Рабочая программа по марийскому (государственному) языку 5 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Зыкова Елена Семёновна


Рабочая программа по марийскому(государственному) языку 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

На заседании

научно-методического

совета школы

зам.директора по УВР

Тулаева Л.Н.___________

Протокол №_____

От «__»___________2013г.

УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО

иностранных языков________

Рук. МО

Васильева Р.Е.______________

Протокол №____

От «__» ____________2013г.

_______________________________

 

Рабочая программа

Марийский (государственный) язык

5 класс

                                                       Разработана на основе примерной

                                                                             программы по марийскому (государственному)

                                                                                языку. I- XI класс (авторы: В.В. Константинова,

                                                                          Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П.Игнаева )

                                               Зыковой Еленой Семеновной,

                                                                                                                                учителем марийского языка  

                                                        МБОУ «СОШ №3 г.Йошкар-Олы»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В.Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева). 1-11 класс. Йошкар- Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.; методических рекомендаций по проектированию основных образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей (Йошкар-Ола,  2011).

В республике Марий Эл устойчивое и гармоничное развитие марийско-русского, русско–марийского двуязычия обеспечивается через создание условий и реальных возможностей для изучения функционирующих в республике языков. В системе общего образования Республики Марий Эл одним из форм реализации данного положения является введение в образовательный процесс классов с русским языком обучения учебного предмета « марийский (государственный) язык».

Учителя марийского (государственного) языка и литературы, истории и культуры народов Республики Марий Эл  должны в своей деятельности вводить в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение народным традициям, обычаям), особенности развития подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин.

В системе предметов общеобразовательной школы Республики Марий Эл предмет «Марийский (государственный) язык» реализует познавательную и социокультурную  цели:

Познавательная цель предлагает ознакомление обучающихся с марийским языком как государственным языком Республики Марий Эл и одним из языков финно- угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического восприятия и логического мышления обучающихся;

социокультурная цель предлагает овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

- обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке; развитие мышления, воображения, памяти и внимания на основе совершенствования речевых навыков;

- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;

- овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- повествования;

- воспитание у обучающихся уважения к языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный план для образовательного учреждения  отводит 70  часов для обязательного изучения марийского (государственного) языка в 5 классе  по 2 часа в неделю. При этом программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 5 % для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических  технологий.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс «Марийский (государственный) язык» представлен в 5 классе обучением следующим видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму. Но в общем объеме часов, выделенных на изучение предмета, приоритет отдается развитию навыков аудирования и говорения. Навыки чтения и письма формируются параллельно с развитием навыков говорения. На такое структурирование учебного материала указывает коммуникативная технология обучения языку.

Основное назначение марийского (государственного) языка в 5 классе состоит в формировании элементарных представлений о системе марийского языка, в формировании речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения.

Являясь существенным элементом культуры марийского народа, курс обучения в 5 классе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста)  владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории.

Личностные, метапредметные , предметные результаты

Основными целями освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются:

- развитие личности ребенка,  его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;

- освоение знаний  о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;

- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;

- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;

- формирование сознательного отношения к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание  любви  и интереса к марийскому языку;

- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Личностные УУД

- понимает значимость марийского языка;

- сознательно относится  к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.

Регулятивные УУД

- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;

- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;

- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);

- оценивает выполненную работу;

- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.

Познавательные УУД

- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;

- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;

- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;

- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;

- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;

- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).

Коммуникативные УУД

- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;

- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения  (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);

- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;

- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;

- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);

- высказывает свою точку зрения;

- толерантно относится к культуре других народов.

К концу 5 класса обучающиеся должны знать и уметь:

-понимать речь учителя, отвечать на вопросы;

- пересказать текст, звучащий  в течение 2 минут, определить тему и идею;

-при общении знать 600 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 6-7 реплик, монолог из 8-10 предложений;

- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;

-умение написать текст по рисунку;

-читать про себя и вслух выразительно;

-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;

-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной  речи;

-правильно писать слова;

-по рисунку составлять 5-6 предложений;

-уметь написать поздравительную открытку;

-уметь писать текст по плану.

