Патриотическое воспитание на уроках английского языка
статья по английскому языку

Милованова Любовь Андреевна

Формирование у учащихся любви к Родине, к "малой" Родине, родному слову, языку, литературе и культуре очень важно. И огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, в нём указывается, что к важнейшим личностным результатам воспитания относятся: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotich_vosp_na_ur_a_yaz.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках английского языка

Формирование у учащихся любви к Родине, к “малой “ Родине, родному слову, языку, литературе и культуре очень важно. И огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, в нем указывается, что к важнейшим личностным результатам воспитания относятся: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов. [1]

             Среди множества учебных дисциплин предмет “английский язык “ занимает особое место. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения, учащиеся приобретают умения и навыки пользоваться языком как средством общения.  Мы так же изучаем быт, обычаи и традиции страны изучаемого языка. Но не стоит забывать о том, что гостю из другой страны будет возможно намного интереснее услышать о местных достопримечательностях, традициях, русской кухне, быте и многом другом на понятном ему языке. Английский язык – это язык международного общения, поэтому важно быть готовым достойно представить свою культуру, например, на английском языке.[2] 

Воспитание патриотизма - одна из главных задач учителей английского языка при работе над такими темами как: "Человек и место где он живет", "Искусство", "Праздники", "Город и село", "Семейные праздники и традиции. Традиции в России", "Климат и погода", "Англоязычные страны и родная страна: географическое положение, исторические данные. Символы России".

   

На уроках иностранного языка, как и на других, происходит воспитание человека, гражданина своего Отечества, воспитание патриотизма. Человек должен знать свою историю, свои корни.

            

Для достижения целей воспитания у учащихся патриотических чувств к стране, народу, культуре и языку на уроках иностранного языка могут использоваться самые разнообразные формы и приемы учебной работы.

Диалог культур

           

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит диалог культур.

Праздники, фестивали, игры

Хорошо известно, что одним из видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для школьников, является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в прямом смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.) Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, изучая с детьми особенности любимых в народе праздников, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей. Так, изучая тему "Holidays" ("Праздники"), мы изучаем и праздники России, традиционные блюда и игры, которые популярны на разных праздниках. Ученики участвуют в инсценировках, читают стихи, поют песни, и даже, в качестве зарядки на уроке, танцуют под музыку «Калинка малинка… В саду ягода малинка…»

Пословицы и поговорки

            

Перед началом каждой темы учитель может заранее дать учащимся задание на дом – приготовить одну пословицу по теме и найти ее эквивалент на родном языке, а затем на уроке ученик должен будет пояснить эту пословицу и дать свою точку зрения, определить в чем заключается мораль.

Разнообразие тем

В теме "My flat" или "My house" ("Мой дом") ученики знакомятся с такими грамматическими темами как обороты "There is / there are", привести к примеру пословицу "East or West home is best" ("В гостях хорошо, а дома лучше"). В конце изучения темы "Не хотели бы отправиться в Великобританию" учащимся предлагается составить приглашение иностранных гостей в наш город и организовать для них путешествие. Этот проект называется "Добро пожаловать в мой город!". Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны. Воспитательный аспект такого урока – осознание понятия "Родина", "Малая Родина", более глубокое осознание своей культуры.  

При изучении темы "Моя семья" ("My family") можно предложить ребятам обратиться к изучению прошлого своей семьи, своего рода, и тогда ученикам яснее представляется прошлое своей страны. По теме "Моя семья" учащимся можно предложить изучить родословную своей семьи, а затем предоставить проекты генеалогических деревьев. Таким образом, изучение прошлого своей семьи имеет большое значение в формировании личности.

В учебной программе английского языка 5го класса при обсуждении темы "Знакомство с Лондоном" создается ситуацию, в которой гости из Лондона приезжают в столицу нашей страны. Ученики должны перечислить достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска, которые они рекомендовали бы посетить своим зарубежным друзьям. Истинный патриот любит свой народ, традиции, свою Родину, и гордиться ими.

Сказки и легенды

Использование на уроках народных сказок и легенд дает возможность не только активизировать, закреплять и обобщать словарный запас учащихся, но и способствует формированию полноценных знаний о народной культуре, традициях. В результате систематической работы учащиеся понимают глубокий смысл традиций своего народа, с уважением относятся к культурному наследию других народов, с чувством национальной гордости говорят о своей Родине. В то же самое время они учатся называть сказочных персонажей или сказочные предметы на английском языке.[3] 

Музей

В МОУ «Средняя школа № 36» Петрозаводска, где я сейчас работаю, находится музей Великой Отечественной войны. В этом году некоторые ученики 7-8 классов работали над проектом “ Heroes with us”. Они собрали материал об истории улиц, носящих имена героев, о людях, воевавших на фронтах великой отечественной войны. На уроках английского языка они представляли свои наработки по теме: «Герои с нами».

