методический семинар "Игровые технологии как средство повышения мотивации к изучению английского языка"
методическая разработка по английскому языку на тему

Чорбаа Ульяна Давааевна

Роль и значение игровой технологии в преподавании английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_chud.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА - 2017»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Чорбаа Ульяна Давааевна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ с.Тоора-Хем» Тоджинского кожууна

Игровые технологии как средство повышения мотивации к изучению английского языка

… В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества.

Ф.Шиллер

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

На мой взгляд, основным требованиям современного образования в условиях реализации ФГОС на начальном и среднем этапе обучения иностранному языку отвечают игровые технологии. Иностранный язык как  предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего и среднего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами и формировать общеучебные умения и межпредметные навыки.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроке английского языка.

Актуальность работы обусловлена тем, что современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания.

Цель: Обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода. Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

1.Раскрыть особенности педагогических игр;

2.Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;

3.Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Объектом исследования является мотивация учащихся к обучению.

Предметом исследования является процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование игровой технологии.

В процессе анализа выдвигаю следующую гипотезу: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам будет эффективным, если:

  • определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • разработана методика развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам через использование игровой технологии.

По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [13, стр.25]

В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)»[3, стр.58]

Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в  качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.[4, стр.127]

Игра на занятиях по иностранному языку — это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и плодотворно сказывается на результатах обучения.

Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас, педагогов, все чаще обращаться к нестандартным формам и методам проведения урока. Другими словами, учебная деятельность строится таким образом, что обучаемые становятся субъектами процесса, способными самостоятельно ставить  и  решать  учебные,  исследовательские  и  познавательно-коммуникативные задачи. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но не хочет. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным.

  Для эффективного решения проблемы, связанной с повышением мотивации к изучению английского языка, я обратилась к одному из самых распространенных на сегодняшний день направлению в сфере образования — к  игровым технологиям. Они основаны на принципах равенства, вдохновляют на развитие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления. К. Ливингстоун[1]выделяет следующие механизмы, которые делают игру уникальным средством педагогики в рамках ФГОС и системно-деятельностного подхода:

  • мотивация;
  • прикладной характер игр;
  • субъектность ученика;
  • овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.

К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные, познавательные, коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.). Все это способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении, согласно стандартам второго поколения.

Основная особенность моего подхода заключается в том, что игру можно и нужно применять на различных (или всех) этапах урока, тем самым будет реализовываться дифференцированное обучение, иначе говоря, индивидуальный подход к каждому ребенку.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения, потребности в самоутверждении, самореализации.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.

Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровьесберегающие технологии. А чтение рифмовок и выполнение заданий по ним с использованием презентации в Power Point - игровые и информационно-коммуникативные технологии.

Когда я вижу, что дети устали, в ход идет  "Коробочка для укрепления мозгов". Это - набор карточек на все буквы алфавита, который позволяет без труда повторить и простые времена глагола (Present Simple/Continuous), и единственное/множественное число существительных, и цвета, и предлоги места, и очень многие лексические единицы.

Правила игры просты: ученик смотрит на карточку в течение 10 секунд, затем карточка переворачивается, и ученик отвечает на все вопросы (это можно сделать как устно, так и письменно). Если все ответы - правильные, ребенок выигрывает эту карточку, если нет, кладет ее обратно в коробку. Тот, кто наберет больше карточек, тот и выиграл. Эта игра трансформирует традиционный учебный процесс в поисковый, творческий, который формирует у учащихся умение применять знания в новых условиях.

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

Таким образом, анализируя применение игровых форм урока, можно сказать, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче.

Список использованной литературы

1. Ролевые игры в обучении иностранным языкам (на английском языке) [Text] = Role play in language learning : [метод. пособие] / К. Ливингстоун ; авт. предисл. на рус. яз. и прил. Н. И. Гез. — М. : Высшая школа, 1988. — 127 с.

2. Эльконин, Д. Б. Психология игры .М.: Просвещение, 1987. 350 с.

3. Филатов, В. М., Лившиц, О. Л. Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе / В. М. Филатов, О. Л. Лившиц // Иностранный язык в школе. 1981.  №1.  С. 38-41.

4. Большая советская энциклопедия /  Гл. ред.  А. М. Прохоров.  3-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1974.  631 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения

Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...

Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС

Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...

Эффективность использования ИКТ и современных образовательных технологий в образовательном процессе как средство повышения мотивации при изучении английского языка.

В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных образовательных учреждениях. Школа, в первую очередь, работает со знаниями и информацией, а ин...

Современные образовательные технологии. Презентация как средство повышения мотивации к изучению английского языка

В настоящее время идет активный процесс  информатизации  в области образования, поэтому только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размыш...

Статья по английскому языку на тему "Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей с ОВЗ."

Статья о том, как повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ к изучению английского языка с помощью игровых технологий....