рабочая программа по башкирскому языку 6 класс
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Байгазинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
МО учителей гуманитарного Зам. директора по УВР Директор школы
цикла ______________/ Л.В.Аминева/ ____________/М.В.Гарафутдинов/
Рабочая программа
по башкирскому языку
6 класс
Учитель Юмасултанова Минсара Аваловна
д. Байгазина
Аргаяшского муниципального района
2014 год
ПАСПОРТ
рабочей программы учебного предмета
Тип программы: программа основного общего образования.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию
их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор
образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагога программа определяет приоритет в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации школы программа является основанием для
определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 6 класса МОУ Байгазинская СОШ
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, итоговая контрольная работа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативно – правовых документов, на основе которых была разработана рабочая программа.
• федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
• примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по башкирскому языку для 5-11 классов под редакцией В.Ш.Псянчина.
• приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря
2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный № 26755);
• Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Байгазинской средней общеобразовательной школы Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
Главная цель обучения башкирскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как средством общения.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 года в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
-овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами башкирского литературного языка;
-формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
-освоение компетенций- коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
При выборе учебно-методического комплекта учитывались следующие факторы:
- завершенность учебной линии;
- обеспеченность учебниками,
-соотнесенность с содержанием итоговой аттестации;
Национально- региональный компонент содержания языкового образования.
Федеральный государственный стандарт «разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации». Которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования
(далее НРК).
Содержание национально-регионального компонента представлена в календарно-тематическом плане. По плану предусмотрено проводить уроки башкирского языка в классах 2 часа в неделю. На выполнение НРК в 6 классе отводится 7 часов учебного времени.
Национально-региональный компонент.6 класс.
№ УРОКА | Тема урока | №НРК в КТП | Содержание |
12 | Позия Катибы Кинйябулатовой. | 1 | Жизненный путь и творчество поэта. Стихи. Сборник стихов. |
18 | Баиты. | 2 | Башкирские народные песни. Баиты в исполнении местных бабушек деревни Байгазино. |
25 | Реки Челябинской области. | 3 | Е.В.Григорьева «Природа Челябинской области. Река Миасс. г. Челябинск 2001.г. |
33 | Судьба Аргаяшских башкир | 4 | История песни «Кулуй кантон». Башкирские народные песни и причитания. |
43 | Внеклассное чтение «Народные песни и причитания». | 5 | Башкирские народные песни и причитания. |
50 | Поэзия Дины Талхиной. | 6 | Жизненный путь и творчество поэта. Сборник стихов |
53 | Башкирские национальные блюда | 7 | И.Д.Буракаев «Уроки жизни» 2009.г. Башкирские национальные блюда |
Календарно- тематическое планирование 6 класс.
№ | Дата | Название темы | кол-во часов | Форма контроля | НРК | Примечание |
1 | 02.09 | День Знаний. Звуки в башкирском языке. | 1 | Практические упражнения. | ||
2 | 04.09 | Повторение пройденного материала. | 1 | Устный опрос. | ||
3 | 09.09 | Р.Нигмати «Башланды». Алфавит. | 1 | Беседа по вопросам. Практические задания. | ||
4 | 11.09 | Предложение. Что такое мир? | 1 | Работа с текстом учебника | ||
5 | 16.09 | Язык-средство общения. Состав слова. | 1 | Работа с текстом учебника. | ||
6 | 18.09 | Текст. Изменение им. сущ. по падежам. | 1 | Тренировочные упражнения. | ||
7 | 23.09 | Осень в Башкортостане. Чередование согл. зв. в корне. | 1 | Практические упражнения | ||
8 | 25.09 | Воспоминания о лете. Виды предложений. | 1 | Тренировочные упражнения. | ||
9 | 30.09 | Экскурсия в осенний лес. | Творческая работа. | |||
10 | 02.10 | Внеклассное чтение. А. Карнай «В лесу» | 1 | Творческая работа. | ||
11 | 07.10 | Р.Сабитов «Страна Знаний». Изменение им. сущ. по падежам. | 1 | Беседа по вопросам. Практические задания. | ||
12 | 09.10 | Наша Родина. | 1 | Работа с текстом учебника. | НРК(1) | |
13 | 14.10 | С. Юлаев. Обозначение принадлежности в башкирском языке. | 1 | Работа с текстом учебника. Устный опрос. Практические задания. | ||
14 | 16.10 | Ә. Ихсан «Башкортостан». Склонение им. сущ. с аффиксом принадлежности. | 1 | Работа с текстом Устный опрос. Практические задания. | ||
15 | 21.10 | С.Бадретдинов «Полезные ископаемые» | 1 | Работа с местным материалом. | ||
16 | 28. 10 | Имя прил-ое. Столица Башкортостана-Уфа. | 1 | Тренировочные упражнения. | ||
17 | 30.10 | Имя прил-ое. Достопримечательности Башкортостана. | 1 | Работа с текстом учебника. | ||
18 | 11.11 | Природа Башкортостана. | 1 | Опрос по вопросам. | НРК(2) | |
19 | 13.11 | По земле Башкортостана. Сифат. Степени прил-го. | 1 | Работа с текстом учебника. Тренировочные упражнения. | ||
20 | 18.11 | Страницы истории. Синонимы. | 1 | Изучение нового материала. | ||
21 | 20.11 | По земле Башкортостана. Антонимы. | 1 | Работа с текстом учебника. Изучение нового материала. | ||
22 | 25.11 | Повторение пройденного. Омонимы. | 1 | Работа с текстом учебника. Опрос. | ||
23 | 27.11 | Фразеологизмы. | 1 | Практические упражнения. | ||
24 | 02.12 | Правила дорожного движения. Повторение о прилагательном. | 1 | Тренировочные упражнения. | ||
25 | 04.12 | Реки Челябинской Области. | 1 | Сообщение. Работа с текстом учебника. | НРК(3) | |
26 | 09.12 | Наречие. Понятие о наречии. | 1 | Тренировочные упражнения. | ||
27 | 11.12. | Степени сравнения наречий. | 1 | Практические упражнения. | ||
28 | 16.12 | Диктант «Яңы дуҫтар» | 1 | Диктант. | ||
29. | 18.12 | Хаталар өҫтөндә эш. | 1 | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. | ||
30 | 22.12 | Ҡылым. Глагол. | 1 | Практические упражнения | ||
31 | 24.12 | Осел, собака, кошка и петух. (сказка) | 1 | Повторение и обобщение. | ||
32 | 14.01 | Наклонения глаголов. Повелительное наклонение глаголов. | 1 | Работа по учебнику. Тренировочные упражнения. | ||
33 | 16.01 | « Судьба Аргаяшских башкир» | 1 | Сообщение. Работа с текстом учебника. | НРК (4) | |
34 | 21.01 | Изъявительное наклонение глагола. Письмо. | 1 | Работа с текстом учебника | ||
35,36 | 23.01 28.01 | Зима продолжается. Изъявительное наклонение. Прошедшее время. | 2 | Изучение нового материала. Тренировочные упражнения. | ||
37 | 30.01 | Изъявительное наклонение. Будущее время. Ә. Бикташев «Мечта» | 1 | Практические упражнения. | ||
38 | 04.02 | Диктант «Икмәк тураһында уйҙар» | 1 | диктант. | ||
39 | 06.02 | Изъявительное наклонение. Настоящее время. | 1 | Работа по учебнику. Тренировочные упражнения. | ||
40 | 17.02 | Повелительное наклонение. | 1 | Повторение и обобщение. | ||
41 | 18.02 | Дорожи дружбой. «Кто мой друг?». Ф. Фатихова. | 1 | Сочинение «Мой друг» | ||
42 | 19.02 | Изложение «Руки моей мамы» | 1 | Творческая работа. | ||
43 | 24.02 | Внеклассное чтение. «Народные песни и причитания». | 1 | Работа с текстом учебника. Сообщение. | НРК(5) | |
44 | 26.02 | Сказка «Дружбой не шутят» | 1 | Беседа по вопросам. Творческая работа | ||
45 | 03.03 | Р.Р Изложение. «Белка и волк» | 1 | Изложение. | ||
46 | 05.03 | Реки и озера Башкортостана. Проблема экологии. | 1 | Работа с текстом учебника. | ||
47 | 10.03 | Внеклассное чтение. М. Карим «Три друга» | 1 | Работа с текстом учебника. | ||
48 | 12.03 | Диктант «Асылташтар иле» | 1 | Диктант. | ||
49 | 19.03 | Закрепление материала. Полезные ископаемые Башкортостана. | 1 | Изучение нового материала. | ||
50 | 20.03 | Поэзия Дины Талхиной. | 1 | Творческая работа. | НРК(6) | |
51 | 31.03 | Река Агидель. Понятие о числительном. | 1 | .Изучение нового материала. | ||
52.53,54 | 02.04 07.04 09.04 | Разряды глаголов. | 3 | Практические задания. | ||
55 | 09.04 | Повторение пройденного материала. | 1 | Тренировочные упражнения. | ||
56 | 14.04 | Объяснительный диктант «А вы знаете?» | 1 | Объяснительный диктант. | ||
57 | 16.04 | Опять пришла весна. Повторение изученного. | 1 | Повторение. материала.. | ||
58 | 23.04 | Зеленая аптека. Лекарственные травы. | 1 | Практические задания. | ||
59 | 28.04 | Башкирские национальные блюда. | 1 | Сообщения | НРК(7) | |
60 | 30.04 | Наши крылатые друзья. Повторение. | 1 | Творческая работа. Повторение. | ||
61 | 05.05 | Диктант. «Аҫылташтар иле» | 1 | Диктант. | ||
62 | 07.05 | Экскурсия в весенний лес. | 1 | Творческая работа. | ||
63,64 | 12.05 14.05 | Повторение изученного. | 2 | Повторение и обобщение. | ||
65 | 19.05 | Р.Р Изложение «Приметы весны» | 1 | Изложение. | ||
66 | 21.05 | Диктант «Впереди лето» | 1 | Диктант. | ||
67 | 22.05 | Работа над ошибками. | 1 | Тренировочные упражнения. | ||
68,69,70 | 24.05 27.05 29.05 | Повторение материала за год. | 3 | Повторение и обобщение. | ||
Перечень компонентов учебно- методического комплекса, обеспечивающихся реализацию рабочей программы. 6 класс. | |||||
Программа. | Базовый учебник. | Пособие для учителя. | Учебное пособие для ученика. | Инструментарий для отслеживания результатов. | ЦОР, Интернет- ресурс. |
Программа по | М.Г. Усманова, З.М. | Грамматика | Русско-башкирский | М.Г Усманова | |
башкирской | З.М.Габитова, | башкирского языка | словарь. Ф. | «Сборник | история и культура Башкортостана |
литературе для | Г.Н.Абдулхаева | в таблицах и схемах. | Ф.Азнабаева. Уфа | диктантов и | |
5-11 классов | «Башкирский язык» | М. Г.Усманова. Уфа | «Книга» 2009.Г. | изложений». | Моя Родина- Башкортостан |
средней школы. | язык» | «Книга» 2007.Г | Уфа «Книга» | ||
М.Гималова, | «Уфа «Книга» | Русско-башкирский | 2007.Г. | готовим сами. Национальная кухня. | |
Г.Б Хусаинов. | Методические | иллюстрированный | Сборник диктантов | ||
Уфа «Книга» | 2002.г | указания к учебнику | словарь. | и изложений. | Творчествр Мустая Карима. |
1997г. | «Башкирский | З.Г.Ураксина . | М.Г.Усманова | ||
Программа по | язык» для 6 | Уфа «Книга» 1998.Г. | З.М.Габитова | ||
башкирскому | класса. | Уфа «Книга» | |||
языку для 5- И | З.М.Габитова. | 2009.Г. | |||
классов. | Уфа «Книга» 2006.Г. | ||||
В.Ш.Псянчин. | |||||
Уфа «Книга» | |||||
1993г. |
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения башкирского языка обучающийся к концу освоения курс должен
шить/понимать
• роль башкирского языка как национального языка башкирского народа:
• смысл понятий: речь четная и письменная: монолог, диалог: сфера и ситуация речевого общения:
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы:
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-деловой стилей и разговорной речи:
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения):
• основные единицы языка, их признаки:
• основные нормы башкирского литературною языка (орфоэпические. лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные): нормы речевого этикета:
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы:
•определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи: анализировать структуру и языковые особенности текста:
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа:
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудировапие и чтение'
•адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию):
• читать тексты разных стилей и жанров: владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым):
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации: свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой:
говорение и письмо
• воспроизводить, текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект):
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения:
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, расхождение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений):
• свободно, правильно излагать свои мысли в четной и письменной форме, соблюла нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.): адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексически! грамматические нормы современного башкирского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации:
• соблюдать нормы речевого этикета: уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их: совершенствовать и редактировать собственные тексты:
использовать приобретенные мания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
' для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности: значения родного языка в жизни человека и общества:
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты башкирского языка как явления культуры:
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения:
" увеличения словарного запаса: расширения круга используемых грамматических средств: развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью:
• применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольно-измерительные материалы (КИМы) включают диктанты, тестовые вопросы, задания, проверяющие лингвистическую компетенцию(умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию(практическое владение башкирским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдение языковых норм),коммуникативную компетенцию(владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь как устной, так и в письменной форме, а также обрабатывать воспринятую информацию и создать собственные высказывания на ее основе.)
В 6 классе в течение учебного года проводятся следующие контрольные диктанты:
16.12 –Диктант «Яңы дуҫтар»
04.02-Диктант «Икмәк тураһында уйҙар»
27.02- Изложение «Белка и волк»
11.03- Диктант «Светофор»
17.04- Объяснительный диктант «А вы знаете?»
01-05-Диктант «Аҫылташтар»
20.05-Диктант «Впереди лето»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по башкирскому языку для 5 класса
Рабочая программа по 2 линии учебников...
Рабочая программа по башкирскому языку для 6 класса
Программа для 2 линии учебников...
Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса (ФГОС)
Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....
Рабочая программа по башкирскому языку для 3 класса
Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....
Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс
Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс
Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс
Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...