Большая Родина

Мы любим и свою большую Родину по имени Земля. В 8 классе самая популярная тема для презентации - «Проблемы окружающей среды», учащиеся всегда активно исследуют глобальные вопросы окружающей среды, а также вопросы экологии своего края. Они с радостью делятся возможностями, которые есть у каждого, чтобы оберегать экологию и родного края, и планеты Земля

Культурный обмен

Патриотическое воспитание на уроках английского языка должно быть основано на объективном изучении и понимании истории, культуры и ценностей своей страны. Это может быть чтение текстов, статей и рассказов о героях своей страны или она может быть основой для обсуждений и дискуссий на уроке. Такие задания помогут учащимся глубже понять и оценить значимость своей страны, ее достижения и ценности. Это позволит учащимся более глубоко познать историю, культуру и традиции своей страны, а также делиться этой информацией с иностранными учащимися, что способствует культурному обмену.[4] 

Творческие и проектные работы

Также, можно использовать творческие проекты, например, создание презентаций о героях и достижениях своей страны на английском языке. Это позволит учащимся проявить свою творческую и исследовательскую активность, а также развивать навыки работы в команде. Мы можем организовывать проекты, в которых ученики сами будут изучать и представлять свою страну и ее культуру на английском языке. Например, они могут создавать презентации, видеоролики или даже проводить международные дискуссии о своей стране, ученики будут рассказывать о достижениях и важных событиях своей страны. В рамках проектной деятельности с помощью информационных технологий можно создать не только красочную презентацию, но и небольшой фильм о своей школе и поселке на английском языке. Такие проекты содействуют развитию коммуникативных навыков и повышают интерес учеников к изучению культуры.[5] 

Важно помнить, что патриотическое воспитание на уроках английского языка должно быть основано на объективности и уважении к разнообразию других культур и наций. Мы должны учить учащихся ценить и разбираться в своих корнях, но при этом также способствовать их открытости к миру и уважению к различиям между собой и другими странами. В современном образовании патриотическое воспитание играет важную роль, и изучение английского языка - это мощный инструмент для достижения этой цели.

Источники:

[1] Дмитриева Анна Сергеевна, статья «Патриотическое воспитание средствами иностранного языка», журнал для работников образования «Метод-сборник», опубликована 22.12.2016 [Электронный ресурс] http://metod-sbornik.ru/inostrannye-jazyki/1330-05172   (Дата обращения: 25.03.2024)

[2] Азман Алексей Владимирович, статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка", сайт Инфоурок, опубликован 21.03.2022 [Электронный ресурс] https://infourok.ru/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-anglijskogo-yazyka-5861313.html (Дата обращения: 25.03.2024)

[3] Гурова Татьяна, статья: «Гражданско - патриотическое воспитание на уроках немецкого языка», сайт Знанио [электронный ресурс] https://znanio.ru/media/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-nemetskogo-yazyka-2882315 (Дата обращения: 25.03.2024)

[4] Хакимова Лилия Билаловна, статья: «Патриотическое воспитание в современном образовании на уроках английского языка», сайт Инфоурок, опубликована 06.10.2023 [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-patrioticheskoe-vospitanie-v-sovremennom-obrazovanii-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6781266.html (Дата обращения: 25.03.2024)

[5] Кочергина Ирина Геннадьевна, «Гражданско-патриотический потенциал уроков английского языка и внеурочной деятельности», сайт Открытый урок 1 сентября [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/638545 (Дата обращения: 25.03.2024)


[1] Дмитриева Анна Сергеевна, статья «Патриотическое воспитание средствами иностранного языка», журнал для работников образования «Метод-сборник», опубликована 22.12.2016 [Электронный ресурс] http://metod-sbornik.ru/inostrannye-jazyki/1330-05172   (Дата обращения: 25.03.2024)

[2] Азман Алексей Владимирович, статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка", сайт Инфоурок, опубликован 21.03.2022 [Электронный ресурс] https://infourok.ru/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-anglijskogo-yazyka-5861313.html (Дата обращения: 25.03.2024)

[3] Гурова Татьяна, статья: «Гражданско - патриотическое воспитание на уроках немецкого языка», сайт Знанио [электронный ресурс] https://znanio.ru/media/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-nemetskogo-yazyka-2882315 (Дата обращения: 25.03.2024)

[4] Хакимова Лилия Билаловна, статья: «Патриотическое воспитание в современном образовании на уроках английского языка», сайт Инфоурок, опубликована 06.10.2023 [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-patrioticheskoe-vospitanie-v-sovremennom-obrazovanii-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6781266.html (Дата обращения: 25.03.2024)

[5] Кочергина Ирина Геннадьевна, «Гражданско-патриотический потенциал уроков английского языка и внеурочной деятельности», сайт Открытый урок 1 сентября [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/638545 (Дата обращения: 25.03.2024)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка.

Военно – патриотическое воспитание  на уроке английского языка. Пояснительная записка Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает дв...

Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка.

Военно – патриотическое воспитание  на уроке английского языка. Пояснительная записка Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает дв...

Обобщение педагогического опыта "Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве"

Т Е З И С ЫПатриотическое воспитание на уроках английского языка,во внеклассной деятельности и классном руководстве.(обобщение  педагогического опыта) Воспитание гражданского самосозна...

Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»

Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...

Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»

Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...

Патриотическое воспитание на уроках английского языка.

Статья о патриотическом воспитании на уроках английского языка при помощи интеграции с предметом история....

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка»

Доклад на тему о гражданско0патриотическом воспитании на уроках английского языка...