Метод ассоциаций в изучении английского языка, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся
статья по английскому языку (5 класс)
В статье будет рассмотрен нетрадиционный метод изучения английского языка – метод ассоциаций, главное преимущество которого состоит в более продуктивном овладении предмета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод ассоциаций в изучении английского языка, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся
Малянова Людмила Васильевна,
учитель английского языка
МОУ «Атемарская средняя
общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района РМ
Аннотация. В статье будет рассмотрен нетрадиционный метод изучения английского языка – метод ассоциаций, главное преимущество которого состоит в более продуктивном овладении предмета.
Ключевые слова. Метод ассоциаций, ассоциации, изучение, овладение, перевод, запоминание.
The method of associations in learning English as a means of forming the cognitive activity of students
Malyanova Lyudmila Vasilyevna,
English teacher
MOU "Atemarskaya secondary school"
of the Lyambirsky municipal district
of the Republic of Mordovia
Annotation. The article will consider an unconventional method of learning English – the method of associations, the main advantage of which is a more productive mastery of the subject.
Keywords. The method of association, association, study, mastery, translation, memorization.
Известно, что благодаря иностранным языкам можно познать культуру, окунуться в мир носителей языка, узнать то, что не написано в туристических справочниках, обменяться мыслями и идеями с жителями города.
Это не полный список всех преимуществ, которыми может заняться человек, недавно начавший изучать иностранный язык, однако даже этот список открывает для вас новые горизонты. В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Использование традиционных форм привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. В настоящее время все больше и больше людей, изучая иностранные языки, сталкиваются с проблемой пополнения словарного запаса, а именно с проблемой запоминания новых слов.
21 век – время большого потока информации, стремительных экономических и политических изменений. Перед учителем встаёт первостепенная задача – научить учеников вырабатывать и осознавать собственные ценности и цели, самостоятельно создавать условия для их реализации, нести ответственность за результаты развития и образования.
Направляя свои усилия на воспитание успешного ученика, обучая учащихся английскому языку, встает вопрос: как научить учеников быстро сконцентрировать своё внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное. Как сделать так, чтобы ребёнок не «дрейфовал» в безбрежном информационном море. Для ответа на вопрос я искала и ищу новые методы обучения иностранному языку. Достаточно продуктивной я считаю методику развития ассоциативного мышления на уроках английского языка.
Метод ассоциаций является одним из основных методов для развития памяти. Знать о нем обязательно, так как он очень полезен сам по себе, а также является составной частью большинства методов запоминания, в том числе и для изучения иностранных слов. Тяжело представить без этого метода какую-нибудь технику запоминания вообще. Поэтому эта методика стала очень актуальна в последнее время.
А что собственно такое ассоциация? Ассоциирование — это попытка связать что-то с чем-то в самом широком смысле. То есть ассоциация — это своеобразная виртуальная связь между двумя или более явлениями. Это могут быть предметы, чувства, мысли, слова и так далее, при которых вспоминание одного из них влечет за собой появление в нашем воображении другого. В связи с функциональностью нашего мозга метод ассоциаций подходит для изучения слов как максимально приближенный к естественным процессам запоминания.
Метод ассоциаций получил огромное признание среди преподавателей и родителей в англоговорящих странах, так и в других странах, где дети обучаются английскому языку как второму или иностранному, т.к. ее использование даёт поразительные результаты.
Накопленный мною опыт показывает, что применение метода ассоциаций на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников. Такой способ стимулирует любопытство детей к учебному процессу, зачастую дети сами становятся источниками знаний. Любопытство, в свою очередь, является сильным мотивом в обучении и делает его процесс гораздо легче для восприятия. Но главное – дети влюбляются в английский язык.
Различают два вида ассоциаций: Свободные - вид ассоциаций, который представляет собой первое пришедшее в голову слово или выражение (ответ ничем не ограничивается), приходящее в первые доли секунды после вопроса. Метод свободных ассоциаций применяется как в психоанализе, так и в психолингвистике. Целью данного метода - вынуть из подсознания то, что может помочь в решении проблемы. Направленные – выбор предполагаемой реакции ограничивается заданными параметрами (определенными рамками). Данный метод широко используется в психодиагностике. Особо показателен подбор прилагательных к именам существительным.
Метод ассоциаций – это основной метод развития памяти, где между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего единое целое.
Метод ассоциаций подразделен на несколько видов.
