Горизонтальное обучение как инновационный метод в образовательной деятельности обучающихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку (11 класс)

Анастасия Тюльменкова

В статье рассмотрена идея актуальности горизонтального обучения как инновационного метода в образовательной деятельности. В материалах статьи определены педагогические, методологические основания и практический контекст «горизонтального обучения» как эффективного подхода к обучению. В статье дана характеристика некоторым форматам «горизонтального обучения».

Ключевые слова: «горизонтальное обучение»; «общение в паре»; «групповое общение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx50.35 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Тюльменкова

Учитель английского языка

МБОУ Астафьевская СОШ

Тема доклада:

Горизонтальное обучение как инновационный метод в образовательной деятельности обучающихся на уроках английского языка.

В последние годы мы все чаще наблюдаем изменения в образовательной практике обучающихся, которые диктуют нам не только изменившиеся стандарты ФГОС, но и изменившиеся подходы к самообразованию и самообучению детей.

В настоящее время существует разнообразие педагогических технологий. Но я бы хотела остановиться на одной из них – это горизонтальное обучение.

Идея распределенного образования на основе сотрудничества вытекает из того, что если люди совместно решают проблему, то коллективный опыт скорее приводит к желаемым результатам.

Первым из ученых, кто увидел огромную ценность горизонтального обучения, была Л. Аберкромби из больницы Лондонского университета. Во время исследования, проведенного в 1950-х гг., Аберкромби обратила внимание на любопытный факт: если студенты-медики сопровождали врача во время обхода группой и совместно обсуждали состояние больного, то они ставили более точный диагноз, чем в тех случаях, когда участвовали в обходе поодиночке. Взаимодействие в группе позволяло студентам обсуждать гипотезы, выдвигаемые каждым, высказывать мнения, отталкиваться от взаимных наблюдений и в итоге приходить к общему мнению относительно состояния больного.

Теоретические и экспериментальные исследования наших соотечественников, таких как В.К. Дьяченко, Г.К. Селевко показали, что наиболее эффективной формой такого сотрудничества становится взаимодействие в парах сменного состава. Как подчеркивает В.К. Дьяченко: «В этом случае школьники разных классов (и даже взрослые) могут по очереди сотрудничать друг с другом, выступая то в роли обучаемых, то в роли обучающих». В позиции учителя становится сам ученик!

Впервые такой способ в своей педагогической практике я решила применить на уроках английского языка со старшеклассниками 10-11 классов. Наблюдая за детьми на уроках, я заметила, что для некоторых ребят такой способ является приоритетным.

Используя такой опыт преподавания, и анализируя полученные результаты, могу с уверенностью сказать, данный опыт значимый и результативный.

Во – первых, ребята чувствуют уверенность в собственных силах, ведь в паре его поддержал одноклассник (-ца).

Во – вторых, я поддерживаю таким способом интерес к изучающему предмету (что в последнее время становится все труднее реализовать).

В своей педагогической деятельности я применяю элементы горизонтального обучения, а именно:

-общение в паре (один учит другого);

-групповое общение (один одновременно учит многих).

Немного практики. Начнем с 10 класса. На уроке английского языка, изучая тему «Семья», мною была организована парная работа, где один учит другого. Задача такой работы было рассказать однокласснику про свою семью, начинал такой диалог сильный ученик, завершал работу по аналогии слабый ученик. Цель такой работы – помощь в составлении рассказа на английском языке. Нет ничего проще, чем работа по аналогии или образцу.

Причем такая работа является эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу я организовала комбинированно: то есть, те, кто отлично усвоил материал, начинали рассказ первыми, выполняя роль учителя при объяснении нового материала, а затем в закреплении отработанного.

Для групповых занятий (по 3 человека в группе) я привлекла уже 11 класс. Это показал урок английского языка внеурочной деятельности на тему: «Правила дорожного движения». Задача такого урока – распределить обязанности в группе, по силе выполнения каждого, с чем ребята справились очень хорошо. Они четко знают возможности каждого. Поэтому здесь актуально было применить горизонтальное обучение, где один – сильный учащийся учил двоих. На уроке использовалось горизонтальное обучение с применением цифровых образовательных ресурсов ЦОР, мультимедийных средств. Весь учебный материал был представлен в цифровой форме. Итогом работы было смонтированный видео – сюжет.

Я считаю, что использование цифровых образовательных ресурсов и горизонтального обучения со старшеклассниками повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся, формируют положительную мотивацию к обучению. Ведь, по сути, урок они строят сами.

Таким образом, в каждом классе, для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к уроку.

Для наглядности, обратите внимание на диаграмму. Представляю опыт работы контрольного среза 1 полугодия 2023-2024 учебного года в 10 классе. Оценивались критерии навыка монологической речи, навыков чтения и письма. Мы видим, что индивидуальная работа (индивидуальное обучение) сложнее дается в навыках диалога – ребята допускают в составлении предложений достаточное кол-во ошибок.

В групповой работе с применением горизонтального обучения мы видим улучшение показателей монологической речи, навыки чтения письма и письма изменились незначительно.

Таким образом, можно утверждать, что горизонтальное обучение результативно в навыках общения на английском языке.

Мной прослеживалась и эффективность применения технологии группового обучения на уроках в 11 классе. Здесь также оценивались критерии навыка монологической речи, навыков чтения и письма.

Метод горизонтального обучения показал, что положительная динамика наблюдается также в монологических высказываниях.

Для выявления объективного уровня мотивации учащихся 10-11 классов, был проведен мини-опрос – Какая форма работы на уроках английского языка вам понравилась больше? Результат вы можете увидеть в диаграмме.

Таким образом, групповая форма работы является приоритетной формой для ребят, что дает основание полагать, учащиеся охотнее учатся именно в группе.

Конечно, эффективность метода горизонтального обучения на уроках в процентном соотношении показывает его значимость. Но применение только одного направления будет неправильно. Результативность работы старшеклассников, конечно, зависит и от других факторов.

В заключении хотела бы отметить, что коллективный способ обучения можно использовать на уроках всех дисциплин при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность. Главное – чтобы ребята умели общаться друг с другом, умели взаимодействовать, грамотно выражали свои мысли и речь. Такой метод удачно вовлекает учащихся в совместный труд, ведь они преследуют общую цель обучения – научиться нести ответственность не только за свои знания, но и за результаты коллективного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном ...

Эффективные методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка

В настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности обучающихся. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познав...

Техники, технологии, приемы и методы работы со слабомотивированными обучающимися на уроке. Английский язык.

В статье приведены примеры использования некоторых технологий и приемов работы со слабомотивированными учащимися на уроках английского языка с указанием целей и задач предметного и метапредметного хар...

Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»

В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...

Примеры современных инструментов оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках английского языка

В разработке представлены варианты специализированных онлайн платформ для осуществления контрольного тестирования на уроках. Использование функциональных возможностей онлайн ресурсов существенно разно...