Контроль на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме
контроль на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контроль на уроках иностранного языка | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль на уроках иностранного языка
Учителю иностранного языка необходимо глубоко понимать процессы урока. В данной работе представлена необходимая информация для учителя иностранного языка в помощь систематизации понятия «контроль»: Объекты контроля; Формы контроля; Виды контроля; Функции контроля; Методы контроля.
Контроль на уроках иностранного языка может содержать разные цели и носить практический, общеобразовательный, воспитательный и развивающий характер: выполнять основную, т.е. обучающую функцию, позволять совершенствовать процесс обучения и заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, осуществлять обратную связь, раскрывать особенности речевого общения на иностранном языке, выявлять специфику использования речевого и языкового материала, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком и для воспитания качеств ученика, таких как настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость и т.д, стимулировать учащихся на более высокие результаты, усиливать обмен мыслями, информацией, активизировать воображение, память.
Мы рассмотрим:
- Объекты контроля;
- Формы контроля;
- Виды контроля;
- Функции контроля;
- Методы контроля.
1.Объекты контроля
В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:
- языковая компетенция (коммуникативная компетенция) , которая включает графическую сторону речи и орфографию, фонетическую, лексическую и грамматическую стороны речи;
- речевая компетенция (коммуникативная компетенция), которая представлена четырьмя видами деятельности: говорением, письмом, аудированием и чтением;
- общекультурная компетенция, которая позволяет особенности национальной и общечеловеческой культуры;
- учебно-познавательная компетенция, которая включает общие специальные умения.
Следовательно, объектами контроля являются:
а) речевые навыки (графическая сторона речи и орфография, фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи,
б) речевые умения (говорение, аудирование, чтение и письмо),
в) знания о родной стране и стране изучаемого языка.,
г) совокупность знаний, умений и навыков в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком.
Рассмотрим более подробно виды речевой деятельности:
Говорение.
В процессе тестирования проверяются:
-необходимые для общения в форме диалогической речи умения понимать собеседника и определять характер его коммуникативного намерения;
-адекватно реагировать на реплику собеседника (дать ответ, выразить согласие (несогласие), свое отношение);
-выражать свое коммуникативное намерение в предложенной ситуации, т.е., инициировать диалог (задать вопрос, выразить просьбу и т.д.);
-пользоваться нормами языка и речевого этикета, характерными для диалогической речи;
-необходимое для общения в форме монологической речи умение построить связанный текст разной коммуникативной направленности (повествование, описание, сообщение).
-владение языковым и речевым материалом, необходимым для общения (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).
Аудирование.
Объектом проверки является уровень сформированности речевых навыков и умений при восприятии иноязычного текста на слух. В процессе тестирования проверяются:
- умение понимать на слух монологическую речь (тема высказывания, его основная идея, главная информация). Тестовые задания даются в звуковой форме с выбором с выбором одного из вариантов ответа из трех возможных.
- умение понимать на слух диалогическую речь. Участниками тестирования даются три текста-диалога и тестовые задания к ним с тремя вариантами выбора ответа в звучащей форме.
- владение языковым и речевым материалом, обеспечивающим адекватное восприятие устного звучащего текста.
Чтение.
В процессе тестирования проверяются:
- необходимые для общения в форме диалогической речи умения понимать собеседника и определять характер его коммуникативного намерения;
- адекватно реагировать на реплику собеседника (дать ответ, выразить согласие (несогласие), свое отношение);
- выражать свое коммуникативное намерение в предложенной ситуации, т.е., инициировать диалог (задать вопрос, выразить просьбу и т.д.);
- пользоваться нормами языка и речевого этикета, характерными для диалогической речи;
- необходимое для общения в форме монологической речи умение построить связанный текст разной коммуникативной направленности (повествование, описание, сообщение).
-владение языковым и речевым материалом, необходимым для общения (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).
Письмо.
Объект тестирования - уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для фиксаций в письменной форме полученной информации, для передачи собственной информации. В процессе тестирования проверяются:
- умения передавать содержание прочитанного (прослушанного текста);
- умение построить письменный монологический текст на предложенную тему.
2.Формы контроля:
Выделяют пять основных форм контроля.
2.1. Фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы, обычно с места.
2.2. Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.
2.3. Индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.
2.4. Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым.
2.5. Самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения.
3.Виды контроля.
В педагогической практике используют следующие виды контроля:
а) предварительный контроль предназначен для выявления исходного уровня обученности учащихся.
б) текущий - самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля.
в) промежуточный контроль проводится с целью проверки овладения материалом большого объема, например, изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.
г) итоговый контроль навыков и умений проводится в конце каждого года обучения.
4.Функции контроля:
4.1.Обучающая функция.
4.2.Оценочная функция.
4.3.Стимулирующая функция.
4.4.Корректирующая функция.
4.5.Управленческая функция
4.6.Диагностическая функция.
4.1. Обучающая функция. Реализация данной функции обеспечивается системой контрольных упражнений и заданий, синтезирующих ранее усвоенный материал и приобретенные умения, повторяющих и закрепляющих усвоенный материал на предыдущих уроках. Данная функция способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала, следовательно, контроль является одним из способов изучения языку.
4.2. Оценочная функция. Позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения. Данная функция охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. Общеизвестно, что любая деятельность на уроке нуждается в оценке. В первую очередь это касается учащихся. Оценка деятельности учащихся бесспорно является важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности. Оценка деятельности учащихся важна и для учителя. С одной стороны, учитель получает представление об уровне обученности каждого ученика. С другой стороны, она может прояснить, в какой коррекции нуждается его собственная педагогическая деятельность. В оценке деятельности учащихся заинтересованы и органы народного образования, которые судят по ней о деятельности учителя.
