Узоры земли Чувашской
методическая разработка (5 класс) по теме
Данное мероприятие вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, помогает показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Развивает художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров при рисовании, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства. Воспитывает эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uzory_zemli_chuvashskoy.doc | 79.5 КБ |
kartochki.doc | 21 КБ |
prezentatsiya_zemli_chuvashskoy.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
«Узоры земли Чувашской»
Внеклассное мероприятие.
Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Развивающие задачи. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров при рисовании, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные задачи: Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому.
Речевые задачи: закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке (кěпе, арçын кěпи, хěрарăм кěпи, масмак, пиçиххи, саппун, тутăр), арча.
Материал: деревянный сундук, чувашская национальная одежа с вышивкой: женское платье, рубашка, полотенце, фартук, головная повязка - масмак, пояс, платок.
Простые карандаши, фломастеры, бумажные куклы.
Интеграция:
«Музыка»: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь и интерес к чувашской музыке.
Ход занятия:
Звучит музыка: песня «Илемле» (Приложение).
Воспитатель. Ребята, вы слышите эту волшебную песню? Откуда она доносится?. (Подходят к сундуку). Как вы думаете, похож этот предмет на музыкальную шкатулку?
Дети. Нет.
Воспитатель. Что же это?
Слайд 1. (Изображение сундука)
Дети. Сундук.
Воспитатель. Это старинный чувашский сундук, он называется «арча». Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках хранили свою одежду. Интересно, что находится в этом сундуке.
Вы это узнаете, отгадав мои загадки.
Слайд 2.
- Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской,
И пойдешь на покой. (Рубашка - кěпе).
Слайд 3.
- Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
Помылся хоть немножко,
Чернила смой с лица! –
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце – ал шăли).
Слайд 4.
- Есть носовой почти у всех,
При насморке, слезах имеет он успех.
А головной стал очень редок,
И то лишь у старушек-домоседок. (Платок - тутăр).
Слайд 5.
- Он от грязи и от пятен
Защищает платье наше. (Фартук - саппун).
Слайд 6.
5. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс - пиçиххи).
Рассматривание чувашской одежды:
Учитель. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Как чуваши делали вещи красивыми?
Дети. Они украшали одежду вышивкой. Вышивали разные красивые узоры не ней.
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир – мир вышивки.
Слайд 7. Объявление темы мероприятия.
Просмотр презентации.
Слайд 8.
Чувашия славится неповторимой красотой национальной вышивки. В прошлом чуваши считали, что умелая рукодельница является и отличной хозяйкой, и хорошей работницей.
Чувашские женщины с древнейших времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты. По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки. В свободное время они украшали вышивкой одежду, предметы быта и обрядовые принадлежности. Опыт мастериц передавался из поколения в поколение. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а выйдя замуж, обязаны были обеспечить семью всеми видами одежды.
Слайд 9.
Чувашских девочек учили вышивать с 6-7 лет. К 10-12 годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а выйдя замуж, обязаны были обеспечить семью всеми видами одежды.
Самым главным предметом украшения вышивкой, конечно, была одежда. Главным предметом одежды чувашских мужчин и женщин была рубаха – к.пе. Само название рубахи у чувашей связано с именем богини судьбы Кепе, которая по древней мифологии покрывает, защищает, охраняет человека. Повседневные рубахи не украшались, зато праздничные вышивали и спереди и сзади. Вышивки традиционно располагались по горловине, разрезу горловины, по низу рукава и подола, чтобы защитить «входы» и «выходы» к человеку.
Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.
Они считали, что
нагрудные узоры – защищают сердце и легкие,
наплечные – охраняют руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
Слайд 10.
Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. На этих фотографиях нагрудные вышивки-обереги.
Слайд 11 .
Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная. Это набедренные украшения, пояса.
Слайд 12.
Это покрывала невесты. Невозможно найти одинаковый узор на вышитых изделиях, ведь символов, которые вышивала мастерица, много, и комбинировать их можно по-разному.