Метод фонетических ассоциаций
Суть данного вида - многие английские слова созвучны с русскими, или имеют небольшую схожесть в произношении. Например, такие слова, как clever-клевер, coat-кот, ship-шип. Как можно использовать метод фонетических ассоциаций при изучении английского? Очень просто – подбирайте слова. Ассоциации могут быть самыми необычными (чтобы не сказать «психоделическими»). Например, изучая части тела на английском, можно подобрать ассоциации:
- skull – череп (потому что «скальп»);
- palm – ладонь («пальма», тут можно думать про растопыренные, как пальцы, пальмовые листья).
Метод оживления (соощущения): суть данного метода заключается в том, что многие слова или выражения могут ассоциироваться с ситуациями из реальной жизни. Человек сразу представляет это и его мозг автоматически запоминает информацию. Например: «Вчера я шел в школу (school), встретил моего друга (friend) и мы решили сходить с ним в кино (cinema).
Хотите запомнить слово «lungs» («легкие») – подумайте о красивой лаунж зоне, в которой вы можете дышать на полные лёгкие. Да, слово «lounge» (лаунж) не совсем созвучно со словом «lungs», но все же, слегка напоминает его.
Метод изображений: суть данного метода - изобразить ассоциацию к определенному слову на листе бумаги и написать его термин ниже. Такой метод подходит для детей младшего возраста. Он интересен и прост в использовании, так как данный метод можно превратить в игру.
Образная ассоциация: данный метод позволяет составить образную цепочку, который ассоциируется с определенным словом. К нему мы подбираем все слова и выражения, которыми можем охарактеризовать или дополнить информацией определенный субъект. Например:
- Pencils (multicolored, children, picture, paint, paper, pencil case ит.д)
- Superman (strong, brave, courageous, cloak, fly, power, help, protect, muscles и т.д.).
Такой метод является одним из самых распространенных не только среди младших учащихся, но и взрослой аудитории.
Ассоциации с помощью рифм: новые слова можно заучить, использовав специальные рифмы к другим словам. Рифмовать можно, как и слова, так и предложения или абзацы. Таким образом, можно выучить несколько слов. Например: teeny-weenie, which- rich, be-free, fox-socks и др.
Метод автобиографических ассоциаций: суть данного метода заключается в том, что надо представить ситуацию и связать ее словами, использовав новое выражение или фразу. Например:
- sea - Изабелла играла СИ-минор на берегу МОРЯ;
- sweet - девочка сидит на окне в теплом СВИТере, пьет СЛАДКИЙ чай.
Например, когда вы уже подобрали ассоциацию к слову puddle — ЛУЖА, ГРЯЗЬ, созвучие ПАДАЛ, — не надо придумывать новый сюжет, как кто-то падает в лужу, а лучше вспомнить реальную ситуацию, когда вы упали в лужу (наверняка это случалось с каждым) или были свидетелем такого падения.
Каждый из вышеперечисленных видов метода эффективен по-своему. Но далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Метод ассоциаций выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления. Благодаря этим видам метода ассоциаций у человека появляется выбор возможностей для изучения новых слов и выражений.
Методы можно комбинировать — к автобиографическим воспоминаниям подключить метод соощущений: например, при запоминании слова boss — ВЫСТУП, ШИШКА — можно не только вспомнить, как вы БОСи-ком наступили на шишку, но и почувствовать боль от укола, снова услышать то, как вы невольно вскрикнули.
Не следует навязывать ребенку своей ассоциации!
Ценность идеи – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная тема.
Таким образом, использование на уроках английского языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться улучшения успеваемости, повысить мотивацию к изучению английского языка, развить познавательные интересы.
Список используемой литературы:
- Афонина О. В. Метод фонетических ассоциаций как метод запоминания иностранных слов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metod-foneticheskih-assotsiatsiy-kak-neotemlemaya-chast-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku#ixzz3oneR2Nxi
- Богданова О. С. Логико-коммуникативные программы.// «ИЯШ», №5, 1988, с.35-43.
- Вайсбург М. Л. Цели обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. 1994. N 6. - с.12-13.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.
- Загорский А. П. О психологическом компоненте предмета иностранный язык в школе / А. П.Загорский // Иностранные языки в школе. 1990. - № 6.
- Козаренко А. В. Метод наводящих ассоциаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.
В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...
«Использование памяток при изучении английского языка как средства формирования автономии учащихся»
Речь пойдет о памятках, которые помогают при изучении английского языка, так как являются алгоритмом к выполнению упражнений....
Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников
Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста
В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
«Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизнен...
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
В данной статье подробно излагается об игре – как мощном стимуле к овладению иностранным языком и эффективном пр...
Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.
Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует так...