Виды и способы контроля на уроках иностранного языка с использованием ИКТ
методическая разработка по английскому языку

Шахматова Людмила Михайловна

Общая тенденция по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся состоит в том, что одной из ведущих функций оценки называется контроль как условие формирования знаний и умений у обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_sposoby_kontrolya_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и способы контроля на уроках иностранного языка с

использованием ИКТ

Согласно ФГОС, в целях обеспечения качества образования ставится задача формирования целостной личности выпускника школы, обладающего комплексом ключевых компетенций: предметных, социальных и личностных, которые способны обеспечить успешную самореализацию выпускников. В этой связи возникает вопрос, в какой степени существующие формы контроля и оценки способны создать условия для проверки всей совокупности формируемых в процессе обучения компетенций.

Психолого-педагогические основы контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеником знаний, так и о том, каким путем они добыты. Проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем, как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления. Если учесть, что главная учебная задача учителя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Современные тенденции в развитии системы оценивания в целом заключаются в сравнении индивидуальных достижений учащегося с определенными критериями, основанными на компетентностном подходе и новой образовательной парадигме. На основе данных подходов составляются образовательные стандарты, выдвигающие требования к введению в педагогическую практику образовательных организаций новой критериальной системы оценивания.  

В области контроля и оценки качества иноязычной подготовки объектами контроля выступают приобретенные учащимися знания и сформированные языковые умения.

В рамках итогового контроля создается учебная ситуация с целью проверки сформированности отдельных умений в области иноязычной подготовки учащихся.

Однако, в соответствии с требованиями ФГОС, реализующего компетентностный подход, представленные выше формы контроля и оценки качества подготовки по ИЯ имеют ряд ограничений, не позволяющих осуществлять адекватную, а главное – аутентичную, оценку способности использовать ИЯ.

Данные формы контроля и оценки далеки от требований и условий реальной ситуации, которая не только предполагает решение конкретной задачи с использованием ИЯ, но и выполнение учащимся определенной социальной роли. Представленные формы контроля лишь частично моделируют предметный контекст, в то время как социальный контекст остается не отраженным, обучающиеся осознают данную ситуацию как учебную.

Особо следует подчеркнуть, что проверка сформированности умений осуществляется в рамках привычного для учащихся учебного контекста, в то время как результативность обучения проявляется в новом, незнакомом контексте, что свидетельствует также о способности адаптироваться к различным ситуациям общения.

Таким образом в силу того, что задачи, предлагаемые учащимся в традиционных формах контроля, носят учебный характер, воспроизводят учебную ситуацию, в которой проверяются отдельные иноязычные умения, эти формы не могут обеспечить условия для проявления целостного комплекса предметных и социальных компетенций и индивидуальных качеств личности, таких как, адаптивность, автономность, творческий подход при решении поставленных задач.

В силу выше сказанного можно сделать вывод, что существующая система контроля владения ИЯ не дает представления об истинном уровне сформированности компетенций учащихся и не выдерживает требования аутентичности.  

В практике преподавания для проверки и оценки качества подготовки учащихся по иностранному языку используются следующие формы: для текущего контроля - фронтальный опрос/беседа, письменная контрольная работа; для промежуточного – устный зачет или письменная работа по завершению изучения конкретной темы. Итоговый контроль, в зависимости от этапа обучения, включает в себя следующие виды заданий:

I. Задания, направленные на проверку сформированности умений чтения:

  • На материале текста социокультурной тематики:

1) прочтите текст и назовите основную проблему, изложенную в статье, сделайте выводы;

2) прочтите текст и ответьте на вопросы преподавателя по содержанию текста;

3) прочтите текст и найдите информацию о …; найдите отрывок текста, где говорится о …; заполните таблицу информацией о …;

  • На материале научно-популярного текста:

1) прочтите текст и выполните его перевод (до 1500 печатных знаков);

2)   прочтите   тест   и   ответьте   на   вопросы по содержанию текста; 

3) прочтите аутентичный текст без словаря, ответьте на вопросы;

II. Задания, направленные на проверку сформированности умений устной речи:

- 1) подготовьте сообщение, содержащее информацию в рамках пройденной тематики (время на подготовку до 15 мин.); 2) сделайте сообщение по теме (тема имеет социокультурный или научно-популярный характер); - побеседуйте в рамках заданной ситуации на ИЯ. 