Слайд 13.
А вот обязательной частью наряда жениха служили обрядовые платки – обереги. Это так называемый платок жениха. Гордость и самая главная работа незамужней девицы. Платок дарился девушкой жениху в знак согласия выйти за него замуж. В течение всей свадьбы жених носил его на плечах. Вышивка на платке двухсторонняя, свекрови (будущие) очень внимательно разглядывали изнанку платка. Считалось, что девушка, вышивающая аккуратно, будет так же хорошей хозяйкой. Как парень, не умеющий запрягать лошадь, не мог жениться, так девушка, не умеющая вышивать, не могла выйти замуж. Поэтому чувашских девочек с шести-семи лет сажали за вышивку.
Платок - это только один предмет приданого чувашской девушки. К свадьбе она должна была вышить до ста рубах, подарки всей родне будущего мужа, свой свадебный наряд. Свадебный наряд - очень сложная вещь. В него девицы вкладывали всё своё умение.
Кстати, своего размера к моменту свадьбы девушки, конечно же, не знали, поэтому вышивались заготовки для рубашек, а шились они из уже заготовленных полотнищ незадолго до свадьбы.
Учитель. Изготовление рубашки дело было нелегким.
Игра «Рубашка».
Учитель. Вы должны с помощью карточек составляют цепочку технологии изготовления рубашки.
Слайд. 14.
Учитель. Давайте проверим, правильно ли составили цепочку изготовления рубашки.
А для того чтобы сшить платье и вышить на нем узоры нужно было сначала наткать полотно. Поэтому в каждой деревенской избе стоял ткацкий станок. Работа требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Собрать стебли, вымочить их в воде. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станках ткали ткани, полотенца, паласы.
Вот как об этом написал чувашский поэт Яков Ухсай.
Семена исправно сеял, | Прялка старая качалась, |
Слайд 15.
Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Вышивали узоры шерстяными нитками красного, зеленого, синего и желтого цвета. Каждый цвет что-то символизировал.
Вышивает белый холст до зари
Словно лучиками звезд – посмотри!
Красный шелк – любовь и кровь, и слова,
Шелк зеленый – мир дубрав да трава.
Ладит желтый с голубым на холсте –
Небо с солнцем золотым в высоте,
Черный шелк кладет она - все верней:
Мол, земля черна? Черна, шелк черней….
П. Хузангай.
Учитель. Таким образом, чуваши одежду украшали вышивкой. Чувашия с древних времён славилась своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером. Красота чувашской вышивки может успокоить душу любого человека, она привлекает любые глаза. Кто приезжает в Чувашию в первый раз, народную вышивку может увидеть везде: в краеведческом музее, в выставочных залах, в магазинах, в клубах и во дворцах культуры, в школах и детских садах. Многие не могут оторвать глаз от красивой, привлекательной как мелодия вышивки. Как она ценна! Можно сказать, что в вышивке хранится сама душа народа. Она поднимет настроение человека, как на веселом празднике. Как будто сама природа подарила эту красоту: в вышивке - гордость волжских волн, красота желтых колосьев пшеницы, теплота солнца - все, все есть.
В чувашской вышивке каждый узор обозначает какой – то предмет. Попробуйте угадать, что напоминает узор:
Игра - загадка «На что похож узор?».
Дети.
Слайд 16. Дерево. (Дерево рода, жизни, мудрости).
Слайд 17. Солнце. (Солнце, гармония, согласие).
Слайд 18. Крыша. (Жилище, приют, кров родного дома).
Слайд 19.Человек. (Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота).
Слайд 20. Лошадь. Птица. (Трудолюбие, жизнестойкость).
Слайд 21. Поле и зерно. (Поле, зерно, сеятель добра).
Слайд 22. Дорога. (Жизненный путь, дорога).
Слайд 23. Сердце. (Верность, единство, любовь).
