Персонализированная программа наставничества "Учитель - ученик с ОВЗ"
консультация
Праграммапомогает ребенку с ОВЗ поверить в свои силы и возможности. Помогает в образовании, активной социализации и продуктивном развитии. Включает наставляемого в творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_uchitel-uchenik_s_ovz.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
_______________________________________________________
ПРИНЯТО Советом методического объединения школы-интерната Протокол № от .2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы-интерната от 30.09.2024 г. № 646139 |
Персонализированная программа наставничества
на 2024/2025 учебный год
2024 г.
Пояснительная записка
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания способных или даровитых детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
Проблема особенно актуальна в связи с реализацией ФГОС.
Даровитому ребенку с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) необходим наставник, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения.
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» - как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний способствующая быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Программа направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа наставничества «Учитель – ученик с ОВЗ» разработана в соответствии с «Целевой моделью наставничества», в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка».
Программа так же реализуется при обучении с применением дистанционных технологий, руководствуясь приказом об утверждении положения № 108 от 20.03.2020 об организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.
Срок реализации программы рассчитан на 9 месяцев с 02.09.2024 г. по 31 мая 2025 г. текущего 2024-2025 учебного года.
Цель - педагогическая и психологическая поддержка раскрытия личностного потенциала, развития художественно – творческих способностей, эстетической культуры наставляемого необходимых для успешной личной самореализации, а так же создание условий для формирования эффективных жизненных ориентиров необходимых для самоопределения и дальнейшей социализации.
Задачи:
- Расширение музыкального и литературного кругозора обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), воспитание чувства сопричастности к прекрасному;
- коррекция эмоционального состояния наставляемого и раскрытие личностного потенциала, коммуникационных, творческих навыков и метакомпетенций;
- получение им посильного дополнительного музыкального образования с возможностями для участия в конкурсах, выступление на сцене;
- повышение мотивации к самостоятельному общению с музыкой и самообразование;
- развитие особых психических процессов (восприятие, память, внимание) и музыкально-певческих данных;
- формирование ценностных, жизненных ориентиров и разносторонняя поддержка обучающегося как подготовка для самостоятельной, осознанной и социально - продуктивной деятельности в современном мире.
Содержание деятельности:
Подбор диагностических материалов и проведение диагностики для определения интересов, возможностей наставляемого по учебному предмету «музыка».
Овладение, в доступной форме для наставляемого, видами музыкальной деятельности. Нарастание сложности познавательного материала от полученных знаний до применения их в повседневной жизни.
Оказание комплексной поддержки, необходимой для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования в области музыкального искусства на пути социализации, взросления, в раскрытии творческих возможностей.
Сопровождение наставляемого в образовательном пространстве через различные формы организации наставничества: практические занятия; дидактические игры и упражнения; самостоятельные тренировки по заданию педагога; работа с занимательным материалом.
Участие в культурно - массовых мероприятиях школы – интерната; в конкурсах, викторинах, олимпиадах, фестивалях различного уровня. Экскурсии в культурные центры города.
Ожидаемые результаты:
- повышение творческого потенциала и психоэмоционального фона наставляемого;
- повышение интереса к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах;
- адаптация к детско - взрослой общности;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе учебной, творческой деятельности;
- рост вовлеченности наставляемого в жизнь школы - интерната;
- развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- наличие мотивации к повышению творческой активности, проявление инициативы и любознательности, работе на результат;
- удовлетворенность собственной деятельностью и самореализацией.
