Пути формирования УУД на уроках английского языка в начальной школе
методическая разработка по английскому языку по теме
Методические рекомендации по формированию УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути формирования УУД на уроках английского языка
в начальной школе
Введение
Согласно требованиям ФГОС второго поколения важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе, является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе, предоставляет определённые возможности для формирования УУД. Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать и т.д.) в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования [2, 4].
Целью нашей работы является рассмотреть пути формирования УУД в начальной школе средствами учебного предмета «Английский язык».
Данная работа представляет интерес для учителей английского языка, работающих в начальной школе, т.к. формирование УУД является одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения. В работе будут описаны виды УУД, способы их формирования на уроках английского языка. В приложении даётся тематическое планирование по теме «Одежда» на основе УМК по английскому языку Верещагиной И.Н. для 3 класса школ с углубленным изучением английского языка.
Понятие «универсальные учебные действия»
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта. В собственно психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1,27].
Функции УУД:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1,28].
Выделяют 4 блока УУД:
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют 3 вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельно создание алгоритмов деятельности;
- знаково-символические действия.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
- синтез – составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- построение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- правление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
[1, 30].
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся предоставляет определённые возможности для формирования УУД. Далее рассмотрим, каким образом происходит формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.
Формирование УУД на уроках английского языка
Сначала рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Что касается регулятивных универсальных учебных действий, на начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В УМК Верещагиной И.Н., который мы используем в своей работе в начальных классах, после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.
Перейдём к рассмотрению познавательных универсальных учебных действий.
В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст. На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:
-научить выделять основное в тексте;
- научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы;
- понимать смысл текста и умение прогнозировать развитие его сюжета;
- составлять оригинальный текст на основе плана.
Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.
Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но, тем не менее, на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например: подлежащее - четырехугольник, смысловое сказуемое - чёрный треугольник, именное сказуемое - заштрихованный треугольник, определение - ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование.
Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике:
- вставить недостающие слова,
- вставить недостающие буквы,
- завершить предложение,
-заполнить таблицу,
-догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников. Наши ученикам часто предлагается создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. На начальном этапе это могут быть такие творческие проекты, как нарисуй и опиши свою любимую игрушку, нарисуй и расскажи о свое семье, о своём друге. В 3 классе мы используем проектную деятельность в работе над темами «Моё домашнее животное», «Праздники», «Моё любимое время года». В 4 классе можно использовать проекты при изучении таких тем, как «Путешествия», «Школьная жизнь», «Достопримечательности Лондона», «Символы Америки».
Наибольшее количество возможностей английский язык предоставляет для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. На уроках английского языка дети учатся:
- вести диалоги этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
- поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- овладевают различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика;
- воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке, вербально и невербально реагировать на услышанное;
- писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём.
В приложении мы хотим показать, каким образом реализуется развитие универсальных учебных действий младших школьников на примере тематического планирования по теме «Одежда» по УМК Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. для 3 класса школ с углубленным изучением английского языка.
