Развитие математической грамотности на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

Мясищева Ольга Николаевна

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

         Направления функциональной грамотности:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное и критическое мышление.

Уроки английского языка способствуют развитию функциональной грамотности во всех её направлениях. Одним из таких направлений является развитие математической грамотности на уроке английского языка.

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математической грамотности на уроках английского языка

        «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

        Направления функциональной грамотности:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное и критическое мышление.

Уроки английского языка способствуют развитию функциональной грамотности во всех её направлениях. Одним из таких направлений является развитие математической грамотности на уроке английского языка.

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Изучение математики, решение задач, примеров развивает мышление детей, учит:

一 обобщать и выделять важное;
一 анализировать и систематизировать;
一 находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи;
一 рассуждать и делать выводы.

Учителя иностранного языка отметят, что именно эти навыки учеников нужны нам на уроке английского языка. Упражнения, которые мы используем при чтении или прослушивании текста, а также разбор грамматических правил требуют развития тех же мыслительных операций, что и решение примеров.

Формирование математической грамотности на уроках иностранного языка начинается с первых дней изучения языка, с изучения даты.

Самая распространенная  тема по формированию математической грамотности на уроках английского языка  - «Числительные». Сначала дети знакомятся с числительными от 1 до 12, затем от 13 до 100. УМК «Rainbow English» Ольги Васильевны Афанасьевой и Ирины Владимировны Михеевой предлагает следующие виды заданий по данной теме:

2 класс. Детям предлагается послушать, как звучат английские числительные и  догадаться, какие числа написаны словами.

При изучении специальных вопросов, обучающимся задают вопрос «How old are you, …». В ответе используются пройденные числительные от 1до 12.  Дети должны прочитать вопрос и ответ.

Я предлагаю детям задание следующего типа:

«Узнай сколько лет ребятам из 1-4 классов нашей школы и запиши их имена рядом с числительным»

six_____________

seven___________

eight___________

nine____________

ten_____________

eleven__________

twelve__________

При описании себя или своего товарища ученики используют числительные, говоря о возрасте, о классе обучения, о номере дома или квартиры, о номере телефона.

Одно из заданий, которое я использую на уроке в 4-5 классах следующее:

«Узнай номера телефонов своих родных, друзей, одноклассников, оформи страничку блокнота. Каждую цифру в номере телефона запиши словом»

My phone numbers

mom

8-910-123-45-67

Eight – nine- one – zero – one- two – three – four – five – six - seven

dad

8-919-999-56-87

grandma

8-920-567-78-43

grandpa

8-960-567-34-76

sister

8-951-643-91-25

brother

8-999-981-28-38

Изучение множественного числа имен существительных позволяет использовать задания для развития математической грамотности. Дети не только называют предметы во множественном числе, но и указывают их количество. (Step 50, 51, 52, 53, 54 учебник 2 класс)

Во 2 классе  есть задание, где детям из множества предметов предлагается найти и назвать диких животных, домашних животных, насекомых, транспортные средства, предметы красного цвета, предметы зеленого цвета, предметы мебели  и т.д. В таких заданиях я не только прошу найти и назвать предметы, а еще прошу сказать, сколько таких предметов на картинке.

Или, например, в задании детям необходимо соединить слова по смыслу. Я спрашиваю, сколько пар слов получилось, работая над быстрым счетом. Такие задания на быстрый счет можно включать практически в каждый урок.

Например, в задании необходимо описать настроение детей (Упр. 5 стр. 81).  Я же сначала прошу сказать, сколько учеников в  классе. По окончании выполнения упражнения, прошу сказать, сколько детей сегодня с хорошим настроением, а сколько детей грустят. Такие упражнения в счете помогают  развивать вычислительный навык, а значит заставлять ребенка постоянно себя контролировать и отдавать отчет в правильности каждого действия

 Работать над счетом помогают  также математические примеры:

six + one = ________

eight + two = ________

four + four =_________

nine – six = _________

ten – five = _________

eleven – four = _______

seven – one = _______

Сначала мы записываем примеры словами, дети считают их и в ответе тоже пишут слово. Затем можно усложнить задачу и писать цифрами, дети должны посчитать и написать ответ словом.

6+5 = _________

4+7 = _________

11 – 3 =________

10 – 4 = _______

Можно одно слагаемое писать цифрой, второе словом и сумму либо цифрой, либо словом; можно уменьшаемое (вычитаемое) писать цифрой, а вычитаемое (уменьшаемое) словом и разность либо цифрой, либо словом. В последующем простые числительные мы заменяем на сложные, двусоставные. Можно добавить примеры на деление и умножение.

В любом случае эти задания очень интересны детям. Работа с ними ведет не только к закреплению  вычислительных навыков, но  и к развитию четкой, внятной речи при  произношении числительных.

На уроках я использую рифмовки для изучения числительных. Известно, что заучивание коротких стихотворений не требует от детей больших усилий, а интерес к изучению иностранного языка возрастает, лексика активизируется.

One, one, one. Sleep well my son.

Two, two, two. How old are you?

Three, three, three. A cherry in your tree.

Four and five. Kiss little Clive.

Seven and eight. What is in your plate?

Nine and ten. Be good, my son Ben!

My name is Bun

I am one.

My name is Fru.

I am two.

My name is Free.

I am three.

My name is To.

I am four.

My name is Krive.

I am five.

My name is Tix.

I am six.

My name is Kevin.

I am seven.

My name is Kate.

I am eight.

My name is Tine.

I am nine.

My name is Ben.

I am ten.

Hands up! Hands down.

Hands hips, sit down.

Hands up to the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop.

One, two, three, stop.

Stand still!

В 3-4 классах для изучения дается тема «Время. Часы». Авторы   предлагают задания на соотнесения услышанного времени и картинки с часами. Также ученикам необходимо сказать, что в определенное время делают дети, или они сами, или их знакомые. Усложняется рассказ о себе: учащиеся говорят, что они делают утром, вечером, после школы, используя терминологию «времени». При описании режима дня мы делаем отступления: в какое время надо выйти из дома, чтобы не опоздать на уроки; в какое время надо садиться за уроки, чтобы осталось время на хобби; в какое время надо ложиться спать, чтобы сон длился не менее 8 часов. Все эти задания помогают детям решать повседневные задачи, выполняя математические  расчеты.

В 3-4 классах я продолжаю работать над вычислительными навыками, заставляя детей считать предметы практически на каждом уроке.

Примеры на вычисление теперь выглядят следующим образом:

 6 min + 4 min = ________min

10 min + 5 min = ________min

12 min + 8 min = ________min

15 min + 15 min = ________min

19 min + 11 min = ________min

25 min + 8 min = ________min

далее идут такие задачи:
15 min + 15 min = _____ min = _______ an hour
60 min = ______ hour
60 min + 30 min = ______ min = ___ hour _____ min

Есть примеры, где детям предлагают найти пример с правильным ответом и прочитать их.

7 + 14 = 20 / 7 + 14 = 21

40 + 20 = 59 / 40 + 20 = 60

37 + 5 = 42 / 37 + 5 = 43

8 + 19 = 27 / 8 + 19 = 26

3 + 78 = 81 / 3 + 79 = 82

43 + 57 = 99 / 43 + 57 = 100

Использовать числительные можно при ответах на вопросы: Сколько дней в неделе?, Сколько пальцев у тебя на руках и ногах?, Сколько месяцев  в году?, Какое число считается несчастливым?, В каком возрасте в нашей стране обычно получают паспорт?, Сколько дней в январе, марте, ноябре? и др. Данные вопросы помогают ребенку понять роль математики в нашем мире. Дети убеждаются, что жить без элементарных математических знаний невозможно.

В 3-4 классах УМК «Rainbow English» предлагает много веселых песенок  и рифмовок, связанных со счетом, с числительными, временем: «One Cat, Two Cats», «Can You?»,  «The Telephone Number Song», «The Happy Birthday Song» и др.

Интересна для развития математического представления о мире тема «At Home», где можно познакомить детей с геометрическими фигурами и начертаниями таких фигур. Выполняя проект «My Room», ученики схематично изображают свою комнату, используя различные геометрические фигуры. Такое же задание они могут выполнить, изобразив свою классную комнату. Разнообразить такие упражнения мне помогают «сложные» геометрические фигуры. Я прошу детей пофантазировать и, используя  квадрат, прямоугольник, овал, круг, полушарие, конус, цилиндр, многоугольники, нарисовать, как может выглядеть наш класс или комната ребенка. Многие дети не имеют своих собственных комнат, поэтому здесь их фантазия разнообразна. И, конечно же, это задание развивает пространственное мышление, кругозор и ориентацию в пространстве.

Выполнять несложные математические расчеты и применять их в жизни нам помогают уроки, на которых детям предлагается сходить в магазин, ресторан, кафе, купить билет для путешествия или оплатить проезд в такси или автобусе. В данных ситуациях дети учатся правильно произносить числительные, склонять их в устной и письменной форме.

Развивать математическую грамотность мы можем не только на уроках, но и во внеурочное время. Цифровой образовательный контент позволяет нам использовать разнообразные образовательные платформы. У ребенка есть возможность заниматься в свободное от уроков время.

На  платформах учи.ру,  skysmart в разделе уроков по иностранному языку есть большое количество заданий для развития математической грамотности.

Разноуровневые интерактивные игры на формирование математической грамотности можно найти на сайте https://www.abcya.com. В разделе «Games by Subject»  есть математические игры, которые предлагают «исследовать десятки веселых и познавательных занятий, чтобы попрактиковаться в умножении, делении, сложении, вычитании и многом другом».

Сервис  https://www.liveworksheets.com/worksheets/en/Mathт  предлагает большое разнообразие рабочих листов по математике, онлайн-занятий, бесплатных интерактивных упражнений для практики, которые можно выполнять  онлайн или загружать в формате pdf для печати.

Интерактивные часы  https://www.roomrecess.com/Tools/InteractiveClock/play.html помогают в изучении времени. Дети могут самостоятельно двигать стрелки, а затем проверить время с помощью цифровых показаний. Работу над закреплением времени можно проводить, позволяя детям двигать минутную стрелку на 5 минут, на 15 минут, на 30 минут.  Дети «чувствуют», как двигается время. Эта же страница предоставляет бесплатные онлайн-математические игры  с широким спектром математических заданий и понятий чисел. Эти математические игры помогают укрепить важные образовательные навыки по вычислению, по геометрии, по дробям, по округлению, по решению задач и многому другому.

В данной статье я раскрыла, как использование математических знаний делает интересным и познавательным процесс изучения английского языка. Когда дети увлечены процессом обучения, то ожидаем высокий результат при изучении определенных тем. И главное — ученики будут развивать математическую грамотность посредством иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...