Программа наставничества (учитель - ученик)
материал по английскому языку (5, 6, 7, 9 класс)

Шлык Людмила Ивановна

Программа наставничества нацелена на обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_angl_yaz.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Уношевская ООШ

Программа наставничества

учитель – ученик

направление – английский язык

Составила:

Шлык Л.И.,,

учитель английского языка

2024 г.

Пояснительная записка

Персонализированная программа наставничества отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Программа  разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» на основе Положения о  целевой модели наставничества в МБОУ Уношевская ООШ.

                Данная персонализированная программа нацелена на обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию.

Наставник  – Шлык Людмила Ивановна, учитель английского языка.

Форма наставничества: «учитель-ученик» (взаимодействие «учитель – пассивный ученик»).

Вид наставничества – групповое наставничество.

        Цель программы: повышение мотивации к учебной деятельности и улучшение образовательных результатов обучающихся, ликвидация пробелов у учащихся в процессе обучения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи:

  1. Помощь в реализации потенциала каждому обучающемуся, создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
  2. Улучшение образовательных, творческих результатов;
  3. Пробуждение природной любознательности, развитие гибких навыков и метакомпетенций;
  4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
  5. Создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к пассивному ученику;
  6. Вовлечение в общественную деятельность, проводимую в школе;
  7. Воспитание нравственно-ответственного отношения к изучению английского языка, вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.

Срок реализации программы: 1 год (2024 - 2015 уч.год)

Ожидаемые результаты:

Внедрение модели наставничества позволит:

  • Создать условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, усилить внимание к каждому ученику и его развитию;
  • Создать возможности индивидуального роста;
  • Создать условия для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.
  • Снизить проблемы адаптации на новой ступени обучения и к новому предмету: психологические, организационные и социальные.

Результатом правильной организации работы наставника будет рост мотивации к

достижению положительных результатов в обучении.

Формы наставничества - способы взаимодействия         с наставляемыми:

-консультации;

-инструктаж;

-собеседование;

-занятия на образовательной онлайн-платформе Учи.ру;

-самообразование;

-контроль и оценка результатов работы;

-корректировка действий;

-совместное выполнение  заданий

Основное направление работы наставника -  помощь в учебной деятельности

Планирование различных видов дифференцируемой помощи пассивному ученику:

  1. При опросе пассивным (слабоуспевающим) школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома.
  2. Больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
  3. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  4. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  5. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  6. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  7. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  8. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования        новых         усилий,         отмечаются         типичные         затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  9. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится индивидуальная консультация, подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Признаки отставания в учебной деятельности:

•ученик не может сказать, в чем заключается трудность;

•не задает вопросов по существу изучаемого материала;

•не активен, отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, преодоление трудностей, напряжение мысли;

•не может дать оценки своей работе, не контролирует себя;

•не может воспроизвести основные понятия и определения.

Способы выявления причин  неуспеваемости:

•Анализ обучающих самостоятельных работ;

•Наблюдение за способами деятельности ученика на уроке;

•Беседа с учащимся по поводу возникших трудностей в усвоении материала.

Коррекция неуспеваемости:

•Устранение главной причины

•Устранение сопутствующих причин

•Создание благоприятной обстановки

•Личностно ориентированное воспитание

•Индивидуальный подход

•Помощь класса

•Помощь более сильного товарища

•Сотрудничество с семьей

•Дополнительные развивающие занятия

•Отказ от завышенных требований

•Достижение успеха через сопутствующие виды деятельности

План мероприятий под руководством наставника

п/п

Проект, задание

Срок

Планируемый результат

Фактический результат

Раздел 1. Анализ  трудностей и способы их преодоления

1.1.

Провести анкетирование на определение мотивов учения (Приложение 1)

сентябрь

Определён уровень учебной мотивации для выбора направления развития обучающегося

1.2.

Провести диагностику по выявлению трудностей в усвоении учебного материала

сентябрь

Проведена диагностика,

определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития

1.3.

