Программа наставничества (учитель - ученик)
материал по английскому языку (5, 6, 7, 9 класс)
Программа наставничества нацелена на обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_angl_yaz.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Уношевская ООШ
Программа наставничества
учитель – ученик
направление – английский язык
Составила:
Шлык Л.И.,,
учитель английского языка
2024 г.
Пояснительная записка
Персонализированная программа наставничества отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Программа разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» на основе Положения о целевой модели наставничества в МБОУ Уношевская ООШ.
Данная персонализированная программа нацелена на обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию.
Наставник – Шлык Людмила Ивановна, учитель английского языка.
Форма наставничества: «учитель-ученик» (взаимодействие «учитель – пассивный ученик»).
Вид наставничества – групповое наставничество.
Цель программы: повышение мотивации к учебной деятельности и улучшение образовательных результатов обучающихся, ликвидация пробелов у учащихся в процессе обучения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи:
- Помощь в реализации потенциала каждому обучающемуся, создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- Улучшение образовательных, творческих результатов;
- Пробуждение природной любознательности, развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
- Создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к пассивному ученику;
- Вовлечение в общественную деятельность, проводимую в школе;
- Воспитание нравственно-ответственного отношения к изучению английского языка, вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.
Срок реализации программы: 1 год (2024 - 2015 уч.год)
Ожидаемые результаты:
Внедрение модели наставничества позволит:
- Создать условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, усилить внимание к каждому ученику и его развитию;
- Создать возможности индивидуального роста;
- Создать условия для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.
- Снизить проблемы адаптации на новой ступени обучения и к новому предмету: психологические, организационные и социальные.
Результатом правильной организации работы наставника будет рост мотивации к
достижению положительных результатов в обучении.
Формы наставничества - способы взаимодействия с наставляемыми:
-консультации;
-инструктаж;
-собеседование;
-занятия на образовательной онлайн-платформе Учи.ру;
-самообразование;
-контроль и оценка результатов работы;
-корректировка действий;
-совместное выполнение заданий
Основное направление работы наставника - помощь в учебной деятельности
Планирование различных видов дифференцируемой помощи пассивному ученику:
- При опросе пассивным (слабоуспевающим) школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома.
- Больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- При опросе создаются специальные ситуации успеха.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
- При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится индивидуальная консультация, подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Признаки отставания в учебной деятельности:
•ученик не может сказать, в чем заключается трудность;
•не задает вопросов по существу изучаемого материала;
•не активен, отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, преодоление трудностей, напряжение мысли;
•не может дать оценки своей работе, не контролирует себя;
•не может воспроизвести основные понятия и определения.
Способы выявления причин неуспеваемости:
•Анализ обучающих самостоятельных работ;
•Наблюдение за способами деятельности ученика на уроке;
•Беседа с учащимся по поводу возникших трудностей в усвоении материала.
Коррекция неуспеваемости:
•Устранение главной причины
•Устранение сопутствующих причин
•Создание благоприятной обстановки
•Личностно ориентированное воспитание
•Индивидуальный подход
•Помощь класса
•Помощь более сильного товарища
•Сотрудничество с семьей
•Дополнительные развивающие занятия
•Отказ от завышенных требований
•Достижение успеха через сопутствующие виды деятельности
План мероприятий под руководством наставника
№ п/п | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат |
Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления | ||||
1.1. | Провести анкетирование на определение мотивов учения (Приложение 1) | сентябрь | Определён уровень учебной мотивации для выбора направления развития обучающегося | |
1.2. | Провести диагностику по выявлению трудностей в усвоении учебного материала | сентябрь | Проведена диагностика, определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития | |
1.3. | Определить «зону ближайшего развития» | сентябрь | Осознание обучающимися своих сильных и слабых сторон, определение вектора развития | |
1.4 | Привлечь родителей наставляемых к участию в программе наставничества | сентябрь | Родители наставляемых дают согласие на участие в программе наставничества. Знакомятся с правами и обязанностями участников программы | |
1.5. | Разработать меры по преодолению трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2. | сентябрь | Разработаны меры по преодолению трудностей. Составлен образовательный маршрут | |
Раздел 2. Направления развития ученика | ||||
2.1. | Устранение индивидуальных пробелов в знаниях, выявленных при выполнении самостоятельных, проверочных и контрольных работ («зона ближайшего развития») | Сентябрь - май | Сформированы способности устранения пробелов в усвоении учебного материала | |
2.2. | Организация работы по саморазвитию. Выполнение посильных заданий с постепенным усложнением | Сентябрь - май | Повышение уровня саморазвития. Рост динамики от занятия к занятию | |
2.3. | Создание условий для включения обучающихся в контрольно-оценочную деятельность | Сентябрь - май | Повышение познавательной активности обучающихся | |
2.4. | Привлечение к использованию дополнительной литературы, в том числе Интернет | Сентябрь - май | Развитие кругозора | |
2.5. | Осуществление контроля за качественным выполнением домашнего задания по предметам | Сентябрь - май | Повышение самостоятельности и качества выполнения домашнего задания | |
2.6 | Привлечение наставляемых к участию в различных конкурсах, олимпиадах | Сентябрь - май | Развитие индивидуальных способностей; повышение самооценки | |
2.7 | Работа с родителями: 1.Своевременное информирование об успеваемости обучающихся; 2.Рекомендации по осуществлению родительского контроля в ходе выполнения ребёнком домашнего задания (Приложение 2) | Сентябрь - май | Родители вовлечены в образовательный процесс. Организован систематический родительский контроль. | |
Раздел 3. Содержание учебного материала по восполнению пробелов в знаниях | ||||
3.1 | Контроль за изучением наставляемыми теоретического учебного материала (правила, алгоритмы, словарные слова и т.д.)
| Сентябрь - май | Восполнение пробелов в знаниях, необходимых для самостоятельного решения образовательных задач | |
3.2 | Изготовление карточек-информаторов, карточек-помощников, карточек с образцами решений, памяток и т.д. для лучшего запоминания материала | Сентябрь -май | Развитие умения извлекать и фиксировать нужную информацию в разных формах и при необходимости быстро её применять. | |
3.3 | Развитие навыков самоконтроля при выполнении различных заданий | Сентябрь - май | Повышена мотивация к саморегуляции и саморазвитию | |
3.4 | Выполнение работы над ошибками (К/р, П/р, С/р, диктанта)… Фиксация результатов в листах достижений (Приложение 3) | Сентябрь - май | Своевременная ликвидация пробелов в знаниях и навыках детей; сформированность умений систематизировать, обобщать и закреплять полученные знания | |
3.5 | Осуществление контроля за выполнением индивидуального образовательного маршрута | Сентябрь - май | Сформированность навыков саморазвития, повышение мотивации к обучению | |
3.6 | Использование образовательной онлайн-площадки Учи.ру для повышения уровня достижения образовательных результатов | Сентябрь - май | Развитие познавательной активности, самостоятельности | |
3.7 | Подготовка обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах | Сентябрь - май | Развитие индивидуальных способностей; повышение самооценки
|
Организация мониторинга:
1 этап – Подготовительный (постановка цели, определение объекта, выбор информации)
2 этап – Практический (определение направлений и отбор критериев, сбор информации, наблюдение, анализ документов, контроль ЗУН, анкетирование, тестирование, самооценка, вывод)
3 этап - Аналитический (обработка полученной информации, систематизация информации, анализ, рекомендации)
Приложение 1
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
(Личностные УУД)
Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»
1. | Как ты чувствуешь себя в школе? | а) мне в школе нравится; б) мне в школе не очень нравится; в) мне в школе не нравится |
2. | С каким настроением ты идешь утром в школу? | а) с хорошим настроением; б) бывает по-разному; в) чаще хочется остаться дома |
3. | Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? | а) пошел бы в школу; б) не знаю; в) остался бы дома |
4. | Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? | а) мне не нравится, когда отменяют уроки; б) Бывает по-разному; в) мне нравится, когда отменяют уроки |
5. | Как ты относишься к домашним заданиям? | а) я хотел бы, чтобы домашние задания были; б) не знаю, затрудняюсь ответить; в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было |
6. | Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? | а) нет, не хотел бы; б) не знаю; в) да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены |
7. | Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? | а) рассказываю часто; б) рассказываю редко; в) вообще не рассказываю |
8. | Как ты относишься к своему классному руководителю? | а) мне нравится наш классный руководитель; б) не знаю, затрудняюсь ответить; в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель. |
9. | Есть ли у тебя друзья в классе? | а) у меня много друзей; б) у меня мало друзей; в) у меня нет друзей в классе |
10 | Как ты относишься к своим одноклассникам? | а) мне нравятся мои одноклассники; б) мне не очень нравятся мои одноклассники; в) мне не нравятся мои одноклассники |
Бланк ответов анкеты мотивации
Обработка результатов
1. а. б. в. | 2. а. б. в. | 3. а. б. в. | 4. а. б. в. | 5. а. б. в. |
6. а. б. в. | 7. а. б. в. | 8. а. б. в. | 9. а. б. в. | 10. а. б. в. |
Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
- ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Оценка результатов: Общая сумма баллов делит мотивацию к обучению на уровни:
Высокий уровень - 25 - 30 баллов.
Хорошая школьная мотивация (в/сред)- 20 – 24 балла.
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами (средний) - 15 – 19 баллов.
Низкая школьная мотивация - 10 – 14 баллов.
Негативное отношение к школе - 10 и меньше.
Приложение 2
Советы родителям слабоуспевающих учеников:
•Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
•Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;
•Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
•Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
•Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;
•Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
•Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и прочее).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и другое).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашний заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и другое).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия учителя с учеником
Приложение 3
Технологическая карта мониторинга универсальных учебных действий
по английскому языку
№ п/п | ФИ | Объекты контроля | ||||||||||
Активность на уроке | Готовность к уроку | Домашняя работа | Лексико-грамма тические задания | говорение | фонетика | аудирование | чтение | Письменные работы | Итоговый средний балл | |||
устно | письменно | |||||||||||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Наставничества Учитель_ ученик"
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требования...
Программа наставничества "Учитель-ученик"
Программа наставничества "Учитель-ученик"....
Программа наставничества учитель-ученик «Путь к успеху»
Цель: раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого наставляемого.Задачи:1.Диагностика обучающихся, определение наставляемых. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного поте...
Программа наставничества (учитель - ученик) на 2023-2024 уч год
Программа наставничества (учитель - ученик) на 2023-2024 уч год является частью работы с одаренными детьми в курсе изучения английского языка в общеобразовательной школе Станкевич Татья...
Программа наставничества «Учитель-ученик» на 2023-2024 учебный год
Содержание программыI. Пояснительная записка1.1 Актуальность разработки программы наставничества1.2 Нормативные основы реализации программы1.3 Цель и задачи программы наставничества1.4 Срок реали...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
В соответствии с Положением о программе наставничества в МАОУДОД «Троицкая ДХШ» разработана Персонализированная Программа наставничества «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляюща...
Персонализированная программа наставничества "Учитель - ученик с ОВЗ"
Праграммапомогает ребенку с ОВЗ поверить в свои силы и возможности. Помогает в образовании, активной социализации и продуктивном развитии. Включает наставляемого в творческую деятельность....