Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку"
методическая разработка по английскому языку
Данная работа представляет собой теоретические и практические рекомендации для учителя по применению принципа метапредметности при обучении иностранному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnost.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы на тему
Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку.
- Актуальность.
Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все педагоги! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.
Мир многогранен,
Сложен, гибок,
Но целостен и органичен.
И в дисциплинах нам привычных
Есть связь – лишь распознать сумей!
Вооружить сумей детей
Не знаний багажом,
А способом познанья.
Эти незамысловатые строки - можно считать своеобразным лейтмотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.
Метапредметность - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя.
Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
На экране: Метапредметные результаты – освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
- Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. (Ю.В.Громыко)
В связи с этим целью своей педагогической деятельности обозначила следующее:
Совершенствование образовательного процессса посредством реализации принципа метапредметности
Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
- осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
- разработать и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;
- создать методический инструментарий психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов.
- Средства и формы.
Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:
- метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане
- метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
- метапредметный компонент в содержании учебного курса:
- метапредметные уроки
- предметный урок + метапредметная тема
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В качестве метапредметов доктором психологических наук, Громыко Ю.В. (на слайд профессор, директор НИИ ИСРОО) были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» (на слайд, красиво).
Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы.
Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская и проектная деятельность.
Элективный курс «Английский язык в профессиональной сфере» (И.С. Рахуба) раскрывает различные сферы применения английского языка, особенности рода деятельности людей многих профессий, связанных с необходимостью овладения им.
Основу обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.
Например: Занятие по теме «Ecology of Amur Region», метатема « Проблема», в 9 классе проходила в форме пресс-конференции, где учащиеся решали задачи, связанные с проблемами Хинганского заповедника. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только пытались найти пути их решения, но и активизировали знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.
На слайд:
Цель курса: обеспечить учащихся практической информацией о профессиях, связанных со знанием английского языка.
Задачи курса:
- помочь подросткам в их самоопределении при выборе профессии;
- обозначить связь знаний, получаемых в школе, и возможности успешной профессиональной карьеры;
- развивать умение работать в сотрудничестве, выполнять коммуникативно-ориентированные задания.
По надпредметным программам можно работать на уроках по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.
Метатемы, предлагаемые разработчиками данного вопроса, подобраны таким образом, что могут быть применены практически к любой теме любого предмета.
При выборе метапредметной темы учитываю возраст, ступень обучения учащихся. В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом уроков английского.
Метатема | Предметная тема |
Движение | Игры. Спорт. |
Знание – незнание | Правильные и неправильные глаголы. |
Изменение и развитие | Британия - страна, люди, события. |
Модель и способ | Основы грамматики |
Порядок и хаос | Распорядок дня. Место, где мы живем. Дом. Квартира |
Пространство и время | Изменение глаголов по временам |
Постановка проблемы | Защита окружающей среды. |
Рисунок и схема | Секреты английской грамматики. |
Позиция и роль | Профессии. Магазины и покупки. |
Общество и среда | Профессии. В аэропорту. Литература. Семья. |
Простое и сложное | Мир увлечений. |
Навигационные знаки современного аэропорта предполагают в пассажире и встречающем человека, способного воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющем статус международного.
Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке, учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой ситуации.
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко).
Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).
- Технологии.
Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришла к выводу, что технология критического мышления в большей степени соответстует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений.
На экране: ( не читать)
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде подходов и технологий:
- развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
- мыследеятельностная педагогика (ГромыкоЮ.В.);
- эвристическое обучение;
- логико-смысловое моделирование;
- технология критического мышления;
- ТРИЗ (АРИЗ);
- кейс-технология;
- компетентностный подход и др.
- Практика
Для решения этой задачи использую следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки.
Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.
На уроке по теме «Seasons» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.
Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке.
На слайде:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование имени и глагола в графе
• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"
На уроке по теме «My hobby is martial arts» (на экране страница) при проверке домашнего задания учащимся предлагается закончить частично заполненный граф. В ходе выполнения задания пятиклассники на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно.
Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.
На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Meals», метатема «Вред и польза», учащимися (3-4 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных.
В качестве вывода предлагается подобрать известную английскую пословицу.
Составление ментальных карт, денотатных графов, схем «фишбоун» - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываю учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.
Свои методические разработки размещаю на школьном и персональном сайтах. Считаю, что учителя предметники, курирующие один и тот же класс, должны следовать принципу метапредметности, чтобы не действовать, как «лебедь, рак да щука» во всем известной басне, а дать возу единое нужное направление и снабдить его двигателем в виде метапредметных способов деятельности.
- Результаты
Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
В сотрудничестве с психологом на основе уже созданных для начальной школы комплексных диагностических заданий (образовательная система 2100), разработала и апробировала аналогичные для контроля достижения метапредметных результатов пятиклассниками.
(Таблица)
Работа состоит из текста и нескольких заданий, связанных с его содержанием. Они могут быть различного вида: тестовыми, творческими, информационно-поисковыми. Располагаются в порядке возрастания их сложности. Позволяют определить уровень сформированности не только предметных умений и навыков, но и метапредметных.
Например, к тексту «Friends» были подобраны следующие задания:
1. Отметить картинку, соответствующую содержанию текста. Данное задание позволит проверить умение работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.
2. Расположить предложения, сохранив последовательность событий рассказа. Проверяется умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.
3. В следующем задании учащиеся высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном.
Как ты думаешь, почему братец Кролик решил поделиться морковкой с братцем Козликом?
4. При выполнении четвёртого задания учащиеся должны выписать глаголы в нужной форме из текста. Метаумение - получение, поиск и фиксация информации.
Анализ и интерпретация результатов выполнения комплексной работы.
Код ученика | Метаумение | |||
Задание 1 Полное извлечение информации | Задание 2 Понимание и преобразование информации | Задание 3 Применение и представление информации | Задание 4, Получение, поиск и фиксация информации | |
1 | Б, П | Б, П | Б | Б, П |
2 | 0 | 0 | 0 | Б |
3 | Б | Б | Б | Б |
4 | Б | 0 | 0 | 0 |
5 | Б, П | Б, П | Б | Б |
6 | Б | Б | Б | Б, П |
7 | 0 | 0 | Б | 0 |
8 | Б, П | Б, П | Б | 0 |
9 | Б, П | Б, П | Б | Б |
10 | Б | Б | Б | Б |
П - ученик достиг уровней повышенной подготовки;
Б – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Результаты выполнения работ фиксируются в базе данных, затем ответы кодируются и интерпретируются. Это даёт возможность осуществить мониторинг овладения метапредметными умениями каждым ребёнком и классом в целом.
Проведение комплексной работы позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.
О повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствует положительная динамика следующих показателей:
- количества учащихся, посещающих предметные кружки (кружок «Yes!»);
- количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах;
- в традиционных праздниках на иностранном языке;
- качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации;
Проекты учащихся отмечены дипломами победителей на конкурсах различных уровней.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что реализация принципа метапредметности, заключающегося в переходе от школы информационного потока к школе жизни, позволит научить ребёнка находить знания и умело использовать их, ведь «Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный» (М. Монтень)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку»
В статье представлен опыт работы по использованию ИКТ в обучении учащихся английскому языку, названы цель применения, формы и методы работы, конечные результаты....
Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку.
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? ...
Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"
Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...
Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ГИА на уроках английского языка"
Подготовка учащихся к ГИА - один из наиболее сложных и трудоемких моментов в процессе преподавания иностранного языка в школе. Как сделать этот процесс более понятным ребенку и создать в дальнейшем си...
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку».
Выступление в рамках метапредметной недели по английскому языку...
Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"
Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"...
Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...