Организация групповой работы школьников
статья по английскому языку

Столярова Лилия Олеговна

Организация групповой работы школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ГРУППОВОЙ  РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В школьном возрасте начинают интенсивно устанавливаться дружеские отношения, строится сотрудничество уже с начала обучения в школе. Так же становится немаловажна групповая работа. Работа в группе помогает школьнику понять и разобраться с учебными задачами и действиями. В дополнение к сказанному, групповая работа дает ребенку возможность получить эмоциональную поддержку.

Групповая работа проводится по следующим правилам:

– не должна продолжаться более 15 минут;

– не нужно требовать от детей в этот момент тишины;

– нельзя принуждать к работе в группе (если такие ученики есть, то позже выяснить причину отказа).

Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы столы надо расположить так, чтобы каждый ученик мог смотреть в лицо собеседнику, не сидел к доске спиной, мог легко достать лист или карточку с заданием.

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Мы занимались подбором и апробацией разных способов формирования групп учащихся. Результат этой работы представлен в таблице 1.

Таблица 2 – Способы формирования по группам

Группа по желанию

- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой.

- разделитесь на  одинаковые группы.

Продолжение таблицы 2

«Случайная» группа

– группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером:

* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

* Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

           После того как дети усвоили главные навыки работы в группах, была поставлена перед ними следующая задача – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с разными людьми, даже если они вам не нравятся. В таком случае нам подходит способ формирования групп – по принципу случайности.

Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: выражать собственную точку зрения, высказывать согласие или несогласие с мнениями других ребят, уточнять высказывание одноклассника. Перед групповой работой мы обязательно повторяли правила общения в группе. Например:

  • убедись, что каждый участвует в разговоре;
  • говори четко и спокойно;
  • говори только по делу;
  • один говорит, остальные слушают;
  • реагируй жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
  • обращайтесь друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…").

Для групповой работы использовалось время на уроках в учебном процессе, а так же во внеурочной деятельности. Мы назовем несколько видов групповой работы, которые были использованы во время прохождения практики и проведения исследования:

– работа в парах (чтение и составление диалогов, работа над проектом);

– «Мозговой штурм»;

– игра «Продолжи»;

– игра «Снежный ком»;

– игра «Охота за сокровищами»;

– прием «Зигзаг» или метод пилы.

Охарактеризуем некоторые из них.

Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам группы предлагается высказать как можно больше вариантов решений и идей по поставленному вопросу.

Игра «Продолжи». Эта игра интересна тем, что все дети по цепочки выполняют задание.

«Охота за сокровищами». В этом виде групповой работы учащимся предстоит произвести поиск знаний по заданным вопросам учителя, поиск можно осуществлять в разных источниках литературы и на интернет ресурсах.

Прием «Зигзаг» или метод пилы. Учебный материал разбивается на фрагменты или подтемы. Каждая группа изучает свою часть и затем делится знанием с другими группами.

     Проведен анализ УМК «Spotlight (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко).  Данный УМК можно охарактеризовать разнообразными формами групповой работы (проектная деятельность, мозговой штурм, групповой пазл, ролевая игра, дискуссия  и др.). Групповая форма работа может быть применена учителями иностранного языка практически на каждом уроке, поскольку время выполнения задания варьируется от 5 до 30 минут.

Успешная коллективная работа требует не только тщательного отбора

материала и подготовки, учета принципов групповой работы, но также постоянной рефлексии и оценивания. Когда дело касается оценивания,

учитель сталкивается с проблемой― что оценивать: итоговый продукт

взаимодействия или процесс взаимодействия. Современные исследователи

сходятся на мнении о том, что учителю необходимо оценивать и то и другое,

поскольку и конечный продукт и сам процесс коллективного взаимодействия

играют значительную роль [7].

Итак, групповая работа на уроке иностранного языка обладает значительным потенциалом для формирования и развития коммуникативных УУД, поскольку работа в группах предполагает соблюдение принципов сотрудничества и использование иностранного языка как средства решения поставленной задачи (проблемы).

Уроки, построенные на принципе групповой работы, повышают мотивацию к учению, познавательный интерес, мобилизируют возможности и способности учащихся для решения учебных задач, способствуют развитию коммуникативных навыков, налаживанию взаимоотношений в классе, а так же создают благоприятный эмоциональный фон.

Использование приемов группового обучения как одного из средств формирования коммуникативных УУД у учащихся не только вносит разнообразие в учебную деятельность, но и поспособствует формированию многих полезных личностных качеств учеников, а также навыков и способов деятельности, которые будут необходимы им в дальнейшем. Таким образом, цели и задачи исследования решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации групповой работы на уроках

Опыт организации групповой работы на уроках  Сергей Николаевич Рубцовучительтехнологии МБОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа №7»      Любой учител...

Опыт организации групповой работы на уроках

Опыт организации групповой работы на уроках  Сергей Николаевич Рубцовучительтехнологии МБОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа №7»      Любой учител...

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...