Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
статья по английскому языку

Формирование функциональной грамотности

на уроках английского языка

 

В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.

Мы знаем, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учителя работают по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

·  читательская грамотность;

  • математическая грамотность;

·  финансовая грамотность;

·  естественнонаучная грамотность;

·   глобальные компетенции;

·  креативное мышление;

Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся? Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:

  • в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • вопросы изложены простым и ясным языком.

Решая проблему развития функционально грамотной личности на уро­ках английского языка, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создание для учащихся условий для развития функционально грамот­ной личности;
  • стимулирование речемыслительной активности учащихся;
  • создание ситуативности обучения, т.е. моделирование такой учебной ситуации, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь;
  • разработка системы упражнений, направленных на развитие обу­чающихся функциональной грамотностью;
  • определение этапов работы.

Проанализировав задания из учебника Spotlight , непосредственно с которым мы работаем, можно найти много примеров упражнений направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка.

 Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности

на уроках английского языка

В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.

Мы знаем, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учителя работают по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  читательская грамотность;

  • математическая грамотность;

  финансовая грамотность;

  естественнонаучная грамотность;

   глобальные компетенции;

  креативное мышление;

Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся? Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:

  • в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • вопросы изложены простым и ясным языком.

Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского языка, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создание для учащихся условий для развития функционально грамотной личности;
  • стимулирование речемыслительной активности учащихся;
  • создание ситуативности обучения, т.е. моделирование такой учебной ситуации, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь;
  • разработка системы упражнений, направленных на развитие обучающихся функциональной грамотностью;
  • определение этапов работы.

Проанализировав задания из учебника Spotlight , непосредственно с которым мы работаем, можно найти много примеров упражнений направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка.

 Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Читательская грамотность – это, на мой взгляд, базовое направление.  Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать - это ПРОЧИТАТЬ задание.

          На уроках я сталкиваюсь с затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую они не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не всегда умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах,  то есть не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.

          Исходя из выше сказанного, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована читательская грамотность у обучающихся.

          Достичь этого в  процессе обучения можно различными способами.

На 1 этапе, прежде чем начать чтение, происходит снятие лексических и грамматических трудностей.

          Далее в зависимости от цели чтения – Skimmimg или Scanning:

  • чтение и определение идеи каждого абзаца,
  • озаглавливание каждого абзаца,
  • задания на T/F/NS,
  • задание на множественный выбор,
  • ответы на вопросы/ самостоятельное конструирование вопросов к конкретным предложениям в тексте,
  • пересказ текста с выражением собственного мнения/ отношения (то есть – обязательный выход на критическое мышление).

Следует отметить, что на уроках английского языка, предлагаются и так называемые «несплошные» тексты (в терминологии PISA). Несплошные тексты – это ценники  продуктов, этикетки  на  товарах,  инструкции  к  товарам,  различная реклама,  буклеты,  объявления, посты в блогах,  документы, удостоверяющие личность  и  т.п. 

Именно на основе работы с такими текстами формируется способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности: прочитать и понять объявление (рекламу, афишу т.д.), заполнить бланк (миграционную карту, анкету и т.д.), написать письмо, e-mail и т.д. На основе данных текстов спроектированы учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности в области чтения. Очень эффективным инструментом в данном случае являются так называемые «реалиа», т.е. настоящие анкеты, карты, билеты и т.д.  

Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:

  • подобрать антонимы или синонимы к словам
  • перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру
  • прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте
  • прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них
  • прочитать текст и выделить основные темы повествования
  • прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы
  • пересказать текст от лица различных персонажей
  • написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там
  • дать совет герою (героине).

И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.  Типовая задача в 5 классе - произвести  простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. 

Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника Spotlight для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Следующее упражнение предлагается в учебнике «Spotlight» за 6  класс. Здесь необходимо нарисовать карту в масштабе, изучив упражнения.

В данном упражнении (5 класс) предлагается расположить монеты по возрастанию стоимости, а также рассказать о  российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить. Цена указана на товаре.

Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. Прошу обратить внимание на задания из учебника Spotlight для 6 класса. Через выполнение упражнения № 4, где учащимся необходимо составить диалог при покупке подарка, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности. В этих упражнениях предлагается на основе готового диалога составить собственный диалог между продавцом и посетителем магазина о покупке сувениров и подарков. Цены указаны на товарах.

