Персонализированная программа наставничества "Учитель - ученик с ОВЗ"
консультация

Праграммапомогает ребенку с ОВЗ поверить в свои силы и возможности. Помогает в образовании, активной социализации и продуктивном развитии. Включает наставляемого в творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_uchitel-uchenik_s_ovz.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

 казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

_______________________________________________________

     

ПРИНЯТО

Советом методического объединения

школы-интерната

Протокол №           от         .2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы-интерната

                 от 30.09.2024 г. № 646139

 

Персонализированная программа наставничества  

на 2024/2025 учебный год

 

2024 г.

Пояснительная записка

Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания способных или даровитых детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

Проблема особенно актуальна в связи с реализацией ФГОС.

 Даровитому ребенку с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) необходим наставник, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения.

 Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» - как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний способствующая  быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

Программа направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа наставничества «Учитель – ученик с ОВЗ» разработана в соответствии с «Целевой моделью наставничества», в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка». 

Программа так же реализуется при обучении с применением дистанционных технологий, руководствуясь приказом об утверждении положения № 108 от 20.03.2020 об организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.

Срок реализации программы рассчитан на 9 месяцев с 02.09.2024 г. по 31 мая 2025 г.  текущего 2024-2025 учебного года.    

Цель -  педагогическая и психологическая поддержка раскрытия личностного потенциала, развития художественно – творческих способностей, эстетической культуры наставляемого необходимых для успешной личной самореализации, а так же создание условий для формирования эффективных жизненных ориентиров необходимых для самоопределения и дальнейшей социализации.

Задачи:

  1. Расширение музыкального и литературного кругозора  обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), воспитание чувства сопричастности к прекрасному;
  2. коррекция эмоционального состояния наставляемого и раскрытие личностного потенциала, коммуникационных, творческих навыков и метакомпетенций;
  3. получение им посильного дополнительного музыкального образования с возможностями для участия в конкурсах, выступление на сцене;
  4. повышение мотивации к самостоятельному общению с музыкой и самообразование;
  5. развитие особых психических процессов (восприятие, память, внимание) и музыкально-певческих данных;
  6. формирование ценностных, жизненных ориентиров и разносторонняя поддержка обучающегося как подготовка для самостоятельной, осознанной и социально - продуктивной деятельности в современном мире.

Содержание деятельности:

Подбор диагностических материалов и проведение диагностики для определения интересов, возможностей наставляемого  по учебному предмету «музыка».

Овладение, в доступной форме для наставляемого, видами музыкальной деятельности. Нарастание сложности познавательного материала от полученных знаний до применения их в повседневной жизни.

Оказание комплексной поддержки, необходимой для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования в области музыкального искусства на пути социализации, взросления, в раскрытии творческих возможностей.

Сопровождение  наставляемого в образовательном пространстве через различные формы организации наставничества: практические занятия; дидактические игры и упражнения; самостоятельные тренировки по заданию педагога; работа с занимательным материалом. 

Участие в культурно - массовых мероприятиях школы – интерната; в  конкурсах, викторинах, олимпиадах, фестивалях различного уровня. Экскурсии в культурные центры города.

Ожидаемые результаты:

  1. повышение творческого потенциала и психоэмоционального фона      наставляемого;
  2. повышение интереса к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах;
  3. адаптация к детско - взрослой общности;  
  4. развитие навыков конструктивного сотрудничества с взрослыми и сверстниками в         процессе учебной, творческой деятельности;
  5. рост вовлеченности  наставляемого в жизнь школы - интерната;
  6. развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. наличие мотивации к повышению творческой активности, проявление инициативы и любознательности, работе на результат;
  8. удовлетворенность собственной деятельностью и самореализацией.

План мероприятий  

 №

Наименование мероприятий/вид работы

Форма работы

Сроки

                                            1. Подготовительный этап

Изучение документации наставляемого с целью обеспечения преемственности обучения, прогнозирование возможных трудностей и успеха. Беседа с родителями (законными представителями)

Изучение документации; беседа

 сентябрь

 

 Установление эмоционального контакта. Диагностика умений и навыков, индивидуальных возможностей, интересов наставляемого  на предмет приоритетных направлений творчества по учебному предмету «музыка». Урок – путешествие «В удивительном мире музыки»

Диагностика; собеседование, прослушивание. Выполнение заданий педагога.

