«Театрализация на уроках английского языка, как средство снятия языкового барьера"
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе образованного и успешного человека способного жить и творить без знания иностранного языка. Освоение основ английского языка дает учащимся возможность расширения кругозора, развития общей и речевой культуры, возможность приобщения к средству межкультурной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализация на уроках английского языка, как средство снятия языкового барьера"
В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе образованного и успешного человека способного жить и творить без знания иностранного языка. Освоение основ английского языка дает учащимся возможность расширения кругозора, развития общей и речевой культуры, возможность приобщения к средству межкультурной коммуникации.
Цель современного обучения иностранному языку состоит не просто в сообщении знаний, а в их превращении в инструмент творческого освоения мира. У ученика развивается восприимчивость, творческое мышление, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели. В процессе мыслительной деятельности ребёнок создает что-то новое. Данное мышление направлено на достижение творческого результата.
Применение элементов театрализации как на уроках иностранного языка, так и во внеурочной работе превращает учебную деятельность в творческий процесс, который направлен на усвоение материала посредством игры и создания художественных образов. Элементы театральной педагогики не только разнообразят учебный процесс, но и обогащают его, создавая на уроке творческий психологический климат. В настоящее время иностранный язык становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Поэтому он стал обязательным компонентом обучения в школе. Многочисленные трудности при освоении иностранного языка ведут к потере интереса к процессу его освоения уже до перехода на среднюю ступень. В значительной степени решению этого вопроса способствует театральная деятельность на английском языке. Театральная деятельность – это самая точная модель общения, так как она подражает действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров.
Хотелось бы отметить, что в научных трудах используется различная терминология, касающаяся театральной деятельности в обучении: технология драматизации, метод театрализации, драматизация, методика драматизации и др. В нашей работе мы будем использовать термин методика театрализации.
Всем известно, что дети очень хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. Поэтому театр близок и понятен детям. Одной из причин близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой – ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках. В процессе увлекательного взаимодействия ребят друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки.
Сразу встают вопросы:
Как научить ребенка мыслить творчески? Как сохранить любознательность ребенка и на этой основе развить умение видеть проблемы, а также творчески решать эти проблемы? И так как воспитанию чувств мы придаем недостаточное значение, то, внимательно понаблюдав за нашими детьми, мы можем увидеть, что они реагируют чаще всего только на повышенный голос. Отсюда проблема: как воспитать наших детей более чуткими и деликатными по отношению друг к другу, к взрослым и окружающему миру?
Как же использовать игру на уроке, чтобы вывести детей из пассивного состояния, в котором они у нас находятся; как пробудить их фантазию, воображение, творчество, интерес, наконец?
Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению тем или иным видом деятельности.
Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Чтобы возникал и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:
Прежде всего, такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.
Применение в процессе обучения педагогических технологий открывает перед учителем новые возможности для совершенствования образовательного процесса: позволяет эффективнее управлять процессом обучения и с большей точностью предсказывать его результаты; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; оптимизировать использование имеющихся ресурсов и т.д. В число современных образовательных технологий включают театрализацию как интегрированную педагогическую технологию. В наши дни театрализация активно используется на всех уровнях образования как за рубежом, так и России. На каждой ступени образования театрализация используется в разных объемах, реализуется разными средствами и служит для достижения различных задач. Что касается театрализованной деятельности на начальном этапе обучения, то она, в первую очередь, позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка. Среди ее задач можно отметить: воспитание творческой направленности личности, развитие творческого воображения, формирование ассоциативного мышления, развитие речи. Кроме того, применение театрализации на уроке в младшей школе отвечает требованиям современных законодательных документов. Так, во ФГОС начального общего образования описаны три группы образовательных результатов – личностные, предметные, метапредметные. Освоение основной образовательной программы начального общего образования может стать существенно легче, если в образовательном процессе учителя будут использовать театральные технологии, так как театрализация способствует развитию фонетических, грамматических и лексических навыков, а также расширению «культурного горизонта» обучающихся .
Использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в изучении английского языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас.
Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Этому способствует технология игры, главная задача которой, понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры. Л.С. Выготский называет игру зоной ближайшего развития человека (Выготский Л.С. “Развитие высших психических функций” М.1960). Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд.
Владение этим элементом техники, техники контактного взаимодействия, позволяет выстроить режиссерское действие школьного урока. Содержание, цели этюдов в педагогической практике учителя отличается от содержания, цели этюдов в актерской профессии только тем, что все происходит в обстоятельствах школьного урока. К составным частям этюда относятся:
– цель этюда, то, какого результата хочет добиться учитель от учеников;
- событие – то, что должно произойти в умах и сердцах учеников в процессе проживания предложенной учителем ситуации;
- действие – то, какие поступки предпринимает учитель для достижения цели;
-импровизационное самочувствие – включение новых и случайно возникших обстоятельств.
Существует несколько видов этюдов:
- одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие;
- одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами;
- групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели; этюд на освоение способов словесного воздействия.
Использование в работе учителя педагогических этюдов тренирует не только умение уловить внутреннюю коллизию той или иной педагогической ситуации, но и его умение организовать режиссерское действие урока, направить учащихся в русло нужного темпоритма, найти выразительные точки в событиях урока и его финале.
Я в своей работе остановилась на использовании нескольких приемов технологии театральной педагогики:
инсценировка;
ролевая игра;
выразительное чтение.
Инсценировка является одним из примеров группового этюда. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке иностранного языка. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, я использую на своих уроках маски, шапочки с надписями, картинки, рисунки, куклы. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Для этого я использую различные игры (одиночные этюды).
Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.
Особый интерес у младших школьников вызывает игра " театр". В основу этой работы положены принципы:
а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы)
б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.
в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты.
Упражнения типа “прочитайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке иностранного языка. Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, я использую на своих уроках маски, картинки, рисунки, куклы. Инсценировка всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Для этого я использую различные игры:
1) “Magic mirror”. В классе стоит большое зеркало, ребенок закрывает глаза, учитель превращается в волшебницу и произносит слова “Tickary – pickary – bickary – dum ”, при этом надевая маску на ребенка. Ребенок открывает глаза, смотрит в зеркало и говорит, имитируя движениями и голосом того животного, в которого он превратился, кем он стал, используя ранее изученную лексику: “I am a snake”.
2) “Magic bag”. Ребенок достает из волшебного мешочка, не глядя в него, маску или шапочку, или игрушку и играет роль того персонажа, маску которого он достал.
Перед тем как приступить к инсценировке на уроке, отрабатывается лексика из диалога с помощью разных упражнений:
– Представьте, что на улице идет дождь (при этом я включаю запись со звуками дождя). Дождик смыл слова с афиши. Давайте восстановим текст афиши.
Затем мы читаем составленный рассказ по ролям и инсценируем его. Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Время от времени я считаю целесообразным давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, дабы они почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.
Использование инсценировок на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.
Вместе с учениками подбираем действующих лиц совместно разрабатываем сценарий (отбираем значительный эпизод и определяем, что и как играть). Дети самостоятельно оснащают "сценку" (пользуются всем, что находится в классе - выбор не ограничен), для подготовки дается время.
Подготовка к проведению чтения по ролям проводится в следующей последовательности:
знакомство с текстом (чтение или слушание)
общая проверка восприятия;
определение количества действующих лиц: (чтение текста про себя и обозначение количества действующих лиц и авторских слов на закладках).
определение необходимости чтения авторских слов;
анализ эмоционального состояния и качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов "за них".
выбор чтецов и первое чтение по ролям;
разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;
выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям:,
подведение итогов и оценка работы.
Иногда я предлагаю ребятам самим провести физкультурную минутку от лица кого – либо. Получается великолепно!
Ролевая игра – это еще один прием театральной педагогики (парный или групповой этюды). Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Она обладает большими обучающими возможностями. Ролевая игра имеет образовательное значение. Дети, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Для организации игры нам приходится заботиться о реквизите. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она переплетает речевое и неречевое поведение партнеров. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. К распределению ролей я подхожу очень ответственно. Приходится учитывать интересы, темперамент, взаимоотношения между учащимися в группе, индивидуальные особенности каждого ученика. В своей практике я использую ряд упражнений для подготовки ролевой игры.
“Разогревающие” упражнения, тренирующие память.
Я в своей работе использую многие из этих упражнений, например, при работе над словами провожу театральную игру "печатная машинка". Суть игры состоит в следующем. В классе все буквы алфавита распределяются между детьми. Задается слово или фраза, и все буквы - участники слова - встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву. В конце слова молча встает и хлопает в ладоши весь класс. "Печатная машинка" - игра, которая, как и эстафета, должна проходить в атмосфере тишины, терпеливого внимания ко всем и к исполняемому делу. Каждый участник распределяет свое внимание между своими (или своей единственной) буквой и их последовательностью, чтобы встать и хлопнуть в ладоши тогда, когда в заданном слове появится "его" буква. В процессе игры дети хорошо запоминают слово и составляющие.
При изучении существительных и прилагательных, по правилам эстафеты, я отправляю в путь по классу какой-либо предмет (ручку, блокнот, указку, футляр и т.д.) Взяв в руки предмет, ученик выполняет с ним определенные действия, а остальные должны отгадать, что у него в руках. Например, ученик производит действия с ручкой, представляя её цветком, книгой, мороженым и т.д., то есть исполнитель как бы «превращает» ручку в какой-то иной предмет. Ребятам-зрителям можно дать два задания: или просто назвать воображаемый предмет, или дать образное определение увиденному действию (душистый цветок, приятный запах, цветок в подарок и т.д.) Те или другие названия дети дадут в зависимости от того, как и что сыграет исполнитель, а также от степени собственной восприимчивости к мимике, жесту, движению голоса, звучащему слову.
“Разогревающие” упражнения артикуляционного характера. Тренировка губных мышц: "Пятачок", "Почесывание", "Дудочка-улыбка". Тренировка мышц языка: "Укол" (языком в щеку), "Ищем зернышки" (языком по кругу),"Щелчок языком" (мотив любой песенки). Упражнения "Чищу зубы", «Слизываю варенье", «Свеча", "Проколотый мяч", "Звукоподражание".
Скороговорки.
Произнесение в медленном темпе, постепенно ускоряя темп произнесения.
меняя логические ударения
на разных регистрах
убеждая друг друга, "требовательно", «призывая к действию", "с удивлением", «сердито", "доброжелательно» , "по-дружески" и т.д
Тишина (ночь), сказать, чтобы вас не услышали.
Светает -тихо, День - громче, громко, очень громко.
Сказать с разными оттенками: страх, удовольствие, удивление, упрек, радость, иронично.
Театральная деятельность позволяет сделать урок интересным. Без принуждения дети погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, поскольку театр – это вид искусства. Самое главное, театрализация создаёт ситуацию успеха и повышает интерес и мотивацию учащихся к изучению такого сложного предмета как иностранный язык. Опыт педагогов, описанный в данной работе, представляет практическую ценность для учителей иностранного языка, т.к. может быть использован в их работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/22/picture-43325.jpg)
Работа с текстом на уроках иностранного языка как средство формирования языковой личности.
В соответствии с формированием новой парадигмы образования, приоритетной целью воспитания и обучения выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а создание оптимальных условий для своб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-100399-1515600264.jpg)
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.
В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-81452-1614185426.jpg)
Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»
Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/01/picture-261407-1370055807.jpg)
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера. Подготовила: Елькина Вера Михайловна учитель МАОУСОШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711256-1447788768.png)
«Лингвострановедческий материал на уроках немецкого языка как средство развития языковой компетенции учащихся»
Данная работы выполнена по окончании курсов переподготовки и повышения квалификации по теме курса «Актуальные проблемы современного немецкого языка и культуры немецкоязычных стран» ...
Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".
Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...