Так, в частности, могут быть предложены подобные тексты:

Прочтите текст без словаря и передайте его содержание: World

Exhibitions. 

The first world exhibition was held in London in 1951. It was a great success. It displayed exhibits of 40 participating nations and the number of visitors reached over six million. Since then world industrial expositions have had a colourful history. They have changed not only in size and scope, but also in character and overall purpose. Such events provided opportunities for exchanging scientific, technological and cultural achievements of the people of Europe, America, Australia, Asia and Africa. Later international expositions began to take new forms, emphasizing not only technological progress, but also other aspects of life. They became festivals of industry and culture.

Прочтите текст и выполните его письменный перевод на русский язык со словарем:

Early History of Computer 

The development of the modern-day computer was the result of advances in technologies and man’s need to quantify. Papyrus helped early man to record language and numbers. Some of the earlier counting machines lacked the technology to make the design work.

The abacus was one of the first counting machines. Its only value is that it aids the memory of the human performing the calculation. A skilled abacus operator can work on addition and subtraction problems at the speed of a person equipped with a hand calculator.in 1617 an eccentric Scotsman named John Napier invented logarithms, which are a technology that allows multiplication to be performed via addition. The magic ingredient is the logarithm of each operand, which was originally obtained from a printed table. But Napier also invented an alternative to tables, where the logarithm values were carved on ivory sticks which are now called Napier’s Bones.

В качестве устных тем, по которым следует сделать сообщение, предлагаются такие, как:

  • Family Album;
  • Our University;
  • My Speciality;
  • My Native Town; - Computers in our Life;
  • Cities and their Problems.

Таким образом, основной формой проверки является решение учебно- коммуникативных задач, близких к реальной ситуации общения.

Анализ показывает, что рассмотренные формы контроля обеспечивают проверку сформированности следующих коммуникативных умений:

  • умения устной речи: представление себя, объяснение цели визита и т.п.; описание будущей профессии/профессиональной деятельности; изложение своих планов, намерений относительно свободного времени; выражение мнения в беседе о писателе, книге, произведении искусства; выражение своего отношения к планам на будущее; передача общего содержания статьи/сообщения; представление короткого сообщения на профессиональную/научную тему.
  • умения письменной речи: написание письма, сообщения, пр.
  • умения чтения: выделение главной мысли прочитанного текста; понимание общего содержания/основной информации текста; выявление реестра рассматриваемых в тексте вопросов; распознавание/установление структуру текста, выделение его смысловых частей; использование комментария, пояснения, примечания для лучшего понимания текста; понимание вывода, сделанного автором текста.
  • умения аудирования: понимание основных положений четкой, звучащей речи.

На сегодняшний день, как показал анализ программ курса ИЯ, одной из самых широко используемых форм контроля и оценки является тестирование.

В качестве контрольно-оценочных средств любой формы контроля предлагается применение тестов, результаты которых позволяют оценить сформированность конкретных умений по каждому виду деятельности. Форма проведения теста ориентирована как на устное, так и на письменное решение учебно-коммуникативных задач.

В области обучения ИЯ тестирование как форма контроля и оценки сформированности языковых навыков и речевых умений применяется уже давно    и    успешно.    Под    лингводидактическим    тестом    понимается «подготовленный в соответствии с определѐнными требованиями комплекс заданий, прошедший предварительное апробирование с целью определения его показателей качества и позволяющий выявить у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и/или речевой (коммуникативной) компетенции, и результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям». Каждое тестовое задание в таком коммуникативном тесте создает для тестируемого некоторую проблемную лингвистическую или экстралингвистическую ситуацию, решение которой требует применение соответствующих речевых умений.

