«Использование памяток при изучении английского языка как средства формирования автономии учащихся»
статья по английскому языку на тему
Речь пойдет о памятках, которые помогают при изучении английского языка, так как являются алгоритмом к выполнению упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий на уроках английского языка
Арсенал средств для целенаправленного развития автономии достаточно велик. Среди них такое средство, как памятка. С ее помощью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) – это описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Памятка, как специальное средство развития специальных учебных умений и универсальных учебных действий представляет собой вербальную модель приема учебной деятельности, т.е. словесное описание того зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие наиболее рациональным образом. Иными словами, памятка – вербальная модель приема учебной деятельности.
Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе … учебниках немецкого языка (И. Л. Бим), используются и теперь (в линии УМК «Мир английского языка» они используются с 90-х годов прошлого столетия). Опыт работы с памятками освещался на страницах методической печати. Однако достаточного теоретического обоснования памятки как средство развития учебных умений еще не получили. Может быть, по этой причине памятки как учебное средство страдают серьезным недостатком: в большинстве случаев они составляются эмпирически, на основе собственного опыта их авторов. Очень часто памятки с рекомендациями о выполнении одного и того же учебного действия значительно отличаются друг от друга как содержанием, количеством входящих в них операций, так и их последовательностью. Указанного недостатка можно избежать, если при разработке памяток опираться не только на практический опыт, но и на научную основу – представления о процессе (стадиях) формирования навыков и о развитии речевых умений. Например, памятка «Как работать над новыми словами в классе» нужна для того, чтобы скоординировать действия ученика и учителя в процессе овладения новыми словами. Поэтому в ее основу заложен процесс работы над словом. Этот процесс последовательно проходит следующие стадии: восприятие и осмысление новых лексических единиц, освоение их произношения, освоение значений данных лексических единиц в различных контекстах, освоение сочетаний с другими словами, употребление новых слов в различных речевых ситуациях.
Выделив из этого перечня действия учителя, легко определить, что должен делать в это время ученик. Действия учителя и ученика соотносятся с основными компонентами объекта усвоения – в данном случае лексической единицы. Подробно рассмотрев действия ученика при работе над лексической стороной речи, можно составить соответствующую памятку (Таблица 1).
Памятка по работе над лексикой дома имеет несколько иной вид. При составлении этой памятки надо учесть, что ученик дома должен сам постараться создать такие условия работы с новыми словами, которые были бы адекватны тем, которые создает в классе учитель. Эти условия непосредственно зависят от методических принципов, положенных в основу учебно-методических комплексов. В коммуникативной технологии иноязычного образования одними из наиболее важных принципов, непосредственно влияющих на процесс овладения лексической стороной речи, являются принципы функциональности и ситуативности. Именно они приобретают особую значимость для организации работы над лексикой дома.
Таблица 1 – Технология составления памятки
Этапы работы над лексикой | Действия учителя | Действия ученика | Объект - лексическая единица | Памятка «Как работать над новыми словами в классе» |
Предъявление новых лексических единиц(ЛЕ) (организация восприятия, осмысления и контроля понимания значения ЛЕ). | -Произносит новое слово; - раскрывает значение новой ЛЕ (различными способами); - показывает назначение (функцию) каждой из них; - контролирует понимание значения ЛЕ. | - Слушает и запоминает слуховой образ нового слова; -дифференцирует от других похожих слов; - осознает (различными способами) значение слова; - соотносит с ситуацией, в которой употребляется ЛЕ; - осознает ее функцию. | Форма ЛЕ - слуховой образ; -речедвигательный образ; - зрительный образ; - моторно-графический образ. | Слушай и сравнивай! Когда учитель знакомит тебя с новым словом, внимательно вслушайся в его звуковой образ, сравни его с похожими словами, отметь для себя разницу – так ты никогда не спутаешь их и не употребишь одно вместо другого. Пытайся догадываться! О значении нового слова ты можешь догадаться сам. Поможет тебе в этом картинка в руках учителя или содержание всего рассказа. Поэтому главное во время знакомства с новыми словами – не отвлекаться! Подумай также о том, почему оно появилось в этой ситуации. |
