Рабочая программа элективного курса «Особенности речевого поведения в англоязычной среде»
рабочая программа по английскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХУЛИМСУНТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С КАДЕТСКИМИ И МАРИИНСКИМИ КЛАССАМИ»
______________________________________________________________________________________________________
628156 Ханты-Мансийский автономный округ E-mail: sch-khulimsunt@yandex.ru
Тюменская область Березовский район https:// hulimsunt-shkola.gosuslugi.ru
с.п.Хулимсунт д.34 МКР 4
Телефон: 8 (34674) 33514
Факс: 8 (34674) 33514
Рабочая программа элективного курса
«Особенности речевого поведения в англоязычной среде»
для обучающихся 11 класса
2022-2023 учебный год
Составитель:
Быкова Елена Михайловна,
учитель английского языка высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Особенности речевого поведения в англоязычной среде» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов. Данный курс сопровождает базовый и направлен на расширение и углубление знаний, умений, которые приобретаются на уроках английского языка. Основанием для разработки программы элективного курса послужили следующие причины:
1. Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку предусматривает “развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке”. Изучение английского языка вносит большой вклад в наше развитие, в том плане, что умение общаться на разных языках позволяет нам не только расширять свой кругозор, но и пользоваться этим навыком во время путешествий. В современных условиях практическое владение английским языком приобретает очень важное значение для специалистов различных областей культуры науки и техники. При использовании языка важно иметь в виду и правила речевого поведения, которые связаны с установившимися в каждом обществе неписаными законами ситуативного применения языковых единиц. Это те знания в иностранном языке, которые в первую очередь стремится приобрести каждый, кому предстоит общаться с зарубежными коллегами.
2. Программы общеобразовательных школ не рассчитаны на изучение языка речевого этикета, столь необходимого в настоящее время, в связи с ограниченным количеством учебных часов, с большой наполняемостью групп, огромным количеством информации по предмету в других областях, недостаточным уровнем технического обеспечения учебного процесса. И даже те учащиеся, которые углубленно изучают английский язык, испытывают недостаток запаса тех фраз речевого этикета, которые они изучают в школе. Очень часто наши учащиеся, отправляясь в поездку за границу, испытывают затруднения в общении.
Курс нацелен создание возможностей для подготовки учащихся к реальному общению в таких ситуациях, как «Аэропорт», «В гостинице», «В магазине», «В ресторане», «Чрезвычайные ситуации». Данная программа поможет им восполнить те знания, которых им недостаточно, чтобы они свободнее и комфортнее чувствовали себя во время поездки за границу. Она дает ориентир учащимся в выборе наиболее уместной формулы речевого этикета при общении с иноязычным партнером. Данный курс поможет формированию функциональной грамотности учащихся, культуре общения, а также их профессиональной ориентации, поможет углубить и расширить знания по английскому языку, будет способствовать выработке самостоятельной работы учащихся.
Цели программы:
• совершенствование навыков устной речи (монологической и диалогической) на английском языке;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения речевого этикета;
• в целях развития социокультурной компетенции – приобщать учащихся к культуре речевого этикета страны изучаемого языка;
• формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию.
Задачи:
1) ознакомить учащихся:
• с фразами и выражениями речевого этикета для использования в заграничных поездках по изучаемой тематике;
• с грамматическими явлениями характерными для устной и письменной речи английского языка в сферах речевого этикета.
2) научить учащихся:
• вести разговор по определенным программой курса темам с использованием речевого этикета;
• эффективно сотрудничать с другими людьми;
• осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме;
• заполнять выездные анкеты.
Условия организации программы:
• ролевые, словесно-лингвистические игры;
• аудио- и видеозаписи;
• наглядный дидактический материал;
Требования к знаниям, умениям, навыкам, полученным в результате обучения:
Учащиеся должны знать:
Фразы и выражения, необходимые для практического использования в заграничных поездках в ситуациях:
в аэропорту,
в гостинице,
в городе
в магазине,
в ресторане,
знакомства,
в чрезвычайных ситуациях.
Учащиеся должны уметь:
• вести разговор по перечисленным выше ситуациям;
• соблюдать правила речевого этикета;
• заполнять выездные анкеты.
Знания, полученные в результате обучения, способствуют разностороннему развитию учащихся, их общему развитию и воспитанию, их склонностей и способностей. Все это дает возможность детям увидеть результаты своего труда и получать от него радость и удовлетворение.
Критерии оценки деятельности учащихся на занятиях:
• знание содержания материала, использование дополнительной информации по изучаемой теме;
• активность учащихся в учебной деятельности;
• творческий подход к решению поставленных задач;
• самостоятельность, умение принимать решения, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;
• умение работать в группе, лидерские качества, способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
• правильное изложение мыслей, четкая формулировка.
Форма итогового контроля:
• ролевая игра по изученным ситуациям.
• составление блокнота путешественника «Для отправляющихся в путешествие»
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Введение в курс. Нормы речевого поведения в англоязычной культуре.
Ознакомление с целями и задачами курса, с характерными особенностями делового стиля. Обращение, представление, приветствие, прощание. Особенности интонации. Понятие «comfort zone». Жесты. - 1час.
2. Arrival. Passport control. Customs. — Прибытие, паспортный контроль таможня.
Введение и закрепление лексики. Знакомство с аэропортом, его службами и таможенной декларацией. Чтение текстов информационного характера. Заполнение декларации бланков въезда-выезда - 2 часа.
3. Staying at the hotel. Money. — В отеле. Деньги.
Введение и закрепление лексики. Чтение текста информационного характера с извлечением основной идеи. Слушание мини-диалогов. Ролевое проигрывание ситуаций. Заполнение регистрационной карточки. - 2 часа.
4. Around the town. – В городе. Введение и закрепление лексики, просмотр видеосюжета. Слушание диалогов. Ролевое проигрывание ситуаций. Составление диалогов – 2 часа
5. At the shop. – В магазине. Введение и закрепление лексики, просмотр видеосюжета. Слушание диалогов. Ролевое проигрывание диалогов. Составление диалогов по теме – 2 часа.
6. At the restaurant. – В ресторане. Введение и закрепление лексики, просмотр видеосюжета. Традиционная английская кухня. Особенности составления меню. Чаепитие. Слушание диалогов. Ролевое проигрывание ситуаций. Составление диалогов по теме – 2 часа
7. Meeting the people. – Знакомство. Введение и закрепление лексики, просмотр видеосюжета. Слушание диалогов. Ролевое проигрывание ситуаций. Составление диалогов по теме– 2 часа
8. Accidents, emergencies. - Чрезвычайные ситуации. Введение и закрепление лексики, просмотр видеосюжета. Слушание диалогов. Ролевое проигрывание ситуаций. Составление диалогов по теме – 2 часа
9. Заключительное занятие. Зачет.
Ситуативные ролевые игры. Составление блокнота путешественника . — 2 часа.
При составлении программы были использованы следующие сайты:
1. pedsovet.org
2. metodisty.ru
3. http://rooks.exdat.com/docs/index-73363.html
4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-127404.html
5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-73363.html
6. http://wiki.saripkro.ru/index.php/
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Видеокурс «Easy English», - студия SovaFilm, 2008
2. Л. И. Зиновьева «Английский язык: 1000 фраз и диалогов».
3. Исследовательская работа Куликовой М. по теме «Язык жестов» и презентация к ней.
4. Бланки въезда–выезда, регистрационные карты.
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
1. Компьютер.
2. Проектор.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.
Основная цель программы – формирование коммуникативной компетенции, способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации.
Программа рассчитана на 17 часов и учащихся одновозрастной группы (11 класс), так как у этих учащихся уровень знаний, интеллект, интересы, развитие - общие, находятся приблизительно на одинаковом уровне, это их сблизит и учащимся будет более комфортно продолжать свое обучение и совершенствование в речевом этикете.
При работе над реализацией программы курса предполагается осуществление личностно - ориентированного подхода к обучению и использование новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
Особенностью программы является применение нетрадиционных форм и методов. Одной из таких форм является игра. Именно в игре дети выражают свою интересную оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения. Игра – важнейшее тренировочное средство развития человеческих, психологических свойств и качеств: внимания, памяти, наблюдательности, терпенья. Именно в игре учащиеся приближаются к реальной жизни.
Занятия расположены по определенной схеме – от простого к сложному: введение лексики и фраз при помощи видеосюжетов, аудирование диалогов, драматизация и составление диалогов по заданной ситуации. Особый акцент делается на ролевое проигрывание ситуаций общения и аудирование, что отвечает современным требованиям организации учебного процесса. Учащиеся совершенствуют свои умения в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-обмена информацией и побуждения к действию. Учатся относительно полно и точно понимать высказывание собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Качество знаний проверяется во время выполнения учащимися коммуникативных заданий. Это позволяет проверить степень овладения пройденным материалом в условиях, приближенных к реальным ситуациям.
Тематика курса разнообразна, но учитель может варьировать и изучать темы в необходимом ему порядке.
На занятиях используются иллюстративные материалы (картинки, журналы, видеокурс «Easy English»), что способствует «живому» общению со страной изучаемого языка, ее культурой, обычаями и традициями. В элективный курс были включены знания из психологии, а именно материалы исследовательской работы моей ученицы по теме «Язык жестов». В зачетных работах учащиеся используют не только справочную литературу, но и интернет ресурсы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Дата | Наименование темы | Всего часов | Теория | Практика | Творческая работа | Формы контроля |
1 | Введение в курс | 1 | 1 | ||||
2 | Аэропорт | 2 | 1 | 1 | Заполнение бланков въезда-выезда | Составление диалогов | |
3 | В гостинице. Деньги | 2 | 1 | 1 | Заполнение регистрационной карточки | Проведение ролевой игры | |
4 | В городе | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра «Путешествуем по Лондону» | Проведение ролевой игры | |
5 | В магазине | 2 | 1 | 1 | Поиск материала «Как сделать покупки в различных магазинах» | Составление диалогов | |
6 | В ресторане | 2 | 1 | 1 | Поиск информации о традиционной английской кухне. Составление меню | Составление диалогов. Реферат, презентации. | |
7 | Знакомство | 2 | 1 | 1 | Поиск информации об английских жестах. | Составление диалогов | |
8 | Чрезвычайные ситуации | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра «Если случилась беда» | Проведение ролевой игры | |
9 | Зачет | 2 | 2 | Ситуативные ролевые игры. Презентация блокнота путешественника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"
Аннотация для воспитанников и их родителей.Стратегии речевого поведения в англоязычной среде.Элективный курс для учащихся 9 класса. Почему нельзя ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/22/picture-104530-1408693256.jpg)
Выступление на МО учителей иностранного языка. Краткий обзор курса "Стратегия речевого поведения в англоязычной среде"
В англоязычной коммуникативной культуре имеются группы стратегий, позволяющие обеспечить комфортную атмосферу беседы. Для успешного общения необходимым является достижение такого уровня владения языко...
Выступление на РМО об основных идеях курса "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде".
Краткий обзор о курсе "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112274.jpg)
Выступление на РМО по теме: "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"
В статье рассматриваются такие вопросы как:1) Основные источники трудностей возникающих при общении россиян с их англоговорящими собеседниками.2) Говорится о наиболее характерных особенностях русскояз...
Стратегии речевого поведения в англоязычной среде, спецкурс:рабочая программа
Рабочая программа к спецкурсу "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"...
Обзор дистанционного курса повышения квалификации на тему: «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде»
Представляю вашему вниманию обзор дистанционного курса повышения квалификации на тему: «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде», где рассмотрены основные особенности англоязычно...