В основу тестовых заданий коммуникативного типа кладутся разнообразные задачи личного, общественного, образовательного характера, выполнение которых требует сформированности у тестируемого определенных компетенций, обеспечивающих осуществление действий, которые позволяют достичь результатов в какой-либо сфере. Этапу создания тестов предшествует анализ потребностей, тестируемых для того, чтобы содержание тестовых заданий отражало реальные ситуации общения, в которых тестируемые будут использовать иностранный язык.

В качестве основных требований, предъявляемых к тестовым материалам, выделяются: коммуникативная направленность и аутентичность предлагаемых заданий.

Рассмотрим опыт использования наиболее популярных зарубежных коммуникативных тестов, применяемых для определения уровня владения ИЯ, с тем, чтобы определить их дидактический потенциал в качестве формы контроля и оценки качества владения ИЯ для учащихся. В качестве примера зарубежных тестов мы выбрали тесты International English Language Testing System (IELTS) (2007), предназначенные для определения уровня владения английским языком иностранных студентов, желающих продолжить обучение или найти работу в Англии/Австралии. Выбор именно данных тестов определяется тем, что из всех зарубежных тестов они в наибольшей степени ориентированы на учебно-профессиональные ситуации общения.

Рассмотрим, насколько это требование отражено в заданиях для проверки умений всех видов речевой деятельности: 1) аудирования, 2) чтения, 3) письма, 4) говорения.

Тесты для проверки умений в области аудирования и письма построены на материале цельных текстов. Тексты, предъявляемые тестируемым для аудирования, представляют собой образцы диалога на социальные темы, интервью, отрывки из лекции. Тексты, используемые для проверки сформированности умений чтения, являются образцами научно-популярного, публицистического или газетного стиля.

В качестве проверочного средства сформированности умений аудирования и чтения преобладают задания с предопределенным характером ответов: множественного выбора, восстановление целого текста из частей, заполнение пропусков, ответы на вопросы, ложные и истинные суждения.

Тестовые задания, направленные на контроль и оценку продуктивных речевых умений говорения и письма (IELTS (2007)), призваны моделировать реальные ситуации общения/социального взаимодействия, и предполагаемые ответы носят более творческий характер. Так, например, задания для проверки сформированности умений говорения могут быть следующего типа:

Foreign Business Trip 

Your company is attending a trade fair in a foreign country for the first time.

You have been asked to help with the preparations for the trip.

Discuss the situation together, and decide:

  • what travel and accommodation arrangements you will need to make

before the trip

  • what kinds of business customs in the foreign country it would be useful to know about, and how to find out about these before the trip

Задания в разделе письмо представляют собой реализацию заданного коммуникативного намерения в представленной ситуации, с использованием информации, полученной из разных источников, и предполагают создание своего собственного информационного продукта, в частности, делового письма/факса, доклада, отражающего данные, представленные на графике, и эссе, содержащее личное мнение тестируемого по определенной проблеме. Критерии оценки («IELTS Testbuilder» 2007) заключаются в следующем: соответствие теме, умение представить решение проблемы, умение сравнивать и оценивать факты, идеи, мнения, использование соответствующего ситуации стиля, регистра, лексическая и грамматическая правильность речи. Схожие критерии выделяются в отечественной практике для оценки созданного информационного продукта письменной речи.

Задания в разделе говорения проверяют сформированность умений монологической и диалогической речи по следующим критериям («IELTS Testbuilder», 2007): беглость, связность, диапазон грамматических и

лексических конструкций, точность, правильность произношения.

Итак, тесты такого типа создают условия для проверки следующих коммуникативных умений:

  • умения устной речи: монологические: представление себя; представление краткого сообщения на предлагаемую тему (чаще социокультурного характера); Диалогические: ведение беседы на социокультурную тему; передача/запрос предметной и фактологической информации, обмен информацией; выражение/выяснение согласия/несогласия собеседника; выражение/выяснение мнения, точки зрения собеседника заданную тему.
  • умения письменной речи: выражение собственного мнения относительно фактов, событий, явлений; написание письма и т. п.
  • умения чтения: выделение главной мысли; понимание общего содержания/основной информации текста; выявление реестра рассматриваемых в тексте вопросов; понимание вывода, сделанного автором текста.
  • умения аудирования: понимание вопросов, касающиеся личных данных; понимание фактов, деталей, эмоциональной окраски, оценки элементов/информации в целом в речи собеседника; понимание темы, главной идеи сообщения; понимание основного содержания; понимание содержащейся в описании/повествовании взаимосвязи фактов/явлений, событий.

Таким образом, коммуникативные тесты призваны имитировать реальные ситуации общения, в частности учебно-профессиональные.  

Более того, так же как существующие отечественные формы промежуточного и итогового контроля, зарубежные тесты не обеспечивают интегративной оценки компетентности.

Следовательно, в случае использования данных тестов или их моделирования в отечественной практике в качестве формы контроля и оценки иноязычной подготовки учащихся, комплекс предметных, социальных и личностных компетенций, который должен проверяться в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, остается вне ситуации проверки и оценки.  

В связи с проблемой нашего исследования представляет интерес типология тестовых заданий. Например, применяются следующие виды тестов:

1) тесты первого уровня (например, выбор подмножества из множества возможных ответов, описывающих некоторую ситуацию) предназначены для проверки качества усвоения новых знаний;

2) тесты второго уровня используются для контроля усвоения на уровне «репродукции» (усвоение, позволяющее решать типовые задачи без опоры на подсказку) (например, тесты-подстановки);

3) тесты третьего уровня ориентированы на продуктивную деятельность, на проверку сформированности умений (в ходе выполнения тестов учащийся каждый раз должен решать для себя вопрос, как использовать известный ему способ деятельности в новой ситуации);

4) тесты четвертого уровня проверяют способность учащихся ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях, решение данных проблем – творческая деятельность. Подчеркивается, что тесты четвертого уровня еще не нашли широкого применения.

В практике обучения ИЯ, для определения уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции, исходя из выше приведенного анализа, чаще всего используются тесты второго и третьего типа. Подчеркнем, что именно тесты четвертого типа полностью удовлетворяют требованиям современных подходов (деятельностного, компетентностного, контекстного) и способны создать условия для полноценной проверки готовности учащихся осуществлять деятельность с использованием ИЯ.

Анализ последних отечественных исследований в области проверки и оценки качества обучения ИЯ свидетельствует о расширении опыта использования новых форм контроля и оценки. Ряд авторов подчеркивают необходимость обращения к творческим формам контроля при проверке и оценивании межкультурной коммуникативной компетенции. На сегодняшний день предложены и внедрены в практику такие формы контроля и оценки, как мультимедийная презентация, устные коммуникативные тесты, технология альтернативного контроля в форме так называемого учебно-тестового портфеля, основу которого составляет индивидуально-ориентированное альтернативное языковое тестирование.

Особо следует выделить исследование Н. П. Хомяковой, в котором доказывается целесообразность использования технологий контекстного типа в качестве форм контроля и оценки владения ИЯ учащимися.

Так, для письменного контроля (текущего, промежуточного, итогового) предлагается внеаудиторное написание эссе на основе не менее трех информационных источников, один из которых представлен Интернетом.

В целях устного контроля (текущего, промежуточного, итогового) используются такие технологии, как:

  • презентация;
  • краткое изложение содержания ранее подготовленного эссе с последующим обсуждением затронутой проблематики.

Предлагаемые формы контроля и оценки создают условия для максимального приближения процедуры контроля к ситуациям реального общения за счет постановки реальной задачи. Очевидно, что наряду с коммуникативными умениями всех видов речевой деятельности проверяются и компоненты учебно-познавательной, информационно-технологической и научно-исследовательской компетенций, что в свою очередь обеспечивает целостность оценки способностей личности учащихся.

Устные коммуникативные тесты, так же, как и тестовые задания для проверки сформированности умений говорения в иностранных тестах (IELTS, TOEFL), основываются на возможности моделирования ситуаций общения, в которых по речевой деятельности испытуемого можно предсказать его поведение в ряде ситуаций реального общения.