План мероприятий
№ | Наименование мероприятий/вид работы | Форма работы | Сроки |
1. Подготовительный этап | |||
Изучение документации наставляемого с целью обеспечения преемственности обучения, прогнозирование возможных трудностей и успеха. Беседа с родителями (законными представителями) | Изучение документации; беседа | сентябрь
| |
Установление эмоционального контакта. Диагностика умений и навыков, индивидуальных возможностей, интересов наставляемого на предмет приоритетных направлений творчества по учебному предмету «музыка». Урок – путешествие «В удивительном мире музыки» | Диагностика; собеседование, прослушивание. Выполнение заданий педагога. | ||
Составление индивидуального плана работы по преодолению трудностей (личностных компетенций, достижение творческих результатов). | Работа с документацией | ||
Ознакомление наставляемого с содержанием программы демонстрационными материалами, литературой, фонотекой. | Беседа, прослушивание. Выполнение заданий педагога. Просмотр видео. | ||
2. Деятельностный этап | |||
Музыкальная энциклопедия. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Практическое занятие. Урок-путешествие. Просмотр развивающего видео. | В течение учебного года | |
Привлечение и подготовка наставляемого к участию в творческих мероприятиях разного уровня (конкурсы, олимпиады, фестивали и т.д.) | Посещение онлайн-выставок, мастер – классы. Встреча с интересными людьми. | ||
«Я композитор». Вокальное музицирование. Развитие певческих способностей. | Практическое занятие. Беседы об искусстве. Развивающее видео. | ||
Занятия по музыкальной литературе и музыкальному материалу | Теоретическое занятие –путешествие. Беседа. Слушание музыкальных произведений. | ||
Развитие чувства ритма | Практическое занятие. Самостоятельные тренировки по заданию педагога. Дидактические упражнения. | ||
Работа над развитием певческих навыков | Практическое занятие. Просмотр развивающих видеороликов. Упражнения. | ||
Ритмодекломация. Основы сценического движения | Практическое занятие. Помощь. Работа с занимательным матеиалом. | ||
Игры для развития динамического и ритмического слуха | Практическое занятие. Использование листов с упражнениями. | ||
Репетиции | Практические занятия. Помощь. Певческие упражнения. | ||
Выступление на празднике | Участие | ||
ККЦК «Юность Шаима»; КИЦ; свободный театр; городские мероприятия | Экскурсия, творческие мастерские, выставки. Беседы об искусстве. Встречи с интересными людьми. | ||
Выступление на концерте «День открытых дверей» | Участие в культурно- массовом мероприятии | апрель | |
Выступление на мероприятие «Вот и стали мы на год взрослей» | Участие в культурно - массовом мероприятии | май | |
КДЦ «Нефтяник» | Экскурсия, посещение мероприятий. Встреча с интересными людьми. | Октябрь, декабрь, февраль, март | |
Посещение школы искусств | Экскурсия. Встреча с интересными людьми. | Осенние каникулы | |
3. итоговый этап | |||
Организация мониторинга и рефлексии эффективности обучения и развития творческих способностей. Участие в конкурсе | Мониторинг творческих умений и навыков наставляемого (опрос, анкетирование). | май | |
Подведение итогов | Фотоотчет, видео | май |
Планируемые результаты
Личностные ожидаемые результаты наставляемого ученика с ОВЗ
- Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.
- Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Повышение успеваемости.
- Улучшение психоэмоционального фона.
- Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.
- Умение преодолевать вынужденную замкнутость образовательного процесса и получение представления о реальном мире, своих перспективах и способах действия.
- Участие наставляемого в школьных мероприятиях, творческих конкурсах различной направленности (олимпиада, фестиваль, викторины и т.д.)
Оцениваемые результаты:
- Повышение уровня комфорта в образовательной организации и мотивации к учёбе и освоению наук и творчества через участие в олимпиадах и творческих конкурсах.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
- Развитие коммуникативных компетенций, в том числе творческих выступлений.
- Развитие у наставляемого компетенций, необходимых для социализации в ближайшем окружении и образовательном пространстве.
- Формирование эстетических потребностей и ценностей.
- Понимание значимости своих достижений в области творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...
Персонализированная программа наставничества
Персонализированная программа работы наставника с молодым педагогом...
Макет персонализированной программы наставника
Макет персонализированной программы наставника...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «педагог-ученик (выбор профессионально-образовательного учреждения по профессии – «Кинолог»)»
Целью программы наставничества является определение наставляемого ученицы 9 класса, в выборе профессионально-образовательного учреждения по профессии–«Кинолог»после окончания 9...
отчет о реализации персонализированной программы наставничества
Отчет о реализации персоналированной программы наставничества...
Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества (Учитель- наставник: Костюченко Н.Г.)
Дорожная карта по работе наставника с наставляемым Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специ...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
В соответствии с Положением о программе наставничества в МАОУДОД «Троицкая ДХШ» разработана Персонализированная Программа наставничества «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляюща...