Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
статья по английскому языку
В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Общество не может жить, не пользуясь языком – важнейшим средством человеческого общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
Автор:Небож Людмила Сеогеевна
В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Общество не может жить, не пользуясь языком – важнейшим средством человеческого общения. В последнее время констатируется высокий уровень мотивации к изучению английского языка и его применение в средствах массовой информации. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою. Очень важно введение таких компонентов функциональной грамотности, как читательской деятельности в образование школы.
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы. Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые обучающиеся могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Уверенно можно сказать, что функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Как говорил советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук А.А.Леонтьев: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом.
Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.
Важно научить детей извлекать информацию из различных источников: СМИ, интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. Это тот уровень грамотности, который даст человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Я уверена, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому могу смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление;
- читательская грамотность.
Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся. Применить функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными методами: игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения на аудирование, говорение (развитие монологической и диалогической речи), письмо, чтение.
Проанализировав задания из учебника «Rainbow English» , непосредственно с которым я работаю, можно найти много примеров упражнений, направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка.
Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника «Rainbow English» для 4 и 5 классов, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Учебник «Rainbow English» 4 кл
Учебник «Rainbow English» 5 кл
При формировании естественно-научной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная - связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями.
- Местная/национальная - связанная с проблемами данной местности или страны.
- Глобальная - когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира.
Так в учебнике «Rainbow English» для 5 класса, обучающиеся вспоминают годы жизни и творчество великих русских писателей и поэтов.
Проект 6 кл «English-speaking countries»
Учебник «Rainbow English» 5 кл
Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Задания для самостоятельной работы дома в разделе «Учимся самостоятельно» / «Do it on Your Own» всегда дополняют работу на уроке и являются посильными для обучающихся. Авторы продумали, как организовать закрепление дома. Имеется большой спектр возможностей для развития творческого потенциала обучающихся. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, опираясь на опорные выражения. Материал разнообразный, с учебником интересно работать.
Учебник «Rainbow English» 6 кл
Творческие работы обучающихся
Основным направлением своей работы я выбрала формирование читательской грамотности на уроках английского языка. Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом:
1. Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста,
2. Учащиеся не могут подобрать к этому тексту заголовок
3. Учащиеся не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах,
4. Учащиеся не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
5. Учащиеся затрудняются расположить предложения в правильном порядке.
Это связано ещё и с тем, что чтение – трудоёмкий процесс, требующий, усилий и усидчивости. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Я думаю, это и есть смысловое (продуктивное) чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда. Все это может дать человеку Чтение.
Учебник «Rainbow English» 5 кл
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:
- Подобрать антонимы или синонимы к словам.
- Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
- Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.
- Прочитать текст и выделить основные темы повествования.
- Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
- Пересказать текст от лица различных персонажей.
- Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
- Дать совет герою (героине).
И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.
Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами. С моей точки зрения изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучения грамматики. Основные грамматические структуры вводятся в начальной школе. На этой ступени обучения я не углубляюсь в сущность грамматического явления, так как у детей данного возраста слабо развиты способности анализировать и обобщать. Важным для меня представляется, чтобы они поняли то или иное грамматическое явление и правильно употребляли его в речи. Считаю необходимым при объяснении грамматического материала использование наглядности. Начиная со 2-го класса, в начало урока я обязательно включаю фонетическую зарядку. Очень часто использую для фонетической зарядки стихотворение, песенку или рифмовку, содержащие изучаемую грамматическую структуру. Такая фонетическая зарядка способствует быстрому запоминанию стихотворения, а значит – и грамматических структур.
Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского языка, я ставлю перед собой следующие задачи:
- создание для учащихся условий для развития функционально
грамотной личности;
- решение ситуационных задач, что составляет важнейший ресурс для
решения в последующем жизненных задач;
- определение этапов работы;
- разработка системы упражнений, направленных на овладение
обучающимися грамматическим навыком.
Я разработала рабочую программу к УМК «Rainbow English» 2 класс –
О.В.Афанасьева, И.В.Михеева и серию контрольных работ этому УМК
(учебник 2 класс – I часть).
Работа по формированию грамматического навыка проводится
в несколько этапов:
1. На подготовительном этапе я объясняю грамматическое явление
2. Далее обучающиеся воспроизводят изученную структуру.
3. На третьем этапе ученики применяют в речи грамматические структуры путем изменения условий общения.
Важное место в своей работе уделяю при формировании функциональной грамотности социокультурной компетенции. При этом используется английский язык, как средство межкультурного диалога. Это создает условия для расширения и углубления знаний о своей культуре, поскольку обсуждение большей части проблем предполагает сопоставление фактов жизни родной страны и других государств. Также школьники овладевают способами сделать свою речь более вежливой, учатся выражать предпочтение, неприятие, удивление, ведут дискуссии и аргументированно отстаивают свою точку зрения. Значительное место отводится комментированию предлагаемых явлений или идей, высказываемых в аудиотекстах и текстах для чтения. Большое внимание уделяем творческим проектам и исследовательской деятельности. Подобранные мною задания провоцируют обучающихся на проведение хоть небольшой, но исследовательской работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»
Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...
Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка (английский, немецкий)
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать я...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка...
Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"
тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...
Формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
мы все чаще сталкиваемся с использованием английского языка в повседневной жизни....
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
В работе рассматривается вопрос формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка средствами учебно-методического пособия «Английский в фокусе», предлагаются ...