Освоение произношения ЛЕ. | Организует овладение произношением ЛЕ. | - Произносит вслед за учителем новую ЛЕ; - запоминает ее речедвигательный образ, соотносит его со слуховым. | Значение. | Повторяй не ленись! Когда учитель просит произнести за ним новое слово, сначала сделай это шепотом, потом вслух столько раз, сколько просит учитель. |
Освоение значений лексических единиц в различных контекстах. | Проводит вопросно-ответные упражнения: - задает общий вопрос; - задает альтернативный вопрос; - задает | Выполняет вопросно-ответные упражнения: - отвечает, имитирую новую лексическую единицу и ее окружение; | Назначение. | Научиться правильно произносить слово – это только начало. Главное хорошенько запомнить его и научиться правильно употреблять в речи. Путь к успеху лежит через упражнения. Внимательно выполняй их. |
Окончание таблицы 1
Этапы работы над лексикой | Действия учителя | Действия ученика | Объект - лексическая единица | Памятка «Как работать над новыми словами в классе» |
специальный вопрос. | - отвечает, выбирая и имитируя новую лексическую единицу; - отвечает, обозначая предмет, явление, понятие новой лексической единицы. | |||
Освоение сочетаний с другими уже известными лексическими единицами. | Проводит вопросно-ответные упражнения, используя новую и уже известную лексику. | Выполняет вопросно-ответные упражнения, осваивая сочетания новых лексических единиц с уже освоенными. | Старайся как можно чаще употреблять слова в сочетаниях с известными. Это верный путь к тому, чтобы быстрее запомнить их и без ошибок использовать в речи. | |
Когда первый раз ты встречаешься со словом, написанным на доске или напечатанным в учебнике, внимательно рассмотри его написание, сравни написание и чтение, отметь для себя расхождения между ними. Обрати внимание на строение слова (его корень, суффиксы, окончания). | ||||
Впервые записывая слово в тетрадь, не списывай его по буквам, а лучше рассмотри его, а потом попробуй записать его по памяти. |
Памятка по самостоятельной работе над лексикой дома будет иметь следующий вид:
Памятка «Как работать над новыми словами дома»
1.Всегда думай прежде всего не о том, чтобы запомнить форму слова, а о том, для чего, когда и как оно употребляется в речи.
2. Не только учи слово специально, а как можно чаще старайся употреблять его в своей речи. Ведь отдельно взятое слово – мертво! Живет оно только во фразе!
3. Всегда представляй себе ситуации, в которых можно использовать слова.
4. Работая над новым английским словом, сравни его с похожим русским словом, отметь для себя разницу – так ты никогда не спутаешь их, не употребишь одно вместо другого.
В учебном процессе можно использовать различные виды памяток в зависимости от степени жесткости управления действиями ученика:
- Памятка-алгоритм – последовательность операций строго фиксирована.
Памятка «Вслед за диктором»
1. Ты, наверное, заметил, что в учебнике много упражнений, помеченных знаком (•). Это упражнения, в которых диктор показывает тебе образец высказывания. Как им воспользоваться?
2. Посмотри на следующую схему работы (Таблица 2). Диктор делает четыре «шага», сделай вслед за ним свои «шаги».
Таблица 2 – Вслед за диктором
Диктор | Ты |
- произносит фразу, вопрос, любую реплику | - слушаешь его высказывания, обращая внимание на то, что нужно усвоить, и запоминаешь это |
- делает паузу | - повторяешь за ним, отвечаешь, реагируешь и т.п. в зависимости от задания |
- произносит сказанное вторично или твою предполагаемую реплику | - сверяешь сказанное тобой с образцом |
- делает паузу | - повторяешь правильный вариант |
- Памятка-инструкция – предлагается определенная желаемая последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
Памятка «Если спрашивают не тебя…»
Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.
1. Представь, что все сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.
2. Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.
3. Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.
4. Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи. Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!
- Памятка-совет – рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
Памятка «Загадочные знаки»
В английском языке не всегда одна буква передается одним звуком. Одному звуку не всегда соответствует одна буква. Для озвучивания напечатанных слов используется звуковой алфавит – транскрипция. Транскрипция записывается в квадратных скобках. Ударение обозначается знаком [,] или [′] и ставится перед ударным слогом. Запомнив все 44 транскрипционных знака, ты сможешь прочитать любое слово в словаре.
