Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Синонимы.
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: поисковая; индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование:учебник,ученические тетради,словари синонимов,толковые словари,доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III.Беседа по вопросам:
- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов ?(лексика).
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? (омонимы).
- Слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные слова).
- Слова, имеющие одно лексическое значение? (однозначными)
- Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное значение,какое?(переносное
IV. Введение в тему.
Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.
В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:
- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
- Про что не забыть?
- Не про что, а то, что едят.
- А-а! - сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.
Вини-Пух не знает слова "провизия". А вы слышали такое слово? Что оно означает?
Как ещё можно назвать еду?
(Продовольствие, провиант, продукты, снедь)
- Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)
Вывод:Такие слова называются синонимами.
И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.
V. Изучение нового материала.
1.Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.
Все эти слова - синонимы.
- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)
- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают?
Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.
- Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)
- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)
Жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)
- Какой частью речи они являются? (прил.)
Загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)
- Какое слово здесь лишнее? (печаль)
- Какой вывод мы можем сделать?
Синонимы относятся к одной и той же части речи.
Слово Бегемот
- А оказывается его можно назвать по-другому - гиппопотам. Это слова - синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях
- Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы?
Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
- А теперь давайте дадим определение синонимам.
2.Работа с учебником.Чтение и зучение теоретического материала учебника с.82,пар.24
VI. Физкультурная минутка.
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
VII.Первичное закрепление
Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука
Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.
- По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.
(Пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах)
(Метель - снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)
(Буран - метель в степи, на открытых местах)
Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление - снежную бурю, но разными словами).
VIII.Закрепление изученного.Тренировочные упражнения
1.Работа с учебником. Упр.178(комментированное письмо)
Упр.179 (самостоятельно)
2.Работа у доски.
От сырости ёж...тся цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Др...жит изумрудная капля
В з...лёной ладошке ольхи.
-Красивый образ?
-Перепишите четверостишье, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните.
-Назовите в этом четверостишье синонимы. (Зелёная, изумрудная.)
- Найдите лексическое значение слова изумрудная в словаре.
(Изумрудная – не просто зелёная, а похожая на драгоценный камень,
переливающаяся в лучах солнца.)
IX. Итоги урока.
- Что же вы узнали на уроке о синонимах?
Для чего же нам нужны синонимы?
Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.
X.Рефлексия.
- Было интересно:
- Особенно понравилось:
- Оказалось неожиданным:
XI. Домашнее задание. Упр 180.пар.24; Выписать 5 слов из словаря и подобрать к ним синонимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему: Итоговая контрольная работа (мониторинг) в соответствии с требованиями по ФГОС для учащихся 8 класса
Работа с текстом: выполнение работы по заданиям к тексту (работа с перспективой на сдачу ОГЭ части C в 9 классе)...
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...