Определить «зону ближайшего развития»

сентябрь

Осознание обучающимися своих сильных и слабых сторон, определение вектора развития

1.4

Привлечь  родителей наставляемых к участию в программе наставничества

сентябрь

Родители наставляемых дают согласие на участие в программе наставничества. Знакомятся с правами и обязанностями участников программы

1.5.

Разработать меры по преодолению трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2.

сентябрь

Разработаны меры по преодолению трудностей.

Составлен образовательный маршрут  

Раздел 2. Направления  развития ученика

2.1.

Устранение индивидуальных пробелов в знаниях, выявленных  при выполнении самостоятельных, проверочных и контрольных работ («зона ближайшего развития»)

Сентябрь - май

Сформированы способности устранения  пробелов в усвоении учебного материала

2.2.

Организация работы по саморазвитию. Выполнение посильных заданий с постепенным усложнением

Сентябрь - май

Повышение уровня саморазвития. Рост динамики от занятия к занятию        

2.3.

Создание условий для включения обучающихся в контрольно-оценочную деятельность

Сентябрь - май

Повышение познавательной активности обучающихся

2.4.

Привлечение  к использованию дополнительной литературы,  в том числе Интернет

Сентябрь - май

Развитие  кругозора

2.5.

Осуществление контроля за качественным выполнением домашнего задания по предметам

Сентябрь - май

Повышение самостоятельности и качества выполнения домашнего задания

2.6

Привлечение наставляемых к участию в различных конкурсах, олимпиадах

Сентябрь - май

Развитие индивидуальных способностей;

повышение самооценки

2.7

Работа с родителями:

1.Своевременное информирование об успеваемости обучающихся;

2.Рекомендации по осуществлению родительского контроля в ходе выполнения ребёнком домашнего задания (Приложение 2)

Сентябрь - май

Родители вовлечены в образовательный процесс. Организован систематический родительский контроль.

Раздел 3. Содержание учебного материала

по восполнению пробелов в знаниях

3.1

Контроль за изучением наставляемыми теоретического учебного материала (правила, алгоритмы, словарные слова и т.д.)

 

Сентябрь - май

Восполнение пробелов в знаниях, необходимых для самостоятельного решения образовательных задач

3.2

Изготовление карточек-информаторов,

карточек-помощников, карточек с образцами решений, памяток и т.д. для лучшего запоминания материала

Сентябрь -май

Развитие умения извлекать и фиксировать нужную информацию в разных формах и при необходимости быстро её применять.

3.3

Развитие навыков самоконтроля при выполнении различных заданий

Сентябрь - май

Повышена мотивация к саморегуляции и саморазвитию

3.4

Выполнение работы над ошибками (К/р, П/р, С/р, диктанта)…

Фиксация результатов в листах достижений (Приложение 3)

Сентябрь - май

Своевременная ликвидация  пробелов в знаниях и навыках детей;

сформированность  умений систематизировать, обобщать и закреплять полученные знания

3.5

Осуществление контроля за выполнением индивидуального образовательного маршрута

Сентябрь - май

Сформированность навыков саморазвития, повышение мотивации к обучению

3.6

Использование образовательной онлайн-площадки Учи.ру для повышения уровня достижения образовательных результатов

Сентябрь - май

Развитие познавательной активности, самостоятельности

3.7

Подготовка обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах

Сентябрь - май

Развитие индивидуальных способностей;

повышение самооценки

 

Организация мониторинга:

1 этап – Подготовительный (постановка цели, определение объекта, выбор информации)

2 этап – Практический (определение направлений и отбор критериев, сбор информации, наблюдение, анализ документов, контроль ЗУН,  анкетирование, тестирование, самооценка, вывод)

3 этап - Аналитический (обработка полученной информации, систематизация информации, анализ, рекомендации)

Приложение 1

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

(Личностные УУД)

Цельизучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»

1.

Как ты чувствуешь себя в школе?

а) мне в школе нравится;

б) мне в школе не очень нравится;

в) мне в школе не нравится

2.