Чтобы легче запомнить транскрипцию, в учебнике на первых уроках под ней дается строчка на русском языке (транслитерация).
На с. 218-219 учебника ты можешь найти сводную таблицу соответствий английских и русских звуков.
Совет: на первых уроках главное внимание обращай на транскрипцию. К таблице соответствий английских и русских звуков, а также к строчкам на русском языке обращайся только в случае крайней необходимости. Прочитав слово с помощью транслитерации, проверь себя, сможешь ли ты прочитать это слово по транскрипции, а затем и без нее.
- Памятка-показ – ставит цель дать пример выполнения заданий.
Памятка «Написать письмо – надо уметь!»
При этом нужно помнить о том, что:
1. Начинается письмо обычно с адреса отправителя, который пишется в правом верхнем углу. Обратим внимание на то, что адрес, написанный по-английски, отличается своим порядком: сначала идет номер квартиры, затем дома, название улицы, города, и наконец, страны.
2. После адреса следует дата, например: March, 11th,2009;
3. письмо начинается с вежливого обращения: My dear Mary, Dear Paul;
4. Подписать свое письмо лучше всего так: Your friend, Love, Helen;
Flat8 16, Lenin Street, Lipetsk 398001 Russian Federation February 15.2009 |
Dear Mary
I am in a summer camp. We are having a nice time. The weather is nice. My friends are doing different things…
Love, Helen.
5. Адрес на конверте пишется так же, как описано в пункте 1. Однако начинается он с фамилии и имени адресата.
Mary Smith
34, High Street
London, S. F. 9
Great Britain
- Памятка-стимул – стимулирует активность через раскрытие перспектив действий.
Памятка «Твоя цель – научиться общаться»
Сейчас, когда ты только приступаешь к изучению иностранного языка, тебе, наверняка, интересно заглянуть в будущее, узнать, что это означает – уметь общаться.
Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в XI классе ты будешь уметь:
- беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует, и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.;
- написать письмо своему зарубежному другу;
- прочесть заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы английских писателей.
Если же ты захочешь научиться:
- понимать содержание радиопередач на английском языке, легко и быстро находить информацию в Интернете;
- понимать то, а чем поют различные ансамбли;
- читать книги английских и американских писателей;
- свободно рассказывать о чем угодно и высказывать сове мнение об этом, тебе придется работать дополнительно и в школе, и после ее окончания.
Выбирай! Все – в твоих руках!
От вида памятки зависит методика работы с ней.
Выявить номенклатуру операций, которые составят содержание памятки – это еще не все. Необходимо позаботиться и о том, в какой форме «подать» это содержание.
- Важную роль играет заглавие памятки. Оно должно отражать ее суть и в то же время быть несколько необычным, интригующим, чтобы возбудить у учащихся желание обязательно прочитать памятку. Интригующее название позволит учащимся впоследствии легче вспомнить ее содержание.
- При оформлении содержания необходимо учитывать, что любая памятка должна начинаться со своеобразной «экспозиции», назначение которой – подготовить учащихся к восприятию основной части памятки (советов, инструкций и т.д.), показать необходимость данного учебного умения, дать определенный «эмоциональный заряд».
- Вся памятка (и экспозиция, и ее основная часть, должна быть написана живым, образным языком, доступным учащимся того возраста, которому она адресована. В памятках следует по возможности шире использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые хорошо запоминаются учащимися.
- Характерной особенностью памятки должна быть ее обращенность непосредственно к ученику, ее доверительный тон.
Следовательно, важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал ее и с желанием следовал ее советам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...
Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку действительно способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает их интерес к изучению иностранного языка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ...
Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".
Центральными проблемами модернизации обучения иностранному языку в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...
Использование ИКТ на уроках географии как средство формирования информационной компетентности учащихся
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и пр...
Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы
Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...
Использование ИКТ на уроках истории как средство формирования информационной компетентности учащихся
Использование ИКТ на уроках истории как средство формирования информационной компетентности учащихся...