В качестве форм контроля и оценки сформированности межкультурной коммуникативной компетенции предлагаются

1) устный коммуникативный тест в форме интервью (отметим, что понятие «тест» здесь носит условный характер), включающий

а) описание и сравнение картинок,

б) собеседование по вопросам социокультурного характера, где тестируемым нужно не только отвечать на предложенные вопросы, но и выражать свое мнение и демонстрировать свою социокультурную осведомленность,

в) интервью на заданную проблематику;

и 2) комплекс тестовых заданий устного общения, состоящий из:

а) интервью (беседа), речевой задачей которой является запросить или сообщить информацию фактического характера,

б) телефонного разговора на основе ситуации конфликтного характера,

в) переговоров с речевой задачей – убедить партнера в целесообразности принятия своих условий.

Преимуществом таких заданий является имитация реальных ситуаций общения, с которыми учащийся может столкнуться в жизни и будущей профессиональной деятельности, комплекс тестовых заданий устного общения (1) ставит перед испытуемыми речевую задачу, решение которой требует также исполнения определенных социальных ролей.

Следует отметить, что устные коммуникативные тесты в форме интервью (2) имеют определенные ограничения. Предлагаемая автором форма проверки рекомендуется для использования ее в качестве итогового вида контроля. Первый и второй тип заданий (описание и сравнение картинок и ответы на вопросы социокультурного характера) проверяют сформированность компонентов коммуникативной компетенции. Третье задание (ответы на вопросы: например, ―What versions of environmental problem solving from the environmental management perspective do you know?‖) ориентировано на контроль и оценку знаний и умение их выразить на английском языке, а не на способность решать задачи на изучаемом языке. Наряду с этим, упоминается, что интервью управляется в большей степени со стороны интервьюера, вопросы заранее определены и речевые действия испытуемого и тестирующего в определенной степени запрограммированы.

Как было отмечено выше, адекватная оценка сформированности умений и компетенций предполагает новый, незнакомый контекст. Таким образом, устные коммуникативные тесты в форме интервью не позволяют в полной мере обеспечить условий для проверки способности учащихся решать реальные задачи с использованием ИЯ.  

В целях модернизации традиционного контрольно-оценочного процесса и повышения качества обучения предлагается использовать для оценки достижений   учащихся в   области   ИЯ   технологию   так   называемого «альтернативного контроля». Данная технология представляет собой «учебно-тестовый портфель», в основе которого лежит индивидуально-ориентированное альтернативное языковое тестирование.

«Учебно-тестовый портфель» можно охарактеризовать как форму хранения выполненных заданий, материал для анализа и основание для оценки учебных достижений учащихся педагогом и для самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности. «Учебно-тестовый портфель» включает в себя задания стандартизированного тестирования, задания учебно- тренировочного характера, творческие проектные задания и самостоятельные тренировочные тестовые задания для рефлексивной самооценки. В силу того, что альтернативное языковое тестирование индивидуально ориентировано, содержание «учебно-тестового портфеля» каждого учащегося может отличаться характером и количеством выполненных заданий.  

Основными преимуществами данной технологии является учет личностной индивидуальности учащихся, мониторинг формирования межкультурной коммуникативной компетенции, тестовых стратегий и учебно-познавательной компетенции обучающихся на протяжении всего периода   обучения.   «Учебно-тестовый   портфель» в значительной степени ориентирован на формирование и развитие у учащихся способности к рефлексивной самооценке. Особенно важным представляется возможность каждого самому оценить свои достижения в области овладения ИЯ, анализировать свою познавательную деятельность и выстраивать дальнейшую траекторию своей учебной деятельности.  

Отмечая положительную роль самооценки учащихся, вместе с тем в качестве ограничения такого «альтернативного контроля» можно отметить тот факт, что для контроля и оценки уровня владения ИЯ на определенном этапе обучения выступают стандартизированные тесты, которые проверяют только сформированность умений видов речевой деятельности и никак не связаны с реальными задачами.