С каким настроением ты идешь утром в школу?

а) с хорошим настроением;

б) бывает по-разному;

в) чаще хочется остаться дома

3.

Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

а) пошел бы в школу;

б) не знаю;

в) остался бы дома

4.

Как ты относишься к тому, что у вас  отменяют уроки?

а) мне не нравится, когда отменяют уроки;

б) Бывает по-разному;

в) мне нравится, когда отменяют уроки

5.

Как ты относишься к домашним заданиям?

а) я хотел бы, чтобы домашние задания были;

б) не знаю, затрудняюсь ответить;

в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было

6.

Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

а) нет, не хотел бы;

б) не знаю;

в) да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены

7.

Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

а) рассказываю часто;

б) рассказываю редко;

в) вообще не рассказываю

8.

Как ты относишься к своему классному руководителю?

а) мне нравится наш классный руководитель;

б) не знаю, затрудняюсь ответить;

в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9.

Есть ли у тебя друзья в классе?

а) у меня много друзей;

б) у меня мало друзей;

в) у меня нет друзей в классе

10

Как ты относишься к своим одноклассникам?

а) мне нравятся мои одноклассники;

б) мне не очень нравятся мои одноклассники;

в) мне не нравятся мои одноклассники

Бланк ответов анкеты мотивации

Обработка результатов

1.    а.  б.  в.

2.     а.  б.  в.

3.    а.  б.  в.

4.    а.  б.  в.

5.   а.  б.  в.

6.    а.  б.  в.

7.     а.  б.  в.

8.    а.  б.  в.

9.    а.  б.  в.

10.  а.  б.  в.

 Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
  • нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
  • ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Оценка результатов: Общая сумма баллов делит мотивацию к обучению на уровни:

Высокий уровень - 25 - 30 баллов.

Хорошая школьная мотивация (в/сред)- 20 – 24 балла.

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами (средний) - 15 – 19 баллов.

Низкая школьная мотивация - 10 – 14 баллов.

Негативное отношение к школе - 10 и меньше.

Приложение 2

Советы родителям слабоуспевающих учеников:

•Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;

•Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;

•Поддерживайте дома четкий распорядок дня;

•Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;

•Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;

•Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;

•Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и прочее).

2.   Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и другое).

4.  Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика,    проверка всех домашний заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и другое).

5.  Различные формы взаимопомощи.

6.  Дополнительные занятия учителя с учеником

Приложение 3

Технологическая карта мониторинга универсальных учебных действий

по английскому языку

№ п/п

ФИ

Объекты контроля

Активность на уроке

Готовность к уроку

Домашняя работа

Лексико-грамма

тические задания

говорение

фонетика

аудирование

чтение

Письменные работы

Итоговый средний балл

устно

письменно

1.

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Наставничества Учитель_ ученик"

Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требования...

Программа наставничества "Учитель-ученик"

Программа наставничества "Учитель-ученик"....

Программа наставничества учитель-ученик «Путь к успеху»

Цель: раскрыть и реализовать творческий потенциал   каждого наставляемого.Задачи:1.Диагностика обучающихся, определение наставляемых. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного поте...

Программа наставничества (учитель - ученик) на 2023-2024 уч год

Программа наставничества (учитель - ученик) на 2023-2024 уч год является частью работы с одаренными детьми в курсе изучения английского языка в общеобразовательной школе Станкевич Татья...

Программа наставничества «Учитель-ученик» на 2023-2024 учебный год

Содержание программыI. Пояснительная записка1.1 Актуальность разработки программы наставничества1.2 Нормативные основы реализации программы1.3 Цель и задачи программы наставничества1.4 Срок реали...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»

В соответствии с Положением о программе наставничества в МАОУДОД «Троицкая ДХШ» разработана Персонализированная Программа наставничества «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляюща...

Персонализированная программа наставничества "Учитель - ученик с ОВЗ"

Праграммапомогает ребенку с ОВЗ поверить в свои силы и возможности. Помогает в образовании, активной социализации и продуктивном развитии. Включает наставляемого в творческую деятельность....