Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.
Здоровье человека — достаточно актуальная тема для разговора для всех времен и народов, а в XXI веке она становится особо актуальной. На сегодняшний день состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Мы должны рассматривать данную проблему системно (дородовый период, детство, школьный период, семья: все ее стороны функционирования и, конечно, в дальнейшем качество воздействия на здоровье людей социальных институтов общества).
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Поэтому сегодня профессиональная подготовка учителей требует глубокого реформирования. Вот почему данное направление вызывает интерес.
Так что же такое современные здоровьесберегающие технологии? Существует множество понятий и трактовок данного определения.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
По мнению ряда авторов,понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Тема моей исследовательской работы – это внедрение здороьесберегающих технологий в уроки английского языка. Как показывает практика, английский язык в школе - сложный предмет. На уроках учащимся приходится выполнять несколько видов деятельности: говорение, письмо, чтение, аудирование и анализ информации, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Во избежание усталости учащихся я провожу смену видов деятельности: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Речевая гимнастика, системно используемая на уроке, основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании детского организма.
На уроках английского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При ознакомлении с лексикой по теме « Питание» и « Твой день» (3 класс), рассматриваю режим дня школьника и правильное питание с последующим его обсуждением. В разделе « Части тела» учащиеся 3 класса знакомятся с культурой гигиены тела.
Изучение новой лексики и грамматики даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды (7 класс), презентация и мини – диалоги по теме «Медицина» помогли детям усвоить лексику по данному разделу.
При ознакомлении с условными наклонениями я использую тексты экологического характера в 8 классе, из которых учащиеся узнают об экологической обстановке в нашей стране, в стране изучаемого языка, а также в Ульяновской области.
Также в данном разделе учащиеся познакомились с тематическими текстами о вреде курения и алкоголя с последующим их обсуждением.
На каждом уроке в любом классе я провожу физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.
Положительным примером может служить использование на уроках дидактического материала:
- презентации на темы: «У доктора», «Здоровая пища и напитки», « Русская кухня», « Полезные привычки», « Части тела», « Сохрани здоровье», « Витамины». « О вреде курения и алкоголя», « Спорт», « Режим дня», « Экология»;
- копилка физкультминуток, носящих характер здоровьесбережения;
- скороговорки, пословицы, викторины, кроссворды о здоровье и о вредных привычках.
- создание и защита проектов учащимися по данной тематике.
В начале года мною были проведены индивидуальные консультации и анкетирование среди родителей учащихся. Анализ показал, что родители компетентны в данной сфере.
На мой взгляд, одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, и надо помочь ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к моему уроку. Этому не научит ни один учебник.
Все это, на мой взгляд, помогает росту положительных эмоций, формированию положительного отношения к предмету.
Что касается нормативных документов, мною были внесены изменения в календарно – тематическое планирование: была добавлен раздел « Здоровьесберегающие технологии на уроке», в которой я указываю элемент здоровьесбережения.
Таким образом, проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Деятельность учителя строится на своих принципах здоровьесберегающей педагогики, главными из которых являютсяпринцип не нанесения вреда и принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.
В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Материал доклада может быть использован на различных уроках немецкого языка в разных группах классов. Позволяет организовать отдых детей на уроке, повторяя при этом материал прошлых уроков, тем самым ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА-статья...
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
подборка физкультминуток...