Развивающее обучение (доклад)
статья по английскому языку

Новохацкая Марина Николаевна

Технологии развивающего обучения в преподавании английского языка

(из опыта работы учителя)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии развивающего обучения в преподавании английского языка

(из опыта работы учителя)

Новохацкая Марина Николаевна

Учитель английского языка

ГБОУ лицей №410

Пушкинского района

г. Санкт-Петербург

Развивающее обучение – история, особенности, принципы.

Термин «развивающее обучение» ввел в научный обиход В.В. Давыдов. Его центральная идея – активно-деятельностный подход. В отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода такой метод предполагает активное включение в образовательную деятельность мышления ребенка, а не просто механическое использование возможностей его памяти.

Обучение направлено на формирование и развитие у детей навыков активного мышления с учетом возрастных психофизиологических особенностей.

Теория развивающего обучения являлась центральной темой в исследованиях И.Г Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. В 1930-е годы Л.С. Выготский сформулировал подход, согласно которому образование должно осуществляться с опережением развития ребенка. В этой теории знания рассматриваются не в качестве конечной цели, а как инструмент обучения.

Работы Выготского получили свое дальнейшее развитие в психологической теории деятельности, которую разрабатывали А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. Ключевое место в ней отведено формированию личности ребенка как субъекта активной деятельности в различных ее проявлениях.

В 1950-60-е годы Л.В. Занков создал систему интенсивного всестороннего развития для учащихся начальных классов, в которой теория развивающего обучения получила практическую реализацию.

Свои особенности имела теория, сформулированная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 1960-е годы. В предложенной ими технологии развивающего обучения главная роль отводилась формированию сугубо интеллектуальных способней ребенка.

Направленность технологии РО: Формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций; решение задач профессионального  и жизненного самоопределения учащихся.

Основными положениями развивающего обучения являются:

- развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением;

- активное участие обучающихся в процессе обучения;

- обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом;

- осознание обучающимися значимости изучаемого материала;

- ведущая роль отводится теоретическим знаниям;

- стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.

Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация.

Отличие развивающего обучения от классического учебного плана:

-В центре педагогического процесса находится сам ребенок, определяя успешность обучения.

-Педагог должен строить программу так, чтобы способствовать развитию активного мышления у учащихся.

-Обучение ориентировано на решение и организацию познавательных задач.

-Стимулирование детей к активному приобретению знаний, поиску истины на основе дидактического подхода.

-Специальный набор методик и инструментов обучения.

-Основное внимание уделяется формированию навыков мышления, а не механическому

запоминанию набора фактов.

Развивающее обучение и воспитание направлены на развитие самостоятельности и независимости школьников, его взаимодействие с естественной средой обитания. В это взаимодействие включены все элементы деятельности: планирование, целеполагание, организация, реализация, оценка итогов. Каждый из перечисленных этапов важен для становления личности. Активно-деятельностный подход приходит на смену объяснительно-иллюстративному и становится центральным звеном в развивающем обучении.

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Задачи развивающего обучения: общее развитие ребенка, развитие ума, чувств, воли, усвоение знаний, умений, навыков.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ребенка потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действий. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. Основная задача педагога - организация учебной деятельности ребенка, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции. Важным является взаимодействие педагога и обучающихся.

При обучении иностранному языку развивающие задания можно условно разделить на три группы: задания-инструкции, задания-реконструкции, задания поиски.

Задания-инструкции направлены на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образца рассуждения и выполнения того или иного развивающего задания. Эти задания связаны с уяснением теоретического и фактического материала (например, грамматических правил, позволяющих осознать последовательность действий самостоятельно в последующей работе); содержания прочитанного или прослушанного (ответы на вопросы по содержанию, простой пересказ без дополнительных заданий, составление простых планов по усвоенному образцу). Они способствуют накоплению и закреплению в памяти данных, необходимых для последующей продуктивной деятельности (приёмов запоминания, отдельных мыслительных операций, фактических знаний, практических умений и навыков). Это, в свою очередь, позволяет за довольно короткие сроки усваивать весьма значительный фактический материал, предусматриваемый школьной программой. Задания-реконструкции направлены на дальнейшее совершенствование мыслительных операций, на активное овладение приёмами рациональной умственной деятельности.

Для выполнения этого типа развивающих заданий необходима деятельность по распознаванию и классификации, что лежит в основе интеллектуального развития учащихся более высокого уровня. Роль учителя при предъявлении таких заданий заключается в том, чтобы показать учащимся направление их мыслительной деятельности. По содержанию задания-реконструкции могут включать следующие виды: составление сложного вопросного плана прочитанного или прослушанного; выделение основных положений с последующей детализацией
и аргументацией; подбор материала к теме; рассказ по заданной теме; рассказ по картине, наблюдениям и так далее. Этот тип заданий является важным средством перевода учащихся на уровень собственно творческой деятельности, так как при их выполнении уменьшается удельный вес дословного воспроизведения учебного материала и повышается значение приёмов трансформации
и переосмысления, комментирования, преобразования лингвистического, экстралингвистического и текстуального материала.

Задания-поиски направлены на использование всей системы приобретенных ранее приёмов умственной деятельности, конструирование новых сочетаний этих приёмов, перестройки «шаблона» в знакомой ситуации для получения новой информации. Учащиеся каждый раз самостоятельно выбирают логику рассуждения (например, при подготовке реферата, сообщения, написания проектной работы, работы над проектом в команде и т. д.), самостоятельно планируют выполнение сложного задания, требующего познавательной теоретической и практической деятельности; осуществляют самоконтроль, учёт своей работы и оценку её хода и результатов

Постоянное целенаправленное формирование положительной мотивации на всех этих этапах является основным и важным психологическим требованием. Включение учащихся в процесс обобщения с помощью системы развивающих заданий, составленных на различном учебном материале современных отечественных УМК по иностранным языкам, ведёт к формированию наиболее общих моделей мыслительной деятельности, что, естественно, способствует формированию стойкого познавательного интереса к учебному предмету и к учению в целом.

Обучая детей иностранному языку, в частности английскому, необходимо помнить, что данный предмет относится к высокоинтеллектуальной деятельности. Обучающимся приходится «переключаться» с одного вербального кода на другой. Все дети имеют разный уровень способностей имитировать иноязычные звуки и интонацию, зрительного и слухового восприятия иноязычной речи, скорость мыслительных процессов. Требуется использовать многообразие подачи материала, использовать различные наглядные пособия, интерактивную доску. Практиковать  смену деятельности, творческие задания, ролевые игры. Задания, данные учителем, должны воспитывать и способствовать совершенствованию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Исходя из  собственного опыта, могу с уверенностью сказать, что следующие подходы РО показывают положительные результаты работы.

Начинать урок нужно необычно, заявлять тему таким образом, чтобы вызвать интерес и мотивацию к познанию. Например, представить ребус, набор фото на презентации, раздать «секретный шифр» или «тайное письмо». Не предоставлять готовые идеи. Очередной вид деятельности нужно начинать с постановки задачи в общем виде. Не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. Помнить о развитии речи в любых формах деятельности. Возвращаться к уже выполненным заданиям, учить видеть множество вариантов их выполнения. Самое главное, поддерживать у детей ощущение успешности.

Литература:

1. Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку.// Иностранные языки.- 2012.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1996.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М, 1996.

4. Занков Л.В. О начальном обучении.- М, 1963.

5. Обучение и развитие/ под ред. Л.В.Занкова.- М, 1975.

6. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.- Томск, 1997.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: НО, 1998.

8. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».

При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...

Доклад на тему: «Теоретическое обоснование технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.»

Доклад на тему: «Теоретическое обоснование технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.»...

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики  как одна из форм развивающего обучения...

Доклад на тему: Технологии развивающего обучения

Доклад на тему:Технологии развивающего обучения...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....

Статья (доклад) на тему "Технологии развивающего обучения"

Технологии развивающего обученияВ условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:1   ...