Составление индивидуального плана работы по преодолению трудностей (личностных компетенций, достижение творческих результатов).

Работа с документацией

Ознакомление наставляемого с содержанием программы демонстрационными материалами, литературой,  фонотекой.

Беседа, прослушивание. Выполнение заданий педагога. Просмотр видео.

                                           2. Деятельностный этап

Музыкальная энциклопедия. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Практическое занятие. Урок-путешествие. Просмотр развивающего видео.

 В течение учебного года

Привлечение и подготовка    наставляемого к участию в творческих мероприятиях разного уровня (конкурсы, олимпиады, фестивали и т.д.)

Посещение онлайн-выставок, мастер – классы. Встреча с интересными людьми.

«Я композитор». Вокальное музицирование. Развитие певческих способностей.

Практическое занятие. Беседы об искусстве. Развивающее видео.

Занятия по музыкальной литературе и музыкальному материалу

Теоретическое занятие –путешествие. Беседа. Слушание музыкальных произведений.

Развитие чувства ритма

Практическое занятие. Самостоятельные тренировки по заданию педагога. Дидактические упражнения.

Работа над развитием  певческих навыков

Практическое занятие. Просмотр развивающих видеороликов. Упражнения.

Ритмодекломация. Основы сценического движения

Практическое занятие. Помощь. Работа с занимательным матеиалом.

Игры для развития динамического и ритмического слуха

Практическое занятие. Использование листов с упражнениями.

Репетиции

Практические занятия. Помощь. Певческие упражнения.

Выступление на празднике

Участие

ККЦК «Юность Шаима»; КИЦ; свободный театр; городские мероприятия

Экскурсия, творческие мастерские, выставки. Беседы об искусстве. Встречи с интересными людьми.

 Выступление на концерте «День открытых дверей»

Участие в культурно- массовом мероприятии

апрель

Выступление на мероприятие «Вот и стали мы на год взрослей»

Участие в культурно - массовом мероприятии

май

  КДЦ «Нефтяник»

Экскурсия, посещение мероприятий. Встреча с интересными людьми.

Октябрь, декабрь, февраль, март

 Посещение школы искусств

Экскурсия. Встреча с интересными людьми.

 Осенние каникулы

                                                         3. итоговый этап

Организация мониторинга и рефлексии эффективности обучения и развития творческих способностей. Участие в конкурсе

Мониторинг творческих умений и навыков наставляемого (опрос, анкетирование).

 май

Подведение итогов

Фотоотчет, видео

май

Планируемые результаты

Личностные ожидаемые результаты  наставляемого ученика с ОВЗ

  1. Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.
  2. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  3. Повышение успеваемости.
  4. Улучшение психоэмоционального фона.
  5. Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.
  6. Умение преодолевать вынужденную замкнутость образовательного процесса и получение представления о реальном мире, своих перспективах и способах действия.
  7. Участие наставляемого в школьных мероприятиях, творческих конкурсах различной направленности (олимпиада, фестиваль, викторины и т.д.)

Оцениваемые результаты:

  1. Повышение уровня комфорта в образовательной организации и мотивации к учёбе и освоению наук и творчества через участие в олимпиадах и творческих конкурсах.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
  3. Развитие коммуникативных компетенций, в том числе творческих выступлений.
  4. Развитие у наставляемого компетенций, необходимых для социализации в ближайшем окружении и образовательном пространстве.
  5. Формирование эстетических потребностей и ценностей.
  6. Понимание значимости своих достижений в области творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)

Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...

Персонализированная программа наставничества

Персонализированная программа работы наставника с молодым педагогом...

Макет персонализированной программы наставника

Макет персонализированной программы наставника...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «педагог-ученик (выбор профессионально-образовательного учреждения по профессии – «Кинолог»)»

Целью программы наставничества является определение наставляемого  ученицы 9 класса, в выборе профессионально-образовательного учреждения по профессии–«Кинолог»после окончания 9...

отчет о реализации персонализированной программы наставничества

Отчет о реализации персоналированной программы наставничества...

Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества (Учитель- наставник: Костюченко Н.Г.)

Дорожная карта по работе наставника с наставляемым Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специ...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»

В соответствии с Положением о программе наставничества в МАОУДОД «Троицкая ДХШ» разработана Персонализированная Программа наставничества «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляюща...