Роль музыки и песен в изучении английского языка
статья по английскому языку

Немченкова Марина Петровна

Статья, опубликованная Центром педагогических инноваций им. К. Д. Ушинского " Новое образование" и подтверждающая  проектно-исследовательскую деятельность педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_i_pesen_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx31.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Сафоново Смоленской области

Роль музыки и песен в изучении английского языка

                                         

                                                                          Немченкова Марина Петровна,                                            учитель     английского языка

2024 г

Музыка дает душу вселенной, крылья разуму, полет воображению и жизнь всему.

Платон

     Одной из главных проблем современного школьного образования является снижение, а порой и полное отсутствие мотивации учащихся к обучению. Проблема мотивации в учении возникает по каждому изучаемому предмету. К сожалению, имеет место эта проблема и при изучении иностранных языков. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется узнавать новые слова, говорить на иностранном языке, узнавать о других странах. Проблема снижения мотивации появляется обычно в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: обьем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя – помочь ученику сохранить и развить интерес к изучению иностранного языка, использовать в своей работе такие методы и приемы, которые поддерживали бы в развитии познавательную потребность ученика, любознательность и творческую деятельность.

У каждого учителя есть свои  проверенные формы работы, свои маленькие «секреты», помогающие ему повышать интерес (мотивацию) учащихся к его предмету,  развивать  творческую и речевую активность учеников,  помогающие им стать креативной и критически мыслящей личностью, уважающей мнение других людей и умеющей вести конструктивный диалог. В моей школьной практике такими «помощниками» стали музыка и песни.

Терапевтические и развивающие способности музыки исследовали и доказывали на протяжении веков эксперты в различных областях науки – психологи, философы, педагоги и врачи. Еще  Платон писал в свое время, что «музыка является сильнейшим инструментом обучения, ведь ритм и гармония находят путь в самые глубины души, и душа обучаемого  становится прекрасной и утонченной».

Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Музыка помогает нам сформировать на занятии положительный психологический климат, снижает общую нагрузку на ребенка, способствует эстетическому воспитанию, сплочению группы и класса и раскрытию творческих возможностей каждого.

 Музыка, а главное сам текст песен несет в себе огромный запас активного и пассивного лексического минимума, позволяющего расширять словарный запас учащегося, поэтапно включая в обучение иностранному языку группу новых слов и выражений. В связи с этим знакомство с лексикой в контексте проходит гораздо быстрее и усваивается легче. В песнях часто встречаются имена, географические названия, названия праздников, поэтические слова и выражения. Это стимулирует у ребят интерес к иноязычному общению, повышает языковую догадку.

В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Некоторые европейские страны активно практикуют в школах отдельные блоки, построенные исключительно на музыке и песнях. Они написаны в современном ритме и стиле и сопровождаются видео и текстом с пояснительными комментариями, а также заданиями, цель которыхпроверка понимания и обсуждения содержания услышанного.

Музыка стимулирует усвоение навыков фонетически верного произношения, способствует формированию и повышению музыкального слуха. Считается, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль пребывают в близкой связи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение даже простых и кратких по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, принципы фразового ударения и специфику ритма.

Песни и другие музыкальные произведения активизируют логически верное построение монолога и диалога, являются базой для формирования и развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию подготовленного и спонтанного высказывания.

Все вышеперечисленные преимущества использования на уроках музыки и песенного материала не беспочвенны, а имеют под собой солидную доказательную базу. За последние несколько десятилетий ученые достигли огромного прогресса в теории овладения иностранным языком, придя к выводу, что дидактическое сочетание языка с музыкой чрезвычайно результативно. Этот факт имеет многочисленные экспериментальные подтверждения. Ученые выяснили, что музыка способствует более успешному изучению иностранных языков, развивает память, активизирует мозговую деятельность и оказывает положительное воздействие на человека.

