Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему
Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами в организации обучения английскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка
Учитель английского языка МБОУ СОШ №51
Куйбышевского района городского округа Самара
Огнева Ольга Александровна
На протяжении нескольких лет я осуществляла работу над проблемой дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения английскому языку. Затем меня заинтересовали проблемы реализации личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода.
Анализируя свои итоги работы над решением этих проблем, становится очевидным тот факт, что полноценно нельзя решить эти проблемы без применения инновационных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.
Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами в организации обучения английскому языку.
Приоритетным направлением сегодня является гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Сегодня в центре – ученик, его личность, внутренний мир. Поэтому основная цель учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В своей работе я стремлюсь применять педагогические приёмы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка, пытаюсь создать для учащихся ситуацию успеха, помогаю им в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности. Я ориентирую учащихся на развитие их интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.
Могу отметить, что у учащихся повысился интерес к изучению предмета, вырабатываются навыки использования знаний на практике, активизируются различные виды общения.
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания.
Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Если поставить основной целью изучения английского языка - формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели (воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях.
Становится совершенно очевидным тот факт, что применение современных образовательных технологий на уроках английского языка повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства к системе образования.
Формы и методы, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.
На мой взгляд, моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы:
- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;
- активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.
Современные педагогические технологии такие как: сценарно – контекстная технология, информационные технологии и интернет ресурсы, технология интерактивного обучения, проектная технология, технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.
Сценарно – контекстная технология
Чтобы научить ребёнка общению на английском языке, я создаю реальные настоящие жизненные ситуации, то есть то, что называется принципом аутентичности общения, которые стимулируют изучение материала и вырабатывают адекватное поведение. Сценарно-контекстная технология основана на принципах делового общения.
Информационные технологии и интернет ресурсы
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматического материала.
Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке вместе с учащимися мы решаем ряд дидактических задач: формируем навыки и умения чтению, используем материалы глобальной сети, совершенствуем словарный запас учащихся, формируем у учащихся мотивацию к изучению английского языка. Мои ученики 3-11 классов принимают участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, в видеоконференциях.
Интерактивная технология обучения
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению английского языка с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке - то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.
Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством английского языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах мои ученики отрабатывают грамматику, чтение, аудирование с выполнением заданий. Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы: что будем делать? как будем делать? сколько времени? в каком виде будем проводить? итог.
Метод проектов
Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Совместно со своими учениками я провожу большую работу по созданию проектов. Они делятся на: моно-проекты, коллективные, устно – речевые, видовые, письменные,
интернет - проекты. В реальной практике зачастую нам приходится иметь дело со смешанными проектами. Они способствуют развитию активного самостоятельного мышления у обучающихся, формируют у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению. При этом развивается умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.
Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих моим учащимся применить накопленные знания по предмету. Обучающиеся развивают свой кругозор, учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом - процесс творческий. Учащиеся под моим руководством или самостоятельно занимаются поиском какой – то проблемы. Для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе английского языка я использую метод проектов рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику.
Технология сотрудничества
Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса:
- учитель – ученик (я помогаею, консультирую, являюсь партнером, источником информации; ученик осуществляет учебную деятельность);
- ученик – ученик (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного);
- ученик – группа (группы учащихся формируются мною до урока с учетом психологической совместимости детей). При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Я оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оценка ставится одна на всю группу. Далее я сама выбираю учащегося из группы, который должен отчитаться за задание. Иногда это может быть и слабый ученик, так как цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
- ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом).
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и значительно эффективней.
Игровые технологии
Игровые технологии дают возможность избежать дублирования знаний, по-новому преподнести уже знакомый материал, воспитывать чувство ответственности за личный вклад в общее дело. В своей педагогической практике я использую игры на разных возрастных ступенях, которые способствуют сплочению коллектива, имеют познавательное значение, обеспечивают речемыслительную активность учащихся на иностранном языке, создают условия для детского творчества. Я в системе провожу уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-смотры знаний и т.д.
Здоровьесберегающие технологии
(создание благоприятного психологического климата, мотивация учащихся к учебной деятельности, использование различных видов учебной деятельности)
Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. Увеличение умственной нагрузки на уроках английского языка заставляют задуматься над тем, как поддержать активность обучающихся на протяжении всего урока.