Следует заметить, что «учебно-тестовый портфель» представляет собой, по сути, модель Европейского языкового портфеля – составляющей его части Досье. Данный раздел Языкового портфеля предполагает включение в него на основе самооценки данных о достижениях учащихся в области изучения иностранного языка: наиболее удачные работы, примеры участия в разнообразных проектах, свидетельства и дипломы.  

Представляется целесообразным выделить еще одну форму контроля и оценки сформированности межкультурной коммуникативной компетенции – мультимедийную презентацию. Отмечается, что традиционные формы контроля (устный опрос, диктант, тест, коллоквиум, зачет) не всегда позволяют выявить компетентностный и творческий потенциал учащихся, поэтому предлагается использовать мультимедийную презентацию в качестве инновационной формы контроля и как обладающую большими возможностями для создания условий творческой деятельности учащихся.

Данное творческое задание выполняется по методу так называемого «бенчмаркинга – циклу Деминга», суть которого заключается в следующем: вся работа состоит из четырех этапов: I этап – планирование предполагает ознакомление учащихся с темами, после чего учащиеся самостоятельно выбирают текст. II этап – действие: учащиеся читают текст, составляют к нему план, вопросы, выполняют задания к тексту. III этап – проверка понимания текста в виде пересказа. IV этап – выполнение компьютерной презентации и само представление задания в группе.

Требования к выполнению данного задания содержат такие параметры, как подробный пересказ содержания выбранного текста на изучаемом языке, умение выразить собственное мнение и отношение к содержанию текста, акцентируя внимание на основных проблемах текста, обсудить выбранную тему с педагогом.

Анализ показывает, что преимуществами такой формы контроля является работа с текстами; формирование автономности обучающихся за счет самостоятельного выбора материала для своей презентации; создание своего собственного информационного текстового продукта, представленного в виде текста презентации.  

Таким образом, проведенный анализ показал, что существующие формы контроля и оценки качества подготовки по ИЯ учащихся в целом не обеспечивают в полной мере требования ФГОС к фондам оценочных средств: не создают условия для проверки полного спектра умений; не создают условия для проверки личностных качеств учащихся (творческое мышление, автономия, адаптивность и др.).

Тем не менее, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день уже наметилась тенденция перехода от традиционных форм контроля и оценки, таких как чтение и пересказ/перевод текста и беседы по содержанию текста, к формам, отвечающим требованиям ФГОС и современных подходов. Коммуникативные тесты, широко используемые в процессе обучения ИЯ для контроля и оценки качества сформированности речевых умений, преобразуются в новые формы (интервью, телефонный разговор, переговоры), все больше приближаясь к условиям реального межкультурного общения.

Однако, для адекватной проверки необходимы такие формы, которые не только моделируют аутентичный предметный и социальный контекст, но и создают условия для интегративной оценки языковой компетентности и качеств личности. Всем этим требованиям к формам контроля и оценки отвечают социально ориентированные технологии, реализующие концепцию

«социальной обучающей модели» в русле контекстного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль на уроке иностранного языка

В статье расскзывается о видах, формах, типах и целях контроля на уроке иностранного языка. Более подробно рассматриваются современные виды контроля: тестирование, спользование компьютерных технологий...

Статья - презентация "Контроль на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля."

Данный материал будт полезен для выступлния на методобъединениях, так как данная проблема является наиболее актуальной в нашей области. В качестве примера, можно использовать мой  материал "The f...

Проектный метод как один из способов контроля на уроках иностранного (немецкого )языка

Применение проектной методикикак одного из методов контроля, повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация – это ключ к успешном...

Контроль на уроках иностранного языка

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменя...

Контроль на уроках иностранного языка

контроль на уроках иностранного языка...

Опыт использования видов и форм контроля на уроках английского языка в 5 классе.

Контроль – это совместная деятельность преподавателя и учащихся по определению уровня владения языком. Контроль на занятиях может осуществляться в форме индивидуального, фронтального, группового...

Организация контроля на уроке иностранного языка

Организация контроля на уроке иностранного языка...