Известно, что услышанная нами старая песня может в считанные секунды перенести нас на десятки лет назад – так работает наша память. Психологи были поражены такой связью между мозгом и музыкой и провели ряд научных исследований, подтверждающих эту связь. Вот несколько выводов, к которым пришли ученые:

Связь между музыкой и мозгом настолько сильна, что способна помогать изучению иностранных языков. К такому выводу ученые пришли, исследуя изучение венгерского языка – одного из самых трудных языков для усвоения. Оказалось, что люди лучше усваивают венгерские фразы и слова, пропевая их, а не просто произнося. Исследователи полагают, что мелодия является ключом к работе памяти.

Команда ученых из США обнаружила связь между чувством ритма  и способностями человека к изучению иностранных языков. Люди, у которых развито чувство ритма, лучше воспринимают на слух незнакомые слова и чужую речь. По мнению специалистов занятия  музыкой могут улучшить способность к восприятию языка. У музыкантов отмечается весьма последовательная слуховая реакция нервных клеток на звуки музыки и речи. По всей вероятности, те же самые компоненты, которые важны для чтения, укрепляются с приобретением музыкального опыта.

Исследования последних лет доказывают, что особое значение для повышения эффективности и усиления мотивации изучения иностранного языка имеет целенаправленное влияние на эмоциональную сферу тех, которых учат и, в первую очередь, на их эмоциональную память. Будучи одним из наиболее ярких средств эстетического воспитания, музыка оказывает непосредственное влияние на чувство ребенка, формирует его моральный вид, закладывает основы общей культуры будущего человека.

Музыка взывает к нашим чувствам, воскрешает в памяти воспоминания из прошлого. Стимулируя наши эмоции и воспоминания, она может иметь ощутимое влияние на обучение, которое, имея в свою очередь эмоциональное подкрепление, становится более эффективным.

Говоря о музыке на уроке иностранного языка, мы понимаем, что это – не просто мелодия, но и ее иноязычный текст.

Авторы  УМК довольно часто включают в свои учебные пособия песенный материал. И это неслучайно. Работа по текстам англоязычных песен является прекрасным способом  изучения новых слов и выражений, т к изученные таким способом, они запоминаются быстрее и надолго. И этому тоже, оказывается, есть объяснение. Согласно исследованиям ученых музыка воздействует на правое полушарие, а речь – на левое. Левое полушарие обычно работает быстрее, поэтому песни, которые сочетают работу обоих полушарий, запоминаются быстрее. Благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания мы можем увеличить и объем запоминаемого материала.

Придут на помощь песни и в работе над фонетической стороной речи. Подсознательно, когда мы слушаем иноязычные песни, мы имитируем носителя языка, и как результат, сами говорим лучше, совершенствуя, таким образом, свое произношение.

     Учиться, слушая песни на иностранном языке, это полезно и эффективно, но делать это нужно правильно. Важно с большим вниманием и осторожностью относиться к подбору песенного материала, с которым можно было бы работать на уроке. Ведь далеко не всякая песня годится для того, чтобы изучать с ее помощью иностранного языка. Бессмысленный набор слов, а то и ненормативная лексика должны учителя, бесспорно, насторожить. Не следует забывать, что музыка и  песня на иностранном языке в частности имеет большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач на уроках иностранного языка. Важная роль заключается именно в методически верном отборе песенного материала и методике его использования.

 Начинать работу следует, конечно же, с песен на классическом,  британском варианте английского языка. Носитель языка, для которого английский язык – родной язык, с большой вероятностью будет иметь правильное произношение и акцент, что не всегда можно сказать об исполнителях, для которых английский - иностранный язык. Только после определенного опыта работы с песенным материалом на классическом, британском, английском, следует переходить к прослушиванию песен в исполнении американских исполнителей. Эта практика, несомненно, будет полезна при изучении основных различий (фонетических и лексических) между этими двумя вариантами английского языка.  Отбирать  для работы следует  те  иноязычные песни, которые содержат популярные речевые обороты, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и прочие компоненты языка. Ко всему прочему в  песнях часто затрагиваются актуальные проблемы общества и человека отдельно, иногда они могут стать хорошей темой для дискуссии, в которой будут принимать участие все изучающие иностранный язык, совершенствуя, таким образом, навыки диалогической и монологической речи.