Обучающиеся 5 класса должны к концу учебного года знать конкретно материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: суффиксы имен существительных, образование сравнительной степени прилагательных; по синтаксису: простые и сложные предложения

Содержание

5 класс

( 70 часов)

1. Палыме лийына (Знакомство)

2. Шочмо йылме ава гай (Родной язык- марийский язык).

3. Спорт дене келшена- таза лийына (Спорт в нашей жизни).

4. Теле (Зима)

5. Мотор шошо (Весна).

6. Марий Элем- шочмо верем (Моя Родина- Марий Эл).

7. Яра жап (Свободное время).

8. Койыш- шоктыш (Черты характера).

9. Юл энер воктене (Река Волга).

10. Тоштерыште (В музее).

11. Чодырашке поход дене (В поход).

п/п

Дата

Тема урока

Кол – во часов

Виды занятия

Деление на виды деятельности

Формы

контроля

Примечания

План

Факт

фонетика

лексика

грамматика

Палыме лийына. Знакомство (8 часов)

1-2

Знакомство: приветствие, имя.

2

комб.

работать над интонацией вопросительных и утвердительных предложений;

работать над произношением звуков  ö, ÿ,  ҥ   

работать над лексикой по теме урока

Салам лийже! Мыйын лÿмем…

устный опрос по теме урока

- различать на слух звуки ö, ÿ,  ҥ   и интонацию вопросительных и утвердительных предложений;

– составить диалог по ситуации «Знакомство»

3

Знакомство.

1

комб.

работать над произношением звуков  ö, ÿ,  ҥ   

пользоваться речевыми образцами для построения собственного высказывания

пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

устный опрос по теме «Знакомство»

– различать на слух звуки;

 – составить диалог по теме «Знакомство»; представиться, познакомиться, поздороваться, ответить на приветствие.

4-5

Знакомство: приветствие, имя, возраст, приветствие

2

комб.

работать над произношением звуков  ö, ÿ,  ҥ   

работать над лексикой по теме «Счёт»

пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

устный опрос лексических единиц по теме: «Знакомство»

– различать на слух звуки

 - рассказать и расспросить одноклассника о себе

6-8

Знакомство со сверстниками и взрослыми

3

комб.

работать над произношением звуков  ö, ÿ,  ҥ   

работать над лексикой по теме «Счёт» (1 – 20, )

работать над грамматическим

явлением «порядок слов в утвердительном предложении»

драматизация диалогов по ситуации «Знакомство

– различать на слух звуки, слова, интонацию и эмоциональную окраску коммуникативных предложений по теме урока

Шочмо йылме ава гай

Родной язык- марийский язык (8 часов)

9-11

Марийский язык- родной язык марийского народа

3

Комб.

работать над интонацией фраз побудительного характера

работать над повторением лексики по теме «Счёт»

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания. Работа с множественными  числами имен существительных

составление диалога по ситуации урока

– работать с информацией: понимать сообщение с опорой на иллюстрацию.

– рассказать о себе, используя модели.

составить диалог по ситуации урока.

12-14

Я изучаю марийский язык

3

комб

работать над интонационной моделью побудительного предложения с глаголом могу.

пользоваться речевыми образцами для построения собственного высказывания

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

составление диалога по ситуации урока;

диктант по изученным словам

– понять содержание текста и найти в нём необходимую информацию

 – расспросить одноклассника по ситуации «Я изучаю марийский язык».                          

15-16

Наш класс. Я и мои друзья.

2

Комб.

работать над произношением звуков  ö, ÿ,  ҥ   

пользоваться речевыми образцами для построения собственного высказывания

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

– понять содержание небольшого диалога с опорой на иллюстрацию

 – пользоваться грамматическими  и речевыми образцами для построения собственного высказывания по теме урока

        Спорт дене келшена- таза лийына

Спорт в нашей жизни (6 часов)

17

На уроке физкультуры

1

комб

работать над произношением звуков  ö, ÿ,  ҥ ;  

работать над интонацией коммуникативных предложений, правилами чтения.

овладеть новой лексикой по теме урока

выполнить  на повторение грамматические задания в тестовых форматах

орфографический диктант

 – понять содержание небольшого текста по теме урока

18-19

Режим дня

2

Комб.

работать над звуками и буквами

овладеть новой лексикой по теме урока

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Выполнить проект «Кече режим»

 – понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения; короткий рассказ с опорой на иллюстрацию;

20

Мой друг- футболист

1

Комб.