Приложение
Тематическое планирование по английскому языку по теме «Одежда»
в 3 классе
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Формируемые УУД | |||
1 | Ввод темы «Одеж да» | - введение и отработка лексики по теме «Одежда»; - развитие умений в чтении (отработка техники чтения, соотнесение звукового и графического образов слов). | Познават. - увеличение словарного запаса (знакомство с новой лексикой по данной теме); - самост. поиск информации (работа со словарем, поиск значений слов); - умение классифицировать и обобщать (какое слово лишнее, найди общее слово для списка слов). | Регулятивн. -способность решать проблемные ситуации и принимать решения (помоги продавцу составить список покупок, помоги герою подобрать одежду для праздника и для пикника); | Коммуник. - умение восприним. иноязычную речь на слух (речь учителя, ученика, диктора); | Личностные - бытовые навыки (знание названий предметов одежды); |
2 | В магазине | - развитие умений и навыков устной речи (понимание на слух основного содержания текста, ведение диалога «В магазине»); - развитие умений в чтении (отработка техники чтения, соотнесение звукового и графичес-кого образов слов, выразитель-ное чтение вслух небольших текстов диалоги- ческого характера). | Познават. - увеличение словарного запаса (составь словосочетания из предложенных прилагательных и существительных; вставь пропущен-ные слова в диалог); | Регулят. -способность решать проблемные ситуации и принимать решения (помоги продавцу составить список покупок) - оценка и самооценка (оцени выступление своей пары и одноклассников) | Коммуник. - умение догова-риваться и приходить к общему ре-шению в совместной деятельности (помоги герою подобрать одежду для праздника и для пикника, работа в парах); - умение задавать вопросы; - умение использовать речевые средства для решения коммуни-кативных задач. | Личностные - бытовые навыки (навыки совершения покупок: знание названий предметов одежды, умение спросить, попросить у продавца); - уважение личности (доброжелательное отношение к окружаю-щим); - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
3 | Цвет и размер вещей. Что лучше, что хуже носить. | - развитие умений в чтении (чтение про себя и полное понимание текста, построенного на знакомом языковом материале); -составление словосочетаний «прилагательное+существительное» по теме «Одежда». | Познават. - увеличение словарного запаса; - умение структу-рировать текст (умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста); - умение делать выводы, выделять причинно-следственные связи (ответь на вопросы по тексту); -умение классифицировать (запиши женскую и мужскую одежду). | Регулят. - применять знакомый языковой материл в речевой ситуации (ответы на вопросы учителя); - умение распознавать в тексте нужную информацию - оценка и самооценка (оцени своё выступление и одноклас-сников) | Коммуник. межличност-ные навыки; - навыки вырази-тельного чтения; - владение монологической речью (рассказать по картинке, какая одежда есть в магазине). | Личностные - уважение личности (доброжелательное отношение к окружающ.); - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
4 | Мы делаем покуп-ки | - введение и отработка новых словосочетаний; - развитие умений и навыков устной речи (понимание на слух основного содержания текста, построенного на знакомом языковом материале); - развитие умений в чтении (чтение вслух диалогов, соблюдая нужную интонацию); | Познават. - увеличение словарного запаса (введение и отработка новых словосочетаний); - знание грамматических основ построения предложения | Регулят. - умение делать выводы, выделять причинно-следственные связи (ответь на вопрос «Почему..?») | Коммуник. - умение восприним. иноязычную речь на слух (речь учителя, ученика, диктора); - владение диалогической формой речи (чтение диалога по ролям) | Личностные практическая подготовленность ученика (подставить уже знакомые слова в незнакомый текст по смыслу); |
5 | Мой стиль. Какую одежду я люблю. | - развитие умений и навыков устной речи (рассказ о своём стиле одежды); - развитие умений в чтении (чтение про себя и полное понимание текста, построенного на знакомом языковом материале); | Познават. - развитие абстрактного мышления (выбери русскую пословицу, которая соответств. английской); - умение делать выводы, выделять причинно-следственные связи (ответь на вопросы по тексту); умение классифицировать (запиши женскую и мужскую одежду). | Регулят. -способность решать проблемные ситуации и принимать решения (помоги герою подобрать одежду в зависимости от погоды); - умение планировать (расставить предложенные фразы так, чтобы получился рассказ); - оценка и самооценка (оцени выступление своё и одноклассников) | Коммуник. - владение монологической речью (рассказ о том, какую одежду носишь) - умение использовать адекватные языковые средства | Личностные практическая подготовленность ученика (умение использовать изученный теоретичес-кий материал в новых ситуациях, трансформи-руя его). |
Использованная литература
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г.В., Володарская И.А. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.
- Верещагина И.Н. Английский язык. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2012. – 96с.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2011. – 231с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.
Привычные приемы обучения, направленные на передачу знаний, вытесняются иными, позволяющими самостоятельно овладевать нужной информацией, личностными и интеллекторазвивающими. Этому и служит развивающ...
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
Даны методические рекомендации по организации учебного процесса...
Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе на основе теории множественности интеллекта.
Формирование УУД на уроках английского языка...
Упражнения на формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он...
Формирование метапредметных УУД на уроках английского языка в начальной школе-путь повышения качества образования
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее ...
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
Презентация по теме "Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе"...