонимов,толковые словари,доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III.Беседа по вопросам:

- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов ?(лексика).

- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? (омонимы).

- Слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные слова).

- Слова, имеющие одно лексическое значение? (однозначными)

- Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное значение,какое?(переносное

IV. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

- Не про что, а то, что едят.

- А-а! - сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Вини-Пух не знает слова "провизия". А вы слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) 

- Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)

Вывод:Такие слова называются синонимами. 

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

V. Изучение нового материала.

1.Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.

Все эти слова - синонимы.

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают?

Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.

- Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)

- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

 Жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)

- Какой частью речи они являются? (прил.)

Загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)

- Какое слово здесь лишнее? (печаль)

- Какой вывод мы можем сделать?

 Синонимы относятся к одной и той же части речи.

 Слово Бегемот

- А оказывается его можно назвать по-другому - гиппопотам. Это слова - синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях

- Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы?

Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

- А теперь давайте дадим определение синонимам.

2.Работа с учебником.Чтение и зучение теоретического материала учебника с.82,пар.24

VI. Физкультурная минутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

VII.Первичное закрепление

Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.

- По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.

(Пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах)

(Метель - снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)

(Буран - метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление - снежную бурю, но разными словами).

VIII.Закрепление изученного.Тренировочные упражнения

1.Работа с учебником. Упр.178(комментированное письмо)

Упр.179 (самостоятельно)

 2.Работа у доски.

От сырости ёж...тся цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Др...жит изумрудная капля

В з...лёной ладошке ольхи.

-Красивый образ?

-Перепишите четверостишье, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните.

-Назовите в этом четверостишье синонимы. (Зелёная, изумрудная.)

- Найдите лексическое значение слова изумрудная в словаре.

(Изумрудная – не просто зелёная, а похожая на драгоценный камень,

переливающаяся в лучах солнца.)

IX. Итоги урока.

- Что же вы узнали на уроке о синонимах?

Для чего же нам нужны синонимы?

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

X.Рефлексия.

  • Было интересно:
  • Особенно понравилось:
  • Оказалось неожиданным:

XI. Домашнее задание. Упр 180.пар.24; Выписать 5 слов из словаря и подобрать к ним синонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...