Работать над произношением новой лексики

работать над семантикой новых лексических единиц по теме урока

проверить составление рассказа по теме урока

рассказать о своем друге по грамматическим схемам и  речевым образцам

21-22

Игры марийского народа

2

Комб.

работать над интонацией побудительных предложений,

общих и специальных вопросов

работать над орфографией новых лексических единиц

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

устный опрос по теме урока

 – рассказать об играх марийского наров по грамматическим схемам и  речевым образцам.                          

Теле жап. Зима  (8 уроков)

23-25

Зимняя природа

3

Комб.

Работать над произношением новой лексики

работать над лексическими единицами урока

работать  над моделью побудительного предложения

диалог по ситуации урока

– понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения; короткий рассказ с опорой на иллюстрацию;

26

Птицы

1

Комб.

Работать над произношением новой лексики

работать над лексическими единицами урока

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

устный опрос по теме урока

– понять короткий текст с опорой на иллюстрацию

 – высказать своё оценочное мнение по содержанию текста

27-29

С Новым годом

3

Комб.

Работать над произношением новой лексики

работать над лексическими единицами урока

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Подписать открытку «У ий дене»

– понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения; короткий рассказ с опорой на иллюстрацию;

30-31

Праздничная еда

2

Комб.

Работать над произношением новой лексики

работать над лексическими единицами урока

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Диалог по ситуации;

Написать меню национальной кухни марийского народа

– понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения; короткий рассказ с опорой на иллюстрацию;

Мотор шошо. Весна ( 5 часов)

32-33

Весна.

2

Комб.

Работать над произношением новой лексики

работать над лексическими единицами урока

работать  над моделью побудительного предложения

диалог по ситуации урока

– понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения; короткий рассказ с опорой на иллюстрацию;

34-35

Наши мамы, бабушки

2

Комб.

Работать над произношением новой лексики

Работать над лексическими единицами урока

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Выполнение проекта «Мыйын аваем»

– понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения; короткий рассказ с опорой на иллюстрацию;

36

8 марта- Женский день

1

Комб.

Работать с марийско- русским словарем

выполнить  на повторение упражнения в разных тестовых форматах

Подписать открытку  «Ўдырамаш кече дене»

Понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения;

Марий Элем- шочмо верем. Моя Родина- Марий Эл  ( 4 часа)

37-38

Моя Родина – Марий Эл

2

Комб.

работать над ударением в сложных словах

работать над произношением новых слов

составление рассказа о республике

– составить диалог по теме урока

39

Йошкар- Ола

1

комб

работать над произношением новой лексики

работать над схемой построения утвердительных и вопросительных предложений

чтение вслух небольшого текста по теме урока

А – понять рассказ по теме урока

40

Проектная работа по теме: «Йошкар-Ола»

1

обобщ.

Работать с информацией, сотрудничать со сверстниками, работать в паре \ группе, а также работать самостоятельно

Яра жап. Свободное время  ( 6 часов)

41-42

Определение времени.

2

Комб.

работать над лексикой по теме «Счёт»

работать над произношением новых слов

чтение вслух небольшого текста по теме урока

понять на слух основное содержание облегчённого текста-с опорой на зрительную наглядность

43-44

После школы

2

комб

работать над произношением новой лексики

словарный диктант

 – понять рассказ по теме урока

45-46

Хобби. Спортивные увлечения

2

обобщающий

работать над ритмико-интонационными особенностями коммуникативных предложений

орфографический диктант

 – составить диалог по теме урока

Койыш- шоктыш. Черты характера ( 6 часов)

47-50

Черты- характера человека

4

комб

работать над произношением новой лексики

Работать с марийско- русским словарем

выполнить  на повторение упражнения в разных тестовых форматах

Диалог по ситуации урока

Понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения;

51-53

Проектная работа по теме: «Моя семья»

3

обобщ.

Работать с информацией, сотрудничать со сверстниками, работать в паре \ группе, а также работать самостоятельно

Юл эҥер воктене. Река Волга  (6 уроков)

54-55

Козьмодемьянск

2

Комб.

Работать над произношением новой лексики

работать над лексическими единицами урока

работать  над моделью побудительного предложения

диалог по ситуации урока

– понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического  общения; короткий рассказ с опорой на иллюстрацию;

56-58

Известные люди Горномарийского района

3

Комб.

Работать над произношением новой лексики

работать над лексическими единицами урока

Пользоваться грамматическими схемами для построения собственного высказывания

устный опрос по теме урока

– понять короткий текст с опорой на иллюстрацию

 – высказать своё оценочное мнение по содержанию текста

59

Этнографический музей

1

Обобщ.

Работать с информацией, сотрудничать со сверстниками, работать в паре \ группе, а также работать самостоятельно

В музее ( 6 часа)

60-62

Музеи г.Йошкар-Олы

2

Комб.

работать над ударением в сложных словах

работать над произношением новых слов

составление рассказа по теме

– составить диалог по теме урока

63

Т.Е.Евсеев

1

комб

работать над произношением новой лексики

работать над схемой построения утвердительных и вопросительных предложений

чтение вслух небольшого текста по теме урока

– понять рассказ по теме урока

63-64

Предметы быта, одежда марийского народа

2

комб.

работать над ударением в сложных словах

работать над произношением новых слов

чтение вслух небольшого текста по теме урока

- составить текст по теме урока

65

Проектная работа по теме «В музее»

1

обобщ

Работать с информацией, сотрудничать со сверстниками, работать в паре \ группе, а также работать самостоятельно

Чобырашке поход дене. В поход (4 часа)

66

Готовимся к походу

1

Комб.

Работать над произношением новых лексических единиц

Работать над семантикой новых лексических единиц

Выразительное чтение письма персонажа

– прослушать небольшой текст  и  понять его содержание -   прочитать текст и ответить на вопросы учителя

67-69

В лесу

3

Комб.

Фонетически отработать  новые слова

Работать над лексикой по теме урока

Работать с грамматическими схемами для построения собственного высказывания

Чтение текста

– прослушать диалог и понять общий смысл прослушанного текста

 – разыграть диалог по ситуации

– прочитать текст  с извлечением полной   информации

70

Итоговое тестирование

1

обобщ

Требования к уровню  подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Общим результатом освоения основной образовательной программы НОО является осознание предмета «Марийский язык» как возможности личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития.

Личностные результаты:

В процессе воспитания выпускник достигнет определённых личностных результатов в освоении учебного предмета «Марийский (государственный) язык»:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание уважения к культуре марийского народа.

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Метапредметные результаты:

1. Положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению марийского языка:

2. Языковые и речемыслительные способности, психические функции и процессы:

  • способности к решению речемыслительных задач
  • психические процессы и функции

      У выпускника будет возможность развить:

  • языковые способности

– выявление главного (основной идеи, главного предложения в абзаце, в тексте);

– логическое изложение (содержания прочитанного письменно зафиксированного высказывания, короткого текста);

  • способности к решению речемыслительных задач

– формулирование выводов (из прочитанного, услышанного);

– иллюстрирование (приведение примеров);

– антиципация (структурная и содержательная);

– выстраивание логической/хронологической последовательности (порядка, очерёдности);

– оценка/самооценка (высказываний, действий и т. д.);

  • психические процессы и функции

– такие качества ума, как любознательность, логичность, доказательность, критичность, самостоятельность;

– память (расширение объёма оперативной слуховой и зрительной памяти);

– творческое воображение.

3. Специальные учебные умения и универсальные учебные действия:

  • специальные учебные умения

– работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями английского языка;

– работать со справочным материалом: англо-русским и русско-английским словарями, грамматическим и лингвострановедческим справочниками;

–пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми образцами, ключевыми словами, планами и др. для построения собственных высказываний;

– пользоваться электронным приложением;

– оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

– рационально организовывать свою работу в классе и дома (выполнять различные типы упражнений и т. п.);

– пользоваться электронным приложением;

  • универсальные учебные действия

– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): извлекать нужную информацию, читать с полным пониманием содержания, понимать последовательность описываемых событий, делать выписки из текста, пользоваться языковой догадкой, сокращать, расширять устную и письменную информацию, заполнять таблицы;

– сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, а также работать самостоятельно;

– выполнять задания в различных тестовых форматах.

Выпускник получит возможность научиться:

– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): прогнозировать содержание текста по заголовкам, рисункам к тексту, определять главное предложение в абзаце, отличать главную информацию от второстепенной;

– вести диалог, учитывая позицию собеседника;

– планировать и осуществлять проектную деятельность;

– работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий);

– контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

– осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами;

– осуществлять логические действия: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные результаты

В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом выпускник научится:

– узнавать достопримечательности республики, города;

– понимать особенности национальных и семейных праздников и традиций марийского народа;

Выпускник получит возможность:

– представить реалии своей республики  средствами марийского языка;

– познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения.

В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

В говорении выпускник научится:

  • вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями;
  • кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
  • рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и

т. п. (в пределах тематики начальной школы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
  • кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;
  • выражать отношение к прочитанному/услышанному.

В аудировании выпускник научится:

  • понимать на слух:

– речь учителя во время ведения урока;

– связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова;

– выказывания одноклассников;

– небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;

– содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);

  • понимать основную информацию услышанного;
  • извлекать конкретную информацию из услышанного;
  • понимать детали текста;
  • вербально или невербально реагировать на услышанное;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 1 минуты;
  • использовать контекстуальную или языковую догадку;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

В чтении выпускник овладеет техникой чтения, то есть научиться читать:

  • с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
  • написанное цифрами время, количественные и порядковые числительные и даты;
  • с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространённые предложения;
  • основные коммуникативные типы предложений (повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное);
  • с определённой скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.

Выпускник овладеет умением читать, то есть научиться:

  • читать небольшие тексты различных типов, применяя разные стратегии, обеспечивающие понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;
  • читать и понимать содержание текста на уровне значения, то есть сумеет на основе понимания связи между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;

Выпускник получит возможность научиться:

  • читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
  • читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространённые предложения с однородными членами;
  • понимать внутреннюю организацию текста и определять:

– главную идею текста и предложения, подчинённые главному предложению;

В письме выпускник научится:

– правильно списывать;

– выполнять лексико-грамматические упражнения;

– делать записи (выписки из текста);

– делать подписи к рисункам;

– отвечать письменно на вопросы;

– писать открытки-поздравления с праздником и днём рождения (объём 15–20 слов);

– писать личные письма в рамках изучаемой тематики (объём 30–40 слов) с опорой на образец.

Выпускник получит возможность научиться:

– писать записки друзьям;

– заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе;

– в личных письмах запрашивать интересующую информацию;

– писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 50–60 слов);

– правильно оформлять конверт (с опорой на образец).

Учебно-методическое обеспечение:

  1. О.Н. Васенина, Л.Н. Рябинина, Г.А. Малинина Марий йылме. 5 класс.- Йошкар-Ола, 2012
  2. В.В.Константинова. Кутыраш туныктымо текст да паша. 5 класс.- Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марий образований институт»,  2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по башкирскому государственному языку для 5 класса

Уҡытыу  рус телендә  алып  барылған  мәктәптәрҙең  5-се класы өсөн башҡорт (дәүләт)  теленән  эш программаһы.Эш прогаммаһы 68 сәғәткә бүленгән (аҙнаға 2 сәғәт).Төҙөү...

рабочая программа по башкирскому государственному языку для 6 класса

Уҡытыу  рус телендә  алып  барылған  мәктәптәрҙең   6-сы  класы  өсөн башҡорт (дәүләт)  теленән  эш программаһы.Эш программаһы 68 сәғәткә бүленг...

рабочая программа по башкирскому государственному языку для 7 класса

Уҡытыу  рус телендә  алып  барылған  мәктәптәрҙең   7-се  класы  өсөн башҡорт (дәүләт)  теленән  эш программаһы.Эш программаһы 68 сәғәткә бүленгән (аҙ...

рабочая программа по башкирскому государственному языку для 8 класса

        Уҡытыу  рус телендә  алып  барылған  мәктәптәрҙең  8-се класы өсөн башҡорт (дәүләт)  теленән  эш программаһы.Эш прогаммаһы 68 сәғә...

Рабочая программа по марийскому (государственному) языку 5 класс

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы «Программа по марийскому (государственному) я...

Программа по марийскому (государственному) языку для 8 класса (68 часов)

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В. Констан...

Адаптированная программа по марийскому (государственному) языку и ИКН в 8 классе

Адаптированная программа по марийскому (государственному) языку и ИКН для учащихся с ОВЗ в 8 классе...