Использование игровых технологий как средства развития мотивации при обучении английскому языку
статья по английскому языку
Одна из ключевых задач преподавателя — повысить мотивацию учеников к изучению английского языка и сделать этот процесс более интерактивным. Для достижения этой цели учителя ищут наиболее эффективные методы и технологии, выделяя среди них игровые технологии.
В методике преподавания иностранного языка игра представляет собой ситуативное упражнение, которое позволяет повторить речевые модели в условиях, приближённых к реальным ситуациям.
Игра является мощным стимулом к овладению иностранным языком и эффективным приемом в арсенале преподавателя иностранного языка. Игра – это универсальное средство, с помощью которого становится возможным превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий как средства развития мотивации при обучении английскому языку
Изучение иностранного языка – это не просто следование модным тенденциям или чьё-то желание. Это способ получить знания, которые необходимы в современном мире, где глобализация становится всё более важной. Хорошее владение иностранными языками позволяет каждому человеку свободно получать информацию, общаться с разными людьми и легче адаптироваться в многонациональном обществе.
Одна из ключевых задач преподавателя — повысить мотивацию учеников к изучению английского языка и сделать этот процесс более интерактивным. Для достижения этой цели учителя ищут наиболее эффективные методы и технологии, выделяя среди них игровые технологии.
В методике преподавания иностранного языка игра представляет собой ситуативное упражнение, которое позволяет повторить речевые модели в условиях, приближённых к реальным ситуациям.
Игра является мощным стимулом к овладению иностранным языком и эффективным приемом в арсенале преподавателя иностранного языка. Игра – это универсальное средство, с помощью которого становится возможным превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.
Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться. Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи:
- Тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;
- Способствует многократному повторению языковых единиц;
- Создает психологическую готовность к реальному речевому общению.
Игра посильна и доступна практически учащемуся с любым уровнем знаний. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
- Обучающая функция – развитие памяти, внимания, восприятии информации.
- Воспитательная функция – воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре.
- Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное приключение.
- Коммуникативная функция - создание атмосферы иноязычного общения, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
- Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
- Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный процесс интересным и увлекательным.
Необходимо учитывать, что игра на уроке иностранного языка должна отвечать определенным требованиям:
- Хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;
- Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
- Быть принята всей группой;
- Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
- Проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;
- Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
- Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы.
Существует несколько классификаций игр, однако необходимо подчеркнуть, что все они условны. Так, одни подразделяют игры на языковые и коммуникативные, другие на игры на взаимодействие и игры на соревнование, третьи выделяют лексические, грамматические, фонетические и орфографические. Наиболее близкой представляется третья классификация, на которой остановимся более подробно. На уроках английского языка, для достижения поставленных целей, я использую следующие игры:
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. «Имитация»
Оборудование: аудиозаписи в соответствии с уровнем учащихся
Правила: ученики по очереди слушают аудиозапись с фразой или словом на английском языке и стараются точно повторить услышанное. Побеждает тот, кто лучше всех справится с заданием.
2. «Угадай звук»
Оборудование: нет
Правила: учитель произносит различные звуки английского языка, а ученики должны угадать, какой именно звук был произнесён. Затем ученики сами по очереди произносят звуки, а остальные участники угадывают. Тот, кто угадает больше всего звуков, побеждает в игре.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. «Famous person»
Оборудование: нет
Правила: Учащийся (ведущий) загадывает фамилию известного человека, на вопросы одноклассников отвечает только «да/нет». Первый отгадавший фамилию участник становится ведущим и загадывает новое слово (фамилию известного спортсмена, художника, политика и т.д.) С младшими школьниками можно загадывать названия животных, предметов.
2. «Magic box»
Оборудование: коробка с карточками
Ход игры: Учащиеся по очереди вытягивают из коробки карточки с написанными на них словами, словосочетаниями и переводят их. Если ученик не справился с заданием (неправильно прочитал, сделал неверный перевод слова), карточка возвращается в коробку. Побеждает участник, набравший большее количество карточек. Для младших школьников слова на карточках можно заменить рисунками. Для большей непредсказуемости результата на нескольких карточках вместо слов можно поместить информацию о бонусах (удвоение очков, пропуск хода, отсутствие задания, лишний балл и т.п.).
3. «Matching game»
Оборудование: пары карточек с рисунками/словами
Ход игры: Учитель готовит набор парных карточек. Это могут быть слова — синонимы/антонимы, неправильные глаголы (формы настоящего и прошедшего времени) и т.п. Комплект карточек перемешивается и раскладывается лицевой стороной вниз. Ученик открывает пару карточек. Если пара открыта верно, участник забирает ее себе. Если пара открыта неверно, карточки переворачиваются лицевой стороной вниз и возвращаются обязательно на то место, где они лежали. Ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек (пар). Если в классе много учеников, целесообразно сделать два комплекта карточек. Игра прекрасно тренирует память и внимание.
4. «Bingo»
Оборудование: бумага, ручки
Ход игры: Игрокам предлагается просмотреть список из 2–0 английских слов (по изучаемой теме). Затем в расчерченные на 9 квадратов карточки они вписывают любые 9 слов из списка на английском языке. Ведущий меняет порядок слов в списке и начинает зачитывать их на русском языке. Задача учащихся услышать выбранные ими слова и зачеркнуть их в своей карточке. Выиграет тот, кто первым зачеркнет все слова. Победителя можно попросить прочитать свои слова и дать им перевод. Учащиеся младших классов могут играть в такую же игру, используя цифры.
5. «Associations»
Оборудование: бумага, ручки
Ход игры: Ведущий записывает слово, следующий за ним игрок записывает свою ассоциацию, которую вызывает у него это слово. Можно разделить класс на две команды, а затем в конце игры сравнить цепочки ассоциаций двух команд и выбрать наиболее интересную. На более высоком уровне игра в ассоциации начинается с интересного словосочетания. В конце игры команды меняются получившимися цепочками образов и составляют необычные истории. Выигрывает команда, которая смогла в своем рассказе: 1. Употребить все словосочетания (5 баллов). 2. Сделать рассказ связным (5 баллов), интересным (10 баллов), грамматически корректным (5 баллов).
6. «Categories»
Оборудование: наборы карточек по изученным темам
Ход игры: Преподаватель готовит наборы карточек, на которых записаны слова, относящиеся к различным лексическим темам. Карточки перемешиваются и выкладываются на стол. Играющим предстоит найти как можно больше слов, относящихся к одной теме. Через 3 минуты ведущий останавливает поиск. У каждого на руках окажется несколько групп слов (например, 4 слова по теме характер и пять слов по теме здоровье) Выигрывает тот, кому удастся собрать самую длинную комбинацию, относящуюся к одной теме. Учащихся заранее необходимо предупредить, что они имеют право собирать не более трех тематических комбинаций одновременно.
7. «My funny table»
Оборудование: таблицы 3х3,4х4 или 5х5 клеток, цветные карандаши
Ход игры: Ведущий просит заполнить таблицы своими ассоциациями на слова, которые он будет зачитывать по-английски (лексика урока/темы). Участники могут выполнять рисунки, рисовать схемы и т.п. После заполнения таблицы нужно вспомнить и без ошибок произнести все слова, прочитанные ведущим.
8. «Dominoes»
Оборудование: набор карточек
Ход игры: Учитель готовит набор карточек, на которых записаны слова по различным лексическим темам. На каждой карточке имеются слова, относящиеся к разным темам. Например: headache/wrestling или gloves/oil. Карточки перемешиваются и раздаются участникам, игра проходит по правилам игры «Домино». Выигрывает тот, кто быстрее всех избавится от всех карточек.
9. «Odd word»
Оборудование: нет
Ход игры: преподаватель зачитывает учащимся цепочки слов, в каждой из которых есть лишнее слово. Выигрывает тот, кто услышит больше всего ошибочных слов. Пример: submarine-cruiser-boat-aircraft-yacht-ship.
10. «Snowball»
Оборудование: нет
Ход игры: Ведущий произносит короткую фразу (напр. Марина не любит яблоки.) Каждый участник добавляет к этой фразе новый элемент, при этом произнося целиком фразу предыдущего участника:
— Марина не любит яблоки и киви.
— Марина не любит яблоки, киви и сыр.
11. «Seven steps» (Аналог игры “Hangman”)
Оборудование: нет
Ход игры: Ведущий загадывает слово, рисует на доске пустые клеточки по количеству букв в слове, сообщает участникам игры только тему, к которой относится данное слово и дает участникам 7 попыток отгадать его по буквам. Каждый ученик называет букву алфавита. Если она есть в слове, ведущий записывает ее в соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто быстрее отгадает слово. Если за семь попыток слово никто не отгадал, загадывается новое слово.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. «Steps»
Оборудование:
Ход игры: Учащиеся становятся у дальней стены класса. Учитель стоит у противоположной стены и называет слово, которое игрок должен произнести по буквам. Если ученик правильно произнес слово, он делает шаг вперед. Дошедший первым — победитель.
2. «Scrabble»
Оборудование: игровое поле, карточки с буквами английского алфавита (гласных букв должно быть в четыре раза больше, чем согласных; часто употребляемые согласные буквы должны быть в утроенном количестве)
Ход игры: В игре одновременно могут принимать участие –человек. Каждый участник получает по 10 букв. Игру начинает тот ученик, который может составить из своего комплекта букв самое длинное слово. Затем по очереди, соблюдая принцип составления кроссворда, остальные участники выставляют свои слова. Каждая буква в слове -1 балл. На руках у игроков постоянно должно быть 7 букв. Недостающие буквы они берут из банка букв. В конце игры каждый участник подсчитывает количество заработанных баллов.
3. «Spelling»
Оборудование: компьютеры/листы цветной бумаги
Ход игры: Эту замечательную игру можно найти в Интернете. Это on-line игра, в которой случайные противники печатают услышанные ими слова. В эту игру можно играть и при отсутствии необходимого оборудования. Разделите класс на 3 команды. Каждой команде раздайте листы определенного цвета. Всем трем командам продиктуйте пятнадцать — двадцать слов. Предложите командам обменяться работами для проверки результатов. Выдайте листы с ответами каждой команде. Каждое правильно написанное слово-1 балл. Все очки команды суммируются, и выявляется победитель.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. «Mimes» (аналог телевизионной игры «Крокодил»)
