Статья по теме: Научный текст на уроках английского языка
презентация к уроку по английскому языку (8 класс)

Осипова Ольга Валерьевна

Роль науки и техники в материальной и интеллектуальной жизни общества велика. Дальнейшее развитие науки и техники не может происходить без широкого обмена научно-технической информацией между людьми, говорящими на разных языках. Сегодняшнему специалисту необходимо постоянно следить за тем новым, что появляется за рубежом в науке и технике, поэтому приобщаться к гой работе следует со школьного возраста, так как именно сегодняшним школьникам предстоит в ближайшем будущем осуществлять научно-технический прогресс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_9.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова О. В.,

учитель английского и немецкого языка

средней общеобразовательной школы №45,

г. Петрозаводск

НАУЧНО-ПОПУГIЯРНЬ1Й ТЕКСТ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Роль науки и техники в материальной и интеллектуальной жизни общества велика. Дальнейшее развитие науки и техники не может происходить без широкого обмена научно-технической информацией между людьми, говорящими на разных языках. Сегодняшнему специалисту необходимо постоянно следить за тем новым, что появляется за рубежом в науке и технике, поэтому приобщаться к гой работе следует со школьного возраста, так как именно сегодняшним школьникам предстоит в ближайшем будущем осуществлять научно-технический прогресс.

Использование на уроке английского языка научно-популярных текстов помогает установить прочные межпредметные связи, развивает познавательный интерес учащихся, подготавливает школьников к успешному обучению в вузах.

В настоящее время чтению научно-популярных текстов уделяется недостаточно внимания. В основном ученики разбирают художественные тексты иностранных авторов, однако для подготовки человека, успешного в профессиональной деятельности, следует работать над текстами различных стилей.

Для того чтобы успешно работать с научно-популярными текстами, нужно хорошо представлять себе их композицию. У таких текстов чаще всего четкая композиция: они имеют вступление, где дается тезис, краткая характеристика описываемого предмета или явления; основная часть, в которой происходит развертывание главного текста, и заключение. Четкая композиция способствует лучшему восприятию текста.

Важнейшим организующим элементом любого научно-популярного текста является его заголовок. Название отражает суждение автора текста о помещенной в нем информации, оно в концентрированной форме передает основную тему текста. В методическом плане заголовок является первым смысловым ориентиром в ра6оi над ним.

Рассмотрев композиционную организацию научно-популярного текста, перейдем к характеристике тех языковых средств, которые (<закрепила» за собой научно-популярная литература. Ими являются, в первую очередь, такие элементы лексического состава языка, как научно-техническая терминология, а также определенные синтаксические структуры. Сегодня среди лингвистов преобладает точка зрения, что термин это лексическая единица, которая используется для наименования специфического для данной науки Понятия и характеризуется Постоянной связью с фиксирующим его значение определением этого понятия, то есть выполняется номинативно-дефинитивную функцию.

Роль терминов науки и техники в современном знании велика, Неуклонно ускоряющийся научно-технический прогресс влечет за собой рост Потока информации и ведет к возникновению новых отраслей знания, новых понятий, предметов, процессов. Происходит массовое возникновение терминов.

Специфика научно-популярного изложения заключается в том, что авторы знакомят нас со всей совокупностью знаний - и научных, и технических. Поэтому при работе с этими текстами следуеет уделять особое внимание адекватному переводу терминов, подбору информации о явлении, предмете, процессе или веществе, которое обозначает термин.

Среди смысловых элементов научно-популярного текста синтаксические структуры играют не менее важную роль, чем лексические элементы.