При использовании песен и музыкальных произведений на уроке следует придерживаться ряда правил. Невозможно строить занятие исключительно на музыкальной базе. При изучении иностранного языка с использованием музыкальных и песенных произведений для наибольшей эффективности обучения и усвоения полученных знаний необходимо уделять этой деятельности от трех до десяти минут урока.

     На своих уроках я использую  песенный материал:

  1. Для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
  2. Для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
  3. Как стимул для развития речевых навыков и умений;
  4. Как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им необходима разрядка, снимающая нервное напряжение и восстанавливающая их работоспособность и силы.

     Существует ряд алгоритмов работы с песней на уроке иностранного языка. Я в своей работе придерживаюсь следующих:

  1. Подбор правильной песни.

     Этот этап является наиболее важным и ответственным. Ведь недаром говорят, что  как корабль назовешь, так он и поплывет. Кстати, чтобы упростить процесс поиска песни, можно воспользоваться такими серверами как Spotify или YouTube.

  • С целью погружения учащихся в языковую среду стараюсь выбирать краткие, простые по мелодическому рисунку песни с учащенными повторами и четким ритмом. Для этой цели отлично подойдут детские песенки с несложным текстом.
  • Обязательно учитываю возраст своих учеников и их уровень владения языком. Начинающим изучать английский язык предлагаю несложные детские песенки. Для учащихся среднего и старшего звена песня может быть стимулом для бесед и дискуссий. Поэтому этим ученикам я предлагаю современные, популярные среди молодежи песни, интересные по содержанию и стимулирующие ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению.
  1. Этап подготовки к прослушиванию.

       Работу с песней я начинаю с объяснения ее названия, с кратких сведений об исполнителе, о музыкальном направлении. Далее снимаю все лексические трудности, связанные с незнакомыми словами, именами собственными, географическими названиями,  встречающимися в песне. На доске выписываю слова, при переводе которых могут возникнуть затруднения во время первого прослушивания песни.

  1. Этап первичного  прослушивания.

     На этом этапе ребята могут понять только отдельные слова и предложения. Сильных учеников прошу ответить на вопрос об основной идее песни (What\Who is the song about?)

  1. Этап повторного прослушивания песни.

    После второгопрослушивания я беседую с ребятами, чтобы  установить, кто как понял текст и задаю вопросы для поиска детальной информации

  1. Этап отработки фонетических навыков.

     Этот этап я начинаю с хоровой отработки незнакомых слов.  Затем ребята повторяют слова песни за мной или диктором. И, наконец, читают текст песни самостоятельно.

  1. Этап отработки  лексико-грамматического материала песни:

E g.  General Idea

True or False

Fill in Gaps

Multiple Choice

Answer the Questions

Retell the story etc.

     Существует множество интересных упражнений и приемов использования песен в процессе обучения иностранному языку.

«Song dictation»или «песенный диктант». Учитель медленно диктует ученикам 2 раза простую, популярную песню с понятными словами, затем раздает слова песни и дети сверяют свои варианты песни с оригиналом. Для тренировки произношения можно медленно произнести слова, чтобы дети их повторили. Затем учитель включает запись песни и поет вместе с детьми, после чего ребята поют песню сами.

«Line-by-line mingle»  или «построчное составление песни». Учитель делает копию слов песни и разрезает ее по строчкам. Каждый ученик получает одну строчку. Учитель просит детей встать в правильном, по их мнению, порядке, чтобы получился текст песни. После того, как дети составят свой «правильный» или нет вариант песни, учитель включает музыкальную композицию и учащиеся, слушая оригинал песни, либо перестраиваются, либо остаются на своих местах. Когда все строчки встают на свои места, дети читают слова песни вслух и затем поют песню

«Picture gaps» или «замена слов картинками». Это упражнение может выполняться всем классом. Учитель распечатывает слова песни, например «Old McDonald had a farm», заменяя нужную лексику артинками. Учитель проигрывает песню и просит ребят спеть ее. После этого нужно попросить ребят записать пропущенные слова рядом с каждой картинокой.

«Snowball» или «снежный ком».  Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою. Это упражнение, конечно же, лучше всего выполнять, когда дети уже знакомы с песней.

«Line by line» или «строчка за строчкой». Ученики поют песни по строчке по цепочке.

«Complete the phrase» или «закончи фразу». В тексте песни пропущены целые фразы, которые учащиеся должны восполнить.

В процессе этой работы ребята совершенствуют навыки аудирования, учатся правописанию словарных слов, изучают или повторяют различные грамматические явления (способы образования видовременных форм, форм повелительного наклонения, употребление модальных глаголов и т.д.). В классе учащиеся обычно выполняют подстрочный перевод, а дома – художественный и даже стихотворный. На следующем уроке проводится повторное прослушивание песни, после чего продолжается работа по закреплению произносительно-интонационных навыков.

Работая с песенным материалом можно использовать метод проектов. Класс совместно с учителем выбирает несколько песен, учащиеся делятся на группы и получают задания. Каждая группа ищет информацию о своей песне (год создания, авторы и исполнитель, история создания и т д). Часть группы работает над презентацией, в которой представляют результат своей поисковой операции. Можно представить это в виде ролевой игры или интервью. Другие ребята разучивают эту песню и исполняют ее.

И в завершении мне хотелось бы привести пример тех англоязычных песен, которые я с удовольствием использую на своих уроках, которые очень нравятся детям и которые помогают им улучшить произношение, расширить лексический запас и повторить правила грамматики:

«Head and shoulders, knees and toes», «Alouette, little Alouette» – для отработки частей тела

«Old McDonald had a farm» -  названия животных.

«If you are happy and you know it» – повелительные предложения

«Ten green bottles», «One man went to mow» – счет до 10 и обратно

«Over the mountain» – Present Progressive

«Billy boy» – Present Perfect

«I saw you dancing» – Complex Object

«Love Profusion» – при изучении правил словообразования (существительных с суффиксами tion/sion)

Учащимся более старшего возраста подойдут песни из репертуара групп Битлз, Абба, Стиви Уандера, Джорджа Майкла.

Отличные ресурсы с песнями для отработки грамматического и лексического материала: SuperSimpleSongs, ABCMouse, BritishCouncil.

Для подростков и взрослых предназначены сайты busyteacher.org  или en.islcollective.

Список использованной литературы:

  1. Маслоу А. Мотивация и личность./ пер. с англ. – СПб.: 2006.-с.352
  2. Маркова А. К. , Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвящение, 2010. – с.192
  3. Веренинова Ж. Б. Роль песни при обучении английскому произношению // Иностранные языки в школе. - № 6. – с.65-70
  4. Веренинова Ж. Б. Песня как  методический прием при фонетической отработке английских срединных сонантов // Иностранные языки в школе. – 2000.- №5. – с.26-31
  5. Перетятко М. О. Использование музыки как технологии на уроках иностранного языка / М. О. Перетятко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. - №7.5(111.5). – с.65-66
  6. Осипова Е. С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку /  Е. С. Осипова. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. – 2015. - №10.1 (90.1). – с.28-30
  7. Murphy, T. Music and song (Text) | T/ Murphy/ -Oxford University Press, 1998/ - c/151


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки и песен в изучении английского языка

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков...

Роль музыки и песен в изучении английского языка

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков...

Роль песен в изучении английского языка

Учить  английский с помощью песен легко и приятно...

Роль музыки и песен в изучении английского языка.

Использование песен на уроках аглийского языка....

Реферат "Роль музыки и песен в изучении янглийского языка"

В реферате рассмотрен нетрадиционный подход к изучению английского языка, с помощью песен.Показаны различные аспекты, влияющие на произносительные навыки и особенности памяти.Приведены различные виды ...

Роль музыки и песен в изучении иностранного языка.

Цель: показать значимость и роль песенного материала при обучении иностранному языку.Задачи:выделить роль песни при обучении иностранному произношению;подчеркнуть значение песни для повышения мотиваци...

Роль музыки и песен в изучении английского языка

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода и ее решению в частности разработки более совершенных организованных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что...