Слайд 24. Глаза. (Око Бога - Турặ, Неба, Мира, прозрение).
Слайд 25. Стрела. (Движение, эволюция).
Учительь. Молодцы все узоры назвали правильно.
Слайд 26.
Герб и флаг Чувашской Республики.
Учитель. Скажите а какие элементы чувашского орнамента мы можем увидеть на государственных символах Чувашской Республики?
Дети. Дерево жизни, три солнца.
Учитель. Давайте послушаем легенду о трёх солнцах.
Дети. Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали это. Не хотим так больше жить, невозможно дышать! – часто жаловались, кричали они.
Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, страшась от смерти, потянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. «Убить ещё одно!» - приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.
И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно!
Тогда люди с поклоном пошли старикам-шурсухалам просить мудрых советов. «Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!»- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах.
Учитель. Эмблема «Древо жизни» напоминает почитаемый чувашами дерево – дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. «Древо жизни» олицетворяет собой единство народов, проживающих в Чувашии. «Три солнца» символизируют солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Три солнца означают чувашское народное понятие «пулнă, пур, пулатпр» (Были, есть, будем).
Слайд 27.
А ещё в узорах чувашской народной вышивки живут образы природы родного края, всего того, что было дорого народу, любимо им, что слагалось в поэму о красоте, в любовь к своему селу, родине, народу. По узорам вышивки можно было узнать о жизни человека, о добре и зле, о верованиях народа.
Слайд 28.
Наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица: «Пир.н =.н. кайёк в.=се килн.-ха». Птица считалась символом счастья. Поэтому в вышивке очень часто встречаются их изображения.
Слайд 29. Символ года культуры.
Учитель. Создание собственного проекта орнамента.
- Остался самый интересный этап – создание собственного проекта орнамента.
Постановка проектной задачи: Давайте договоримся, что каждый из вас сейчас будем дизайнером, т.е. человеком который создает, творит что-то новое. Вам нужно создать проект орнамента. На листочках вы видите некоторые узоры чувашской вышивки и толкование. Вначале вы можете нарисовать проект на листке, а затем воплотите свой орнамент на бумажных куклах.
Самостоятельная работа детей: рисование чувашских узоров.
Во время рисования звучит музыка. Песня
Помощь подсказка, указания, поощрения по ходу работы
Выставка детских работ.
Слайды 30,31, 32.
Учитель. Действительно, вышивка – достояние и гордость чувашского народа.
Чувашская вышивка жива и в наше время. Хотя сейчас не каждая женщина занимается этим видом искусства, есть в Чувашии и за ее пределами люди, которые продолжают дело наших предков.
Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе. (Лидия Кубашина)
Материалы использованы из интернета.
Предварительный просмотр:
посев конопли
прополка конопли
отделение семян
вымачивание
сушка конопли
мятие конопли
трёпка конопли
чесание конопли
прядение кудели в нитку
ткание на станках
выбеливание полотна
кройка рубашки
шитьё рубашки
вышивание оберегов
на рубашке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы
Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...
Узоры земли чувашской
Чувашия – край ста тысяч вышивок. Вышивка – это древнейший вид декоративно – прикладного искусства, украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна ...
Симметрия в чувашских узорах
интегрированный урок математики и крк...
Женщины -героини Земли Чувашской
Цель: работы рассказать об участии женщин Чувашии в Великой Отечественной войне....
Коллекция костюмов «Узоры ягельной земли» в технике холодный батик
Краткая характеристика коллекции «Узоры ягельной земли» Коллекция одежды «Узоры ягельной земли» из...
Евгения Жачева.Чувашская письменность в узорах.
Чувашия издавна называлась краем «ста тысяч вышивок». Вышивка является одним из основных видов чувашского народного искусства. Вышивкой чуваши украшали женские рубашки, платья, голов...
Конспект занятия "Украсим платьице чувашским узором"
Конспект непосредственно-организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в средней группе...