Но сначала надо понять, сколько это стоит, если перевести местные цены в рубли. Происходит понимание, что покупка вещей за границей связана с определенными нюансами, решать которые им в будущем будет необходимо. Как мы помним из определения, финансово-грамотный человек «ведёт учёт собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, формирует сбережения». В поездках за границу это крайне актуальный навык! Также типовая задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так: «Представьте, что вы пришли в кафе. У вас в наличии определенное количество денег. Что вы можете выбрать из блюд на эту сумму? В данном упражнении предлагается составить диалог на выбор: 1) между посетителем и администратором в ресторане доставки еды, используя меню 2) между двумя посетителями и официантом, используя меню. В диалоге необходимо использовать слова из упражнения 1.   При выполнении таких заданий уместно использовать «реалиа» и визуальные объекты. Здесь вы можете посмотреть на оригинальные английские монеты или банкноты, обратить внимание, кто на них изображен, вспомнить, чем знамениты эти люди. В данном случае осуществляется знакомство с иностранной валютой, с культурой страны изучаемого языка.

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:

личностная - связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями.

местная/национальная - связанная с проблемами данной местности или страны.

глобальная - когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира.

Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:

- здоровье;

- природные ресурсы;

- окружающая среда;

- опасности и риски;

- связь науки и технологий.

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней.

В данном упражнении из учебника «Spotligh» за 5 класс предлагается 1) по заголовку определить о чем текст 2) прослушать и узнать о чем текст 3) прочитать текст и ответить на вопросы. Данный текст о насекомых, где они обитают, об их строении и о том,  какое значение они имеют в природе и в жизни человека.

Обучающиеся выполняя задания по изучающему чтению актуализируют знания о солнечных часах и одновременно могут применить эти знания для изготовления собственной модели солнечных часов. Для развития естественнонаучной грамотности наряду с чтением специфических текстов, обучающиеся могут представить свою деятельность в виде мини-проектов, постеров, докладов, стенгазет, коллажей и т.д. При изучении темы «Изобретения» на уроке английского языка проводилась защита мини проекта «Мое любимое изобретение», где ребятам предлагалось рассказать о любимом изобретении и доказать, что оно необходимо в жизни. При этом класс был разделен на 2 группы: группа «изобретателей» и группа «экспертов», которые выбирали лучшее «изобретение».

Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Одну из глобальных проблем – проблему экологии обсуждают на уроках английского языка в 7 классе,

В учебнике за 8-11 классы есть рубрика «Going Green», где описываются различные экологические проблемы во всем мире. Например, в учебнике 8 класса говорится о том, что мировые памятники архитектуры находятся в опасности. Учащимся предлагается ответить на вопрос. Почему? Далее необходимо прослушать текст и выполнить упражнения.  В качестве домашнего задания предлагается найти информацию о других памятниках мировой архитектуры, которым грозит какая-либо опасность и дается адрес сайта, где можно найти необходимую информацию. В процессе обучения суть дискуссии не в ответе на вопросы, а в обмене мнениями и идеями по поводу какой-либо философской проблемы, спорного вопроса.

          Одним из методов формирования глобальной компетенции является дискуссия. Дискуссия строится на реальной ситуации из жизни, которая воспроизводится в классе. Благодаря дискуссии обучающиеся учатся критически мыслить, формулировать мысли, выражать свое мнение, обмениваться опытом. Дискуссия приближает учебную обстановку на уроке к реальному общению, а значит готовит учеников к живой и спонтанной коммуникации.

Креативное мышление - это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio, учебник Spotlight. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.

Рубрика «Culture Corner» есть в учебниках «Spotlight» за 8-11 классы. Данное упражнение из учебника за 10  класс. Здесь предлагается ознакомиться с системой школьного образования в США и выполнить упражнения после текста. В качестве креативного задания предлагается разработать в группе брошюру для американских учеников об образовании в России, написать о школьных предметах, изучаемых в наших школах, типичном школьном дне, спорте и внеурочных занятиях, брошюра должна быть в форме приглашения для американских учеников провести один год в нашей школе.

Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности внеклассного чтения для формирования УУД на уроках английского языка

Доклад для выступления на районном методическом объединении...

Презентация на тему: "Формирование УУД на уроках английского языка"

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проект...

Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

Даны методические рекомендации по организации учебного процесса...

Проект по теме "Формирование УУД на уроке английского языка"

Проект по английскому языку ФГОС НОО "Формирование УУД на уроке английского языка"...

Пути формирования УУД на уроках английского языка в начальной школе

Методические рекомендации по формированию УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

Формирование УУД на уроках английского языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...