Я считаю, что через развитие творческих способностей учеников можно добиться желаемых результатов и делаю установку на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность.
Использование инновационных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроках английского языка помогают формировать у детей умение добывать знания, умение сохранять в памяти информацию и умение применять полученные знания, способствуют повышению интереса у обучающихся к изучению английского языка, качества обученности учащихся по предмету.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инновационные формы и методы обучения а ктивизируют потенциал знаний и умений, навыков говорения и аудирования ; э ффективно развивают навыки коммуникативной компетенции; с пособствуют адаптации к современным социальным условиям.
Инновационные формы обучения: ролевая игра; м етод проектов; д раматизация, песня; э лементы языкового портфеля; ИКТ; п риёмы технологии критического мышления; о бучение в сотрудничестве; п роекты в социальных сетях.
Задачи учителя для осуществления деятельности обучающихся на уроках иностранного языка: создание условий практического овладения языком для каждого учащегося; выбор таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество; активация познавательной деятельности учащегося в процессе обучения английскому языку; реализация личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся.
Основная цель обучения иностранному языку в школе –формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Модель реального общения В центре внимания учителя обучающиеся - личности со своим внутреннем миром Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление м атериала и способов д ействий с ним. Принципы межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности: коммуникативность ; и нтерактивность; и зучение иностранного языка в культурном контексте; а втономность и гуманизация обучения, направленная на личностный потенциал.
Метод проектов, как способ развития творчества, познания, самостоятельности Проекты могут делиться на: монопроекты ; к оллективные; в идовые; у стно-речевые; п исьменные; и нтернет-проекты способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся; формирует коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относится к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.
Технология сотрудничества – совместная деятельность учащихся в разных учебных ситуациях Вместе учиться не только легче и веселее, но и значительно эффективней! - Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. - Слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. - В выигрыше оказывается весь класс, потому что совместными усилиями ликвидируются пробелы в знаниях.
Язык перестаёт быть целью обучения и превращается в инструмент, в средство решения различных задач, помогает учащимся овладевать средствами исследовательской деятельности. Драматизация, песня У обучающихся развивается способность творческого приобщения к межкультурным ценностям. в ырабатывает мотивацию учащихся через раскрытие их творческого потенциала; снимает психологические барьеры; р азвивает эстетический вкус; с тимулирует возможности п рактически применять язык; п риобщает к англоязычной к ультуре; расширяет к ругозор. Данные методы с пособствуют развитию исследовательских учебных действий, в которые включены навыки работы с информацией, развитие смыслового чтения.
Технология интерактивного обучения не просто способствует созданию реальных ситуаций в жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Решаются дидактические задачи: формирование навыков и умений чтения; и спользование материалов глобальной сети; с овершенствование словарного запаса учащихся; ф ормирование у учащихся мотивации к изучению английского языка; у частие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет; у частие в видеоконференция; с оздание модели реального общения
Игровые технологии Органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности. д ают возможность избежать дублирование знаний; в оспитывают чувство ответственности за личный вклад в общее дело; с пособствуют сплочению коллектива; и меют познавательное значение; о беспечивают речемыслительную активность учащихся на английском языке; с оздают условия для детского творчества.
Языковой портфель учащегося поддерживает высокую учебную мотивацию школьников ; развивает навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся ; ф ормирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность ; содействует индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. это инструмент самооценки собственного познавательного , творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности; это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящих из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье.
Через развитие творческих способностей учеников можно добиться желаемых результатов Использование инновационных форм и методов организации деятельности на уроках английского языка помогают формировать у детей умение добывать знания, умение сохранить в памяти информацию и умение применять полученные знания, способствуют повышению интереса у обучающихся к изучению английского языка, качества обученности учащихся по пред – мету.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методической разработке "Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка"
Методическая разработка для использования в работе учителями иностранного языка....
Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»
В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языкаВ современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток...
Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка
Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка
В современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток на выбор методов, форм и средств организации учебно-познавательной деятельности....
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка
В современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток на выбор методов, форм и средств организации учебно-познавательной деятельности....
Горизонтальное обучение как инновационный метод в образовательной деятельности обучающихся на уроках английского языка.
В статье рассмотрена идея актуальности горизонтального обучения как инновационного метода в образовательной деятельности. В материалах статьи определены педагогические, методологические основания и пр...