Оборудование: нет
Ход игры: Класс делится на две команды. Ведущий раздает первой паре игроков от каждой команды карточки с английским словом, которое нужно показать своей команде используя только жесты и мимику. Команда, которая быстрее смогла отгадать загаданное слово, получает 3 балла. Затем выходит следующая пара игроков от каждой команды и выполняет второе задание и т. д. Каждый игрок команды должен побывать в роли мима. Если игроков нечетное количество, лишний игрок становится помощником ведущего. Игра ведется только на английском языке, за использование родного языка начисляются штрафные баллы. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
2. «What has changed?»
Оборудование: фотографии
Подготовка к игре: с классом, который не будет участвовать в игре, делаем фотографии в помещении класса. Каждый ученик на фотографии занимается каким-то делом, дополнительно раскладываем по всему классу различные предметы. Затем делаем вторую фотографию, где несколько предметов меняем местами, а ученики выполняют другие действия. Необходимо сделать несколько вариантов фотографий для двух или трех этапов игры.
Ход игры: Команды получают по два похожих снимка. Необходимо за 3 минуты найти как можно больше различий. Каждое найденное различие -2 балла. За грамматические ошибки в предложении снимается 1 балл. Каждый ученик в команде должен по очереди произносить предложение.
3. «On the contrary…»
Оборудование: списки предложений
Ход игры: Учащиеся получают пять предложений, которые нужно переписать таким образом, чтобы они имели противоположный смысл: He is walking. — She is running. It was cold yesterday. –It will be hot tomorrow. Лучше разделить класс на несколько команд.
4. «Dreamers»
Оборудование: нет
Ход игры: Первый игрок пишет на листке фразу и передает ее следующему участнику игры, который сочиняет свое предложение, связанное по смыслу с предыдущим. Затем перегибает верх листа так, чтобы начальной фразы не было видно. Следующий участник имеет возможность прочитать только последнюю фразу. Прочитав ее, он загибает лист и записывает свое предложение. Лист передается следующему участнику. В итоге появляется весьма забавная история.
5. «The best goalkeeper»
Оборудование: мяч
Ход игры: Количество участников не более 8 человек. Игроки встают в круг. Задание определяется тематикой изучаемого грамматического материала. Например, повторяя неправильные глаголы, можно предложить участникам называть форму настоящего времени глагола и бросать мяч другому участнику. Другой участник, назвав форму прошедшего времени глагола, снова кидает мяч, называя новый глагол. Участник, который не смог ответить, выбывает из игры. Возможные темы игры: синонимы, антонимы, вопросительные предложения в разных временах, словообразование.
Таким образом, можно утверждать, что игра – то действенный метод улучшения качества и эффективности изучения иностранного языка. Применение разнообразных игр на уроке приносит хорошие результаты, повышает интерес учеников к занятиям, помогает им сосредоточиться на главном — развитии речевых навыков в процессе естественного общения во время игры.
Игры способствуют развитию творческого потенциала детей и учат их подходить к любому делу с фантазией. Совместные творческие игры помогают установить более тесные связи между взрослыми и детьми.
Чтобы игра была полезной для изучения иностранного языка, она должна быть интересной, не слишком сложной и активной, способствовать накоплению новой лексики и закреплению уже полученных знаний. В зависимости от обстоятельств, целей и задач, которые ставит преподаватель, игру следует чередовать с другими видами работы. Важно научить детей различать игру и учебное занятие.
Список использованной литературы
- Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе — СПБ: КАРО, 2008 — 128 с.
- Маркова А. К. Матис Т. А Орлов А. Б. Формирование мотивации учения — Москва: Просвещение, 1990 — 192 с.
- Пассов Е. И, Кузовлева Н. Е Урок иностранного языка — Москва: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 272 с.
- Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 336с.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2007. — 144 с.
- Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. — 192 с.
- Ellis R., Brewster J., Girard D. The Primary English Teacher's Guide. — London: Penguin Books, 2003. — 400 p.
- Hadfield J. Elementary Vocabulary Games. — Harlow: Pearson Education Limited, 2005. — 96 p.
- Wright A., Betteridge D., Buckby M. Games for Language Learning. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — 212 p.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке
Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...

Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС
Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...

«Игровые технологии как средство повышения мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС» през
презентация...

методический семинар "Игровые технологии как средство повышения мотивации к изучению английского языка"
Роль и значение игровой технологии в преподавании английского языка....

«Приемы игровых технологий как средство развития мотивации у обучающихся к занятиям хореографией»
В данной работе раскрываются приемы игровых технологий на уроках ритмики, как они влияют на процесс обучения....

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры
Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её п...