Тестовая технология как способ объективного оценивания
статья (5 класс) на тему

Анганова Ирина Константиновна

Способы тестирования учебных достижений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovaya_tehnologiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.К. Анганова, учитель бурятского языка

МАОУ «СОШ №35» г.Улан-Удэ    

Тестовая технология

как способ объективного оценивания учащихся

     Переход на ФГОС нового поколения поставил перед нами задачу внедрения новой системы оценивания учебных достижений учащихся. Существующая в современной школе система оценивания деятельности учащегося давно не удовлетворяет педагогическое сообщество и рождает стремление пересмотреть подходы к оцениванию. Причина кроется в том, что отметки могут носить необъективный характер.

     Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такой стандартизированной процедурой оценки учебных достижений является тестирование.

     Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Комбинации тестовых заданий различных трудностей должны обеспечить равную сложность   различных вариантов тестов. Дифференцирующие   силы  используемых тестовых заданий, в свою очередь, должны обеспечивать надёжную дифференциацию уровня подготовленности различных учащихся.

     Основным достоинством тестового способа оценки учебных достижений является  его объективность, т.е. независимость от многих возможных действий, неизбежно присутствующих при традиционном способе оценки знаний, в том числе и от взаимных отношений между учащимися и учителями. Кроме того, тесты являются не только инструментом оценки, но диагностики, позволяющим установить причину итоговой неудачи. Не менее важным достоинством тестирования является возможность объективного сравнения учебных достижений, показанных  учащимися различных учреждений и регионов в текущем году и по отношению с предыдущими годами.

    На современном этапе российского образования тестирование широко используется в практике :

    - для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний;

    - для обучения и самопроверки учащихся;

    -для оценки качества преподавания;

    - для оценки самих испытательных материалов.

    Каждый тест имеет несколько составных частей:

    - тестовую тетрадь с заданиями;

    - руководство по работе с тестом;

    - стимулирующий материал или аппаратуру (по необходимости);

    - лист ответов;

    - шаблоны для обработки данных.

    Тест обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Тесты обученности очень популярны в массовой практике. Кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов имеет несколько преимуществ. Во – первых, занят и продуктивно работает весь класс. Во – вторых, за короткий отрезок времени можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимости прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная дифференцированная  работа с учащимися по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

     Для диагностики успешности обучения в педагогической квалиметрии разработаны специальные методы: тесты учебных достижений, тесты успешности, дидактические тесты и тесты учителя. По численности тесты учебных достижений занимают первое место. Они предназначены для того, чтобы оценить успеваемость  овладения конкретными знаниями и даже разделами учебных дисциплин, и являются более объективными показателями обученности чем оценка. Тест достижений диагностирует прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Обычно тесты достижений включают несколько десятков заданий. Это позволяет более полно охватить все разделы курса. При этом используются два вида заданий:

     а) требующие от учащихся самостоятельного составления ответа (задания с конструктивным типом ответа) – открытая форма теста;

    б) задания с выборочным типом ответа – закрытые тесты. В последнем случае учащийся выбирает из числа предъявленных ответов тот, который он считает правильным.

      Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях закрытого теста достижений. Но предложенные в заданиях закрытой формы готовые ответы на выбор снижают самостоятельность и творчество обучающихся из–за того, что гораздо легче выбрать готовый ответ, чем его сформулировать. Поэтому метод выбора ответов успешно может быть использован при изучении описательного и ознакомительного материала.      

      Тесты открытого типа развивают самостоятельность мышления учащихся и их творчество, но  тоже имеют недостаток, который состоит в необъективности их оценок. Так, разные преподаватели и нередко даже один и тот же ставит разные оценки за один и тот же ответ. Кроме того, чем больше свободы в ответе у учащегося, тем больше и вариантов оценки преподавателей.                              

       Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель. При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

        - нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;

       - неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;

       - правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке;

      - вопросы не должны повторять формулировки учебника;

      - ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие;

      - вопросы не должны содержать “ловушки”.

      Помимо разработки теста и оценки его качества, процесс тестового контроля предполагает применение тестов. Тестирование – это специально разработанная процедура, позволяющая оценить уровень достижений обучающихся и выразить результат рейтингом, характеризующийся следующими параметрами: объект проверки, количество заданий, рейтинг.

При подготовке учащихся в форме тестирования выделяются следующие задачи:

       - организация тестового контроля в соответствии с инструкциями разработчиков;

       - подготовка учащихся к тестированию, работа с ними во время контроля и после него;

      - создание необходимых материально-технических условий для качественной организации тестового контроля;

      - создание благоприятных психологических условий для положительного отношения к тестированию;

      - разработка оптимальной системы подсчета баллов, методов интерпретации и представления данных.

     При использовании тестовых технологий на занятиях рекомендуется применять следующие формы:

     - лекция по теме (тематический материал + углубленный);

     - работа с тренировочными тестами;

     - домашнее задание (по той же теме);

     - проверка домашнего задания;

     - контрольный и итоговый тесты.

     Работа с тестами на занятиях проводится поэтапно. На первом зачитывается инструкция по правильной организации работы. Учащимся рекомендуется внимательно читать задания с целью однозначного их понимания, рационально распределять время на выполнение заданий разного уровня, обязательно проверять выполненный тест, чтобы избежать механических ошибок и т.д. Второй этап – выполнение теста. На третьем осуществляется проверка знаний учащихся. На четвёртом этапе проводится работа над типичными ошибками, выполняются дополнительные задания. Пятый этап – ответы учителя на вопросы учеников. Такая организация работы помогает решить одну очень важную задачу: возможность переноса акцентов с деятельности учителя на деятельность учащегося, т.е. деятельность последнего осуществляется в единстве компонентов: учебная задача – учебное действие – самоконтроль – самооценка.    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая технология как способ аутентичного оценивания учащихся.

Стать о преимуществах тестого контроля ЗУН обучающихся....

Творческие достижения учащихся и способы их оценивания.

  Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых пр...

«Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»

Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в  интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...

Объективное оценивание обучающихся на уроках английского языка

Поставить  объективную оценку  ученику за четверть очень важно. Если её занизить, можно « отбить» интерес к предмету у  уч-ся. А завышение оценки может привести к не очень оправданному,...

Статья "ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ"

Работа содержит примеры авторских заданий на развитие естественнонаучной грамотности и рекомендации по их оцениванию...

Объективность оценивания сочинения как способ формирования ситуации успеха на уроке: как пройти путь от «Что писать?» до « А можно написать больше?

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пишу о том, с чем жила многие годы. В школе совсем не умела писать сочинения. Получала оценки только благодаря маме. Когда пришла в профессию, поняла, что это для меня...

Дифференцированное обучение как способ эффективного оценивания.

Дифференциация по общим способностям происходит на основании общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятель...