Объективное оценивание обучающихся на уроках английского языка
статья по английскому языку (11 класс) на тему
Поставить объективную оценку ученику за четверть очень важно. Если её занизить, можно « отбить» интерес к предмету у уч-ся. А завышение оценки может привести к не очень оправданному, повышенному самомнению уч-ся, с дальнейшим обязательным провалом при смене учителя.
Предлагаемая методика может не только облегчить учителю задачу какую именно оценку поставить ученику за четверть ( полугодие, год ) ,но и ,что очень важно, понять самому ученику какую оценку он хочет сам и к чему ему надо стремиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Объективное оценивание обучающихся на уроках английского языка | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Поставить объективную оценку ученику за четверть очень важно. Если её занизить, можно « отбить» интерес к предмету у уч-ся. А завышение оценки может привести к не очень оправданному, повышенному самомнению уч-ся, с дальнейшим обязательным провалом при смене учителя. Предлагаемая методика может не только облегчить учителю задачу какую именно оценку поставить ученику за четверть ( полугодие, год ) ,но и ,что очень важно, понять самому ученику какую оценку он хочет сам и к чему ему надо стремиться. Это совместный труд учителя и ученика Данная методика может быть использована не только учителями иностранных языков, но и любого гуманитарного, а в отдельных пунктах и точного направлений. Методика направлена на систематизацию оценочного материала.
Цель предлагаемой схемы:
- осмысление всего пройденного четвертного
(полугодового) материала учеником
- систематизация и понимание пройденного
- наглядная помощь учителю увидеть сильные и слабые стороны понимания уч-ся пройденного материала
- выбор оценки самим уч-ся
- выставление объективной оценки учителем
Предполагается, что креативный учитель может что-то изменить в данной схеме, добавить или сократить, изменить предлагаемые пункты в зависимости от предмета, класса (гимназического, класса с углубленным изучением или простого, обычного, комплектации и т.д. и т. п.). Но суть предлагаемой схемы от этого не меняется!
Не секрет, что многие уч-ля (особенно молодые) затрудняются при выставлении оценки ученику зачетверть из-за малочисленности оценок по каким-либо объективным или субъективным причинам.
Данная схема может помочь накопляемости оценок, а вследствие этого выставлению наиболее объективной оценки.
Вот предлагаемая расшифровка схемы:
Расшифровка дана на базе 10-го класса школы-гимназии № 498 г. Санкт-Петербурга, англ. язык, 4 часа в неделю). Для других классов, предметов и языков вполне возможны и другие параметры.
- Контроль техники чтения на каждом уроке (1-2 раза в четверть на оценку). Критерии оценок: правильность чтения, произношение, темп. Итого—3-6 оценок за четверть.
Предлагаемые оценки за темп речи:
120 и больше слов в минуту – «5», 90-120 слов – «4», 60-85 слов-«3». За каждую ошибку- минус балл (слово). Учитель должен обязательно напомнить уч-ся, что очень быстрый темп не самоцель, главное правильность, плавность и четкость речи. Очень важна и интонация.
Любые «пограничные» случаи, например, ученик без ошибок прочитал за минуту 80-88 слов, трактуются в пользу ученика, в данном случае—оценка «4».
2. Аудирование, критерии оценок:
* Уметь выделить главную мысль в тексте
*Составление плана и вопросов к тексту
*Умение определить правильность или не правильность высказываний
*Умение изложить письменно прослушанный текст
*Ответить на предложенные вопросы
*Быстрота восприятия на слух и пересказ текста уч-ся
Итого—2 -6 оценок за одно проведенное аудирование ( в формате ГИА или ЕГЭ для старших классов). Например, одна оценка в тестовом виде, а вторая по выбору из предложенных вариантов.
Возможны и другие критерии, все зависит от учителя и его гибкости, не физической, разумеется.
3.Говорение (монолог, диалог), критерии оценок:
* Правильность речи
* Произношение
* Темп
* Умение анализировать текст
Можно оценить и актерское мастерство рассказчика. Итого—2-4 оценки за ответ.
4. Функциональное чтение ( просмотровое, поисковое, изучающее)—чтение незнакомого или малознакомого текста с полным его пониманием, составлением плана и вопросов к тексту, с дальнейшим его обсуждением и, частичным или полным пересказом. Данный пункт настолько объемен, что формат этой статьи не позволяет привести его полностью. Можно сказать, что работа оценивается в баллах, каждый правильный ответ—1 балл. Чем больше баллов – тем выше оценка. Работа может вестись по группам, по командам или индивидуально. Все зависит от уровня подготовки класса и учителя. Функциональное чтение—коллективно—индивидуальная совместная работа учителя и учеников.
Итого: оценок от 2-х и больше. (Более подробно см. « Функциональное чтение»).
5. Грамматика, предлагаемая цепочка оценивания:
а) подача темы
б) закрепление
в) тест
г) письменные упражнения ( прямой и обратный перевод и т.д. и т.п. )
д) устный, индивидуальный опрос
Итого—минимум 2 оценки.
6. Страноведение. Данный пункт весьма специфичен, и, здесь многое зависит от учителя и его учеников уровня их подготовки и знаний об изучаемой стране. Можно оценивать:
* особенности лексики изучаемой страны
* основные знаменательные даты
* нравы и обычаи
* знаменитые люди
* географические и климатические условия
* столица и крупные города
* промышленность и сельское хоз-во
* правительство и способы управления
* экономика
* система образования
В данном пункте можно и нужно использовать почти всю схему оценивания уч-ся. Итого: минимум 5 оценок!
Возможны и другие варианты
.
7. Письменные работы:
* диктант
* сочинение
* репортаж
* интервью
* эссе
* изложение и т.д.
За каждую работу минимум 2 оценки, например за грамматику, объем, правильную передачу содержания текста, оригинальность мышления, да мало ли еще за что! Итого (автор даже затрудняется подсчитать, сколько оценок можно поставить за данный пункт, все зависит от того, что именно будет проводить учитель в каждом конкретном случае и классе), минимум от 4-х оценок и больше за четверть.
8. Словарная работа:
* отдельные слова
* словосочетания, фразеологизмы
* способы употребления, с предлогами, « гнездовой метод»
* умение составлять предложения, монологи и диалоги с изучаемыми словами.
. Словарную работу предлагается проводить практически на каждом уроке (2-4минуты) и ставить не оценки, а плюсы или минусы, а по завершении темы их суммировать и превращать в цифры.
Итого: от 2-х -4-х оценок по усмотрению учителя.
9.Поэзия : 1-3 оценки (произношение, темп, выразительность).
10. Отношение уч-ся к уроку. Очень важный пункт! В него можно включить и факт творческого выполнения д/з, например, ученик использовал дополнительную литературу, активность на уроках, поведение, интересные рефераты, сообщения, презентации,успешное участие в Олимпиадах по предмету и т.д. Сложный пункт. Можно легко « съехать» в субъективизм. Будьте осторожны!
Оценки-- только по усмотрению учителя. Итого: 1-2 оценки. Но лучше всего действуют условные баллы, плюсы или минусы. А в конце четверти подсчитав их количество, можно поставить и определенную оценку.
Итак, давайте подсчитаем, сколько оценок может получить Ваш ученик по минимуму (допустим, что Вы использовали каждый пункт только один раз ).
Итого по пунктам: п. 1—2 оценки, п.2—2, п.3—2, п.4—2, п.5—2, п.6.—5, п.7—4, п.8—2, п.9—1, п.10—1 оценка. Всего—19 оценок. Исключив п.п.6 и 10—13 оценок!
Дальше - как обычно подсчитываем среднеарифметическую оценку (если что-то не сдано—2 балла) и вот Вам наиболее объективная оценка за четверть. Все видно как на ладони, и накопляемость оценок хорошая и можно дать шанс ученику улучшить свою оценку в следующей четверти, если он сдаст долги за пройденный материал.
Конечно, учителю придется потрудиться, ведь надо все просчитать и отредактировать заранее, это нелегко, но вполне возможно.
Отзывы уч-ся школы-гимназии № 498 работающих по этой схеме.
- Сначала было трудно и непривычно, но когда мы поняли суть схемы и что от нас хочет учитель, дело пошло.
- До ознакомления с этой схемой у меня грамматикой в голове был полный сумбур, но при помощи этой методики все выстроилось в логическую цепочку
- Я научился не стесняться говорить по-английски, особенно мне нравиться функциональное чтение
- Научилась задавать вопросы на английском языке, не боюсь сделать ошибки
- Мы можем теперь общаться, не всегда, правда, бегло с иностранцами
- Стал понимать чужую речь на слух
- Я бы исключил поэзию, особенно песни из курса, мне кажется это дело личное, может у кого-то голоса нет и слуха и он стесняется
- Стараемся говорить на английском не только на уроках
- Не опасаюсь больше контрольных работ и тестов
- Мы поняли, что учить английский язык просто необходимо, ведь он имеет огромное значение
Итог ( обобщение)
Предлагаемая схема будет эффективна лишь только в случае ее систематического употребления, она должна быть и у самого ученика. Учитель и ученик должны постоянно сверять и обсуждать выставленные оценки, ученик может и должен знать свои собственные достижения, а учитель направлять деятельность уч-ся по улучшению его знаний и умений, показывать ученику его слабые и сильные качества. Это СОВМЕСТНАЯ работа учителя и ученика.
Наглядно видя перед собой свои достижения и проблемы, ученик может сам выбрать себе оценку.
Учитель же обязан, видя, что ученик достигнув определенного уровня упокоился и остановился в своем развитии, « подстегнуть» ученика, и используя все свои знания и умения, убедить ученика продолжить дальнейшее свое развитие. Это трудная часть работы учителя, он должен постоянно вести индивидуальную работу с уч-ся. Учителя, работающие в обычных, не специализированных школах, могут возразить, как же работать индивидуально при большой учебной нагрузке, группах по 15-20 человек? Основываясь на личном опыте, могу ответить, выход есть. Нужно создавать инициативные группы из наиболее заинтересованных уч-ся, пусть сначала по 2-3 человека в классе, и, видя их успехи, остальные уч-ся ( не все, конечно ), пусть немного, но будут стараться подтянуться к этой сильной группе. Главное создать атмосферу созидания, а не отчуждения в работе с этими группами в отношении с другими учениками.
В заключении надо отметить что, используя предложенную методику обучения ученики смогут не только правильно оценивать свои знания, но и должны знать и уметь правильно использовать лексические идиомы, грамотно и красиво читать, избегать грамматических ошибок в речи, воспринимать тексты на иностранном языке на слух, знать историю изучаемых стран, уметь написать заметку, репортаж, рассказ на изучаемом языке, уметь написать деловое письмо, общаться с англоговорящими людьми из других стран.
P.S. Предложенная работа не является истинной в последней инстанции. Думающий учитель всегда может добавить что- то из своего опыта, или не согласиться с отдельными пунктами.
Есть один, достаточно спорный и трудный момент. Допустим, ученик хорошо учился, но вдруг, по каким-то причинам пропустил уроки и не сдал несколько важных тем, а в конце четверти он сам или, что хуже всего, его родители, просит, чтобы ему поставили оценку за четверть или полугодие по текущим оценкам. По мнению автора, ученику следует пояснить, что наполовину выученный алфавит, образно говоря, не может являтся полноценно усвоенным знанием, и ему необходимо доказать, что он ( ученик) владеет и может использовать на практике пропущенный материал. Но есть выход из создавшейся ситуации – дистанционное обучение ( тема для отдельного раговора). Все – на усмотрение учителя.
Удачи Вам!
P.S.S. Предлагается ознакомится с примерными графическими схемами оценивания
Таблица оценивания учащихся – вариант № 1
Кл и Ф.И.О ученика | Чтение | Аудирование | Говорение монолог диалог | Функциональное чтение | Грамматика | Страноведение | Письмо Диктант изложение | Словарь (умение работать) | Поэзия | Отношение к уроку | Примечание | Оценка за четверть |
Таблица № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценивания учащихся на уроках английского языка
Критерии оценивания учащихся на уроках английского языка...
Проект "Оценивание говорения на уроках английского языка"
Непосредственно для нас основную сложность вызывает оценивание говорения, так как очень сложно понять, за что именно выставлять отметку: за количество сказанных предложений или за правильность сказанн...
Статья по методике английского языка "Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках английского языка"
Описание игрового метода,классификация игр,примеры игр для использования на уроках английского языка....
Развитие образного мышления обучающихся на уроках английского языка. Из опыта обучения написанию стихов на английском языке.
презентация к выступлению на конференции...
статья«Организация интеллектуально-преобразующей деятельности на этапе внедрения ФГОС»«Развитие образного мышления обучающихся на уроках английского языка. (Из опыта обучения написанию стихов на английском языке)»
статья о развитии образного мышления...
Современные технологии оценивания учебных достижений обучающихся на уроках английского языка
Актуальность разработки методических рекомендаций оценки учебных результатов учащихся в период их отсутствия в школе заключается в том, что во многих регионах России, к их числу относится и ХМАО-Югра,...
Примеры современных инструментов оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках английского языка
В разработке представлены варианты специализированных онлайн платформ для осуществления контрольного тестирования на уроках. Использование функциональных возможностей онлайн ресурсов существенно разно...