Об использовании метода группового взаимодействия как средства формирования и развития навыков коммуникативного сотрудничества
статья по английскому языку

Галеева Гульнара Агзамутдиновна

Статья посвящена вопросу организации работы учащихся в рамках активного творческого восприятия знаний. Приведены основные принципы обучения в сотрудничестве. Выявлена его главная идея. Представлен опыт работы с применением данной технологии на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

Об использовании метода группового взаимодействия как средства формирования и развития навыков коммуникативного сотрудничества

Г.А. Галеева,

учитель английского языка высшей  квалификационной  категории                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   МБОУ«Большерусаковская ООШ  Кайбицкого                                                                                                                        муниципального района Республики Татарстан»

   On the use of the group interaction method as a means of forming and developing communicative cooperation skills.

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации работы учащихся в рамках активного творческого восприятия знаний. Приведены основные принципы обучения в сотрудничестве. Выявлена его главная идея. Представлен опыт работы с применением данной технологии на уроках английского языка.

Ключевые слова: сотрудничество, обучение, взаимосвязь, взаимопомощь, коммуникативная компетенция.

Abstract. The article is devoted to the organization of students ' work within the framework of active creative perception of knowledge. The main principles of training in cooperation are given. Its main idea is revealed. The experience of using this technology in English lessons is presented.

Key words: cooperation, training, relationship, mutual assistance, communicative competence.

    Изучение иностранного языка принято считать делом сложным и не для каждого посильным. Так ли это на самом деле? Каждый из нас владеет своим родным языком, значит, при необходимости может выучить и иностранный язык. Ученики должны понимать, для чего они учат иностранный язык, и какую помощь он оказывает в современном мире. А объяснить это – задача учителя. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» ритмичное продвижение к всеобщему успеху.

Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы.

     А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.  Часто ученики стесняются, боятся отвечать, боятся сказать что-то не так. Поэтому в своей работе я часто использую  коллективные и групповые формы работы. Это намного облегчает задания для учеников, они отвечают друг другу.

В принципе, любая тема  может быть предметом совместной работы в паре и группе. Но нужно, чтобы такая работа была эффективной. Ученик, который уже знает, как решить ту или иную коммуникативную задачу, ведет себя как учитель.

   Если задача оказалась непосильной, то в данной паре этот ученик не будет выступать в роли учителя. Зато в следующей паре он становится «учителем» и знакомит партнера с решением этой задачи. Если он двум-трем ученикам объяснит, как решается трудная задача, то обогащается новыми приемами решения и задача перестает быть для него непонятной.

Приведу пример своей работы с использованием данного метода.

Для работы приглашаются 9 учащихся, которым предлагается выбрать одну из трех предлагаемых карточек разного цвета. В классе расположены 3 стола с табличками разного цвета, учащимся предлагается занять свои места в соответствии с выбранным цветом, тем самым происходит деление на 3 группы.

    На каждом столе лежат листочки с правилом из английского языка (у каждой группы свое правило). Участникам в течение 3 минут предстоит изучить это правило, запомнить 1-2 примера и выполнить нижеследующие задания, закрепляющие вышеуказанное правило. По истечении 3-х минут все выходят из-за своих столов. На обратной стороне цветных карточек указаны номера-1,2,3 , таблички на столах тоже пронумерованы. Учащимся предлагается занять свои места в соответствии с указанными цифрами. Получается, что один из участников оказался у «своего» стола, т.е. он-носитель информации, его задача - объяснить правило «новичкам». Затем происходит движение членов групп по часовой стрелке до тех пор, пока все члены групп не будут ознакомлены с каждым из трех правил. В конце интеракции проводится мини-зачет по изученным правилам. На экран выводятся разные слова, учащиеся поясняют, какое правило демонстрирует то или иное слово. Например: TEACHER, OPERATOR (словообразование, слова, обозначающие профессии), DOGS, LADIES (образование множ.числа имен существительных), WILL PLAY (Образование будущего простого времени глагола) и т.п.

Результат: Все участники групп с легкостью узнают правило. Все успешно овладели материалом. Мотивирован каждый участник группы.

Список использованной литературы

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 1991г.

2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М.: Просвещение, 1993г.

3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования.- М.: Просвещение, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрально-языкового компонента, как средства формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся по английскому языку в начальных классах.

Актуальность моей темы обуславливается тем, что происходит сложный период преобразования в нашей стране, переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности в Нац...

Тренинговое занятие на формирование и развитие навыков группового взаимодействия «Дружная команда»

Цели тренинга: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.Цели данного занятия:-формирование групповой сплоченности;-формирование умений общаться, освоение способов и приемов эффективно...

Основные пути и методы развития навыков коммуникативного поведения воспитанников, формирование межличностных отношений и взаимоотношений.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющмх особую значимость в жизни человека.Во-первых, она влияет на учебную успешность.Во-вторых, от коммуникативной компетентност...

Использование приёмов технологии РКМЧП как средства формирования речевой и коммуникативной компетентности

Качественный материал, в котором даётся психолого-педагогическое обоснование использования ТРКМЧП, показана базовая модель технологии, а также представлены  её основные методы и приёмы....

«Групповой проект как средство формирование коммуникативных УУД.

Согласно требованиям ФГОС, учебный  план школы включает часы внеурочной деятельности,  которые  не только являются продолжением урочной,  но и  позволяют осуществлять программ...

Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей

Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся  для формирования  их социальной активности, коммуникативной  и информационной компетентностей"...

«Использование квестов как средства формировании иноязычных лексических навыков в средней школе»

В данной статье  квесты рассматриваются как многофункциональное средство, которое способно эффективно формировать иноязычные лексические навыки и помимо этого формировать межпредметные умения в у...