С точки зрения синтаксиса, английские научно-Популярные тексты любой степени сложности — это тексты простой цепочечной последовательности, представляющие собой ряд постепенно (линейно) разворачивающихся высказываний Преобладает два вида предложений: простое распространенное и сложноподчиненное

Простые предложения очень емкие, они являются носителями большого понятийного содержания. Сложноподчиненные предложения помогают полнее и глубже охарактеризовать описываемый объект, выразить взаимосвязанные сложные мыслительные операции. Задания по снятию лексических и грамматических трудностей могут быть сформулированы на английском языке, начиная с пятого класса. Эти упражнения рекомендуется проводить фронтально вслух. Задания, контролирующие понимание содержания прочитанного представляет собой, как правило, составленные учителем вопросы к тексту. Однако ответы учащихся на эти вопросы еще не свидетельствуют об их умении извлекать из текста нужную содержательную информацию. Часто такие задания выполняются формально, механически, за счет хорошей зрительной памяти и хороших имитационных способностей. Трудность же, а подчас и невозможность проверить понимание иноязычного текста заключается в том, что понимание есть результат внутренней мыслительной деятельности индивида и может не иметь никакого выражения. Поэтому в качестве приемов контроля понимания прочитанного следует привлекать задания с элементами смысловых задач, анализа содержания.

Важным вопросом при работе с научно-популярными текстами твляется критерии их отбора. Во-первых, важной характеристикой научно-популярного текста для чтения является его доступность и посильность. Слишком сложные тексты могут понизить уровень мотивации учеников. Во-вторых, содержание текста, проблема, которая в нем поднимается, должны быть актуальны и интересны для школьников. Выяснить склонность учеников к той или иной области знания можно с помощью анкеты, опроса или беседы с учителями-предметниками. В-третьих, текст не должен быть слишком длинным, особенно важно это учесть на начальном этапе работы с ним.

Приведем пример научно-популярного текста для 10-11 классов «The chemistry of love» из журнала “Science” и примеры заданий к нему

(Перед чтением текста следует дать на дом задание — перевести термины и выяснить, что это за вещества).

1. Введение в тему.

Работа с заголовком. Учащимся предлагается посмотреть надназвание текста и предположить, о чем он может быть.

2. Лексический разбор текста. Проверка домашнего задания.

3. Лексико-стилистический разбор текста. Просим найти слова, употребленные в переносном значении и ответить на вопрос, какова их роль в тексте. 4. Грамматический разбор текста.

Ученики находят предложения с употреблением пассивного залога, Present Perfect.

5. Синтаксический разбор. Ученики определяют типы предложений и характеризуют их (сложные или простые, сложноподчиненные или сложноподчиненные).

б. Контроль понимания текста

  • Учащиеся ищут информацию в тексте, с которой согласны/ не согласны.
  • В своей профессиональной деятельности мы чаще всего имеем о с научно-популярными и научными текстами, поэтому необходимо как можно раньше развить умение учащихся. Чтение научной литературы поможет школьникам определить свой круг интересов и выбрать будущую профессию. Они получат возможность увидеть знакомые предметы учебной программы в новом свете и использовать полученные знания на практике. Роль научно-популярных

текстов в жизни и развитии общества неоспорима, поэтому учите- необходимо выделять время для их чтения и анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"

Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....

Статья по теме" Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка помогает снять эмоциональное напряжение учащихся разных возрастных групп и делает урок более интересным....

статья по теме индивидуальный подход на уроках английского языка

Статья, касаема вопросов организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, а также о формах индивидуализации и дифференциации об...

Статья по теме: "Формы работы на уроках английского языка. Что эффективнее?"

В данной статье рассмотрены преимущества групповой формы работы на уроках английского языка. Роль такой формы работы в системе обучения иностранному языка: стимулировать самостоятельную активность уча...

статья по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Данная статья характеризует возможности использования ИКТ при преподавании английского языка....

Статья на тему : "Метод проектов на уроках английского языка в техникуме"

Каждый учитель иностранного языка представляет себе, какой долгий путь необходимо пройти учащемуся и его учителю, прежде чем будет реализована конечная цель совместной работы. Учащийся должен овладеть...

Статья на тему :" Групповое взаимодействие на уроках английского языка"

На мой взгляд, групповая форма работы на уроках английского языка - это эффективный способ повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. В процессе групповой работы совершенствуются навы...