Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и внеурочной деятельности
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Морозова Светлана Алексеевна

Из опыта работы. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_2.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Проектная деятельность обучающихся –  это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, завершающаяся практическим результатом в виде проекта.

Применительно к уроку иностранного языка, проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта. Это могут быть рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, графики, презентации.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Работая над проектом, учащиеся не только показывают свой уровень владения языком, но и развивают навыки устной речи, аудирования.

Для того, чтобы развивать познавательную деятельность учащихся на уроках и при организации внеклассной работы, использую проектную деятельность.

В гимназии обучение английскому языку проводится по УМК  «Звездный английский» К.М. Барановой, Д. Дули, В.В. Копылова и др. Его отличительная особенность – модульное построение. В конце каждого модуля есть упражнение с пометкой ICT. Нужно найти дополнительную информацию в интернете по изученной теме, обработать ее и представить классу в виде устного сообщения или презентации. В ходе выполнения проекта учащиеся учатся самостоятельно находить информацию, приобретать знания, получать опыт учебной деятельности. Например, в 5 классе изучаются 6 модулей со следующими темами:

Модуль

Тема

Проект

Вид проекта

Продукт

1

Люди со всего мира

Традиционные виды спорта в России

индивидуальный

Таблица

Презентация, устное сообщение

2

В гостях хорошо, а дома лучше

Триумф Палас – жилой небоскреб в Москве

групповой

Описание здания, выбор необходимой информации

3

День за днем

 Животные  в России

групповой

Небольшое сообщение, рисунки

4

Природа, погода

Традиционные блюда в России

индивидуальный

Рецепт блюда

5

Жизнь в прошлом

Екатерина II

индивидуальный

Сообщение

6

Путешествие

Музей Циалковского в Калуге

индивидуальный

Пересказ

Тематика проектов связана с событиями, явлениями, фактами из жизни людей России. Учащиеся сопоставляют, сравнивают изученное с информацией о странах  изучаемого языка.

На первоначальном этапе ставятся цели проекта, проблемы, которые решаются в процессе работы, определяются сроки его выполнения. Выбираются ответственные за его реализацию. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наставника в решении возникающих затруднений, координирует работу. После презентации конечного продукта происходит обсуждение результатов, анализ представленного проекта.

С помощью проектной методики на уроке можно расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке особую атмосферу. У обучающихся развивается творческое мышление, воображение.

Внеклассная работа по иностранному языку способствует развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Навыки проектной работы учащиеся получают в процессе обучения, разрабатывая презентационные проекты по изучаемым темам. Основу разработки новых стандартов составляет системно-деятельностный подход. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию самостоятельно, участвуя в исследовательской деятельности. Современный процесс обучения предполагает управление учителем познавательной деятельностью школьников.  Учащиеся 7 класса выступали и успешно защитили проекты  на гимназическом уровне. Они выбирали тему из шести модулей учебника «Звездный английский», подбирали материал, пользуясь интернет-ресурсами, а также семейными архивами. Далее готовили презентации и доклад для публичного выступления. После защиты учителя-экзаменаторы беседовали с выступающими, задавали уточняющие вопросы. Все учащиеся качественно сделали  презентации по выбранным темам, подготовили сообщения, публично выступили с защитой своих проектов. Жюри отметили хорошую работу, представленную на защите, и умение держаться на публике.

Успешно прошла защита научно-исследовательской работы «Лингво-страноведческое исследование рассказа Стивена Кинга «Лори» ученицы 10 класса Бахаревой Анастасии на школьном этапе и районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Ее работа была рекомендована на республиканскую конференцию.

В 2023 г. учителя английского языка защитили проект «Театральный калейдоскоп»  на районном экспертном совете, проекту был присвоен статус муниципальной инновационной площадки. Этот проект позволил реализовать личностно-ориентированный,  деятельностный подходы. Основные его принципы: научность, доступность, добровольность, партнёрство, творчество и успех. Участники - учащиеся 3-7 классов. Форма работы: коллективная и индивидуальная. В процессе использовались следующих видов деятельности:

  1. игровая; чтение, литературно-художественная деятельность;
  2. изобразительная деятельность; прослушивание песен и стихов; разучивание стихов; разучивание и исполнение песен.

За время работы театра на английском языке (проект реализуется второй год) увеличилось количество учащихся, занятых в подготовке и выступлениях. Ребята самостоятельно инициируют проекты: предлагают свои темы и идеи.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...

Индивидуальный план самообразования: «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности и творческого мышления обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...