4.3. Стимулирующая функция. Успешность практического овладения иноязычным общением зависит от того, насколько оно мотивировано для учащихся. В учебной деятельности всегда присутствует ориентация на результат: мотивом действий служит успешность/неуспешность результата. Учащиеся должны видеть результаты своего труда, выраженные в конкретно ощутимой форме – оценке и отметке.
4.4. Корректирующая функция. Проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных. Реализуется в двух направлениях: а) выявляется уровень проверяемого объекта (информация о неудовлетворительном состоянии проверяемого объекта поступает к учителю и возбуждает его ввести коррекцию в процесс преподавания, в дальнейшем учителю необходимо убедиться в том, что коррекция дала положительный эффект);
б) устанавливается адекватность используемых приемов и заданий проверяемому объекту (сигналы о неблагополучном состоянии объекта свидетельствует, что приемы не выполняют соответствующую задачу).
4.5. Управленческая функция. Обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля. В педагогическом процессе все его звенья должны функционировать по заданным параметрам. Если процесс обучения протекает не по оптимальным параметрам, управление педагогическим процессом теряет смысл, поскольку издержки будут при этом усугубляться. В случае полного выпадения из педагогического процесса какого-либо звена управление также становится неэффективным. Управляющая функция реализуется лишь в том случае, если все звенья процесса усвоения взаимодействуют по оптимальным параметрам.
4.6. Диагностическая функция. Позволяет своевременно обнаружить успешность /неуспешность в обучении и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейший процесс обучения; вносить корректировку в систему заданий, изменять ход и содержание работы на уроке. Данная функция реализуется в ходе всего процесса усвоения языкового материала и развития речевых умений на всех этапах обучения. В содержание диагностической функции входит не только установление факта успешности / неуспешности в обучении, но и анализ причин, приведших к этому факту.
5.Методы контроля:
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Основные методы контроля следующие.
5.1. Повседневное наблюдение помогает учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний.
5.2. Устный опрос. Предполагается три вида опроса: 1) индивидуальный опрос – вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку; 2) фронтальный опрос – вызов многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа: 3) уплотненный (комбинированный) опрос – вызывается для проверки одновременно несколько учеников, из которых один отвечает устно, а остальные по указанию учителя выполняют письменные или практические задания по карточкам, по учебным пособиям.
5.3. Проверка письменных работ. Сюда входят проверка тетрадей, проведение контрольных, проверка домашних работ, работа с тетрадями на печатной основе.
5.4. Зачеты. Это особая форма итогового учета, применяемая в старших классах. Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний.
5.5. Тесты. Для определения уровня сформированности рецептивных грамматических навыков наиболее целесообразными являются тесты на множественный и альтернативный выбор, действие с группировками, сопоставление, нахождение признаков и маркирование, интерпретация, завершение. [2]
5.6. Экзамены. Это специальный метод итоговой проверки, который одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом.
Литература
1. Кузнецова Е. Б. «Формы контроля знаний, умений и навыков на уроках английского языка», МБОУ СОШ № 96, г. Краснодар 2013 год
2. Ботезат-Белая У. А. Формирование у младших школьников контрольно-корректировочных действий в процессе лингводидактического тестирования (на материале английского языка). автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. специальность 13.00.01 ; [Таганрог. гос. пед. ин-т]. - Таганрог, 2000.. - 19 с
3. Юрлова Н. А. Методика внутришкольного контроля уровня обученности старшеклассников иностранному языку. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность 13.00.02 <Теория и методика обучения и воспитания>; [Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова]. - Нижний Новгород, 2009. - 22 с.
4. Текеева С. З. Технология рейтинговой системы контроля результатов учебно-познавательной деятельности школьников. (на примере английского языка) автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования>; [Карачаево-Черкес. гос. ун-т им. У. Д. Алиева]. - Карачаевск, 2009. - 26 с.
5. Белозерцева Н. В. Методика организации педагогического мониторинга учебного взаимодействия на уроках иностранного языка в средней школе. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность 13.00.02 <Теория и методика обучения и воспитания>; [Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина]. - Тамбов, 2006. - 23 с.
6. Миролюбов А.А. , Парахина А.В., Золотницкая С.П. и др. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. [Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений ; Под ред. А.А. Миролюбова и А.В. Парахиной. - Москва : Высш. школа, 1978. - 264 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль на уроке иностранного языка
В статье расскзывается о видах, формах, типах и целях контроля на уроке иностранного языка. Более подробно рассматриваются современные виды контроля: тестирование, спользование компьютерных технологий...
Статья - презентация "Контроль на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля."
Данный материал будт полезен для выступлния на методобъединениях, так как данная проблема является наиболее актуальной в нашей области. В качестве примера, можно использовать мой материал "The f...
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...
Контроль на уроках иностранного языка
Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменя...
Организация контроля на уроке иностранного языка
Организация контроля на уроке иностранного языка...
"Контроль и оценивание на уроках иностранного языка по ФГОС (на примерах немецкого и английского языков) "
В статье обсуждаются различные формы контроля знаний, которые способствуют повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждают отставание, обеспечивают активность учащихся на заня...
Виды и способы контроля на уроках иностранного языка с использованием ИКТ
Общая тенденция по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся состоит в том, что одной из ведущих функций оценки называется контроль как условие формирования знаний и умений у обучаю...